Эксклюзив
20 февраля 2013
4144

Социальные медиа в реализации диалога общества и власти

Наиболее продуктивным типом взаимоотношений власти и общества, является диалог, общественный дискурс относительно насущных и перспективных социальных проблем. С расширением возможностей для общества в производстве и распространении информации, возникших благодаря развитию сети интернет, появились и новые формы диалога общества и власти. Наиболее актуальными в этой связи становятся социальные медиа - виртуальные площадки для организации диалога, выражения его участниками своих позиций. Социальные медиа, обладая ярко выраженными интерактивными свойствами, являясь простым и доступным средством создания групп, сообществ, дискуссионных площадок в сети, создают условия для расширения диалога общества и власти.

Сложность современных общественных процессов обусловлена глобализацией публичной сферы, массовостью политического участия и увеличением возможностей граждан создавать независимые от власти каналы коммуникации, благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Новые условия политической реальности вносят серьезные коррективы в систему взаимоотношений власти и общества, повышая влияние гражданских структур и эффективность самого политического участия. Новые информационные технологии привнесли в социально-политическую жизнь россиян новые возможности участия, неизвестные ранее в социальной практике формы демонстрации своих гражданских позиций, желаний, взглядов и способы влияния на власть.
Диалог как самая приближенная социальной природе человека форма коммуникационного взаимодей-ствия становится одной из необходимых составляющих современной политики. Коммуникация, основанная на диалоге, является важным условием в становлении равноправного информационного обмена между властью и обществом. Сущность современных изменений в области политической коммуникации - преодоление доминирования и жесткого контроля отправителя информации над адресатом. При этом диалоговый характер коммуникации свидетельствует о способности политической системы достигать общественного консенсуса, нацеленности политического режима на принятие политических решений в условиях многовекторных интересов плюралистического общества, где каждый гражданин становится полноправным субъектом политического процесса.
Диалоговая коммуникация в наибольшей степени со-ответствует социально-психологической природе людей. Образуя общность "МЫ", диалог создает почву для совместной деятельности, раскрытия и развития личностно-го потенциала партнеров. Диалог на уровне микрокоммуникации становится формой дружбы и эффек-тивного делового сотрудничества. На уровне мидикоммуникации социальные группы включаются в диалог с властью. Для достижения национального согласия и между-народного сотрудничества решающее значение имеет макрокоммуникационный диалог, участниками которого ста-новятся народы и государства. Путь к диалогу возможен через сотрудничество, взаимодействие, ведущее к созданию общей основы для понимания проблемы и консенсуса. Современная социальная диалоговая практика базируется на идеях глобальной взаимозависимости всех людей, демократии, прав человека и диалогической природе социума и политики.
Политический диалог в настоящее время рассматривается как один из видов политического дискурса. В этом отношении он является ненасильственным осуществлением власти и реализации политической воли сторон на основе открытости и взаимопонимания. Мировой опыт показывает, что степень развития диалога власти и общества свидетельствует об уровне развития демократии. Она уже не характеризуется только лишь совокупностью процедур и практикой их применения. Все большую роль приобретает умение выстроить диалогическое взаимодействие между самими гражданами и гражданами и властью. И здесь весомое значение приобретает политическая коммуникация и ее способность создать в обществе диалоговый режим обмена мнением и информацией.
Развитие интернета значительно расширило возможности альтернативного, не контролируемого властью, производства и восприятия информации, позволяя гражданам свободно обмениваться сообщениями различного характера. В глобальном плане наметившаяся тенденция к смене моделей коммуникации, переходу от "вещания" к подлинно демократическому диалогу власти и общества предполагает равноправный обмен точными, полными и проверяемыми сведениями. Э. Шапиро убежден в том, что сеть интернет позволит избавиться от информационного шума и граждане смогут получать именно ту информацию, которая представляет для них непосредственный интерес [1].
Появление и распространение в интернете диалоговых форм политической коммуникации (например, чаты, форумы, телеконференции, общественные приемные, блоги, микроблоггинг, социальные сети и др.). позволяет обеспечить постоянный общественно-политический диалог в реальном времени между властью и обществом, политическими институтами и гражданами. Интернет становится средством коммуникации, способным преодолеть иерархию властных структур, избежать "политических посредников" и монологический характер классических форм политического опосредования политических интересов. Политическое участие становится практически мгновенным в отличие от классических способов артикуляции мнения через политические партии или СМИ. Интернет снижает затраты на согласование планов политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующими непосредственно в реальном мире.
Новой формой политического участия сегодня становится диалог граждан между собой или с другими субъектами политики, реализуемый с помощью интернет-технологий и характеризующийся неограниченным во времени сроком участия, непрерывностью процесса участия, разнообразием возможностей в средствах выражения своего мнения.
Политический интернет-диалог - это процесс симметричной или ассиметричной коммуникации граждан с властью посредством использования телекоммуникационных возможностей, направленный на участие в выработке политических стратегий развития общества и влияния на принятие политических решений [2]. Специфика политического интернет-диалога заключается в усилении групповой интеграции, возможности мгновенного реагирования на возникшие политические проблемы, способности граждан привлечь к определенной проблеме максимально широкий круг единомышленников.
Сегодня политическая практика в интернете динамично развивается вслед за усложнением самих технологий, которые расширяют масштабы и формы взаимодействия субъектов политики в виртуальном пространстве. Все чаще политическую деятельность посредством интернет выделяют в новую категорию "сетевой политики", как деятельности в сфере осуществления борьбы за власть и влияние в обществе посредством прямого использования информационно-коммуникационных сетей общего пользования [3].
Одним из способов организации интернет-диалога для граждан является создание блога. Главная особенность блогов (помимо оперативности, свободы мнений, доступности и роли репутации автора) заключается в том, что пользователи могут комментировать новости, устанавливая обратную связь. При этом блоги обладают рядом недостатков: его ведение требует значительных затрат времени и непредсказуемость реакции пользователей на новости в блоге.
Персонифицированность блога в определенных обстоятельствах может быть положительным фактором, а может и порождать действия, не конвенциональные по содержанию. Примером последнего могут стать революции "Арабской весны". Блоги, а также социальные сети, WikiLeaks в этих событиях не только сыграли информационную и коммуникационную роль, сформировали общественное мнение и мобилизовали население, но и превратились в опасные и эффективные методы политической борьбы [4]. Инициаторами революционных событий стали небольшие группы продвинутых оппозиционеров: достаточно образованные, молодые люди, активно коммуницирующие в блогах, распространяющие и подписывающиеся на новости в сервисе котороких сообщений "Twitter" и вступающие в политизированные диалоговые группы в социальной сети "Facebook". Создав критическую массу недовольных в он-лайне, они перешли к организации активных протестов в оф-лайне, к которым затем присоединились и все остальные граждане, включая женщин и подростков [5]. Таким образом, политическая активность граждан в виртуальном пространстве способна сформировать совершенно новое неодномоментное состояние общественной инициативы - блогосферу и социальные сети, обладающие огромным потенциалом повышения гражданской активности. Этот потенциал значительно больше, чем предлагаемый традиционными средствами массовой коммуникации, такими как газеты, радио или телевидение. Классические медиа принципиально отделены от своей аудитории, даже несмотря на появление ограниченных возможностей интерактивного общения. Телевидение теряет роль основного информирующего органа массовой информации. Интернет же, напротив, с каждым годом набирает все большую аудиторию, становится доступным среднестатистическому гражданину. Сеть впервые позволяет человеку выбирать то, что он хочет читать, слушать или смотреть, приучает человека отвечать за то, какую информацию он потребляет, вникать во все детали для того, чтобы разобраться в сути вопросов. Прошло то время, когда можно безоговорочно верить тому, что говорят СМИ, не анализируя, не проверяя и не находя дополнительной информации. Интернет, новые медиа вводят новое понятие объективности. Впервые в медийном пространстве появилась технология, которая позволяет объединить и тех, кто говорит, и тех, кто слушает. Это социальные медиа.
Социальные медиа - многозначный термин, обозначающий разнообразную активность по созданию и обмену информацией, в которой принимает участие множество акторов, посредством сети Интернет.
Социальные медиа включают в себя несколько характеристик, отличающих это явление от традиционных медиа:
социальные медиа построены на основе взаимодействия людей, включающего обсуждение и преобразование информации, а также выработку общего мнения;
социальные медиа используют динамичные способы распространения информации: принимающие информацию люди могут комментировать её и даже редактировать [6].
Основными принципами социальных медиа являются:
Соучастие многих ради общей цели
Прозрачность, открытость, доступность информации
Независимость, свобода участников
Постоянство
Минимизация личного пространства
Отсутствие пространственных ограничений
Оперативность (реагирование в реальном времени).
Эти принципы cоздают условия для организации широкого и свободного интернет-диалога, демократизируют политические коммуникации, изменяют их роль и повышают значимость в политических процессах.
Социальные медиа сегодня - это новое средство социальной и политической коммуникации, активными пользователями которого в нашей стране являются пока лишь несколько миллионов человек, но число пользователей постоянно растет. Данная среда коммуникации делает политиков и общественных деятелей более открытыми и доступными для общения с гражданами, для ведения диалога. Для общественности социальные медиа - иногда единственная возможность быть услышанной и повлиять на политический процесс в России. Все это становится возможным благодаря мгновенному донесению информации до большого числа людей. Сегодня социальные медиа используются в качестве средства для осуществления диалога общества и власти, в качестве инструмента, влияющего на сознание и мнение общественности. При этом каждый участник такого диалога должен нести ответственность за свои слова.
Вместе с тем, необходимо сказать и о тех рисках, которые несут с собой социальные медиа. В своей основе социальные медиа - это свободное, демократическое, но анархическое явление, способное запустить в общество конфиденциальную государственную информацию, компромат и фальсификат (феномен WikiLeaks). Социальные медиа способны стать площадкой для организации масштабных противоправных, экстремистских действий, националистических выступлений и акций, прежде всего потому, что социальные медиа популярны, они часто выступают альтернативой официальным медиа, их читают, смотрят, слушают и им верят.
Кроме того, в последнее время социальные медиа, к которым относятся блоги, микроблоггинг, социальные сети, разного рода wiki (например, WikiLeaks, WikiPedia и т.п.) и др., стали инструментом, который позволяет людям в режиме реального времени обсуждать насущные вопросы, объединяться вокруг идей и планировать свою совместную деятельность, становиться активными участниками диалогического процесса. В России подтверждением этому стали многотысячные митинги несогласных с результатами голосования на выборах в Государственную Думу РФ 4 декабря 2011 г. в Москве на Болотной площади. Участники митинга из активных граждан превратились в политически активных и главным инструментом "собирания толпы" стали социальные медиа. Окончательно сформировало "рассерженных и оскорбленных [7]" граждан выложенные в социальных медиа свидетельства о нарушениях при подсчете голосов избирателей, массовых фальсификациях результатов выборов. В этой связи возникает предположение о том, что те, кто сегодня является активным пользователем социальных медиа, и является тем политически активным населением, которое готово выходить на улицы и объединяться в общественные организации, такие как, например, "Лига избирателей", а также вступать в политические движения, такие, как "Левый Фронт" С. Удальцова, и в явном виде предъявлять свои требования к власти. То есть "виртуальные социальные сети превратились в реальные" [8]. И как показывает развитие событий после выборов Президента России 2012 г. следующим этапом политического процесса в России вполне может стать реальный диалог власти и общества, опосредованный социальными медиа.
Следует акцентировать внимание на том, что в России маловероятен сценарий "Твиттер-революции" или "Революции Facebook", как их называют в публикациях, по ближневосточному типу, так как социальные  медиа в России служат своеобразными площадками для выпуска пара и критики действующей власти, снижая уровень реального социального протеста. "Другое дело, если низовой социальный протест войдет в резонанс с протестными настроениями сетевого креативного класса". [9]

В России социальные медиа охватывают уже значительное количество граждан. Так, количество россиян, регулярно пользующихся Интернетом, непрерывно растет. Если в 2007 г. их насчитывлось 26,3 млн., что составляло 23% от всего населения страны, то к 2011 г. доля пользователей Интернета возросла до 40%, что в абсолюном выражении составило около 57 млн. человек, при этом около 25 млн. человек входят в сеть с помощью мобильных устройств. И качество интернет-аудитории очень высоко.
В социальных сетях в России сейчас зарегистрировано около 52% интернет-пользователей. Самой популярной сетью является сеть "В контакте", ее хотя бы раз в месяц посещает 28,8 млн. человек. На втором месте - сеть "Одноклассники" с 18 млн. посещений. В 2007 г. аудитория этих сайтов составляла по 3 млн. человек. Наиболее интенсивно растет количество граждан России, зарегистрированных в сети Facebook: если в 2007 г. их насчитывалось около 100 тыс. человек, то сейчас это число увеличилось до 5 млн. [10]. Именно в этой сети велась основная организация митинга на Болотной площади 10 декабря - митинга несогласных с результатами выборов в ГосДуму.
Однако события "Арабской весны" показали, что социальным медиа совсем необязательно охватывать большую аудиторию, можно иметь совсем немного людей, которые были бы непосредственно вовлечены в процесс использования социальных медиа в политической целях. Заметим, что здесь критически важно, на каком уровне находится развитие политического процесса и самого общества, потому что как только встанет вопрос об участии во власти и даже передаче или получении ее путем выборов, социальные медиа сразу же станут эффективным инструментом политической борьбы.
Вместе с тем, в настоящее время социальные медиа в России остаются лишь площадкой, позволяющей генерировать определенную гражданскую активность, но она пока еще не перерастает в политическую деятельность и продуктивный диалог с властью.
Возможности социальных медиа хорошо поняли политики стран Запада, активно использующие их во внешней политике. Так, в продолжение успехов африканских революций Госдепартамент США создал аккаунты в Twitter на разных языках: уже есть на арабском и фарси, а в ближайшее время появятся на русском, китайском и хинди. По мнению представителя НАТО С. Бабст, "это даст возможность в режиме реального времени наладить диалог с людьми, используя каналы связи, которые правительства этих стран не смогут заблокировать [11]".

Вывод. Таким образом, диалог власти и общества в современной России происходит в весьма ограниченном формате и не позволяет гражданам активно влиять на принятие политических решений. Вместе с тем, новые формы диалога, появившиеся благодаря развитию web-технологий, открывают новые возможности для самоорганизации граждан и открытого выражения своих интересов посредством реальных акций, влияющих на ход социально-политического процесса.
Развитие диалога в обществе в настоящее время характеризуется созданием сети горизонтальных связей, объединяющих структуры гражданского общества в их стремлении активнее участвовать в политическом процессе. Отставание государства в построении "вертикальных" легитимных диалоговых коммуникаций с гражданами ведет к усилению протестных форм политического участия, формирующихся на пространстве интернета и имеющих воплощение в реальной политической практике.
Сегодня очевидно, что власть и общество вынуждены договариваться и вырабатывать те правила в политических отношениях, которые максимально устраивали бы обе стороны, они обречены на взаимодействие и не могут игнорировать друг друга.
В современных условиях создание механизмов диалога власти и общества осуществляется на основе передовых технологий интернета как одного из самых доступных и демократичных средств массовой коммуникации. Наиболее эффективные и социально востребованные в настоящее время web-технологии - социальные медиа, обладающие ярко выраженными свойствами интерактивности, открытости, диалогичности, мобильности, доступности позволяют реализовать социально-политическую активность граждан и поэтому становятся важным фактором влияния на власть и принимаемые ею решения, одновременно являясь критерием демократичности политического процесса и залогом успешного развития институтов гражданского общества.


Список литературы

[1] Shapiro А. The Control Revolution: How the Internet is Putting Individuals in Charge and Changing the World We Know. - N.Y.: Century Foundation, 1999. - Р. 116-117.
[2] Войнов Д.А., Павлютенкова М.Ю. Интернет-диалог как новая форма политического участия граждан // Вестник РУДН. Сер. Политология. М.: 2007.
[3] Акопов Г.Л. Сетевая политика партийных элит в современной России // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Р-на-Дону, 2004.
[4] Митина Д. Не переоценивайте социальные медиа // Русский журнал. -http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ne-pereocenivajte-social-nye-media (16.03.2011).
[5] Нуреддин Малиди. Разрушение имиджа + создание групп // Русский журнал. - http://www.russ.ru/layout/set/print//Mirovaya-povestka/Razrushenie-imidzha-sozdanie-grupp (05.04.2011).
[6] PRESS-SERVICE. Электронный ресурс. - http://press-service.com.ua/novosti/chto-takoe-socialnye-media/
[7] Камышев Д. Разбуженные и оскорбленные. - Коммерсантъ ВЛАСТЬ N 50, 19 декабря 2011.
[8] Тарасевич Г., Скарлош С., Офицерова Е. Как нам захватить свою страну. // Русский репортер N 9. 2012. С. 29.
[9]  Материалы Дискуссии в Ассоциации Менеджеров на тему "Social Media в российской политике". - http://mdamr.ru/news/121--lsocial-media-r 26.04.2011.
[10] Макаров И. Атака ИНТЕРНЕТА. Коммерсантъ ВЛАСТЬ N 50. 19декабря 2011.
[11] Бабст C. Стратегия обеспечения безопасности 2.0. Комментарии. Газета.ru..- http://www.gazeta.ru/comments/2011/10/19_x_3805886.shtml -19.10.11.

Павлютенкова М.Ю.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
РОССИЯ
Аннотация
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован