29 января 2007
31327

СТЕНОГРАММА выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на Всемирном экономическом форуме. Отклики и комментарии

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги!

Рад возможности выступить на сессии, посвященной развитию России, ее нынешним достижениям, актуальным проблемам и перспективам.

Здесь, в Давосе, тема России звучит постоянно. И такой интерес вполне объясним. За ним - не только объективные запросы глобализации, но не в меньшей степени - искреннее стремление знать, что происходит в нашей стране и как она развивается. Стремление, уверен, не только прагматическое, но иногда и эмоциональное.

Сегодня я хотел бы поговорить не об одной, а о трех разных странах. О России 2000 года. О России сегодняшней. И о России будущего.

Вспомним Россию 2000 года. Каковы были основные признаки нашей экономики? Запретительные, по сути, для ведения бизнеса налоги. Почти 20-процентная годовая инфляция. Долг, превышающий объем валового внутреннего продукта. Зарплата менее чем в сто долларов, которая оставляла почти половину семей за чертой бедности.

Теперь о сегодняшней России - это другая страна.

С 2000 года валовый внутренний продукт в реальном выражении увеличился на шестьдесят процентов, или почти на семь процентов в среднегодовом исчислении.

Россия привлекает к себе тем, что превратилась в один из наиболее быстро растущих рынков. Средняя заработная плата уже превышает 400 долларов в месяц. В стране обеспечена макроэкономическая стабильность. Инфляция составляет уже менее девяти процентов, а долг - менее двадцати процентов ВВП.

По итогам 2006 года Россия стала десятой страной в мире, ВВП которой, рассчитанный по текущему курсу, превысил один триллион долларов. В целом за период с 2001 года мы поднялись на десять пунктов в рейтинге крупнейших экономик мира.

Остановлюсь и на показателе ВВП на душу населения. По текущему курсу в 2006 году он составил около семь тысяч долларов, что примерно соответствует аналогичному показателю, который сложился, например, в Мексике.

Да, по этим позициям мы пока находимся в шестом десятке стран. Однако если сравнивать с 1999 годом, то можно увидеть четкую динамику роста. Тогда этот показатель был на уровне чуть более одной тысячи долларов и позволял России занимать лишь 103-ю строчку.

Что касается ВВП, рассчитанного на основе паритета покупательной способности, то по итогам 2005 года мы находились на девятом месте в мире. И нашей экономике вполне по силам уже в ближайшие два года выйти по этому показателю на шестое место - опередив Италию, Францию и Великобританию.

В 2005 году мы были тринадцатыми в мире по объему экспорта. В этом году, видимо, войдем в десятку. Ведь Россия является одной из наиболее открытых стран с точки зрения торговли товарами и услугами, а с недавнего времени - и по перемещению капиталов. Барьеры для осуществления валютных операций сегодня в России устранены.

Да, ввозные таможенные пошлины у нас пока еще выше, чем в других государствах. Но это не препятствует росту импорта в Россию. Более того - такой рост сопровождается значительным увеличением инвестиционного спроса. По предварительным оценкам, чистый приток частного капитала в Россию в прошедшем году составил более 40 миллиардов долларов.

На сегодняшний день нами не просто преодолены последствия финансового кризиса 1998 года, но и накоплены внушительные резервы для поддержания макроэкономической стабильности и решения будущих задач.

Хотел бы особо подчеркнуть тот знаковый факт, что Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Мы уже не нуждаемся в официальных кредитах и не добиваемся дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности.

Наша страна становится активным участником позитивных процессов международного развития. В том числе - применяя списание задолженности беднейшим странам. А также - что еще более важно - инвестируя в экономику этих стран.

По итогам текущего года у России есть все возможности стать number one в мире по добыче нефти и обойти Саудовскую Аравию. При этом у нас четвертое место по производству электроэнергии и первое - по добыче газа.

Мы всегда были и остаемся надежным партнером по обеспечению других стран энергоносителями. А усилия последних лет направлены на установление четких и стабильных правил игры на этом рынке, на ликвидацию непрозрачных и неоправданных временем систем ценообразования с транзитными странами. Это - гарантия стабильности поставок на долгосрочную перспективу.

Что же касается инвестиций, то они будут увеличиваться: и в разведку, и в добычу, и в транспортировку, и в переработку. Причем инвестиции частные - как российские, так и иностранные. Последние для нас особенно ценны тогда, когда они сопряжены с приходом к нам не столько денег, сколько новых технологий. Это касается и энергетического сектора, и любых других отраслей российской экономики.

Хотел бы сегодня повторить еще один из тезисов, который был выдвинут в прошлом году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Российская валюта становится все более прочной и востребованной в мире - в связи с увеличением мощи российской экономики. И постепенно мы надеемся, что она сможет превратиться в одну из резервных мировых валют, обслуживающих все более значимые объемы товарооборота и финансовых услуг.

Мы в целом хорошо понимаем, что, став одним из лидеров мирового развития - а приведенные только что мной цифры это неплохо иллюстрируют, - мы неизбежно принимаем на себя дополнительную ответственность за состояние мировой экономики.

Напомню, что исторически еще у Советского Союза были определенные мандаты в мировом сообществе. Часть из них утеряна. Часть - унаследована Россией, но эффективно ими мы еще не пользовались.

Сегодня достигнутые нами успехи возвращают России некоторые из этих мандатов. А тема мандатов государства - это одна из тем нашего форума.

Повторю: содействие международному развитию - это естественная роль России в силу наличия тесных отношений между нашей страной и развивающимся миром.

Речь идет и о роли России в обеспечении энергетической безопасности. Наши партнеры по "восьмерке" согласились с выдвинутой нами идеей энергетической безопасности как безопасности не только предложения, но и спроса. А также - безопасности транзита.

Россия всегда стояла на том, что вместе добиваться прогресса значительно проще. И мы будем прилагать усилия для организации диалога как между странами, так и между разными группами интересов в целях решения глобальных проблем. Именно в этом мы видим часть своей ответственности. Как, безусловно, и в том, чтобы продолжать показывать пример надежности, сбалансированности и открытости международных отношений.

Я сомневаюсь, что кому-то может быть выдан мандат на высказывание абсолютной истины. В современном глобальном мире нужно вместе искать новые механизмы разрешения конфликтных ситуаций и разрешать их, соблюдая общепринятые принципы международного права и делового оборота.

Дамы и господа!

Когда мы говорим о современных экономических успехах России, то прекрасно осознаем, что они во многом связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Мы - страна, до сих пор экспортирующая, прежде всего, сырьевые товары. Соответствующие рынки, как известно, имеют одну важную черту - их цены подвержены существенным колебаниям. Поэтому страны с такой структурой экономики лишь временно могут претендовать на роль развитой страны. И мы это понимаем.

Однако одновременно хотел бы развеять и некоторые иллюзии относительно непосредственной роли сырьевого экспорта в росте российской экономики за последние семь лет. Так, его объем в среднем за этот период составлял около 25 процентов ВВП, а темпы роста в реальном выражении - шесть процентов в год. Таким образом, прямой вклад сырьевого экспорта в рост российской экономики составлял около полутора процентов за указанный период. Согласитесь, не так уж и много...

При этом в лидерах роста были совершенно другие отрасли: строительство, телекоммуникации, финансовые услуги, торговля, транспортное машиностроение. Мне могут возразить, что они поднимались за счет перераспределения капиталов из того же сырьевого сектора. Да, отчасти это так. Но это значит, что структура российской экономики переживает вполне благоприятные изменения.

Все это позволило нам достичь определенных успехов. В последнее время иногда доводится слышать, что Россия стала в чем-то напоминать Советский Союз. Может быть, это отчасти так. Но только в одном направлении. Например, по объему ВВП мы выйдем в этом году на максимальный уровень советского периода. Мы к этому стремились - радует. Но секреты и уже достигнутых успехов, и нашего будущего, я надеюсь, лежат в столь же быстром развитии. И уж тем более принципиально разными являются базовые политические принципы современной России.

Сегодня перед нами стоят три основные задачи. Решение этих задач - это ключи к долгосрочному росту российской экономики. Каковы эти ключи? Сейчас я их назову. Первый ключ - это диверсификация. Второй ключ - создание современной инфраструктуры. И третий ключ - вложения в человеческий капитал. Остановлюсь на них чуть подробнее.

Долгосрочный ускоренный рост российской экономики станет возможным только при условии существенного изменения ее структуры. Другими словами - диверсификации.

Учитывая наши очевидные преимущества - природные ресурсы, накопленный опыт в ряде высокотехнологичных производств, - мы делаем акцент на развитии определенных отраслей. Это глубокая переработка всех видов природных ресурсов, аэрокосмический сектор и экспорт интеллектуальных услуг.

Такой выбор связан еще и с тем, что названные направления имеют высокий экономический мультипликатор, то есть их развитие тянет за собой и рост других отраслей.

В некоторых из этих сфер мы ориентируемся на формирование крупных российских корпораций. И будем всячески поддерживать их внешнеэкономическую деятельность. Означает ли это возрождение государственной экономики? Разумеется, нет. Более того - ни ностальгии по прошлому, ни "национализаторского зуда" у нас нет и быть не может.

За этим решением стоит хорошо просчитанная прагматичная позиция. Ведь, вдумайтесь, речь идет о наиболее капиталоемких отраслях экономики в масштабах огромной страны, в масштабах огромной по территории страны. И будем только рады, если частный бизнес самостоятельно справится с их развитием.

Единственное, чего мы не можем допустить, это развал и закрытие этих отраслей. Без них российской экономики просто не будет. И даже в случае сохранения контрольного пакета за государством мы ориентируемся на создание публичных компаний с существенной долей частных инвесторов в их капитале.

Чтобы не быть голословным, приведу пример из одной близкой мне сферы - из газового сектора. Почти 50 процентов капитала "Газпрома" принадлежит частным акционерам. Речь идет о суммах порядка 130 миллиардов долларов, или о более десяти процентах российского ВВП. И было бы наивно предполагать, что, даже имея контрольный пакет, государство может действовать в этой сфере без учета интересов негосударственных инвесторов. То же самое относится и к другим компаниям в энергетической сфере, включая "Роснефть" и РАО "ЕЭС России".

Такие корпорации будут способны реализовывать не только самостоятельные проекты, но и проекты совместные, международные. В том числе и с частными инвесторами. И цель здесь очевидна - повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг.

Такой выбор не обязательно будет означать на практике новые государственные инвестиции. Хотя где-то без них, наверное, и не обойтись. Для этого нами создана Российская венчурная компания. Намечено создание Банка развития. И уж тем более речь не идет о налоговых льготах, искажающих рациональное распределение ресурсов в экономике. Налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно в текущий момент - причем для всех.

Этот выбор свидетельствует о постановке более сложной и масштабной задачи, а именно: любые предпринимаемые государством в области экономики меры будут оцениваться с точки зрения их влияния на развитие приоритетных секторов экономики. Что касается необходимых инвестиций, то мы будем создавать все условия для прихода частного капитала. В том числе и иностранного.

Главное условие - это эффективные рыночные институты. В том числе институты, которые направлены на защиту некоррумпированными судами и некоррумпированными чиновниками, защищающие права собственности и конкурентные условия.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы вплотную столкнулись с инфраструктурными ограничениями нашего развития. Так, для расширения производства и строительства новых мощностей компаниям не хватает электроэнергии. Транспортные издержки в экономике также недопустимо велики. Этими вопросами мы занялись вплотную. В этом - второй ключ к развитию нашей страны, к нашему будущему росту.

К примеру, в энергетике планируем достичь к 2015 году роста производства электроэнергии в 1,5-1,6 раза. И предполагаем для этого вложения в размере до трехсот миллиардов долларов.

Чтобы реализовать такую программу, нам нужны, прежде всего, частные инвестиции, в том числе иностранные инвестиции. При этом мы хорошо понимаем, что инвесторы придут в отрасль, если будут ясны и прозрачны условия их работы на долгосрочную перспективу. Именно поэтому в прошлом году нами были приняты достаточно непростые, говоря откровенно - сложные, но необходимые решения.

Во-первых, был четко обозначен график либерализации ценообразования в электроэнергетике - с пяти процентов рынка в наступившем году до ста процентов в 2011-м. С переходом в том числе на долгосрочные договоры. Мы ориентируемся на унификацию ценообразования на газ на внутреннем рынке и на экспорт - к 2011 году. Она позволит обеспечить равную пропорцию доходности на внутреннем и внешнем рынке. Приветствуем также долгосрочные отношения в этой сфере.

Нужно подчеркнуть, что это решение носит далеко не частный и - тем более - не политический характер. Это подход, призванный перевернуть всю логику принятия крупных экономических решений для многих отраслей. Являясь частью европейской экономики и, соответственно, мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.

Это означает, что бесплатного газа ни для кого больше не будет. Время на адаптацию есть, но его не так много. И не мифические враги извне заставили нас принять такое решение, а понимание истинных потребностей российской экономики.

Не менее сложны для нас и задачи развития транспортной инфраструктуры. Особенно - с учетом протяженности одной из важнейших территорий. В этих условиях освоение различных территорий становится нашей приоритетной задачей. Причем речь идет как о глобальных, так и о частных проблемах. Таких, как, с одной стороны, развитие Сибири и Дальнего Востока, с другой - благоустройство территории рядом с домом, безопасность на дорогах. Речь идет и об использовании громадного транзитного потенциала России, о развитии современных телекоммуникаций.

Надеемся, что инвесторы в российскую инфраструктуру воспользуются в том числе и популярным сегодня в мире механизмом концессии. Добавлю, что типовые концессионные договоры для электроэнергетики, для транспорта уже нами разработаны и ими можно пользоваться. А участие государства в соответствующих проектах обеспечивается за счет нового созданного нами инструмента - Инвестиционного фонда, в котором концентрируется часть доходов от сверхвысоких цен на энергоносители.

И наконец, третий ключ к росту российской экономики. Мы хорошо осознаем, что какие бы цели и задачи мы перед собой ни ставили, преуспевающей будет только та страна, которая создаст благоприятные условия для развития личности. Талант, способности личности играют сегодня во многом определяющую роль.

Именно поэтому в прошлом году мы начали реализовывать инициативы в социальной сфере. Они стали не просто приоритетными, но и общенациональными проектами в области образования, здравоохранения, в сфере формирования рынка доступного жилья и повышения качества жизни в сельской местности.

Дополнительные доходы, которые получает Россия от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, позволяют нам сегодня успешно решать ряд социальных проблем. Еще совсем недавно это было просто невозможно. В 1999 году все расходы бюджетной системы России составляли лишь около ста миллиардов в долларовом эквиваленте. Сегодня речь идет о бюджете более чем в триста миллиардов долларов.

Данные проекты подразумевают существенные дополнительные расходы в названных сферах на сумму около 0,5-0,6 процента ВВП ежегодно. Одновременно мы проводим здесь структурные реформы. В целом расходы составляют около девяти процентов ВВП, или тридцать процентов всех бюджетных затрат.

Почему мы говорим не просто об увеличении расходов, а о так называемых национальных проектах?

Потому что мы пытаемся реализовать принципиально иной подход к расходованию бюджетных средств. Его смысл - в постановке четких целей, сроков их достижения и в выделении необходимых для этого средств. Сформированы также механизмы обратной связи. В принципе все эти подходы известны на практике. И они взяты нами из бизнес-практики. Убежден, что мы должны действовать, учитывая реакцию всех участников проектов.

Кроме того, параллельно - наряду с увеличением зарплат в этих сферах - мы приступили к непростым, но, безусловно, необходимым нам реформам. Так, уже в этом году мы начинаем реализацию пилотных проектов в целом ряде регионов - по отработке моделей модернизации здравоохранения и образования.

И даже в самом расходовании средств мы пытаемся изменить идеологию: перейти от уравниловки к поощрению лучших, от стимулирования завышения затрат к планированию и исполнению бюджетов, ориентированных на достижение результатов на основе минимально возможного использования ресурсов.

Это в наибольшей степени проявляется в реализации проекта "Образование". Финансовую поддержку получили школы и университеты, осуществляются инновационные программы. Гранты предоставлены тысячам лучших учителей и молодым людям, показавшим исключительные способности в той или иной сфере знаний.

Создаются две современные бизнес-школы, о чем мы говорили в Давосе, и два крупных университета в регионах нашей страны.

Готовятся решения о создании нескольких национальных исследовательских центров. Причем расчет делается не только на государственные инвестиции, но и на частные пожертвования. Именно поэтому в нашей стране был принят специальный документ об эндаументах. Все это - шаги к формированию по-настоящему инновационной экономики будущего.

Через проекты проходит и идея внедрения новейших технологий в жизнь общества. К концу этого года в школах нашей страны - а их около 60 тысяч, и разбросаны они по территории нашего огромного государства - будет обеспечен широкополосный доступ в Интернет. Это дает возможность поиска необходимой информации в глобальной сети, использования новых методов обучения, в том числе - дистанционного. А столь раннее знакомство с современными технологиями, конечно, пойдет на пользу.

Не менее важно внедрение телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Масштабы такой страны, как Россия, заставляют нас использовать методы телемедицины для выявления и диагностики, ранней диагностики различных заболеваний.

Наконец, мы приступили к формированию перехода России на цифровое телевидение в ближайшие пять-семь лет. Это качественно раздвинет информационное поле страны.

Остановлюсь еще на одной проблеме, которая волнует большинство стран и нас волнует в очень значительной степени, - это демография. Ее решение, начиная с наступившего года, вошло в число первоочередных задач нашей страны.

Прямо скажу, Россия тяжело надорвалась в испытаниях XX века. Здесь уместно вспомнить один из прогнозов, который сформулировал когда-то наш великий химик Менделеев. Он рассчитал, что в 2000 году население Российской империи, то есть, по сути, бывшего СССР, должно было составить около 650 миллионов человек. Из одного чудовищного расхождения прогноза и реальности можно многое понять и прочувствовать.

Поэтому был принят и подготовлен комплекс мер по сохранению нашего народа. Среди них - материальное стимулирование рождения детей. Наиболее существенным подспорьем должен стать так называемый материнский капитал в размере, эквивалентном практически десяти тысячам долларов, который будет предоставляться матерям, родившим второго и последующего ребенка, для расходования по наиболее актуальным для семей направлениям. Мы вполне осознаем, что демографическая проблема актуальна и для Евросоюза. И связана она уже не с материальным положением семьи, а в большей степени - с изменением роли и предпочтений женщины. Но в России, по нашим оценкам, пока еще не исчерпан потенциал роста рождаемости за счет материального фактора. Мы надеемся, что эта программа даст результат.

Все эти инициативы - и национальные проекты и последний демографический проект - это, по сути, наш большой "инвестиционный проект" в положение человека, на который мы возлагаем большие надежды. Мы рассчитываем, что личность начнет переходить из категории объектов вложения в самостоятельные, активные субъекты экономики и общества в целом. Что сами люди начнут быть заинтересованными во вложении своих ресурсов в самореализацию. В себя и в своих детей.

В заключение хотел бы вновь поставить тот основной вопрос, который витает в воздухе: что такое новая Россия и куда она движется? И ответить на него по-английски.

Произнесено на английском языке:

Ответ достаточно прост: Россия - это страна, которая в ХХ веке была подвергнута тяжелейшим испытаниям: революциям, гражданской войне, мировым войнам, экономическому коллапсу. Сегодня мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии. Демократии без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной, опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенства закона и подотчетности власти остальному обществу. И хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим. По одной простой причине: свобода лучше несвободы.

Да, нам надо сделать еще очень многое. При этом мы осознаем все проблемы: чрезмерную зависимость от рынков минерального сырья, коррупцию и по-прежнему высокий уровень дифференциации доходов населения при снижении его численности.

Мы не заставляем кого-либо любить Россию. Но мы никому не позволим причинять России вред. И будем добиваться уважения как к гражданам России, так и к нашей стране в целом. Причем не силой, а ответственным поведением и успехами.

В нынешнем веке мы видим себя развитой страной с сильной экономикой, надежным торговым и внешнеполитическим партнером. Такой Россия исторически была на протяжении многих веков.

Более того, являясь одновременно и членом "Большой восьмерки" и оставаясь при этом развивающейся экономикой, Россия находится в уникальной позиции. Мы можем позволить себе не догонять кого бы то ни было в способах производства товаров и услуг, а создавать новый технологический уклад.

Мы движемся именно к такой экономике - основанной на следующем поколении технологий, опирающейся и на крупные компании, конкурентоспособные на мировых рынках, и на широкий слой малого и среднего бизнеса. В том числе - инновационного.

Уверен, что разработки российских компаний будут пользоваться спросом во всем мире. Российская экономика будет не только в полной мере реализовывать наш исторический мандат энергетического и транспортного центра Евразии. Мы восстановим наши позиции как одного из крупнейших научных центров. А также превратим наш финансовый рынок в один из наиболее эффективных и востребованных в мире.

Спасибо.

27 января 2007 года

http://rost.ru/official/2007/01/270000_7695.shtml#


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован