01 января 2008
2068

Современное состояние проблемы насилия.

Анализ имеющейся мировой литературы показывает, что попытки углубленного изучения психосексуального развития детей и подростков остаются практически единичными. Исследования, посвященные детскому сексуальному поведению, очень скудные, а концепция детской сексуальности отличается бедностью содержания. Этому отчасти способствовали распространяемые врачами и педагогами мнения об асексуальности детей, высказываемые еще с середины 19-го века, а также особое отношение к детям, когда дети были собственностью, так называемой тогда - "движимостью", родитель (владелец) обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Например, существовала даже практика "аренды" детей, которая в США сохранялась до середины 20-го века. Главенствующим было мнение, что дети нечувствительны и не могут реагировать на дурное обращение, не могут помнить.
Такие позиции в отношении детей на протяжении истории являлись почвой для возникновения психопатологических расстройств, связанных с дурным обращением. К тому же, как указывает учёный-исследователь Э. М. Роуз, в трущобах Викторианской Англии условия существования были таковыми, что могли провоцировать отношения, основанные на насилии.
Учёный J. L. Despert отмечает, что в античные времена Греции и Рима, в добиблейские и парабиблейские годы на Ближнем Востоке ребенка нередко рассматривали как нежелательный результат половых отношений. Дети могли представлять и сугубо материальную ценность. К примеру, Иосифа в рабство продали родные братья. Только в эпоху Возрождения дети стали восприниматься окружающими как полноценные личности.
До настоящего времени стандарты "типичного" сексуального поведения в семье, обществе чрезвычайно различаются в разных культурах, социоэкономических группах. Например, в Меланезии родители могут иметь половую близость на глазах у своих детей, в то время как в других странах отец может быть обвинен в "неприличном выставлении", если он находится в пределах дома обнаженным. Во всех культурах существует "табу на кровосмешения", однако природа запретов крайне изменчива, она обусловлена спецификой семейных обстоятельств и взаимосвязей, и тем, кто рассматривает то или иное "табу".
Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом.
Научные работы таких известных учёных как J. Landis, J. Gagnon и D. Finkelhors показывают, что сексуальные контакты детей с взрослыми довольно распространены, и количество сексуальных преступлений против детей в последние годы продолжает расти во всем мире. Так, учёные F. Derlin, H. Malin и S. Dean провели в США анализ зарегистрированных случаев сексуального насилия над детьми и вынесли рекомендации о необходимости принятия законодательных актов, обеспечивающих защиту детей от сексуальных посягательств.
Однако, не так легко определить - какие формы контакта между ребенком и взрослым, кроме собственно полового акта, подлежат юридическому запрету, в каких случаях сексуальная стимуляция ребенка может рассматриваться как проявление родительской любви, и в каких - как соблазнение.
Такие же затруднения обнаруживаются и при определении частоты и различий в половозрастном составе потерпевших. Согласно обывательским представлениям, жертвами сексуального насилия могут быть только женщины, мужчины же и дети являются жертвами, в отношении которых совершаются единичные случаи насилия. Это мнение опровергается работами учёных-исследователей M. D. Lipscomb, J. Sarah, G. Christophis и рядом других исследователей. Они указывают, что распространенность сексуального насилия в детстве над женщинами в разных странах колеблется от 7 до 36%, а над мужчинами - от 3 до 29%. Учёный M.D. Lipscomb указал, что в современном обществе преобладают преступления сексуального насилия, которым подвержены как мужчины, так и женщины независимо от возраста и социального статуса.
По результатам большинства проведённых научных исследований установлено, что девочки и женщины в 1,5 - 3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики и мужчины. Исследователи C. R. Hayman и C. Lanza приводят данные о школьницах - жертвах изнасилования, согласно которым 12% были изнасилованы до 12-ти летнего возраста, 25% - между 13-17 годами. Однако очень трудно оценить эти цифры как достоверные из-за нечеткости понятий, обозначающих сексуальное насилие и возникающей из-за этого терминологической путаницы. Возможно, что различия статистических показателей по странам Европы в большей мере обусловлены именно терминологической путаницей, нежели реальным состоянием дел. В пользу такого мнения свидетельствует высокая интеграция стран Европы и общие моральные и культурные ценности.
Одно из основных определений "преступлений сексуального насилия детей" рассматривается как "вовлечение зависимых, неразвитых детей и подростков в сексуальную активность, сущности которой они полностью неспособны понять и на которое они неспособны дать согласие. Американский врач С. Кемпе определил сексуальное насилие над детьми как "вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей". Таким образом, преступления сексуального насилия детей - не есть обязательно принуждение детей угрозами или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Анализ мировой научной литературы показывает, что теоретические и практические аспекты преступлений сексуального насилия детей недостаточно изучены и являются самостоятельным предметом исследования.
Изучение жертв сексуального насилия проводилось в основном в рамках виктимологических исследований. Учёный J. Mendelson указывал, что центральная проблема виктимологии - это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, учёный-исследователь Ю. М. Антонян указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.
В последние годы растет число научных публикаций, посвященных изучению последствий сексуальной травматизации и её влияния на формирование личности и психического здоровья у потерпевшего. В Канаде и США существуют системы служб, помогающие детям - жертвам сексуального и семейного насилия. Подобные программы за последние годы широко распространяются в Великобритании, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Германии, Италии, Дании, Иордании, Израиле, ЮАР. В мае 1995 года в городе Осло проходила 5-я Европейская конференция по предупреждению злоупотребления и пренебрежения детьми, девизом конференции было: "Предупреждение сегодня - лечение может быть слишком запоздалым!"
По данным исследователя Н. К. Асановой, в нашей стране практически не существует профессиональной системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. Количество ученых и индивидуальных групп, занимающихся исследованиями в этой области, также невелико. Только в сентябре 1993 года вышел указ Президента Российской Федерации "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". За последние годы созданы первые российские кризисные центры для детей, ставших жертвами насилия.
Проблемы жестокого обращения и пренебрежения детьми стали активно обсуждаться как в общей медицинской, так и психиатрической литературе в начале 1991-го года, такие дискуссии нашли своё отражение и на 1-ой Московской международной конференции "Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка", которая проходила в период с 30 мая по 2 июня 1995 года. В апреле 1996 года в Москве также состоялась Всероссийская конференция "Насилие как проблема общественного здоровья". Данная коференция проходила при поддержке Канадской Ассоциации общественного здоровья.
Учёный-исследователь М. Роуз Эссекс указывает, что порой трудно представить и осознать, что дети могут быть вовлечены в какие-либо виды сексуального поведения. В действительности же, дети с самых малых лет вовлечены в различного рода сексуальные действия, причем их спектр распределен от нормативного до крайне патологического.
Учёный И. С. Кон повторяет, что дети зависят от взрослых, они зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них бытует мнение о том, что сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества; что большинство сексуальных покушений совершают посторонние; что все взрослые, развращающие детей - "извращенцы", сексуально больные люди; что сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях; что, рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное, и что ребенок - пассивный объект сексуальных посягательств.
Если в 70-е годы 20-го века, как указывает в своей работе учёный-исследователь М. А. Бебчук, исследователей интересовала нравственная оценка и разнообразие форм сексуального насилия, то в работах последних лет особую актуальность приобрели вопросы достоверности показаний потерпевшего, диагностика и идентификация сексуального насилия. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает экспертиза жертв сексуального насилия, так как наиболее частым объектом данных экспертных исследований являются малолетние потерпевшие, что придает проблеме дополнительную социальную остроту и создает определенные диагностические и экспертные трудности. Дети, даже при отсутствии у них психической патологии, в силу незрелой психики и недостаточной осведомленности в общежитейских вопросах не всегда могут правильно воспринимать и отображать в показаниях интересующие следствие факты.
Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим сексуальное насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и прочих, мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован