15 февраля 2002
2439

Союз журналистов готовит операцию `Ы`

Вчера в Петербурге завершился двухдневный международный семинар "Российская журналистика: отношения с властью и собственниками", организованный Союзом журналистов совместно с ОБСЕ. Большинство участников семинара сошлись на том, что сотрудничество власти и прессы -- полный абсурд. Что касается контактов СМИ с их собственниками, то "КоммерсантЪ" был признан чуть ли не идеалом таких взаимоотношений.
Как писал вчера Ъ, некоторые руководители петербургских СМИ и чиновники Смольного провозгласили на семинаре лозунг -- "сейчас прессе пора переходить к ответственному сотрудничеству с властью", а приехавшие из Москвы руководители Союза журналистов России (СЖР) эту мысль решительно отвергли. В частности, Михаил Федотов, секретарь правления Союза, один из авторов первого российского Закона о печати, заявил, что если уж и иметь контакты с властью, их нужно, во избежание неприятных сюрпризов, тщательно прописать законодательно. А с этим сейчас проблема, так как с обновленным законопроектом о СМИ, подготовленным при участии Михаила Федотова, думские депутаты обошлись немилосердно -- "отредактировали елку до телеграфного столба". Правда, после первого чтения документ "забуксовал". Господин Федотов этому весьма рад и мечтает лишь о том, чтобы проект вообще сняли с обсуждения. Что касается альтернативного документа, подготовленного в Минпечати, то на первый взгляд он секретарю правления СЖР кажется приемлемым. В то же время он "в чудеса не верит" и собирается тщательно поискать в правительственном документе "мины замедленного действия".
Докладывать про отношения прессы с ее хозяевами взялся председатель СЖР Всеволод Богданов. Самым вопиющим примером неразберихи в смысле отношений собственности был назван канал ОРТ. "Никто не представляет, кому на деле принадлежит компания с пушистым словом "общественная" в названии, -- заметил господин Богданов, -- Но власть это все терпит, так как в сговоре с ребятами, которые ее показывают летающей, плавающей, что-то без конца решающей". Кроме того, в сговоре и рекламодатели с рекламными агентствами (вроде контролируемого министром печати "Видеоинтернешнл"). И сейчас СЖР "организует операцию "Ы" по раскрытию глаз рекламодателей на это безобразие".
Всеволод Богданов утверждает, что среди российских СМИ считанные единицы умеют правильно выстроить отношения со своим хозяином. В частности, особой похвалы удостоился издательский дом "КоммерсантЪ". "Газета ироничная, и хотя принадлежит господину Березовскому, но топчется в том числе и на нем. Ъ приучил олигарха к мысли, что нельзя размахивать в прессе дубиной. Тот, у кого есть мозги, прочитав Ъ, всегда поймет, что к чему. Поэтому издание существует за счет продажной стоимости. В отличие, например, от другой газеты того же олигарха -- "Независимой", которая просто цепной идеологический пес, и поэтому дня не проживет без дотаций".
Присутствовавшие на семинаре представители мелких региональных СМИ Северо-Запада периодически пытались поделиться своим опытом работы по освещению светлых сторон жизни провинции. Но эти выступления успехом не пользовались. Так же, как и речи представителей ОБСЕ и Союза журналистов Северных стран, время от времени утешавших российских участников семинара рассказами о сложных взаимоотношениях СМИ и власти в их странах. Зарубежных гостей из вежливости слушали, но, похоже, им никто не верил.

МАРИЯ ОЛЬКИНА
15.02.2002
http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?Id_doc=565521
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован