17 мая 2002
118

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МОСКВЫ В ОЦЕНКАХ НАСЕЛЕНИЯ СТОЛИЦЫ

Содержание:

Введение
Мнения москвичей о проблеме расслоения общества
Межнациональные, межконфессиональные отношения и культурный обмен в условиях московского мегаполиса
Интеллектуальный потенциал мегаполиса в сфере науки, образования, культуры, досуга
Формирование ценностных ориентаций различных социальных и возрастных групп населения под воздействием информационных потоков и технологий


Научный консультант:
В.Н. Иванов - член-корреспондент Российской Академии наук,
первый вице-президент Академии социальных наук,
первый заместитель директора Института социально-политических исследований РАН,
доктор философских наук
Исследовательский коллектив:
руководитель - В.К. Сергеев - директор ЕНМЦ, к.и.н.,
заслуженный работник культуры России,
В.Г. Донской, Е.М. Ковалев, Е.Ю. Ладенкова,
д.ф.н. И.А. Сосунова, д.с.н. В.И. Чупров

ВВЕДЕНИЕ

Исследование содержания социальной среды и ее воздействия на духовное развитие человека имеет первостепенное значение в условиях социально-политических трансформаций. `Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) и конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни`1.

Социальная ситуация в России последнего десятилетия ХХ и начала ХХI века характеризуется системным кризисом: падением уровня и дезорганизацией производства, развалом производственно-технологических и экономических связей, безработицей, инфляцией, ростом цен, утратой большей части социальных гарантий. Многими исследователями констатируется резкое снижение трудовой мотивации населения, в первую очередь молодежи, переориентация сознания с коллективистского на индивидуальное.

В исследуемый период резко изменилась социально-классовая структура общества и положение человека в нем. Растет социальное расслоение населения по уровню доходов, характеру потребления, поляризуются социальные интересы различных социальных групп. Происходит утрата социальной идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами. Болезненно происходит становление демократических институтов в обществе. В трактате `Об общественном договоре` Ж. Ж. Руссо обосновал систему демократических прав, осуществление которых должно было, по его мнению, создать `идеальное общество`, обеспечить торжество общечеловеческой демократии2. Однако, в России до утверждения подлинной демократии еще далеко.

Социально-психологическая сфера общества в этот период претерпела резкую смену состояний: от относительного духовного комфорта, спокойствия, стагнации к состоянию стремительных перемен, неуверенности и страха перед будущим, духовных метаний, агрессивного раздражения.

В идеологической сфере до конца 80-х годов господствовала ситуация, которую можно было обозначить как тотальную идеологизацию всех сторон общественной жизни, уровень которой превысил критический, вызвав обратную протестную реакцию, частично спровоцировавшую или, по крайней мере, облегчившую ломку существовавших государственных и общественных устоев и стереотипов. Деформация массового общественного сознания, породила неверие в провозглашаемые официальной коммунистической идеологией ценности, сформировав `теневое сознание`, резкое несоответствие общественного и индивидуального сознания.

В период перестройки и реформ, событий, которые можно было бы назвать второй буржуазно-демократической революцией в России, несмотря на мощную реакцию общества, неприятие всего, что связано с идеологией, непрерывные призывы средств массовой информации к тотальной деидеологизации всех сфер общества, развернулась широкая палитра идеологических систем и программ.

Для современного этапа развития российского общества характерны противоречивость социальной сферы, отсутствие целостности. Элементы социальной сферы действуют не в русле единой идейно политической программы, а хаотично, во многом неуправляемо. Это обстоятельство в значительной степени изменило возможности, способ и характер усвоения социального опыта личностью и не способствует процессу эффективного формирования прогрессивного мировоззрения подрастающего поколения.

Основная задача любого общества - обеспечение выживания составляющих его членов, его самосохранение и саморазвитие, обеспечение системной целостности. В развитом обществе можно выделить ряд функций, без которых решение задач выживания общества, его самосохранение и саморазвитие невозможно. Это, прежде всего, производство, познание, управление, образование, и культурное воспитание.

Благодаря существованию социальных институтов, социальные связи в обществе отличает предсказуемость, надежность и четкость в исполнении функций. Институционализированные связи и взаимодействия в обществе противостоят хаотичному, нестабильному, неорганизованному, случайному. Институциональная структура общества - это основа общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Социальный институт представляет собой нормативный комплекс, обеспечивающий целостность и стабильность общества, его нормальное воспроизводство, посредством которого направляются и конкретизируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре и др.3 Это особый тип социальной организации.

Функциями социального института в обществе являются: закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение устойчивости социальной структуры общества, регулирование отношений между членами общества путем выработки образцов поведения (эталонов, моделей), обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения, обеспечение сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества, упорядочение системы взаимодействия.

Любой социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы.

Научно-исследовательская работа по теме: `Социальная сфера города в оценке представителей различных возрастных и социальных групп населения столицы` посвящена изучению:

- мнения москвичей о проблеме расслоения общества;

- межнациональных и межконфессиональных отношений в Москве;

- интеллектуального потенциала мегаполиса в сфере науки, образования, культуры, досуга;

- состояния ценностных ориентаций, установок, настроений социальных и возрастных групп и влияния на них культурной экспансии извне, и включает следующие процедуры:

1. Опросы населения Москвы;

2. Учет мнения экспертов;

3. Анализ научно-исследовательских материалов по данной проблеме;

4. Анализ статистических данных, законодательных, нормативных и иных документов;

5. Анализ публикаций в средствах массовой информации.

В отчете использованы результаты социологических исследований ЕНМЦ: `Удовлетворенность и запросы молодежи в области культуры и досуга`, `Россия - Родина моя (проблемы патриотического воспитания)`, `Проблемы межнационального общения и культурного обмена`, `Весенний призыв - 2001`, цикл опросов по теме `Негативные явления в молодежной среде`, `Актуальные проблемы и перспективы развития клубных учреждений Москвы `(экспертное), `Мнение москвичей о работе кинотеатров` (среди населения и экспертов), `Средства массовой информации и культурное воспитание молодежи`.

Проведен анализ официальных статистических данных, материалов научно-исследовательских организаций ИСПИ РАН, Центра социологии межнациональных и региональных отношений, РОМИР, ВЦИОМ, данные Мосгоркомстата, ВНИИ МВД РФ, материалов, опубликованных в сборниках `Пульс`, `Поиск`, а также публикаций в СМИ.

В социологических исследованиях принимали участие москвичи в возрасте от 14 до 65 лет. Это учащиеся, студенты, ИТР, представители деловых кругов, рабочие, преподаватели, медики, работники культуры и искусства, досуга, сферы обслуживания, транспорта, военнослужащие, ученые, домохозяйки, безработные, инвалиды, предприниматели, пенсионеры. В экспертных опросах принимали участие академики, член-корреспонденты, доктора и кандидаты наук, специалисты института экономики Российской Академии наук, работники института социально-политических исследований РАН, отраслевых комитетов Правительства Москвы, специалисты ЕНМЦ.

Национальный состав представлен русскими, украинцами, евреями, татарами, армянами, белорусами, грузинами, азербайджанцами, мордвой, латышами и т.д. Более половины респондентов имеют среднее и среднее специальное образование. Свой уровень доходов большинство опрошенных оценивает как средний и ниже среднего.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован