Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
16 ноября 2021
269

Современная креативная экономика Республики Корея

 

Термин креативность, в том числе и в сочетании креативная экономика все чаще встречается в научной экономической литературе, в средствах массовой информации, активно используется в лексиконе бизнесменов и представителей органов исполнительной власти.

Креативность в широком понимании этого термина означает творчество, важное качество имманентно присущеечеловеческой натуре. От природы человек наделен воображением, абстрактным мышлением, творческим потенциалом и желанием использовать эти качества для формирования наиболее благоприятной, комфортной и удобной и красивой среды своего обитания.

Эти человеческие качества стали проявляться на заре развития мировой цивилизации примерно 30-40 тысяч лет назад, когда первобытные люди в процессе эволюции своего бытия стали украшать пещеры, где они жили наскальными рисунками, свое тело татуировками, создавали различные украшения.

Одежду и предметы быта делали так, чтобы ониотвечали не только сугубофункциональным, но и эстетическим потребностям.

Пожалуй, самыми креативным периодом в развитии мировой цивилизации былаэпоха Возрождения или как еще это время называют периодРенессанса (Rinascimento – итал. Renaissance – франц.).[1]

Даже те, кто не особо интересуются искусством знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена великих итальянцев - Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Джорджоне. Их нетленные творения включены в золотой фонд всех знаменитых и известных музеев мира.

Уникальная по своему значению культурно-историческая эпоха, охватила почти три века с началаXIV до концаXVI века иознаменоваласьмасштабным раскрытием творческого потенциала человека в форме расцвета живописи, скульптуры, литературы, архитектуры и других видов искусств.

В этот период практически каждый европейский правитель покровительствовал развитию искусства, старались не отставать в этой поддержке и национальная элита, аристократия и различного рода меценаты.

Значение Ренессанса измеряется не только количествомзамечательных произведений и их творцов. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству – реалистичному, гуманистическому, антропоцентрическому, светскому.

Эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.

 

Креативная экономика

 

В современном мире эффективным механизмом раскрытия творческого потенциала человека кроме сферы искусства, становится новое направление в экономической теории и практике, которое получило название креативная экономика.

По сути – это новая экономическая концепция, в основе которой лежит признание творчества, научных знаний и доступности информации как важных движителей устойчивого экономического развития и структурной социально-экономической модернизации общества.

Реализация этой новой модели развития способствует формированию интеллектуальной, новаторской среды в сфере бизнеса и основных стратах общества, становится драйвером инновационной трансформации.

Исходя из этого, креативную экономику можно определить как особую сферухозяйственной, научной и культурной деятельности, где индивидуальное и коллективное творчество становятся основными элементами в процессе создания новых стоимостей и способствуют социально-экономическому прогрессу.[2]

Фактически речь идет об особом секторе экономики, основанном, прежде всего, на различных видах творческого и интеллектуального труда.

В современной экономической науке и в деловом сообществе понятие креативная экономика нередко отождествляется с понятием «экономика знаний».

На наш взгляд эти два понятия при достаточной сущностной близости,не тождественныв практической реализации, в частности при формулировании и реализации экономической политики государств.

Предприниматели и чиновники пришли к консенсусу, что важную роль в устойчивом развитии современного общества играют различные формы индивидуального или коллективного творческого самовыражения.

К таким формам можно отнести в первую очередь инновации – разработкупринципиально новых идей, научных открытий, нововведений в экономике и социальной сфереи их последующая коммерциализация.

Несколько иное толкование в сам термин креативная экономика привнес американский профессор, экономист, географ и социолог Ричард Флорида.

В основу определенияспецифики креативной экономики им был положен принцип выделения определенных сфер и отраслей экономики, где доминирующем элементом деятельности является творчество.

К таким сферам можно отнести живопись, архитектуру, кинематографию, ремесленничество,радио, прессу и электронные масс-медиа, телевидение, в том числе создание интерактивных развлекательных программ, музыку, исполнительное искусство и шоу-бизнес, различные сферы дизайна, высокую моду, в том числе создание модельной одежды от кутюр,разработка программного обеспечения, интеллектуального контента в интернете и др.[3]

Креативность по Р. Флориде – «создание на базе знания практических новых форм», а основа развития креативной экономики – это «принцип 3-х «Т»: технология, талант и толерантность».[4]

Технология и талант – это очевидно, но модная на Западе толерантность на наш взгляд не имеет никого отношение к креативности. Это явление скорее разрушает, чем создает.

Наиболее динамичным и прогрессивным ядром современного общества американский ученый называет креативный класс, или представителей творческих профессий. Под креативным классом Р. Флорида понимает людей, которые реально меняют будущее.

Именно этот класс, проповедующий ценности творчества, основанных на национальных и культурных особенностях стран, способен внести существенный вклад в социально-экономическое развитие общества.

Креативную экономику можно считать новой научной парадигмой. По сути, это исходная концептуальная схема, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм представляет собой научную революцию[5]

Новые научныепарадигмыявляются движителем системного развития общества. Поскольку познание человек постоянно расширяются в нашем быстро меняющемся мире, то очевидно, что через некоторое время любая парадигма будет или модифицирована, скорректирована или появится новая. Это касается и парадигмы креативного социально-экономического развития.

По мере становления креативной экономики как новой научной парадигмы возникает реальная потребность в разработке новых теоретических, методологических и практических подходов.

Активизация рационального и эффективного использования креативно-интеллектуального потенциала человека становится важной производительной силой в постиндустриальном обществе.

Само общество постепенно начинает реально ценить креативность. Как показывает практика часто всего одна креативная идея может обеспечитьзначительный рост бизнеса компании, при этом доход от креативности может быть весьма существенным.

 

Креативная экономикаРеспублики Корея

 

В текущем столетии в Республике Корея (РК) создание креативной экономики стало приоритетом в экономической стратегии активно поддерживается на государственном уровне.

Для понимания основных стимулов, которые обеспечили появление и развитие южнокорейского экономического чуда инновационной и креативной экономикистраны необходимо вновь обратиться к конфуцианским традициям.

В основе южнокорейского общества традиционно доминируют семья и клановые взаимоотношения. Конфуцианские традиции определили модели взаимоотношений между государством и частным бизнесом, в период интенсивной индустриализации страны, создания ее научно-технического потенциала.

Именно конфуцианские традиции сыграли положительную роль в процессе экономической модернизации и последующей за ней политической либерализацией корейского общества, создав институциональные основы развития инновационной и креативной экономики.

Официальный старт нового креативного этапа инновационного развития Республики Кореи был дан 25 февраля 2013 г в иннаугурационной речи президента Пак Кын Хе (2013-2017).

В частности, она заявила, что для дальнейшего развития страны и сохранения ее конкурентоспособности на мировом рынке необходим переход на приоритетное развитие креативной экономики.

Сочетание креативных идей, изобретательности, информационных и компьютерных технологий будут стимулировать развитие новых инновационных производств.

Для координации деятельности государства в этой сфере и поиск новых источников экономического ростав структуре исполнительной власти было создано специальное ведомство –Министерство науки, информационных технологий и планирования будущего (Ministryof Science, ICT and Future Planning, далее – MSIP).

Если перевести название этого правительственного органа непосредственно с корейского языка, то получится «Министерство будущего творчества и науки».

 

Базовый план по развитию науки и технологий

(2013 – 2017 гг.).

 

В июле 2013 г. под руководством нового министерства MSIP был разработан и обнародован план по развитию креативной экономики, нацеленный на реализацию новой экономической стратегии, названный «Базовым планом по развитию науки и технологий»(2013 – 2017 гг.).

Этот план стал логическим продолжение предыдущих планов и программ инновационного развития страны - «Первого пятилетнего плана научных и технологических инноваций» (1997-2002), программа «Вездесущая Корея», «Интеллектуальная (смарт) Корея», «Гига Корея» и др.

В плане правительством были поставленыдве главные задачи– превращениеРеспублики Корея в мирового лидера в области инноваций и формирование креативного класса, для которого основными приоритетами будет творческое мышление и интеллектуальная деятельность. 

Для реализации этих весьма амбиционных задач в плане были обозначеныосновные цели и определены целевые показатели:

  • повышениеуровня дохода на душу населения к 2017 г. до 30 тыс. долл. Это потребует поддержания ежегодных темпов роста национальной экономики на уровне не менее 4% в год. Такой темп экономического роста может быть достигнут в результате увеличения производительности труда, обеспеченного за счёт разработки и использования собственных инноваций и активного взаимодействия с инновационными компаниями и организациями зарубежных стран.
  • повышение качества жизни граждан РК за счет разработки и внедрения современных инновационных идей и технологий, в том числе в медицине, здравоохранении, социальной сфере и др.
  • всфере развития научных исследований и научно-технических разработок необходимо осуществить переход на модель опережающего развития.

Для решения поставленных задач и достижения стратегических целей, выполнения целевых показателейв Республике Корея была необходима масштабная модернизация научной и научно-технической базы инновационного развития.

Модернизацию отрасли планировалось осуществить за счет увеличения инвестиций в фундаментальную науку, создания новых рабочих мест в наукоемких и креативных отраслях, активизации международного научного обмена.

Особое внимание и государственная поддержка уделялись малому и среднему бизнесу (МСП), венчурному бизнесу и структурам, связанным с коммерциализацией инноваций и интеллектуальной собственности.

Основная часть финансирования плана развития креативной экономики осуществлялась из государственного бюджета. Ассигнования направлялись в определенные государством30 приоритетных отраслей и направлений инновационного развития и в развитие и внедрение 120новых, стратегически важных технологий.

Среди приоритетных отраслейправительство Республики Корея выделило –авиационную и аэрокосмическую промышленность, атомную и возобновляемую энергетику, сталелитейную промышленность, судостроение, развитие портового хозяйства и создание транспортных логистических центров,точное машиностроение и робототехнику, приборостроение, микроэлектронику, включая производство полупроводников и светодиодов, отрасли, связанные с разработкойIT и цифровых технологий и др.

Правительство Республики Корея совместно с учеными и специалистами определили наиболее перспективные истратегически важные технологии, среди них:

  • мобильные технологии в том числе сотовая связь нового поколения стандарта 5G;
  • интернет вещей;
  • распределенные реестры;
  • технологии блокчейн;
  • криптовалюты;
  • национальные цифровые валюты;
  • Big Data (большие данные) и анализ данных;
  • 3 Д печать;
  • искусственный интеллект и машинное обучение;
  • автоматизация и роботизация;
  • биометрические системы;
  • облачные сервисы;

Государственные ассигнования на развитие НИОКР в период с 2013 по 2017 гг.  предусматривались в размере 92,4 трлн. вон (около 100 млрд. долл.), в результате общие расходы на НИОКР в Республике Корея к 2017 г. должны были увеличиться до 4,36% от ВВП.

В 2015 г. была проведена налоговая реформа, направленная на стимулирование национальной экономики, развитие малого и среднего бизнеса и оптимизации налоговой системы в целом.

Специально для запуска программы по реализации креативной экономики была проработана система налоговых льгот, система финансирования новых проектов, система государственной поддержки и гарантий и другие финансовые инструменты.

Для финансирования национальных инновационных проектов был образовал специальный Глобальный партнерский фонд с первоначальным капиталом 72,3 млн. долл.

Основными учредителями фонда стали Корейский банк развития (Korea Development Bank) и Промышленным Банком Кореи (Industrial Bank of Korea).

Фонд привлекал зарубежный венчурный капитал и стал стратегическим инвестором для реализации инновационных проектов в рамках программы креативная экономика.

Для запуска и финансирования небольших проектов малых и средних предприятий была создана «краудфандинговая» система, которая работала на он лайн платформе.

При поддержке государства был создан специальный фонд развития малых и средних предприятий «Фонд Создания Будущего» размером в 480 млн. долл. из них 220 млн. долл. предназначались для инвестиций в новые проекты и 260 млн. долл. для финансирования процессов слияния и поглощения.

План по реализации креативной экономики предполагал тесное сотрудничество и взаимодействие государства с крупными национальными компаниями - «Чеболями», которые сталикрупнымиинвесторами в реализацию целевых программ, в том числе программы развития технопарков, инновационных кластеров и региональных специализированных центров креативной экономики и инноваций.

Финансовые возможности и опыт международной деятельности «Чеболей» позволял им внести существенный вклад в создания необходимой инфраструктуры развития инноваций в стране, создания новых высококвалифицированных рабочих мест и использования своих научно-технических разработок для модернизации традиционных промышленных отраслей.

Важной задачей для разработчиков плана стало формирование у занятого населения культуры креативной экономики, которое подразумевало продвижение и популяризацию идей креативной экономики среди широких масс путем открытия образовательных интернет-порталов, проведение выставок креативной экономики и др.

 

Программа «Производство инноваций 3.0»

 

В процессе реализации концепции креативной экономики в октябре 2015 г. MSIP совместно с учеными и бизнес-сообществом разработало и представило дорожную карту и профильную программу «Производство инноваций 3.0».

В программе предусматривалось коренная модернизация промышленности на основе новых современных, инновационных цифровых технологий.

В частности, планировалось к 2020 г. создать 10 000 умных производств, для конвергенции инновационных технологий аппаратного и программного обеспечения.На эти цели из государственным бюджета Республики Корея были предусмотрены ассигнования в размере 900 млн. долл.

В программе были представлены 13 масштабных национальных проектов, которые должны были стать драйверами экономического роста РК.

Одним из приоритетов программы «Производство инноваций 3.0» было развитие сотовой связи нового поколения стандарта 5G.

Развитие инфраструктуры 5G имеет решающее значение для использования огромных объёмов данных и скорости обработки, необходимой для реализации всего потенциала больших данных и искусственного интеллекта (ИИ).

Для этих целейправительство страны выделило дополнительно 660 млрд. вон (541 млн. дол. США) на содействие промышленной конвергенции между технологиями 5G и ИИ и 50 млрд. вон (41 млн. долл. США) на создание инфраструктуры 5G и облачных вычислений для правительства страны.

Разработчики сотовой связи нового поколения стандарта 5G провели тестирование ее практического применения в период проведения Олимпийских игрв Республики Корея в Пхенчхане в 2018 г.

Первые услуги сотовой связи пятого поколения начали оказываться в столице страны в г. Сеуле 5 апреля 2019 г. В результате РК стала первой страной в Азии, запустившей новый стандарт сотовой связи.

Широко масштабная коммерциализация предоставления услуг связи в стандарте 5G началась в 2020 г. и к концу года обеспечивала 17% корейского рынка сотовой связи.

Крупнейшая южнокорейская компания Samsung,является одним из ведущих мировых производителей оборудования для системы связи 5G. Корейская фирма разработала первый в мире модем 5G для мобильных сетей полностью соответствующим принятым спецификациям.

Вторым важным приоритетом программы «Производство инноваций 3.0» является развития Интернет вещей, который предполагает использования умных предметов, оснащенных цифровыми технологиями для взаимодействия друг с другом и способных выполнять часть операций без участия человека.[6]

Правительство планирует развивать данную технологию и адаптировать ее, создавая устройства для автоматизированных машин и других товаров массового производства.

Весьма перспективной в Республики Корея считается технология распределённого реестра, которая представляет собой базу данных, распределенных между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами.

Распределенные реестры — это фактически новая технологическая парадигма в сфере сбора, обработки, и передачи информации, во многих сферах экономики.

Важной характерной особенностью распределенного реестра является отсутствие единого центра управления. Каждые узел получает данные от других участников системы и хранит полную копию реестра. Обновление информации в узлах происходит по определенным алгоритмам независимо друг от друга.

Объем мирового рынка распределенных технологий в 2021 г. оценивался в 10 млрд. долл. и, по нашим оценкам, уже в 2025 г. может вырасти до 80 -100 млрд.

Одним из наиболее известных видов распределенных реестров является технология блокчейн[7] Эта технология первоначально была разработана для внедрения цифровой валюты – биткойнаи несколько отличается от других видов распределенных реестров.

Именно на базе технологии блокчейн в Республики Корея реализуется масштабный инновационный проект по созданию национальной цифровой валюты.

Возможность создания и введения цифровой валюты начала изучаться специалистами Банка Кореи еще в 2018 г. В октябре 2019 г. официальные представители Банка Кореи заявляли, что в развитых экономиках цифровые национальные валюты не нужны и что Банк Кореи не будет участвовать в разработке таких проектов.

Такое решение регулятора обосновывалось тем, что создание виртуальной воны могло снизить роль коммерческих банков в сфере финансов. При этом могла сократиться популярность основных банковских инструментов - депозитов и кредитов. В свою очередь, это могло привести к финансовой и экономической нестабильности.

Кроме того, считалось что интеграция цифровой валюты в качестве легального платежного средства может создать ряд проблем, в первую очередь связанных с необходимостью собирать персональные данные о ежедневных транзакциях.

Также отмечалось на отсутствие достаточно надежной правовой базы для введения национальной цифровой валюты в официальный денежный оборот.

Однако в апреле 2020 г. позиция руководства Банка Кореи кардинально изменилась и началась практическая работа по введению в финансовые транзакции цифровой воны.

В этой связи в октябре 2020 г. Национальным Собранием Республики Корея был организован специальный семинар по обсуждению «Закона о виртуальных бизнес-активах». В обсуждении принимали активное участие представители Банка Кореи и руководитель крупнейших коммерческих банков страны.

В феврале 2021 г. Банк Кореи впервые признал, что национальная цифровая валюта будет являться фиатнымиденьгами, в отличие от виртуальных активов, к которым относятся криптовалюты.

Выпуск цифровой валюты на территории Республики Корея будет контролировать Центральный Банк. Разработанный банком план по введению национальной цифровой валюты предполагает, что к концу 2021 г. должно начаться практическое тестирование использования цифровой воны в банковской сфере.[8]

Также, Банк также призвал внести изменения в существующее законодательство, касающееся выпуска цифровой валюты центрального банка, так как нынешний закон позволяет Центральному Банку выпускать лишь бумажные деньги и монеты.

Банк Кореи готовит законодательную базу для налаживания циркуляции на территории страны иностранных цифровых валют, которые также находятся в активной разработке.[9]

По словам представителей банка, когда прогресс в разработке цифровой валюты дойдет до этапа реального выпуска и дистрибуции, Центральному Банку потребуется посредник чтобы способствовать дистрибуции валюты и продвигать использование новой валюты.

В марте 2021 г. один из ведущих корейских банков Shinhan Bank объявил о запуске в тестовом формате новой платформы для цифровой валюты, основанной на технологии блокчейн.

Платформа разрабатывается, как посредник между Центральным Банком и отдельными коммерческими банками, такими как Shinhan Bank, которые будут заниматься помощью в создании и распространении электронной валюты.

Стоит отметить, что это не первый вклад Shinhan Bank в развитие цифровой валюты и криптовалют в целом. Банк регулярно инвестирует в разработку новых решений в области криптовалют и поддерживает соответствующие стартапы.

Однако, правительство Республики Кореи все еще решает, осуществлять ли распространение нового вида валюты напрямую или через посредников в лице банков и иных институтов.

Очевидно, что новая корейская национальная цифровая валюта будут совмещать элементы фиатных денег и частных криптовалют. Как и частные криптовалюты, цифровая вона будет эмитироваться в цифре, а её транзакции будут фиксироваться в расчетных системах Банка Кореи на базе технологий блокчейна.

Уже сейчас на стадии разработки становится очевидным, что цифровые деньги суверенных государств в ближайшей перспективе будут иметь ряд существенных преимуществ, как перед фиатными национальными валютами, так и перед частными цифровыми криптовалютами.

Новая государственная криптовалюта может стать серьезным конкурентом другим существующим в настоящее время международным и национальным расчетным и платежным системам.

Прежде всего, эмиссия цифровых денег для государства будет значительно дешевле выпуска бумажных или полимерных национальных валют.

По оценкам экспертов, цифровую валюту практически невозможно будет подделать или похитить, при правильном использовании современных цифровых технологий и прежде всего технологии блокчейна, при условии обеспечения их надежной защитой от кибермошенников.

В цифровом формате значительно снижается стоимость денежных переводов, что в свою очередь уменьшает стоимость финансовых транзакций. Появляется реальная возможность валютных операций, миную систему валютных расчетов SWIFT, которую контролируют США. Появляется реальный механизм противодействия экономическим санкциям СЩА и их союзников.

У национальных денежных властей появляется надежный механизм централизованного контроля над национальной валютой, в лице центрального банка, что в свою очередь повышает возможность эффективного управления со стороны правительства над денежной эмиссией и расходованием бюджетных средств.

Когда все валютные транзакции будут записаны в блокчейне, центральным банкам намного проще будет следить за состоянием финансовых рынков и влиять на его стабильность и устойчивость.

Намного легче будет отслеживать подозрительные транзакции, переводы денег, нецелевые расходы средств государственного бюджета.  Может отпасть надобность в такой финансовой структуре как казначейство.  

Внедрение цифровых валют поможет избежать такого негативного явления как «ловушка ликвидности»[10], когда у ЦБ исчерпаны монетарные инструменты и он не может стимулировать экономический рост.

В случае, если цифровая валюта центральных банков будет использоваться в общедоступных депозитах и кредитах непосредственно от ЦБ, то кардинально может измениться национальный финансовый рынок, а в последствии и глобальный финансовый рынок.

  •  

Анализируя итоги выполнения плана по построения корейской креативной экономики следует отметить, что две главные задачи, поставленные правительством – превращение Республики Корея в мирового лидера в области инноваций и формирование креативного класса были успешно выполнены.

Как и планировало руководство Республики Корея реализация программы креативной экономики позволила ей стать ведущей инновационной державой мира.

В частности, в рейтинге ведущих инновационных экономик мира, который ежегодно публикует авторитетное международное агентство Блумбергв период с 2014 по 2019 гг. РК занимала первое место в мире, в 2020 г. - второе место в мире и в 2021 г. – опять первое место в мире.[11]

Известная корейская компания Самсунг в последние годы входит в десятку ведущих инновационных компаний мира. По данным консалтингового агентство The Boston Consulting Group (BCG)[12]в рейтинг самых инновационных компаний мира в 2021 г.  Самсунг занимала 6 - е место.

Что касается второй задачи по формированию креативного классато следует отметить, что это достаточно сложный и долгосрочный проект. Тем не менее и на этом направлении правительству удалось достичь значительного прогресса.

Речь идет об изменении менталитета целой нации – комплексе мер, направленных на создание креативного мышления, совмещение конфуцианских ценностей корейского общества с цифровой культурой, конвергенции в экономике традиционных и высоких инновационных технологий.

Правительство реформировала систему образования были приняты меры по смягчению акцента на научную базовую подготовку в пользу формирования у обучаемых новой культуры, предполагающей поощрение и уважительное отношение к индивидуальному творчеству.

В этой связи, можно отметить общенациональный проект «Да Винчи», который в экспериментальном порядке осуществлялся в ряде начальных и средних школ для создания учебного класса нового типа, где поощряется использование учащимися своего воображения, творческого потенциала и креативности на основе практических занятий и опыта.

Таким образом, формирующееся новое поколение рабочих, служащих, рабочих и предпринимателей, становится все более уверено в своей уникальности, уникальности своей культуры, они готовы и способны к модернизации общества на основе креативности и инноваций.

В результате реализации плана по созданию креативной экономики в РК в настоящее время сформировалась целостная национальная инновационная система.

Динамичное инновационное развитие привело к модернизации высокотехнологичных секторов экономики и повышению мировой конкурентоспособности страны в целом.

В стране было создано 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций. За развитие каждого центра отвечает крупная корейская компания «Чеболь», способствующая малым и средним компаниям выводить на рынок продукцию, созданную на основе новых инновационных разработок.

Основная цель инновационных центров поддержка и финансирование новых инновационных разработок, креативных идей, запуск стартапов коммерциализации и вывод на рынок новых товаров и услуг.

Была реформирована государственная система управления развитием инноваций.Для улучшения координации между министерствами и государственными агентствами правительство провело реформу государственной системы и структуры управления и развития инновациями.

При этом правительство поддерживало творческую активность молодежи, необходимую для развития национального потенциала в области инноваций.

Особое внимание уделялось культурной индустрии, где взаимодействие инноваций с традиционной культурой способствовало созданию конкурентоспособного культурного продукта.

Подтверждает это мировые достижения корейцев в культурных сферах, в том числе в сфере музыкального искусства, шоу-бизнеса, кинематографа и др.

В этой связи следует отметить такой феномен как «Корейская волна» или по корейский «Халлю»— это одно из направлений современной южнокорейской культуры, которое нашло свою реализацию в индустрии музыкальных развлечений и стало очень популярным не только в соседних азиатских странах, но и во всем мире.

В настоящее время «корейская волна» распространилась более чем на 60 стран мира. Быстрорастущая популярность этого направленияявляется поводом для национальной гордости для многих корейцев.

Неотъемлемой частью корейской Халлюявляется новый музыкальный жанр, получивший название K-pop(Koreanpop), соединивший в себе элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза.

Красивые и легко запоминающиеся мелодичные мотивы, яркие и мощные выступления, а также хорошо продуманный визуальный образ артистов позволили K-popу занять прочное место в современной национальной и мировой культуре.

Со временем K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодежи не только в самой Корее, но и за рубежом.

 Наиболее известным и ярким представителем этого музыкального направления стала поп-группа Bangtan Boys (ВВ)[13].Создателем и агентом группы является компания Big Hit Entertainment.

Музыкальный дебют группы состоялся в 2013 г. после этого времени творческая карьера группы развивалась стремительно.В июле 2017 г. группа сменила официальный логотип и расшифровку их названия на английском языке, в результате чего они стали называться Beyond The Scene (ВТС).

В начале 2019 г.  было объявлено, что общий годовой доход BTS составлял более 60 млн. долл. Акции компании продюсера группы имеют устойчивую тенденцию к росту.

В настоящее время это один из популярнейших и крупнейших бойбендов в мире. В 2021 г. музыканты стали первой южнокорейской группой, завоевавшей первое место в британском хит-параде.

В том же году в июне ВТСстали первым музыкальным ансамблем из Республики Корея, выступившим на знаменитом стадионе Уэмбли.

В 2021 г. южнокорейская группа завоевала первое место в американских чартах со своим альбомом Love Yourself и выиграла второй год подряд престижную премию  MnetAsian Music Awardsв номинации «артист года».

Песни BTS лидируют по числу скачиваний на музыкальном канале iTunes более чем в 73 странах мира, что является абсолютным рекордом среди корейских артистов.

С момента своего дебюта, продажи альбомов группы BTS превысили 5 миллионов по всему миру и по этому показателю стали самыми продаваемыми в истории Южной Кореи.

Синглы группы под названием «DNA» и «MIC Drop» удостоились золотых сертификаций от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RecordingIndustryAssociationofAmerica, RIAA), что также сделало BTS первым корейским ансамблем, имеющим подобную международную сертификацию.

Международная федерация производителей фонограмм 4 марта 2021 г. официально признала музыкальные альбомы группы BTS самыми продаваемыми в 2020 г. Корейская группа стала первой среди азиатских артистов, возглавившими данный рейтинг.

Фанаты со всего мира очарованы талантливыми и харизматичными корейскими поп-артистами, их вокальными и танцевальными данными.

Участники группы кроме непосредственно креативной, творческой деятельности, начали публичную компанию по позиционированию себя как социально-ориентированную группу.

Участники BTS запустили совместно с ЮНИСЕФ международную кампанию под названием «Останови насилие».

В сентября2021 г. на одном из заседаний в штаб-квартире ООН выступили с речью о важности любви в жизни, в том числе к самому себе. Они стали первыми южнокорейскими артистами, выступавшими с трибуны авторитетной международной организации.

Но еще более феноменальный успех в мировой киноиндустрии в 2021 г. получил южнокорейский киносериал «Игра в кальмара».

Фильм вышел на канале американской развлекательной компании Netflix17 сентября 2021 г., но уже через месяц сериал стал хитом как в самой Корее, так и в десятках других стран мира. Фильм лидирует в просмотрах в 80 странах мира.

По сюжету и, по сути, это сверхжёсткая смесь социальной драмы и популярного жанра баттл-рояля, повествующая о смертельных состязаниях за бешеные деньги.

Смесь оказалась поистине гремучей. Популярности кровавому сериалу добавила захватившая массовую культуру мода на антикапитализм.

«Игра в кальмара» уже стала популярнейшей корейской дорамой в США и, по-видимому, будет претендовать на звание главного мирового хита потокового медиа компании Netflix.

Успех сериала стал продолжением корейских побед в мировой киноиндустрии после присуждения сразу несколько Оскаров фильму «Паразиты»известного южнокорейского режиссера Пона Джун-хо.

Нельзя не отметить еще одного креативного достижения корейцев в живописи. Корейские художники стали изобретателями принципиально новой техники живописи, которая получила название «Чосон Босокхва». Слово «Чосон» означает корейский, слово «босок» - драгоценный камень и слово «хва» - живопись.

 Речь пойдет о картинах, написанных растертыми природными цветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Эта технология весьма сложная и трудоёмкая.  

Используя вместо красок растертые камни, художники при помощи распыления на клеевую основу наносят слой за слоем «каменные краски», создавая реалистичные по своей художественной образностикартины.

Картины пишут порошками из агата, нефрита, яшмы, оникса, мрамора, гранита и многих других камней. За счет особых свойств камней достигается необыкновенная яркость красок и эффект внутреннего света и мерцания.

Тематика представленных картин очень разнообразна - от традиционных исторических сюжетов и пейзажей, до портретов и натюрмортов.

Работы, выполненные в данной технике, несут в себе удивительный позитивный заряд за счет объединения в одном произведении природной красоты камней и человеческого таланта.

Картины корейских художников, выполненных такой техникой за время своего существования, завоевали множество наград на престижных международных выставках и получили признание во многих странах мира.

В целом можно констатировать, что создание основ креативной экономики в Республики Корея способствовалозначительному росту авторитета страны на международной арене как в сфере науки и высоких технологий, так и в культурной индустрии.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

помощник Председателя правительства РФ (2000-2008)

 

[1]В научный оборот этот термин был введён французским историком и публицистом, представителем романтической историографии XIX века Жюлем Мишле (1798-1874).

Источник: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/renessans-epoxa-velikix-imyon

[2]В научный оборот термин креативная экономика ввел английский ученый Джон Хокинс (JohnAnthonyHowkins), профессорУниверситета Линкольна, опубликовавший в 2001 г. книгу «Креативная экономика. Какпревратитьидеивденьги».The Creative Economy: How People Make Money from Ideas, Penguin Global, 1 June 2002. 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1532328

[4]Ричард Флорида «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» - М.: Классика -XXI, 2011 г. – 430 с.

[5]Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый в научный оборот американским философом, историком науки Томасом Куном (1922-1996) в монографии «Структура научных революций» (1962). Ученый полагал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством постоянно возникающих научных революций. Научное понятие и его критерии имеют смысл только в рамках определённой парадигмы - исторически сложившейся системы воззрений. В свою очередь научная революция есть смена научным сообществом ранее существовавших парадигм.

[6]Пример использования интернета вещей — это умный дом, то есть помещение с автоматизированным освещением, отоплением, системами кондиционирования, безопасности, видеонаблюдения. В систему могут быть интегрированы умные бытовые приборы — к примеру, холодильники, которые способны отслеживать наличие продуктов и при необходимости заказывать их в интернете, а также следить за собственной исправностью и др.

[7]Дословно Blockchain – это цепочка блоков (Block – блок, chain – цепочка). Блокчейн – это универсальный инструмент для построения различных баз информационных данных. По своей сути это выстроенная по определённым правилам непрерывная строгая последовательная цепочка файлов, содержащих значительный объем информацию. 

[9] В настоящее время возможность разработки и внедрения цифровых валют ведут центральные банки 40 стран мира. В частности, в Европе это – Швеция, Швейцария, Франция, Великобритания, Италия, Дания, Нидерланды, Украине, в Азии - Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа, Кроме того, эти вопросы изучаются и активно прорабатываются в Австралии, Уругвае, на Багамских островах, в России, в Европейском центральном банке (ЕЦБ), в Федеральной резервной системе США и др. Дальше всех в этом направлении продвинулся Китай, Республика Корея и Швеция.

[10] В известной кейнсианской экономической теории под понятием «ловушка ликвидности» понимается экономическая ситуация, при которой денежные власти не имеют монетарных инструментов или используемые инструменты не эффективны в борьбе с колебаниями экономических показателей и уже не способны стимулировать экономический рост. То есть, проводима монетарная политика не влияет на инвестиционную активность реального сектора экономики, на ведет к росту потребительского спроса и соответственно увеличению расходов населения.

[11]Bloomberg Innovation Index – 2014 - 2021

Индекс рассчитывается на базе анализа и сравнения 7 показателей, публикуемых Всемирным банком и МВФ:

  • расходы на НИОКР (в % от ВВП);
  • производительность труда;
  • вклад наукоёмких отраслей в создание ВВП (в % от ВВП);
  • наличие высокотехнологичных компаний;
  • эффективность высшего образования;
  • количество научных исследователей на один миллион жителей (в %);
  • количество выданных международных патентов (в % от общемирового количества).

[12]Агентство The Boston Consulting Group (BCG), начиная с 2006 г. в течение 15 лет ежегодно публикует список самых инновационных компаний мира. Для составления рейтинга специалисты компании проводят опросы руководителей компаний, выявляя их нацеленность на инновации и готовность инвестировать в новые технологии.

[13]Первоначально творческий коллектив BTS состоял из семи молодых ребят в возрасте от 16 лет до 21 года. Это -  лидер группы Рэп-монстр – RM ( Ким Нам Джун – 1994 г.) , Чин (Ким Сокчин – 1992 г.), Сюга (Мин Юнги – 1993 г.), Джей-Хоуп (Чон Хосок – 1994 г.) , Чимин (Пак Чимин – 1995 г.) , Ви (Ким Тхэхён – 1995 г.) и Чонгук (Чон Джонгук 1997 г.).

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован