20 января 2005
1172

СНЕГ БЕЛЕЕТ, КОГДА БИЗНЕС `ЗЕЛЕНЕЕТ`

Целый год практически в каждом номере, журнал "Мировая энергетика" рассказывал о том, как общественность приобщала нефтегазовые компании к экологической ответственности. Начало этому процессу положил документ под названием "Совместные требования неправительственных природоохранных организаций России к компаниям нефтегазового сектора, осуществляющим свою деятельность на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне".

О том, насколько успешно шел первый этап проекта, о важности начатого рассказывает заместитель Председателя комитета Государственной Думы по экологии Марина Лебедева.

Конструктивный диалог, в котором должны быть в равной степени заинтересованы и нефтегазовые компании, и общественность, и профильные министерства, несомненно, полезен и природе, и обществу, и государству. Надеюсь, работающие в нефтебизнесе в России отечественные и зарубежные компании сознают реальную значимость адекватной реакции на требования природоохранных НПО для собственной инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

В целом инициативу НПО следует одобрить в силу ее природоохранной направленности. В то же время в документе содержится ряд тезисов, вызывающих желание дать совет их авторам быть более конкретными и последовательными.

В ряде моментов эти требования можно расценивать как вольное изложение уже существующих и закрепленных законодательством Российской Федерации природоохранных требований, относящихся не только к нефтяникам, но и ко всем природопользователям. Это - работа с учетом границ и режимов, установленных для особо охраняемых природных территорий, обязательность процедуры оценки воздействия на окружающую среду, учет интересов коренного населения и др. Часть требований не может быть реализована без принятия соответствующих государственных нормативных правовых документов. Например, требования полной компенсации ущерба и потерь могут так и остаться декларацией, если не будет разработана и утверждена методика расчета суммарного ущерба всем элементам окружающей природной среды, природным объектам, комплексам, природным ресурсам, здоровью населения и т.д., а это отнюдь не дело самих компаний, которые и сегодня по закону обязаны возместить ущерб, нанесенный природе и населению.

Ответственность за стратегическую оценку воздействия предлагаемого варианта развития на региональном (территориальном) уровне ложится на властные структуры (федеральные и региональные), а не на компании. Компании вносят свой вклад в формирование бюджетов всех уровней, тем не менее не наделены полномочиями государственного управления в сфере развития территорий и рационального размещения производительных сил. На мой взгляд, это касается и требований к компаниям по оценке воздействия по так называемому "нулевому варианту", предусматривающему полный отказ от планируемой деятельности. Зачем компаниям разрабатывать нулевой вариант своего развития и оценивать социально-экономические последствия для конкретного региона, вытекающие из такого сценария? Последствиями полного отказа от планируемой компаниями деятельности также должны быть озабочены власти. По крайней мере, этот вопрос нужно рассматривать совместно.

И все же следует отметить, что основная цель "Совместных требований..." - правильная и справедливая. Это - повышение ответственности нефтяных и газовых компаний за экологические последствия своей деятельности. Необходимо постоянно изыскивать резервы и возможности снижения негативного воздействия на природную среду, а у компаний, работающих в нефтебизнесе, такие резервы и возможности, безусловно, есть.

Если касаться практических результатов экологизации нефтегазового бизнеса, отвечу так. Поскольку речь идет о достаточно неординарном документе - если его не примут к исполнению те, кому он адресован, - он так и останется декларацией. Ожидать мгновенной реакции нефтегазовых компаний, поглощенных реальными проблемами выкачивания из российских недр нефте-и газодолларов, не приходится. И все же позитив, я думаю, есть. Состоит он, прежде всего, в том, что начатый экологической общественностью процесс пристального изучения и формирования более жестких экологических требований к ведению нефтегазодобычи подтолкнет и компании, и соответствующие государственные органы к переоценке сложившихся нормативов и регламентов. Это в свою очередь должно привести к снижению рисков и уменьшению негативного воздействия этой отрасли на природную среду. Но, повторюсь, ожидать мгновенной положительной отдачи от столь сложного процесса нереально.




20.01.05
(Журнал "Мировая энергетика", No 12, декабрь, 2004г.)


http://www.lebedeva-m.ru/ru/press/index.php?from=3&id=44
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован