06 октября 2000
7910

Стенограмма семинара информационно-аналитических служб органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации

Л.С.ВАРТАЗАРОВА

В.Д.КРИВОВ

Г.И.КЛИМАНТОВА

В.А.ЩЕЛЧКОВ

М.В.ЖИРОВ

А.П.КОЧЕТКОВ

В.А.ТЕРЕХОВ

Н.Г.МЕХЕД

П.Ф.ИВАНОВ

27 января 2000 года

Л.С.ВАРТАЗАРОВА, начальник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Доброго дня всем. Мы очень рады, что вы так активно откликнулись на наше приглашение и приехали даже из самых дальних краев нашей родной страны.

Это первая встреча Информационно-аналитического управления Совета Федерации с информационно-аналитическими службами субъектов Федерации.

Я очень надеюсь, что мы с вами положим начало доброй традиции и будем встречаться в разных параметрах, в разном составе, но регулярно. Я думаю, что такой контакт и постоянная подпитка взаимной информацией важны и для нас, и для вас. Поэтому полезны не только встречи, но и обмены информационными материалами, возможно также обсуждение методических вопросов. Я думаю, что все это впереди.

Поскольку мы встречаемся первый раз, я позволю себе представить товарищей, которые от Информационно-аналитического управления будут с вами работать, прежде всего, руководителей управления и подразделений.

Я, Вартазарова Людмила Степановна, начальник Информационно-аналитического управления.

Виктор Дмитриевич Кривов, мой заместитель, в основном отвечает за экономический анализ и в целом за организацию работы управления. Галина Ивановна Климантова, мой заместитель, отвечает за ту часть, которая связана с социальной политикой, а Владимир Александрович Щелчков, также заместитель начальника Управления, отвечает за самую тяжелую, пожалуй, на сегодняшний день часть работы - наши информационные и коммуникационные сети; в его подчинении три отдела. Ивэн Ивэнович Харланов - начальник отдела экономического анализа; Александр Павлович Кочетков - руководитель отдела, который занимается политическим анализом и проблемами безопасности. Александр Владиславович Давыдов руководит отделом, за которым закреплен анализ стратегических направлений и прогнозирование. Михаил Васильевич Жиров отвечает за информационную начинку нашего сайта в Интернет и Интранет, а также в целом за своевременную "поставку" необходимой информации.

Поскольку мы все с вами заняты реальной аналитической и информационной работой, то прекрасно понимаем ее значимость. Вместе с тем понимаем, что не всегда аппараты исполнительных и законодательных структур с должным вниманием относятся к аналитикам и информационщикам. Возникает некоторое "зашумление" во взаимоотношениях, во всяком случае мы в Совете Федерации с этим сталкиваемся. Я думаю, что мы с вами будем успешно преодолевать имеющиеся противоречия.

И объективно работать нам не просто. Пока что каждый новый год приносит, по-моему, нам дополнительную головную боль и дополнительные сложности, а не облегчение. 2000-й год вообще очень тяжелый. Мы с вами прекрасно понимаем, что это связано не только с президентскими выборами, но и с выборами примерно в 60 субъектах Федерации. Это громадная дополнительная нагрузка в части информационно-аналитического обеспечения.

Значительная доля нагрузки, которая ляжет на все наши службы и в Совете Федерации, и в субъектах Федерации, связана будет с тем, что новый Президент, возможно новое Правительство должны будут, просто обязаны, если они действительно хотят управлять страной, вместе с субъектами Федерации отрабатывать новую стратегию и тактику развития экономики и социальной сферы нашей страны.

Вы знаете, что уже поставлена задача (наконец-то вернулись к добрым традициям советского прошлого и мировой практике) по загляду вперед, прогнозированию социально-экономического развития страны до 2010-2015 годов.

Работы предстоит много и поэтому так важно установить нам с вами постоянные рабочие контакты. Мы готовы всем, чем можем помогать - и методически, и содержательно, откликаясь на ваши запросы. Но надеемся и на подпитку с вашей стороны. Мы считаем это важным, так как регионы часто опережают "центр" в части новых идей, реального позитивного опыта.

Я надеюсь, что совещание будет взаимно полезным и интересным. Желаю всем успешной работы. И предоставляю слово Виктору Дмитриевичу Кривову.

В.Д.КРИВОВ
,

заместитель начальника Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотел бы коротко прокомментировать программу семинара и отразить некоторые технические моменты нашей сегодняшней работы.

Во-первых, ведется стенограмма, поэтому просьба к участниками при выступлении или при каких-то замечаниях, комментариях представляться. На основе стенограммы, на основе материалов, которые мы получим от вас, будет подготовлен специальный выпуск "Аналитического вестника" Совета Федерации и соответственно разослан участникам сегодняшнего обсуждения кроме обычного списка рассылки.

Я хотел бы дать краткую характеристику нашей работы здесь, в Совете Федерации. Сначала о самом Совете Федерации, потому что до сих пор иногда приходится сталкиваться, что даже в Москве даже сотрудники государственных органов не всегда четко себе представляют порядок формирования и специфику функционирования Совета Федерации.

В соответствии с Конституцией и в соответствии с законом о порядке формирования Совета Федерации в настоящий момент, начиная с 1996 года, Совет Федерации состоит из двух представителей каждого субъекта Федерации - главы исполнительной власти и главы законодательной власти. Этим определяется то, что все члены Совета Федерации работают на неосвобожденной основе, в том числе и Председатель Совета Федерации Егор Семенович Строев остается все это время губернатором Орловской области и совмещает эту работу с непосредственным руководством жизнью Орловской области. Такая специфика накладывает свой отпечаток и выставляет особые требования для всего Аппарата Совета Федерации, и в том числе для Информационно-аналитического управления.

Численность Информационно-аналитического управления в настоящий момент около 100 человек. Управление состоит из 8 отделов, 3 из них связаны с компьютерными вопросами, то есть это электронное обеспечение заседаний Совета Федерации.

Существенную роль и большой объем работы выполняет Информационно-справочный отдел, которые находится на стыке между пользователями, то есть потребителями нашей информации, и собственно потоком данных, которые поступают в Совет Федерации из государственных органов власти и из других структур, с которыми у нас существуют партнерские отношения. У нас 4 аналитических отдела: отдел экономического анализа, который занимается всеми вопросами экономического развития и экономического законодательства, то есть это и бюджетные вопросы, это и вопросы, связанные с управлением государственным имуществом. В общем весь спектр экономических проблем. Отдел национальной безопасности и политического анализа, в функции которого входят в том числе и международные отношения, входят, естественно, вопросы обороны и безопасности, и входят вопросы собственно политологического характера. Отдел социальной политики. Его название определяет его задачи. Это огромная сфера деятельности. По тем материалам, которые мы вам предложили, очевидно, можно судить о нагрузке и об объеме работы этого отдела. И отдел стратегического анализа. Занимается вопросами государственного строительства и отслеживанием тех проблем, которые возникают в развитии ситуации и которые существенно могут повлиять на вопросы, входящие в компетенцию Совета Федерации. Вот такое короткое вступление.

Сегодня по программе, вы видите, все начальники аналитических отделов будут выступать, расскажут о работе, о своих проблемах. На завтрашний день у нас предусмотрена экскурсия в главное здание Совета Федерации, с посещением в том числе зала заседаний Совета Федерации. И завтрашний день в основном будет посвящен работе информационно-коммуникационного направления.

В ходе нашей сегодняшней встречи первая половина дня - это пленарное заседание, когда после выступления наших начальников отделов, очевидно, еще останется время и желающие могут подать заявки сюда в президиум, кто захочет выступить. После обеда - продолжение пленарного заседания, на котором уже можно будет профессионально обсуждать конкретные направления работы. Спасибо за внимание.

Слово предоставляется Климантовой Галине Ивановне, заместителю начальника Информационно-аналитического управления, отвечающей за сферу социальной политики.

Г.И.КЛИМАНТОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы очень рады приветствовать вас в этом зале, рады, что эта встреча состоялась, потому что отдел одним из основных приоритетов своей деятельности считает работу с регионами и освещение теми возможностями, которые у нас имеются, именно проблем региональной политики.

Проблемы региональной политики и взаимосвязь с регионами будут являться одним из стратегических направлений деятельности нашего отдела и в 2000 году. Сформировалась эта стратегия не случайно, потому что Совет Федерации - это палата регионов, и здесь аккумулирован как самый лучший опыт, так и мягко говоря, отрицательный. Поэтому наша задача показать, что в регионах происходит, дать для членов Совета Федерации самое лучшее, самое передовое в сфере социальной политики.

Нас, конечно, интересует, как сегодня осуществляется адресная поддержка населения, как идут реформы в социальной сфере, как решаются проблемы образования, здравоохранения и так далее. В каждом регионе имеются свои подходы, накоплен свой совершенно уникальный опыт. Хочу сказать, что мы были бы вам очень признательны за ваши материалы, которые касаются этой сферы деятельности.

Задача моя рассказать о деятельности отдела. Она облегчается тем, что вы получили папки, которые мы специально для вас подготовили, и я попрошу на них обратить внимание. Здесь мы попытались подобрать материалы, которые рассказывают об основных направлениях деятельности отдела, что удалось нам сделать, над чем будем работать.

В первую очередь, как и все отделы Аналитического управления мы, конечно, занимаемся громадной работой по аналитическому сопровождению законотворческой, законопроектной деятельности палаты.

В прошлом году подготовлены аналитические записки по 100 законопроектам, причем это не просто какой-то справочный материал, а попытка дать социально-экономические последствия тех решений, которые принимаются.

Большое внимание уделяется проблемам, которые идут на межотраслевом уровне. Например, в минувшем году трудно проходил в верхней палате закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. В принципе, вы наверное видели и по телевидению, и те документы, которые вы получаете у себя, как непросто шел этот закон. Там было несколько межотраслевых вопросов, которые никак не могли решиться, работала согласительная комиссия, она несколько раз собиралась.

Мы провели, учитывая то, что ведем еще деятельность молодежной комиссии Совета Федерации по этому вопросу выездное заседание в Ульяновской области. Председатель этой комиссии - глава Законодательного Собрания Ульяновской области. Поэтому мы выехали в Ульяновск и собрали практически весь актив, провели предметное обсуждение, мозговой штурм этого законопроекта. В результате были выявлены самые болевые точки, которым можно было придать юридическую форму.

Затем мы провели заседание Научно-экспертного совета и смогли найти наиболее приемлемые варианты, сформулировали с участием специалистов нашего отдела несколько поправок, которые затем получили одобрение на заседании Государственной Думы и затем на заседании уже верхней палаты.

Или такой пример: 3 февраля мы принимаем участие в "круглом столе" Комитета по вопросам социальной политики по проблемам социальных гарантий детям-сиротам. Подготовлено заключение на этот законопроект, предложено свое видение проблемы, обозначены также острые проблемы, которые могут возникнуть, предложены свои концептуальные подходы.

Далее - проблемы бюджета. Вы прекрасно знаете, что чаще всего идет серьезная борьба, большие дискуссии депутатского корпуса, особенно по социальной части бюджета. Потому что денег всегда не хватает, всегда в обделенном положении оказывается социальная сфера.

Поэтому отдел также принимает участие в работе бюджетного комитета, отслеживаются эти вопросы, ведется работа с Комитетами Государственной Думы. Практически отдел обеспечивает аналитическое сопровождение деятельности десяти профильных комитетов Государственной Думы. В прошлом году это было 10 комитетов, в этом году 9, но это не обозначает, что объем работы будет меньше. Социальных законов идет очень много и особенности депутатского корпуса заключаются как раз в том, что чаще всего для того, чтобы подтвердить свою политическую состоятельность, депутаты апеллируют именно к социальной составляющей реформ. В связи с этим, конечно, работа в социальном законодательном поле очень затруднена, часто принимаются законы, противоречащие один другому, нам приходится это отслеживать, чтобы это законодательное поле было достаточно чистым и носило стратегический характер.

Один из примеров приведу - пенсионная реформа. Вы знаете о том, что была принята концепция пенсионной реформы. После этого пошли очень серьезные подвижки, было серьезное давление как со стороны Правительства так и со стороны части депутатского корпуса в том, чтобы пенсионная система в краткие сроки перешла на накопительный принцип.

Мы прекрасно понимали, что сделать это совершенно невозможно в наших условиях. Во-первых, существует несколько проблем. Например, наше поколение ничего не накопило и сидящие здесь в зале тоже ничего пока не накопили. Поэтому немедленный переход на эту систему был совершенно невозможен в тех социальных условиях, в которых мы все оказались.

Поэтому мы предложили другой вариант. Собирали несколько раз наш Экспертный совет. В этом Экспертном совете у нас активно работает бывший министр труда и социального развития Людмила Федоровна Безлепкина. Мы активно ее включали в эту работу, в итоге удалось дать амортизационные процессы этой пенсионной реформе. Были приняты другие решения: на накопительный принцип будем переходить в течение двадцати-двадцати пяти лет. Это, по-моему, очень правильно.

Сейчас отделом подготовлены предложения о приоритетном законодательстве, внесены предложения о том, чтобы в первую очередь были рассмотрены основы пенсионного законодательства. Почему? Потому что двадцать пять процентов всех социальных законов - это поправки в пенсионное законодательство, которые все время расширяют и расширяют льготы. Это тупиковый путь. Мы не можем идти по пути постоянного расширения льгот, нужна совершенно другая стратегия.

Это повышение заработной платы, которое автоматически снимает очень многие вопросы, не нужны будут льготы в таком объеме, решается и вторая проблема - это проблема активной занятости.

Вот это два стратегических направления, по которым мы активно работаем. И если вы получите в электронном виде версии наших аналитических вестников, а я вас призываю это непременно сделать, у вас список этих вестников есть, вы сможете наглядно убедиться в логике построения и выпуска наших аналитических материалов.

По ключевым, дискуссионным проблемам мы обязательно пытаемся дать аналитический материал. Это обязательно должна быть точка зрения палаты, а также представлены самые различные мнения, потому что, если мы будем исповедовать односторонний подход, то вряд ли добьемся истины, поскольку работа в области социальных реформ идет очень сложно и часто пробуксовывает.

Многое зависит от политической воли, от воли депутатов всех уровней, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности отдела является работа с депутатским корпусом регионов.

Наши аналитические материалы постоянно направляются фельдсвязью для того, чтобы эта информация своевременно поступала в регионы: во-первых, членам Совета Федерации, а затем к вам, в аналитические структуры, чтобы вы могли ею пользоваться; а во-вторых, чтобы она непременно доводилась до сведения депутатов. Взаимодействие органов законодательной федеральной власти и органов власти субъектов Российской Федерации способно убрать многие противоречия между региональным и федеральным законодательством.

Наш сегодняшний семинар мы рассматриваем в русле стратегий, которые ведут к созданию единого информационного пространства. Сегодня это одна из первостепенных и стратегических задач при решении проблем государственного строительства Российской Федерации.

В.А.ЩЕЛЧКОВ,

заместитель начальника Информационно-аналитического управления

Уважаемые коллеги, современные компьютерные информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности Совета Федерации - и в законодательной, и аналитической, и организационной, и хозяйственной. И в каждой из этих сфер они имеют свои особенности.

В каких направлениях должно развиваться внедрение компьютерных информационных технологий в работе аналитических подразделений, какие задачи в связи с этим стоят перед теми, кто отвечает за внедрение этих технологий и какими функциями должен обладать компьютер, который имеется сейчас на каждом рабочем месте специалиста - аналитика, и информационно-коммуникационная система, одним из элементов которой каждый из компьютеров является? На наш взгляд, если конспективно сказать об этом, это следующее.

Первое. Во-первых, компьютер - средство оперативной подготовки текстовых графических и других документов. Но сейчас этого уже недостаточно.

Второе. Обеспечение коллективной работы с разрабатываемыми документами групп специалистов.

Третье. Оперативный доступ к коллективным и корпоративным информационным ресурсам и эффективный инструмент поиска необходимой информации.

Четвертое. Создание и накопление индивидуальных, коллективных и корпоративных информационных ресурсов в виде баз данных.

Иначе говоря, накопление баз знаний, являющихся результатом труда отдельных специалистов и коллективов специалистов-аналитиков.

Пятое. Обеспечение телекоммуникационного доступа к внешним информационным ресурсам смежных и родственных организаций.

Шестое. Наличие прикладных программных средств, позволяющих автоматизировать предметные области деятельности специалистов-аналитиков.

И седьмое. Средства, позволяющие донести до руководства и членов Совета Федерации результаты своей работы в наглядном, убедительном и удобном для быстрого восприятия виде, в частности, с использованием графической и мультимедиаинформации.

Вот так как бы вкратце те функции, которыми, на наш взгляд, должна обладать информационно-коммуникационная система и которыми должен пользоваться специалист-аналитик, сидя в своем кабинете на своем рабочем месте.

Для решения этих и других задач в Совете Федерации создается информационно-коммуникационная система (ИКС). Скелетом этой информационно-коммуникационной системы является корпоративная компьютерная сеть, объединяющая всех пользователей Совета Федерации. А таких пользователей в настоящее время более тысячи.

В состав ИКС входят локальные вычислительные сети, которые охватывают руководство Совета Федерации, комитеты, комиссии и структурные подразделения. Всего локальных вычислительных сетей будет около тридцати.

Это электронные офисы членов Совета Федерации в Совете Федерации. Количество их по числу членов Совета Федерации - 178. Это мобильные информационные системы, которые предназначены для обеспечения различных выездных мероприятий членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата. Это информационно-справочный центр, о деятельности которого в следующем докладе более подробно расскажет Жиров Михаил Васильевич - начальник этого отдела.

Это телекоммуникационный узел, который позволяет осуществлять внутренние и внешние коммуникации в информационной коммуникационной системе Совета Федерации. Это также вспомогательные, технологические элементы - это система управления, администрирования и информационной безопасности корпоративной сети, это технологическая система развития, это центр обучения членов Совета Федерации, их помощников и сотрудников Аппарата, это система технологического обеспечения заседаний.

В состав информационной коммуникационной системы мы также включаем офисы членов Совета Федерации, которые находятся непосредственно в субъектах Российской Федерации, а также различные министерства, ведомства, органы государственной власти. Планируется налаживать телекоммуникационное взаимодействие с использованием различных средств связи, в том числе таких, как междугородная и международная телефонная сеть (пока единственный способ общения с регионами), а также специализированные сети связи. В основном мы ориентируемся на те сети, которыми обладает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

Я вкратце сказал вам, какие функции выполняют элементы информационно-коммуникационной системы. Более подробно об этом завтра в нашем здании на Большой Дмитровке расскажет начальник отдела информационных ресурсов и баз данных Попков Александр Викторович.

Хотелось бы остановиться чуть поподробнее на технологической автоматизированной информационной системе документооборота и делопроизводства. Она называется у нас "Дело-ТСФ" и находится в настоящий момент в стадии внедрения. Она будет охватывать Управление делопроизводства и всех делопроизводителей структурных подразделений и реализует все функции делопроизводства от учета входящих и исходящих документов до контроля их исполнения и создания электронного архива.

Внедрение системы в значительной мере позволит сократить поток бумажных документов внутри Совета Федерации, а ее интеграция с аналогичными системами федеральных и региональных органов власти позволит сделать существенный шаг к внедрению безбумажной технологии в документооборот.

Что касается центра обучения, то завтра также об этом более подробный разговор будет в здании на Большой Дмитровке. О том, как эта работа организована в Совете Федерации, расскажет начальник отдела информационно-коммуникационных систем Ахметов Вячеслав Александрович.

Хотелось бы отметить, какая работа у нас проведена, проводится и будет проводиться в плане реализации тех семи функций, которые я назвал в самом начале.

Первое. В Совете Федерации разработан и внедрен в эксплуатацию "Интернет-сервер Совета Федерации". Он существует уже около полутора лет. Физически он размещается на узле связи ФАПСИ. Вот здесь представлена его первая страничка, где показано содержание той информации, которую мы на этом сервере размещаем.

Отличие нашего сервера от других заключается в том, что нам часто приходится обновлять эту информацию, и это связано с некоторыми технологическими проблемами. В настоящий момент информация у нас обновляется по мере ее поступления. Если раньше вы обращались к нашему серверу, то вы могли заметить, что у нас были проблемы с регулярным обновлением. Мы обновляли эту информацию от заседания к заседанию, и это было связано с проблемами техническими и технологическими. В настоящий момент реализован режим, по которому информация будет обновляться ежедневно, по мере ее появления.

Адрес нашего сервера, если он вам неизвестен, здесь показан. В сети "Интернет", выходя по этому адресу, вы попадете на наш сервер и на ту информацию, которая на нем размещена.

Пользователи Совета Федерации имеют доступ к информации в глобальной сети "Интернет". В основном сейчас этот доступ реализуется по телефонным каналам связи, через модемы, но сейчас уже начата работа по организации такой связи по выделенным каналам связи с провайдером, которым также является Федеральное агентство правительственной связи и информации.

В каком направлении мы предполагаем развивать этот сервис? Конечно, модемный доступ не всех устраивает в связи с тем, что он медленный и при необходимости скачивания больших массивов информации возникают определенные проблемы.

Хотелось отметить, что в октябре 1998 года вышел Указ Президента Российской Федерации, который регламентирует доступ в сеть "Интернет" с технических средств работников органов государственной власти. В соответствии с этим Указом с тех компьютеров, которые подключены к ведомственным локальным вычислительным сетям или на которых обрабатывается конфиденциальная или служебная информация, доступ в сеть "Интернет" фактически запрещен.

Мы видим решение этих вопросов в том, чтобы параллельно с нашей корпоративной внутренней сетью создавать вторую сеть, обеспечивающую комфортный быстрый доступ в "Интернет". Такую работу мы уже начали.

Что касается нашей корпоративной сети и информационно-коммуникационной системы, то опираясь на мировые тенденции развития информационных технологий, в нашей информационно-коммуникационной системе в качестве базовой принята "Интернет-технология", которая применительно к корпоративным сетям называется "Интранет-технология". Людмила Степановна об этом уже говорила в своем вступительном слове.

Силами специалистов Управления разработан и внедрен в эксплуатацию "Интранет-сервер" Совета Федерации, на котором представлена информация о деятельности нашей верхней палаты, а также аналитические материалы, правовые базы данных, обзоры средств массовой информации и так далее.

Реальную работу компьютера во внутренней сети "Интранет" вы можете посмотреть на компьютере, который установлен здесь и который фактически реально подключен к этой сети.

Доступ к "Интранет-серверу" возможен с сетевых компьютеров. Из той тысячи, что я вам назвал, в настоящий момент сетью охвачены более 250. В первой половине года будет охвачена вся тысяча. На "Интранет-сервере" реализована возможность создания также домашних страниц структурных подразделений, в частности, такие страницы уже сейчас завели для себя Комитет по бюджету, Комитет по экономической политике, и на подходе другие структурные подразделения нашего Аппарата.

Внедрена в эксплуатацию электронная почта Совета Федерации, которая позволяет обмениваться сообщениями, документами как с сетевых рабочих станций, так и с автономных.

Как я уже сказал, вы вот на этом компьютере можете посмотреть реальное содержание той информации, которая представлена на "Интранет-сервере". Наши специалисты вам ответят на все вопросы.

В настоящее время реализована телекоммуникационная связь между двумя зданиями Совета Федерации на Большой Дмитровке и на Новом Арбате. Одновременно с этим осуществлена такая же связь с Государственной Думой и с одним из подразделений Федерального агентства правительственной связи - это Главное управление информационных систем, ГУИС ФАПСИ.

Таким образом, нам удалось к нашей Интранет-сети подключить Интранет-сеть Государственной Думы. Вы на нашем сервере можете сейчас получить доступ к той информации, которую выставляет в Интранет-сеть соответствующее подразделение Государственной Думы. И все, что связано с деятельностью Государственной Думы, там можно будет посмотреть.

Кроме того, в настоящий момент к этой же внутренней Интранет сети подключены также сервер Избиркома, мэрия Москвы. Таким образом, Интранет-сеть как бы объединяет четыре больших органа государственной власти.

По такой же идеологии мы планируем развивать информационное сотрудничество и с вами, с органами законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Мы знаем, что многие из вас уже готовы к этой работе, а сделать "Интранет-сервер" - это в ваших силах.

Осталась только одна проблема - связать нас необходимыми коммуникационными линиями. В этом направлении ведем работу, но она продвигается, к сожалению, пока не очень быстро. Мы, как я сказал, ориентируемся на те сети и каналы связи, которыми располагает Федеральное агентство правительственной связи и информации.

Во-первых, это как бы их функция в прямом виде. И во-вторых, эксплуатация и использование этих каналов для нас и для вас будет бесплатной.

Что касается сохранения, создания, накопления информационных ресурсов и баз данных или баз знаний, то в настоящий момент в нашем Управлении внедрена информационно-поисковая система, которая накапливает "аналитические вестники" Информационно-аналитического управления, "Вестник Совета Федерации", а также другие материалы. По мере появления новой информации она будет включаться сюда и те, кто имеет доступ к Интранет серверу, могут пользоваться этими материалами.

С помощью такой системы возможно создание также индивидуальных, коллективных и корпоративных банков данных с

инструментом поиска информации. Что имеется в виду под индивидуальными, коллективными и корпоративными базами данных?

Думаю, что вы согласитесь с тем, что работа специалиста-аналитика в некотором роде уникальна. Индивидуальная база данных - это базы данных конкретного специалиста, который их накапливает в процессе своей работы, в процессе подготовки различных аналитических записок, заключений и так далее.

Коллективные базы данных будут, как мы это планируем, храниться на сервере локальной вычислительной сети, которая будет объединять работников, предположим, одного отдела. Если есть необходимость эти данные, эту информацию представить для всех пользователей корпоративной сети, то они перемещаются в корпоративные информационные ресурсы и становятся достоянием фактически всего сообщества пользователей.

На каждой сетевой рабочей станции мы планируем развернуть офисный пакет корпорации "Майкрософт" "Офис-2000". Помимо текстового редактора пакет обладает расширенными возможностями, которые позволяют специалистам-аналитикам более эффективно использовать свое рабочее время, используя такие полезные функции как календарь, записная книжка, планировщик заданий, электронная почта и так далее.

Прикладные информационные системы, обеспечивающие автоматизацию предметной области наших аналитических и других структурных подразделений, разрабатываются силами наших специалистов-программистов, а также внешними организациями. В частности, в этом году мы планируем с помощью Миннауки начать научно-исследовательскую работу по созданию автоматизированной системы проверки законов и законопроектов на непротиворечивость действующему законодательству РФ. Результаты этой работы могут быть полезны и в субъектах Российской Федерации.

Как я сказал, подробнее о всех этих проблемах, с которыми мы сталкиваемся, и которые мы решаем, завтра на нашей встрече на Большой Дмитровке расскажет Попков Александр Викторович.

Дальнейшее развитие информационно-коммуникационной системы Совета Федерации - это объединение, как я уже вам говорил, "офисов" членов Совета Федерации, а в сущности объединение органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в регионах и информационно-коммуникационной системы Совета Федерации в единую корпоративную сеть на базе Интранет технологии. Это позволит объединить информационные ресурсы, внедрить единую электронную почту, что, на наш взгляд, позволит повысить эффективность взаимодействия Совета Федерации с членами Совета Федерации, находящимися в субъектах Российской Федерации.

И в заключение мне хотелось сказать, что в сущности вся эта работа направлена на то, чтобы повысить эффективность использования весьма дорогостоящего оборудования. На это нас нацеливает Председатель Совета Федерации. На одном из последних совещаний с Аппаратом он выделил эту проблему и подверг определенной критике за то, что компьютерная техника используется не всегда эффективно.

Мне думается, что комплекс тех мер, о которых я вам сейчас сказал, позволит решить в том числе и эту проблему.

Спасибо за внимание.

В.Д.КРИВОВ

Спасибо, Владимир Александрович.

Слово предоставляется Жирову Михаилу Васильевичу, начальнику информационно-справочного отдела.

М.В.ЖИРОВ

Я хотел бы начать свое выступление с истории. Мы начали свою работу с 1994 года, когда не было ни компьютеров, ни тех баз данных, о которых сейчас Владимир Александрович докладывал. Аналитическим обеспечением всего Совета Федерации занимались два отдела - это отдел информационно-коммуникационных ресурсов, который возглавлял доктор технических наук Орлов Евгений Иванович, и аналитический центр, который возглавлял Кривов Виктор Дмитриевич.

На пустом месте с 1994 года сейчас уже по сути дела переходим к мощной информационно-коммуникационной сети, содержащей в себе многочисленные базы данных, многочисленные информационные ресурсы, многочисленные возможности, которые предоставляются не только тем, кто работает здесь, в Совете Федерации, но также и тем, кто работает в субъектах Российской Федерации. Наша основная задача в Совете Федерации - это предоставление информации субъектам Российской Федерации и информационное взаимодействие с вами. Основой этого информационного взаимодействия являются соглашения между Аппаратом Совета Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о бесплатном информационном взаимодействии.

На основе этих соглашений вам предоставляется доступ к внутренним базам данных Совета Федерации, внутренней сети Совета Федерации и к тем информационным ресурсам, которыми мы располагаем.

Весь перечень информационно-коммуникационных ресурсов баз данных содержится в каталоге, который вы можете получить. Обобщив все базы данных, которые мы расположили в Интернете, дополнительные базы данных, мы создали мультимедийный компьютерный диск, который называется "Информационно-правовое обеспечение Совета Федерации". С разрешения руководства Управления те, кто из вас пожелают, завтра в информационно-справочном отделе, комната 417 дом 24, Большая Дмитровка, этот диск могут получить.

Этот диск содержит прежде всего все законодательство Российской Федерации, всю базу данных, сведения о членах Совета Федерации на момент ноября 1999 года. Здесь содержатся все "аналитические вестники", о которых говорила Галина Ивановна, они у вас будут на этом мультимедийном компьютерном диске представлены.

Кроме того, здесь содержится Интернет сервер. Очень важный раздел этого Интернет сервера - это информация о Петербургском экономическом форуме. Совет Федерации проводит такую практику, как проведение различных форумов, семинаров, совещаний. И наиболее значимым из этих форумов является Петербургский экономический форум. Вся информация содержится на мультимедийном компьютерном диске.

В связи с тем, что самая главная у нас с вами задача - это информационное обеспечение деятельности членов Совета Федерации, то, для каждого пункта повестки дня, который рассматривается Советом Федерации, мы формируем информационный пакет, содержащий в себе тексты законопроекта, затем, процесс прохождения этого законопроекта как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации, информацию средств массовой информации об этом законопроекте.

Кроме того, мы помещаем туда заключения на этот законопроект Правового управления и если есть, то аналитические записки по данному законопроекту нашего управления. И вот этот информационный пакет выставляется во внутренней сети. Поэтому, имея соглашения об информационном взаимодействии, о бесплатном информационном взаимодействии между Аппаратом Совета Федерации и органами государственной власти, вы сможете иметь доступ к внутренней сети и пользоваться этим информационным пакетом.

Для того, чтобы связь с регионами была более тесной, Совет Федерации поддерживает практику проведения семинаров как внутри Совета Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Я неоднократно встречался на различных семинарах с многими из вас, это очень хороший инструмент для понимания друг друга, для понимания тех задач, которые стоят в субъектах Российской Федерации и для обогащения деятельности.

Не могу не отметить активную работу в электронном общении с некоторыми субъектами Российской Федерации, хотя это электронное общение не всегда, не со всеми одинаково.

Система "Почта" доходит до 69 субъектов Российской Федерации. Почтовая система "Дионис" доходит до 72 законодательных органов субъектов Российской Федерации. "Почта" объединяет 30 законодательных органов и 68 исполнительных органов субъектов Российской Федерации; "Дионис" - только законодательные органы субъектов Российской Федерации.

Опыт показывает однако, что регулярно снимается информация всего третью регионов.

Хотелось бы обратить внимание присутствующих на более активное использование электронных средств, потому что это характеризует культуру нашей общей работы.

В заключение хотел бы сказать, что если у вас будет возможность, то, пожалуйста, передайте своим коллегам, кто занимается электронным общением, чтобы обратили внимание на то, что Аппарат Совета Федерации прилагает максимальные возможности для доведения своих "аналитических вестников", своих материалов для субъектов Российской Федерации. Имейте в виду, что все это мы обязательно передаем по электронным средствам. Если вы этого не получаете, то обратите на это внимание у себя в субъекте Российской Федерации.

И.И.ХАРЛАНОВ,

начальник отдела экономического анализа

Добрый день, уважаемые коллеги, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время для того, чтобы встретиться с нами. Для нас чрезвычайно интересна профессиональная беседа с нашими коллегами из регионов, потому что на самом деле работать в палате регионов и не иметь постоянных контактов с вами, конечно, было бы для нас просто нелепо.

Что такое экономический анализ в федеральном законодательном органе, который в то же время представляет все регионы России? Должен сказать, что эта задача крайне сложная и противоречивая. Понятно, что и здравый смысл, и традиция как-то подсказывают нашим законодателям, что прежде, чем они примут какой-то закон, хотелось бы все-таки получить представление, сколько денег надо будет сразу потратить, сколько мы еще потеряем в дальнейшем в ходе реализации этого закона, кто именно их потеряет, а кто, может быть, наоборот приобретет эти деньги. Вот это, грубо говоря, экономический анализ, которым мы и занимаемся. Наверное, вы делаете то же самое.

Но при всей простоте постановки задачи, решение ее довольно иррациональное, потому что мы сталкиваемся здесь с проблемами сразу нескольких уровней.

Во-первых, наш Аппарат Совета Федерации делится по своим функциональным задачам на три части, потому что есть три элемента в самом Совете Федерации. Первичная ячейка Совета Федерации - это собственно его член, то есть сенатор. Это либо губернатор какого-либо региона, либо председатель Законодательного Собрания. Он лично является политическим деятелем, он является в каком-то смысле и хозяйственным руководителем у себя в регионе. Его деятельность, как политика, обеспечивается одним из звеньев нашего Аппарата - помощниками. Помощник работает лично на своего губернатора. Он четко понимает, какие задачи он должен решить, какие интересы защищать и выражать. У него как бы вопросов не возникает.

Второй уровень работы Совета Федерации - это работа его комитетов. Комитет - это группа депутатов, совместно работающих по какому-то профессиональному направлению. У комитета есть аппарат, это второй уровень нашего Аппарата, у этого аппарата тоже вроде бы проблем с предметом деятельности не возникает. Там есть довольно узко очерченная профессиональная задача, там есть довольно небольшой количественный состав депутатов, членов Совета Федерации, там довольно легко понять позицию комитета и обеспечивать ее тоже несложно.

Но вот мы работаем на третьем уровне, который обеспечивает всю палату в целом. И соответственно давая наш экономический анализ, мы должны выражать интересы всей палаты. А как их выразить, если вся палата - это, собственно говоря, руководители абсолютно всех регионов России. Во-первых, не существует такого документа под названием "Позиция Совета Федерации", в который можно было бы заглянуть, справиться и понять, что нам по тому или иному конкретному вопросу нужно говорить и писать и на что ориентироваться. Ведь эта позиция, во-первых, меняется со временем, во-вторых, она может быть различной по каждому конкретному вопросу, и, в-третьих, она очень различается у разных регионов.

Вообще говоря, когда мы каждый раз что-нибудь собираемся говорить о позиции Совета Федерации, нам надо ее фактически заново выяснять. К губернатору же не подойдешь и не спросишь тем более 20 раз за один месяц, какова ваша позиция по такому-то вопросу. Поэтому мы должны либо исходить из информации как бы витающей в воздухе, из высказываний в ходе обсуждения, из решений, которые принимаются комитетами, из выступлений членов Совета Федерации на сессии.
Во-вторых, мы конечно же должны постоянно иметь каналы взаимного обмена с вами, с людьми, работающими над теми же проблемами в регионах, чтобы понимать реальную ситуацию и из нее исходить в экономическом анализе.

Еще одна проблема в том, что объективно у регионов положение очень разные, денежные доходы различаются на порядок, примерно в
10 раз. Возьмите Москву и возьмите Ингушетию. Население там различается в 300 раз. Возьмите Корякский автономный округ и возьмите ту же самую Москву. Западные регионы по географическому положению близки к Европе, традиционно считают Европу своим ближайшим соседом, и все хозяйственные потоки завязаны на европейские страны. А, скажем, дальневосточные регионы, для них ближайшие соседи и деловые партнеры - это Китай, Корея, Япония. Как бы совершенно другие интересы. Кто-то находится в центре транспортных артерий, кто-то наоборот зависит от транспортных коммуникаций. Какое бы решение мы ни принимали, оно обязательно для кого-то оказывается выгодным, для кого-то не выгодным. Попробуйте здесь найти баланс?

Но тем не менее я считаю большой заслугой руководства Совета Федерации то, что на протяжении многих лет удается, несмотря на объективное существование таких разных позиций, находить между ними согласование. А согласование заключается в одном - нужно определить какой-то необходимый минимум, который действительно соответствует интересам всех регионов. И вот эту минимальную задачу, которую должна решать страна в целом, наше руководство определило начиная с 1996 года - это усиление роли государства в экономике, это ориентация государства на защиту наших объективно существующих общенациональных интересов, которые для всех общие.

Надо сказать, что в 1996 году, когда Егор Семенович Строев впервые поставил задачу корректировки экономической политики государства, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы, потому что, если вы помните это недавнее прошлое, тогда в ходу были совершенно другие идеи, которые имели статус фактически официальной идеологии. И на протяжении последних четырех лет именно благодаря Совету Федерации удалось поменять ситуацию на прямо противоположную, когда сегодня задача усиления роли государства и защиты национальных интересов уже просто ни у кого не вызывает сомнения.

По этой теме ведется постоянная работа, постоянно ищется конкретизация экономических решений, направленных на решение этой общей задачи. В частности, в последнее время наибольшее внимание мы по заданиям Председателя Совета Федерации уделяем вопросам альтернативного бюджета, вопросам организации, межрегиональных экономических связей, как бы не замыкающихся на центр, связей субфедерального уровня. В самое ближайшее время у нас как раз запланирована серия мероприятий, которые, как планируются, должны привести к выработке собственной концепции бюджета, собственной позиции Совета Федерации по бюджету 2001 года.

Казалось бы, бюджетный процесс и в мировой практике и согласно нашим представлениям о том, что должно делаться, это прерогатива парламента. Парламент бюджет утверждает, принимает закон о бюджете. Вроде бы ему принадлежит решающая роль, но на самом деле на протяжении всех последних десяти лет, когда бюджеты стали реально приниматься парламентом, здесь существует полная зависимость от Правительства, потому что аппарат представительной власти просто не располагает теми производственными мощностями, чтобы разработать такой талмуд многотомный с детальными расчетами, который бы определял реальное направление расходования средств. И когда мы говорим сейчас об альтернативном бюджете, который бы Совет Федерации предлагал, конечно, не имеется в виду, что мы еще один такой же объемистый документ напишем с детальными расчетами. Нет, речь вовсе не об этом. Пусть Правительство и имеющиеся у него многотысячные коллективы специалистов проводят расчеты, определяют объемы финансирования на выполнение тех или иных программ, но мы все-таки должны им сказать, что же должно стать приоритетом, куда они обязаны направлять деньги, где они должны их искать.

Сегодня в бюджете официальный приоритет - это погашение внешнего долга. И дополнительные расходы наполовину на него направляются, и в основной части бюджета треть идет на погашение внешнего долга. Но все программы развития экономики, модернизации экономики, все социальные проблемы острейшие остаются на втором плане и финансируются по остаточному принципу. И члены Совета Федерации достаточно едины в том, чтобы это положение изменить коренным образом.

Вот с этой целью мы сейчас как раз начинаем работу по формированию позиции Совета Федерации, а позиция Совета Федерации, еще раз подчеркиваю, это позиция собственно регионов, для того чтобы определить наши общие взгляды на то, каким же должен быть бюджет 2001 года по его главным приоритетам. Мы хотим успеть с этой работой к весне для того, чтобы когда появится бюджетное послание нового Президента, когда Минфин начнет формировать концепцию бюджета, у нас уже была бы позиция, отражающая интересы всех регионов России без исключения.

Я очень большие надежды возлагаю на сегодняшнее совещание и на то секционное заседание, которое у нас начнется в два часа в этом зале, чтобы мы с вами вместе могли договориться о взаимодействии, чтобы мы дальше, установив сегодня какие-то контакты, могли бы в оперативном режиме выяснять ваше мнение, сообщать вам о тех позициях, которые здесь вырабатываются, получать какую-то оперативную реакцию и вести совместную работу над определением этих позиций.

Спасибо большое. Я не буду занимать ваше время. Еще раз приглашаю вас всех в два часа с тем, чтобы каждый из вас получил возможность принять участие в обсуждении. Спасибо.

В.Д.КРИВОВ

Спасибо. Слово предоставляется Кочеткову Александру Павловичу.

А.П.КОЧЕТКОВ,

начальник отдела национальной безопасности и политического анализа

Уважаемые коллеги, я хотел бы сначала несколько слов сказать об отделе как таковом, потому что у кого-то из вас возник вопрос, почему вообще такое название отдела - национальной безопасности и политического анализа. Дело в том, что если мы возьмем Конституцию Российской Федерации и посмотрим соответствующую статью 102, где написаны непосредственные функции Совета Федерации, то вы увидите, что очень многие из этих функций, а конкретно это вопросы войны и мира, границ, введения чрезвычайного, военного положения, использования войск за границей и так далее, являются вопросами национальной безопасности.

Таким образом деятельность Совета Федерации напрямую связана с вопросами национальной безопасности в широком смысле этого слова. Соответственно и деятельность Информационно-аналитического управления, в частности подразделения, которое создано, должна включать вопросы информационно-аналитического обеспечения этого направления. Кроме того, сейчас все российское общество, в частности, я бы подчеркнул последний год, переживает особый период своего развития, когда проблемы национальной безопасности теснейшим образом переплетаются с политическими проблемами.

Возьмите вопрос расширения НАТО. Это внешнеполитическая проблема или проблема национальной безопасности? Наверное, здесь разделить их невозможно. Возьмите проблему войны в Чечне. Это внутриполитическая проблема или проблема, связанная с территориальной целостностью России, проблема национальной безопасности? Возьмите прошедшие выборы в Государственную Думу. Казалось бы, это прежде всего политический вопрос, но учитывая такие моменты, когда криминалитет рвался во власть на всех уровнях, это напрямую затрагивало интересы национальной безопасности. И таких примеров я могу здесь приводить очень много. Вот исходя из всего этого и был создан такой отдел национальной безопасности и политического анализа.

Теперь конкретно о нашей деятельности. Как и другие отделы Информационно-аналитического управления, прежде всего я имею в виду аналитические отделы, мы занимаемся законодательным процессом, то есть

информационно-аналитическим освещением законодательного процесса в первую очередь по профильным нашим комитетам - это Комитет по вопросам обороны и безопасности, конституционному законодательству, внешней политике, а также целый ряд вопросов идет по другим комитетам - по Федеративному договору и так далее.

Отдел готовит соответствующие информационно-аналитические материалы к законопроектам, а также мы ведем большую работу по целому ряду иных аспектов. Например, с Комитетом по конституционному законодательству мы принимали участие в работе (в порядке инициативы Совета Федерации) по законопроекту об ответственности должностных лиц за предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти и управления.

Следующее направление нашей деятельности - это подготовка аналитических материалов, записок, сборников по наиболее важным направлениям национальной безопасности и современного политического процесса. Некоторые из этих материалов мы представили здесь на выставке.

Кстати, хочу напомнить, что в два часа будет работать наша секция "Вопросы государственного строительства и деятельности политических институтов общества", которая будет затрагивать все эти вопросы. На эту секцию мы подготовили специальный раздаточный материал, и участники секции могут получить наши аналитические записки и вестники. Поэтому приглашаю принять активное участие в работе секции. Причем, там бы хотелось обменяться с вами мнениями, и прежде всего послушать вас.

Следующее очень важное направление нашей деятельности - это вопросы анализа текущего политического процесса, политическое информирование членов Совета Федерации, руководства Совета Федерации, а также вопросы государственного строительства. Но здесь мы делаем соответствующие акценты. Есть темы, которые направлены прежде всего на укрепление российской государственности, на сохранение ее территориальной целостности, против сепаратистских тенденций и так далее. Это тоже является очень важным направлением нашей деятельности.

Хотел сказать, что состав отдела у нас очень сильный. В его составе не только работают люди, имеющие соответствующие степени и ученые звания, но самое главное, пожалуй, 100 процентов всех работников нашего отдела имеют большой опыт работы в высших органах государственной власти. Это позволяет широко использовать имеющийся потенциал отдела в работе.

Приглашаю всех желающих принять участие в работе нашей секции, где мы могли бы обменяться мнениями, рассмотреть любые вопросы, прежде всего послушать вас.

Спасибо за внимание.

В.А.ТЕРЕХОВ,

советник Информационно-аналитического управления

Уважаемые коллеги, Совет Федерации, как вам известно, все чаще становится инициатором крупных международных акций, имеющих большое значение для экономики России и укрепления наших деловых связей с государствами - участниками СНГ. Одним из важнейших событий для экономики России, стран Содружества стал ежегодно проводимый Петербургский экономический форум.

Цель форума - раскрыть для национальных и зарубежных инвесторов наиболее привлекательные сферы вложения капитала в бизнес-проекты, обеспеченные, как правило, правительственными, финансовыми, юридическими гарантиями защиты от непредвиденных рисков, имеющие собственные стартовые ресурсы и надежность доходов на вложенные проекты.

Первый форум был проведен в 1997 году. Сейчас мы намечаем проведение уже четвертого форума. На форуме обычно дается ясный и точный анализ положения дел во всех сферах экономической жизни, начиная с аграрного производства и кончая космосом и высокими технологиями. Итоговая декларация или рекомендации форума становятся

основой стратегии экономического развития России и стран Содружества. Следует также отметить те реальные практические выходы, которые имеет форум, глубокую проработку проектов.

В частности, на форуме 1998 года было заключено соглашение в очень важной области высоких технологий о создании принципиально нового типа самолета. Работа над ним дала новую жизнь в России многим производственным коллективам, развила международную кооперацию. Этот проект оценивался стоимостью около 50 миллиардов долларов.

Работа Петербургского экономического форума 1999 года, как и предыдущих, проходила в режиме пленарных заседаний, "круглых столов", выставок, презентаций инвестиционных проектов, неформальных деловых встреч, пресс-конференций.

В двух пленарных заседаниях и 14 заседаниях "круглых столов" Петербургского экономического форума 1999 года приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации С.В.Степашин, премьер-министр Украины В.П.Пустовойтенко, Председатель Верховной Рады Украины А.Н.Ткаченко, премьер-министр Белоруссии С.С.Линг и другие государственные деятели стран ближнего и дальнего зарубежья.

Дискуссии на "круглых столах" проходили в залах Таврического дворца, Государственного Эрмитажа, в аудиториях Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного горного института. Всего на пленарных заседаниях и 14 "круглых столах", объединявших 22 секции, выступило более 500 человек. В рамках Петербургского экономического форума 1999 года было представлено около 1500 инвестиционных проектов.

Участники форума имели возможность изучить российский инвестиционный рынок, получить интересующую информацию по наиболее привлекательным проектам, подготовленную в соответствии с международными стандартами.

Впервые к работе форума были приурочены презентации ряда научных монографий, в частности монографии "Земельный вопрос", "Настольный словарь финансово-экономических терминов и понятий" и других.

В работе Петербургского экономического форума 1999 года приняли участие более 2 тысяч человек из Российской Федерации и 57 иностранных государств, в том числе из 11 государств - участников СНГ. Это главы правительств, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти. Работу Петербургского экономического форума 1999 года освещали 637 журналистов.

Среди российских участников форума были председатели палат Федерального Собрания, Е.С.Строев и Г.Н.Селезнев, Председатель Правительства Российской Федерации С.В.Степашин, 39 членов Совета Федерации, 18 депутатов Государственной Думы, федеральные министры. Также представительными были делегации Белоруссии, Украины.

В работе форума обычно принимают участие делегации ООН, Совета Европы, Центрально-Американского парламента, ОБСЕ и целого ряда иностранных государств.

В период проведения форума в 1999 году проходили встречи и переговоры директора-распорядителя МВФ М.Камдессю с Председателем Правительства Российской Федерации С.В.Степашиным, премьер-министром Украины В.П.Пустовойтенко и группой членов Совета Федерации. По итогам данных переговоров российская сторона договорилась с МВФ о решении вопросов погашения задолженности России и выделении ей очередных кредитов.

Дискуссии на заседании "круглых столов" проходили по пяти тематическим блокам.

Первый тематический блок был посвящен проблемам дальнейшего экономического развития СНГ и путям выхода из экономического кризиса.

Во втором блоке рассматривались проблемы сотрудничества в отраслях и сферах экономики.

Третий блок касался экономического сотрудничества и развития регионов.

Участники "круглых столов" четвертого блока обсуждали вопросы молодежной политики, экологии, социальной политики и культуры.

Отдельный "круглый стол" был посвящен проблемам привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

На заключительном пленарном заседании Егор Семенович Строев отметил, что Петербургский экономический форум 1999 года доказал, что в мире утвердился новый авторитетный интеллектуальный центр, где проходят всестороннюю обкатку многие решения, которые затем ложатся в основу экономической деятельности государств СНГ и регионов России.

Форум продемонстрировал в очередной раз, что идеи интеграции в рамках Содружества живы и все участники сознают, что выйти из кризиса можно, только объединяясь.

Выполняя указание Председателя Совета Федерации, сейчас Аналитическое управление совместно с другими подразделениями Аппарата Совета Федерации активно готовит очередной экономический форум, который в соответствии с постановлением Совета Федерации пройдет с 13 по 17 июня 2000 года. Этот форум будет проходить под девизом "Солидарные усилия ради безопасного развития". Формат проведения форума будет точно такой же, как и предыдущий. Кроме пленарных заседаний будут организованы "круглые столы" по четырем блокам. Один из "круглых столов" первого блока будет называться "Россия, СНГ в мире ХХI века: солидарные усилия ради безопасного развития". Это заседание "круглого стола" будет проводить Егор Семенович Строев.

Очень интересным ожидается другой "круглый стол" этого блока, посвященный зоне свободной торговли стран Содружества.

Второй блок "круглых столов" будет посвящен сотрудничеству в отраслях и областях экономики. Здесь будут "круглые столы" на следующие темы: "Актуальные проблемы формирования государственной промышленной политики", "Региональные особенности реформирования предприятий", "Бизнес и власть: роль национальных и транснациональных корпоративных структур и интеграционных процессов стран СНГ". Как всегда, надеемся на большой интерес к "круглому столу" по топливно-энергетическому комплексу.

В этом году предполагается проведение особых "круглых столов": "Проблемы обеспечения продовольственной безопасности стран СНГ", "Военно-промышленный комплекс: состояние, пути развития и перспективы международного сотрудничества".

Как и в прошлом году, будут "круглые столы" по денежно-кредитной политике, транспорту, связи.

В отличие от "круглых столов" прошлых лет, в блоке "Ориентиры сотрудничества стран СНГ в гуманитарной и социальной сферах" в этом году предполагается проведение "круглого стола" "Женщины и развитие: права, реальность и перспективы". Здесь намечается всесторонне рассмотреть положение российских женщин в контексте концепции устойчивого развития и прав человека.

Мы приглашаем всех вас принять участие в форуме, где, кроме официальной части, готовится обширная и содержательная культурная программа, которая включает в себя посещение всемирно известных театров и музеев, дворцов, парковых ансамблей Санкт-Петербурга и его пригородов, прогулки на катерах по рекам и каналам. Будем рады видеть вас всех среди участников очередного Петербургского форума.

Н.Г.МЕХЕД,

заместитель начальника отдела национальной безопасности и политического анализа

Прежде всего несколько слов о тех проблемах, которые, как мне представляется, являются актуальными для нашей с вами совместной работы.

Одной из них является проблема выработки концепции национальной безопасности.

В нашем Комитете Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны возникла идея провести парламентские слушания по концепции национальной безопасности и мерах по ее реализации, механизмах реализации. Такие парламентские слушания и "круглые столы" состоялись, и выяснилось, что до сих пор свод тех законов, которые регулируют эту сферу нормотворчества, имеет известные правовые лакуны, противоречия между теми законами, которые принимались до вступления в силу действующей Конституции, и теми, которые принимались после.

Тут есть достаточно большая и серьезная проблема, мне кажется, это одно из тех направлений деятельности, которое для совместной работы информационно-аналитических структур Совета Федерации и субъектов Федерации может представить достаточно большой интерес.

Вторая проблема - это исторически сложившееся взаимодействие нашего отдела, нашего Управления с Иркутском. Дело в том, что еще в 1995 году была высказана идея проведения выездного семинара в Иркутске, который был посвящен проблемам взаимодействия России и стран АТР.

В 1995 году стало очевидно, что усиленный крен в сторону Запада, расширение контактов с западными странами дает основания провести обсуждение перспектив развития геополитического разворота России на Восток.

В 1996 году такой семинар был проведен в городе Иркутске, он получил статус постоянно действующего парламентского семинара, были подготовлены материалы. На базе этого семинара заработал постоянно действующий Информационно-аналитический центр, с которым мы постоянно взаимодействовали, обменивались информацией.

В 1997 году впервые в истории Совета Федерации были проведены выездные парламентские слушания по этой же тематике.

В 1998 году на одном из "круглых столов" в рамках Санкт-Петербургского форума была высказана идея о том, что Санкт-Петербургский форум - это достаточно интересная форма взаимодействия и сотрудничества России, государств СНГ, но прежде всего это Западный регион, а почему бы не организовать, не учредить такой же форум, но уже с учетом интересов восточной политики России?

В 1999 году эта идея окончательно оформилась, и 1 декабря 1999 года Председатель Совета Федерации Строев Егор Семенович подписал распоряжение по Совету Федерации о том, чтобы поддержать инициативу Законодательного Собрания и администрации Иркутской области, инициативу межрегиональной ассоциации "Сибирское Соглашение" о проведении Байкальского экономического форума 20-22 сентября в городе Иркутске.

Подводя краткий итог наших взаимоотношений с Иркутском и с аналитиками в Иркутске, с теми информационно-аналитическими структурами, которые там действуют, должен сказать, что, с моей точки зрения, это очень перспективное само по себе направление. Я кратко за недостатком времени остановился на этапах развития этой инициативы, но должен сказать, что в рамках подготовки Байкальского экономического форума проведена большая и интересная работа, прежде всего информационно-аналитическая.

В частности, планируется подготовить к этому форуму и на нем представить ряд аналитических докладов, посвященных самым актуальным проблемам развития. В частности, речь идет о перспективах создания новых транспортных коридоров, развитии энергетической инфраструктуры, информационной инфраструктуры.

Может быть вы знаете о том, что сейчас рассматривается и обсуждается проект создания новой трансконтинентальной магистрали от Японии до Западной Европы, которая прошла бы по территории России. Это очень крупный проект, в том числе инвестиционный.

Можно было бы говорить о том, что этот опыт, который мы получили, взаимодействия с региональными структурами, которые занимаются информационно-аналитической работой, позволил нам отработать механизм взаимодействия, наработать какие-то постоянно действующие рабочие встречи, контакты, потому что очень часто иркутяне бывают у нас и несколько раз представители нашего отдела, нашего Управления выезжали в Иркутск для обмена идеями, для того, чтобы организационно эти идеи продвигать.

Об этом можно было бы подробнее поговорить, наверное, на секции. Я бы хотел пригласить всех желающих и всех, кто заинтересован в таком тесном сотрудничестве, взаимодействии, прийти на нашу секцию и обсудить эти проблемы.

П.Ф.ИВАНОВ,

руководитель Новгородского информационно-аналитического центра

Уважаемые коллеги, конечно, не правы те, кто говорит, что мы как-то прекращали общение и это некий новый этап, которого не было раньше. На самом деле это общение было и я помню, что наша первая встреча состоялась в 1995 году, когда было выездное заседание Совета Федерации в Новгороде, и мы в первый раз тогда узнали о том, что аналитическая структура существует и о том, что с ней можно взаимодействовать. Потом мы познакомились с Михаилом Васильевичем Жировым непосредственно в Совете Федерации и начали взаимодействовать. Подписали договор, теперь он, наверное, стал типовым уже, который я рекомендую подписать и всем остальным регионам: о принципах информационного взаимодействия с Аппаратом Совета Федерации.

Поэтому, мне кажется, что нужно говорить не о новом шаге, а о возобновлении на более регулярной основе традиций более плотного сотрудничества субъектов Федерации с федеральным центром и субъектов Федерации между собой. Потому что как бы мы хорошо не работали на местах, основные идеи рождаются все-таки, когда мы с вами встречаемся. Именно здесь мы с вами спорим, именно здесь мы с вами обмениваемся мнениями, опытом работы. Именно здесь, как не странно, находятся новые, наиболее эффективные методы этой работы.

Поэтому я хотел бы выразить от своего лица, от имени присутствующих здесь регионов благодарность за то, что мы наконец-то провели такой семинар. Я с огромной радостью приехал на этот семинар и, надеюсь, что это не последний семинар, когда мы с вами видимся. Здесь вновь много старых знакомых, людей, с которыми мы уже не первый год вместе общаемся, много новых лиц.

Я думаю, что эта встреча будет не последней и дальнейшие встречи помогут нам более эффективно работать и в конце концов помогут нашей Родине, нашей стране выходить из тех ситуаций, в которые мы регулярно попадаем, с большим эффектом и с наименее возможными потерями для нее. Спасибо вам большое.

Семинар информационно-аналитических служб органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации (27-28 января 2000 г.) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, N3 (115)- 2000 . - стр. 5

www.budgetrf.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован