22 апреля 2002
169

Сокральные основания этнической культуры хакасов

САКРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСОВ


Во второй половине ХХ века проявилась ситуация, когда развитие общества за счет истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной опасности самоуничтожения. В этих условиях только культура (в том числе этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Непредсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем. Более того, потребность обрести себя в вечности ведет к стремлению соединить время (прошлое, настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи, ученые-антропологи отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной адаптации человечества к миру, сумевшей самосохраниться в течение тысячелетий.

Особенностью современного мирового шаманизма является целый ряд моментов.

1. Шаманизм развивается как философско-религиозная система (а не только культово-ритуальная практика), являющаяся законченным трансцендентальным мировоззреним, цель и смысл которого не только почитать и сохранять жизнь, но также и пробуждать к ней.

2. Шаманизм стремится найти свою нишу в духовном опыте человечества, определить общее с мировыми религиозными системами при акценте на особенном ( например, тюрко-монгольский, сибирский шаманизм) и единичном ( хакасский, тувинский, якутский и пр.).

Самое первое, что роднит шаманизм с мировыми религиозными системами, это общечеловеческие этические нормы. Известно также, что именно шаманизм `подарил` им некоторые особенности ритуальной практики (окуривание, обрызгивание, движение по кругу и многое другое). С буддизмом и дзен-буддизмом роднит теория реинкарнации, медитация. В шаманизме, как и в даосизме, первоосновой мира является Закон ( путь мира, Дао). Конфуцианство и шаманизм перекликаются культами Неба, предков и жесткой системой устройства общества. Уникальное же лицо шаманизма связано с тем, что нет другой такой сакральной традиции, которая была бы настолько ориентирована на природу, как шаманизм.

3. Появились новые формы шаманизма. Так известный исследователь мирового шаманизма М.Хоппал выделил ` городской шаманизм`, который, по его мнению, имеет свою специфику в ритуалах.

В современных условиях особого внимания требует вопрос о полноте восстановления шаманских ритуалов. При тщательном исследовании оказывается, что каждое шаманское действие, слово несет строго определенный смысл. Другое дело, что современная аудитория, вырванная из традиционного мировосприятия и образа жизни, очень часто многого не понимает и не воспринимает. Современному человеку, получившему образование и воспитание на базе европейского рационализма, очень сложно многое брать на веру. Осложняет ситуацию и то, что у каждого шамана, при общей мировоззренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности ( сфера действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие аудитории силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.

В шаманской тысячелетней традиции существует представление о ` местах силы`, которые могут быть как небольшими, так и значимыми в мировом масштабе. От состояния этих территорий зависят судьбы мироздания. Такой сакральной землей является и древняя Хакасия.

Шаманизм на территории современной Хакасии возник в глубокой древности. Шаманская ( трехчленная ) модель мира в наиболее разработанной форме присутствует уже в каменных изображениях окуневской культуры ( 111 тысячелетие до н. э.), которая с необходимостью предполагает появление особого типа людей - шаманов, способных путешествовать( в измененном состоянии сознания) по всем трем мирам, населенным божествами и духами.

Сложнейшая история хакасов свидетельствует не только об удивительной жизнеспособности шаманизма, но и ассимиляции им распространявшихся когда-то здесь буддизма, манихейства, христианства. Хакасский этнограф Патачаков К.М. привел следующие цифры: ` в 1924 - 1925 году в 26 аалах Хакасского уезда был 71 шаман, из них 54 человека - мужчины, 17 - женщины; 39 человек имели бубны, костюмы; наследственными шаманами считались 15 человек...`

С конца ХХ века отмечается потребность хакасов в восстановлении сакральных (религиозных) оснований этнической культуры:

- воссоздании целостной мировоззренческой и культовой стороны традиционной религии хакасов - шаманизма;

- поклонении священным местам, которых на территории современной Хакасии более 300 (В.Я.Бутанаев);

- использовании шаманизма для восстановления физического и психического здоровья этноса;

- помощи молодым шаманам в обучении и посвящении;

- осмыслении шаманизма с позиций мирового религиозного, философского и научного опытов.

С этой целью было создано и зарегистрировано 29 июля 1994 г. в Министерстве юстиции Республики Хакасия Общество традиционной религии хакасов - шаманизма.

Социологический опрос хакасов 1996 г. ( проведенный автором) показал, что 26% респондентов считали себя шаманистами, значительно больший ( в ряде случаев до 70-80%) процент ответов на мировоззренческие вопросы ( о Добре и Зле, судьбах мира, жизни-смерти, о грехе и наказании и т.п.) также можно классифицировать как шаманистские.

Включенный анализ особенности бытования шаманистского мировоззрения современных хакасов позволяет выделить три основных направления:

1) верующие в существование сакральной реальности и соотносящие свое мировоззрение и деятельность с силами иных миров; здесь неизбежно традиционный пласт шаманизма будет доминировать; он может сыграть положительную роль в реализации этносом стратегии выживания, но не развития; крайней позицией здесь может стать ортодоксальный консерватизм;

2) модернизационное направление, которое убеждено, что объектом шаманской деятельности является сознание человека - единственная сакрализуемая реальность; здесь шаманизм смыкается с наукой и психотерапевтической практикой; в крайней, экстремальной форме при таком подходе шаманизму грозит растворение в психологии и утрата мировоззренческой специфики;

3) наконец, наиболее сложным, но, думается, наиболее плодотворным можно считать попытку соединения этих двух направлений: признание права на существование сакральной реальности, многомерности, сложности Вселенной, форм ее жизни, ее причинных зависимостей, синхронности существования, резонирующего взаимодействия с глубинами человеческого сознания ; такая точка зрения позволяет совместить традиционное с современным, найти соприкосновение науки и религии как двух форм познания мира и человека.

Все эти мировоззренческие поиски характерны для Общества традиционной религии хакасов, которые, порой, выливаются в острые дискуссии. Однако, можно констатировать, что третье направление все больше определяет деятельность Общества.

Остановимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются с позиций взаимоотношения Природы и Человека. Философский анализ традиционного мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных времен ядром культуры этноса:

1. Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга.

2. Абсолютная, бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек здесь не `тварь дрожащая`, он возник одновременно с миром и несет личную ответственность за благополучие Вселенной, природы, социума, рода, семьи, своей вечной жизни здесь, в этом `солнечном мире`.

3. Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная ритмичность ( смена времен года, состояний общества - гармонии и хаоса).

4. Вселенной руководит объективный, вечный закон справедливости, поэтому уйти от наказания за нечистоту мысли,чувства, поступка человек не может ни в ходе искупительной жертвы( тем более, чужой), ни индульгенции.

5. Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения хакасов являются дети, семья, община, род, этнос, родина.

6. Традиционное мировоззрение рождает позитивное мировосприятие( поскольку жизнь и смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на творчество.

7. Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством тела, сознания, души).

8. Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая деятельность шаманов.

9. Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чувство самодостаточности, личного и этнического достоинства.

Кто хорошо знаком с философскими и научными поисками конца ХХ века, тот увидит удивительную современность этих идей.

Традиционная же картина мира хакасского шаманизма следующая.

Верхний мир ( Хан-Тигир) , источник всего сущего, средоточие божественного Света, определяет судьбы мира, народа и каждого отдельного человека. Поэтому хакасский шаманизм часто называют тенгрианством. Самые сильные шаманы( `посвященные`, имеющие более 9 бубнов) поднимались в Небо, становясь заступниками за человека.

Средний мир - собственно человеческий, в котором он полностью реализуется, испытывая радость и полноту бытия. Самой важной смысложизненной задачей каждого хакаса считалось ненарушение целостности и гармонии этого мира, личная ответственность за продолжение Жизни во всех ее формах. У хакасов с давних времен выражен культ предков, которые олицетворяют силу родовых заступников и хранителей (исторических героев, великих шаманов). Предки вечны, строги и справедливы. Главным условием жизни и мощи предков является сохранение и развитие этноса со всеми его атрибутивными свойствами ( родной земли, этнической культуры, особенно языка, родовых связей как условия целостности народа, его генетического здоровья и т.п.).

Чистота мысли, чувства и действия являются основой долгой и обеспеченной жизни, нарушение этих требований (по всеобщему закону справедливости) с неизбежностью карается, при этом самым страшным наказанием является отсутствие детей, прекращение жизни рода.

От неосторожной связи с силами Нижнего мира из-за нарушения запретов и норм нравственности человек может серьезно пострадать. Защитником становится шаман, который вступает в смертельно опасную борьбу за жизнь и душу человека.

Шаманский дар, как правило, передавался по наследству, сопровождался `шаманской болезнью` и требовал от человека ( часто в ущерб собственным интересам) посвящения себя без остатка служению народу, что требовало огромного физического и психического здоровья. Каждый шаман имел свою специализацию( лечение, ясновидение и пр.), территорию путешествий( уровни и пространства мироздания в зависимости от его силы ), духов - помощников, формы камлания, особенности костюма, используемых музыкальных инструментов и пр. Существовала закрытая система обучения и посвящения молодых шаманов (как в процессе их общения с сакральным миром, так и опытными шаманами).

Наиболее распространенными способами лечения являлись программирование и самопрограммирование пациента на оздоровление, ритмотерапия ( звуками бубнов, других музыкальных инструментов, личных песен шамана, движениями его танца и пр.), ароматерапия ( ирбен, артыш и др.), траволечение, мануальная терапия, психокоррекция, гипнотерапия, визуализация, плацебо-эффект и др.

Кстати сказать, в шаманизме, как и в других религиозных системах, можно четко выделить внутреннюю ( эзотерическую ) и внешнюю (для народа) стороны. О последней было сказано выше. Что касается первой, то здесь важно отметить следующее. В течение тысячелетий от учителя к ученику передавались философская основа и ритуальная практика шаманизма. Связано это было с тем, что сложнейшая шаманская реальность ( в силу своей бесконечной многоплановости) не поддавалась рациональному осмыслению и вербальному объяснению. Тайным знание было также потому, что шаманские путешествия были всегда опасными и непредсказуемыми, они требовали огромной духовной силы, физического здоровья и нравственной чистоты.

Анализ отечественной и мировой научной мысли, а также собственное исследование данного явления в его историческом и современном контекстах позволяют сделать некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма.

1. Шаманизм в мире ( традиционном и индустриально развитом) вызывает выраженный интерес не только у ученых самых разных направлений ( антропологов, психологов, философов, физиков, физиологов, психологов различных школ, лингвистов, музыковедов и пр.), но и у широкой общественности.

Глобальный экологический кризис часть ученых и практиков связывают, помимо прочего, с утратой биофильного сознания человечества, господствовавшего в шаманском мировосприятии.

Этнически возрождающиеся народы ищут глубинные факторы этноидентификации, в том числе и религиозные. Часть из них находят в шаманизме.

2. Шаманы ( как и, по сути, служители культа иных религиозных систем) были психотерапевтами вплоть до ХХ века, у многих народов таковыми остаются и сейчас. Современные исследователи тувинского шаманизма Вайнштейн С.И. и Москаленко Н.П. отмечают: ` положительный эффект достигался не только при излечении больных с нарушениями психики, нервных заболеваний, но и при некоторых болезнях, вызванных иными факторами...из 57 опрошенных нами бывших больных пациентов шаманов у 49 человек после камлания наступило выздоровление или улучшение состояния`.

3. Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, это значит, что они были, есть и будут. С ними пытались бороться ( кострами инквизиции, лагерями ГУЛАГа...), но безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы, имеющие сильные шаманские родословные. Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец, шаманами становятся после обучения в многочисленных центрах, как, например, при Фонде шаманских исследований М.Харнера (Калифорния, США), через который прошли тысячи пациентов. Ученый считает, что 9 человек из 10 способны к шаманским путешествиям, при которых они могут ` включать` работу своего ` внутреннего доктора`.

В последние годы мы становимся свидетелями нового явления в шаманизме - стремления шаманов объединиться в сообщества национального, регионального и даже мирового уровней. Сами шаманы предсказывают:` Мы должны ожидать восстания духов разных мест Земли`. Достаточно часты утверждения шаманов самых разных народов и континентов, что именно их деятельность по удержанию равновесия Вселенной пока еще спасает человечество от окончательной гибели вследствие техногенных катастроф, мировых войн и экзистенциального вакуума.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован