19 августа 2004
319

Стратегическая программа одобрена Выступление президента ОАО `РЖД` Геннадия Фадеева на заседании Совета директоров

На рассмотрение Совета директоров вынесен один из самых принципиальных документов, определяющих долгосрочную перспективу ОАО `РЖД`, - Стратегическая программа развития компании. Она была обсуждена широким кругом заинтересованных специалистов и одобрена на расширенном заседании правления с участием руководителей дорог и профсоюзных организаций. В ходе подготовки к настоящему заседанию учтены замечания Минэкономразвития, связанные с совершенствованием тарифной политики, развитием конкуренции на рынке железнодорожных перевозок.

Учитывая системообразующую роль Российских железных дорог, компания определила философию развития транспортного бизнеса, исходя из сочетания собственных целей с долговременными интересами общества. Программа основана на принципиально новых подходах к стратегическому управлению развитием корпораций.

С учетом требований Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте в представленном проекте определены миссия и стратегические цели, анализ исходного состояния, в том числе сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и рисков, разработаны конкретные меры по реализации стратегии. При этом мероприятия по переходу от исходного состояния компании к целевому рассматриваются в разрезе сбалансированных направлений деятельности: Клиенты, Бизнес-процессы, Персонал и Финансы, что методологически соответствует новейшей мировой практике стратегического управления (Каплан, Нортон, Портер).


О целевом состоянии компании на период до 2010 года

Проект Программы содержит комплекс долгосрочных задач и мер по функциональному, организационному и техническому развитию компании. Программа, на наш взгляд, в полной мере отвечает на вопросы: `К чему стремится компания? Каково ее целевое позиционирование в прогнозируемом периоде? За счет каких мер и механизмов достигается целевое состояние?`

Мы должны реализовать миссию по развитию Открытого акционерного общества `Российские железные дороги` как общенациональной транспортной компании, динамично повышающей эффективность и качество услуг и глубоко интегрированной в Евро-Азиатскую транспортную систему. При этом стратегической целью в Программе определен рост рентабельности активов и стоимости бизнеса.

В Программе четко определено целевое состояние компании к 2010 году, которое будет достигаться на основе реализации пяти стратегических задач, утвержденных Советом директоров в январе этого года:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в Евро-Азиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости.

По каждой из этих целей предложена система мер для перехода от исходного состояния к целевому.

В основу стратегического позиционирования мы закладываем понимание того, что железные дороги являются инфраструктурной основой развития экономики и в качестве таковой гарантируют экономическое и территориальное единство страны.

К 2010 году компания будет представлять собой вертикально интегрированную транспортную корпорацию, реализующую две основные задачи, которые определены в проекте Программы как равные.

Первая - эффективное предоставление независимым перевозчикам и операторам инфраструктурных услуг.

Вторая - выполнение функций универсального публичного перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном рынках. Ни одна из этих задач не потеряет своей роли в рассматриваемом периоде.

Сегодня железные дороги обеспечивают около 40 процентов совокупного (с учетом трубопроводного транспорта) грузооборота и пассажирооборота. Вместе с тем огромные объемы перевозок и статус естественного монополиста не в полной мере характеризуют реальное положение компании на рынке транспортных услуг, во многих сегментах которого она работает в условиях усиливающейся и подчас жесткой конкуренции. Во-первых, более 70 процентов железных дорог дублируются федеральными автомобильными дорогами. Железнодорожные перевозки объективно проигрывают в конкурентоспособности автотранспорту при дальности до 800 километров, а иногда и более. В ряде сегментов рынка существует серьезная конкуренция с трубопроводным и речным транспортом. Во-вторых, конкуренция развивается и на самом рынке железнодорожных перевозок, ведь в распоряжении независимых компаний - свыше 26 процентов парка грузовых вагонов, и эта доля растет. В целом они выполняют более 22 процентов грузооборота, причем в наибольшей степени нефти и нефтепродуктов, химикатов, автомобилей, которые наиболее выгодны для перевозчиков.

Безусловно, распределение объемов перевозок между РЖД и нашими конкурентами будет определяться рыночными факторами. Главное, что у клиента уже появился выбор - чьими транспортными услугами воспользоваться. Вполне естественно, что мы, как универсальная транспортная компания, будем стремиться к присутствию во всех сегментах рынка перевозок на равноправной, паритетной основе с другими собственниками подвижного состава. Масштабы этого присутствия будут все больше зависеть от роста качества и экономической привлекательности услуг компании.

С другой стороны, мы в отличие от частных компаний несем системную ответственность за обеспечение социально- и государственно-значимых перевозок. Понятно, что, как бы ни совершенствовалась тарифная система, такие перевозки всегда будут менее выгодны, чем коммерчески ориентированные. Поэтому в условиях отсутствия государственных источников поддержки инфраструктуры обеспечение перевозок в интересах государства должно уравновешиваться адекватным присутствием в сегменте эффективных перевозок.

Это оправданно, так как компания несет исключительную ответственность за поддержание и развитие железнодорожной инфраструктуры. Большая часть и эксплуатационных, и капитальных затрат компании направляется именно в инфраструктуру, в значительной мере - на решение общегосударственных задач. При этом Программа ориентирована на осуществление устойчивого развития в условиях ограничения роста тарифов: до 2006 года уровнем инфляции, а с 2007 года - с коэффициентом 0,98 от инфляции.

В то же время считаю необходимым обратить внимание членов Совета директоров на созданную в настоящий период исключительно благоприятную макроэкономическую ситуацию для целевой поддержки государством серьезных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, в частности, в развитие подходов к портам, погранпереходов, новых железнодорожных линий, в том числе скоростной линии от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией.

Такая поддержка абсолютно оправданна с макроэкономических позиций. Ведь инфраструктура и на долгосрочный период останется в руках государства, а ее опережающее развитие будет хорошей основой дальнейшего экономического роста в стране. Как подчеркнул Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, развитие транспортной инфраструктуры - `это больше, чем экономическая задача`, и государство `еще длительное время должно контролировать развитие инфраструктуры страны`.

На основе глубокого анализа тенденций развития страны в Программе определены контрольные параметры компании на период до 2010 года в трех вариантах:
1. Гарантированном (на основе инерционного варианта развития экономики);
2. Базовом (на основе среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны до 2007 года, разработанных Минэкономразвития, и их экстраполяции);
3. сценарном (соответствующем решению задачи удвоения ВВП).

Целевыми вариантами приняты базовый и сценарный. При этом мероприятия Стратегической программы направлены на достижение наиболее напряженного сценарного варианта, обеспечивающего создание инфраструктурных условий для удвоения ВВП к 2010 году. В соответствии с этой задачей, с учетом структурных изменений в экономике предусматривается обеспечение среднегодового прироста перевозок грузов на уровне 6 процентов, пассажирооборота - не менее 2 процентов в год.

Отправление грузов в 2010 году по сценарному варианту составит 1 миллиард 700 миллионов тонн, что в полтора раза выше уровня 2003 года. При этом транзитные перевозки возрастут на 60 процентов, в том числе в контейнерах - более чем в 2 раза. А дальнейшее повышение реальных доходов населения позволит повысить транспортную подвижность населения и увеличить пассажирооборот на 16,8 процента к 2010 году.

Это очень высокие темпы, но результаты работы в текущем, первом году реализации Стратегии, показывают их обоснованность. С начала года обеспечен рост грузооборота свыше 8 процентов, пассажирооборота - свыше 4. И у нас есть полная уверенность в том, что удастся сохранить устойчивую динамику перевозок.

Следует подчеркнуть, что задача по наращиванию прибыли и рентабельности компании будет решаться в условиях жестких ограничений, накладываемых макроэкономической ролью железных дорог. В предстоящем периоде нам, естественно, придется балансировать между обеспечением стабильности и устойчивости и реализацией мер по структурному реформированию.

Поскольку компании придется решать указанные задачи в условиях жесткого тарифного регулирования, программа ориентирует на:
- ограничение среднегодового роста себестоимости перевозок в пределах индекса роста оптовых цен в промышленности;
- обеспечение динамичного роста производительности труда в натуральном измерении (на 6,5 процента в среднем за год).

В 2010 году производительность труда составит 156 процентов к базовому уровню, прежде всего за счет роста приведенной работы. Даже при этом нам потребуется снижение контингента на 7,5 процента (или 85 тысяч человек). Это позволит увеличить реальную заработную плату к 2010 году на 50 процентов. Будет обеспечено экономически обоснованное соотношение между ростом заработной платы и производительности труда. Главный ресурс для роста производительности труда - это новые технологии и новая техника.


О выработке механизма настройки Стратегической программы при изменении внешних факторов

Деятельность компании чувствительна не только к изменению макроэкономической ситуации, но и к состоянию производства в отдельных крупных корпорациях. Поэтому в Программе, на наш взгляд, достаточно полно спрогнозированы негативные внешние факторы, своевременное реагирование на которые позволит обеспечить устойчивое развитие компании.

Одним из самых ощутимых по возможному влиянию на реализацию Программы является риск непредъявления прогнозируемых объемов перевозок. (Так, существует риск снижения экспортных потоков массовых грузов - нефти, угля и других - в случае падения мировых цен на них.) В Программе учитываются многочисленные финансовые и имущественные риски, возникающие в ходе корпоративного строительства, а также ограничения развития компании, в частности:
- пропускных и провозных способностей железных дорог;
- возможностей промышленности по производству нового подвижного состава и другие.

В условиях непрерывного изменения внутренних и внешних факторов предусмотрен механизм настройки Стратегической программы, основанный на системной увязке среднесрочного и текущего планирования с решением стратегических задач. Этой же цели служит и вариантность параметров Программы. В ходе ее реализации, естественно, следует стремиться к достижению более амбициозного - сценарного варианта. Но даже при самом неблагоприятном сочетании внутренних и внешних воздействий мы не предусматриваем снижения темпов ниже базового варианта, более умеренного, но также динамичного. Ориентируясь на стабильный рост объемов, мы не меньшее значение придаем реализации внутренних мер по повышению эффективности. Это позволит нивелировать риски и даже в неблагоприятных условиях обеспечить выход на целевые параметры по основным показателям.


О комплексности решения задач для реализации миссии и стратегических целей

Главным элементом целевого состояния компании является высокая финансово-экономическая и технологическая устойчивость, то есть достижение комплексной эффективности. Мы знаем, что многие корпорации, разрабатывая свою стратегию, ориентируются исключительно на бизнес-интересы. В нашем же случае этот важнейший принцип дополнен глубокой проработкой технических и технологических направлений развития, поскольку и технику, и технологии для железных дорог нельзя приобрести как готовый продукт на рынке, а требуется создавать и модернизировать их в рамках самой компании или при ее активном участии.

Важнейшей составляющей технологической устойчивости является высокий уровень безопасности движения поездов. Его системный рост пронизывает все разделы Стратегической программы.

Главной целью в области обеспечения безопасности движения является постоянное снижение риска возникновения аварий и связанного с ними ущерба для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды. Для достижения этой цели в Стратегической программе предусмотрена разработка многоуровневой системы управления безопасностью движения и качеством работы. Уже к 2007 году большинство ее элементов будет задействовано.

В современных условиях важнейшее значение для устойчивой работы компании приобретает обеспечение антитеррористической безопасности. В Программе определен комплекс системных мер по решению и этой задачи.

Концепция бизнеса, реализуемого компанией, заключается в стимулировании спроса на основе повышения качества перевозочных и инфраструктурных услуг. Преимущество компании в конкурентных сегментах рынка будет реализовываться через эффективную систему маркетинга и управления, эффект масштаба, комплексность услуг по принципу сквозных ставок и обслуживания от двери до двери.

Стратегическими рынками, на которых компания будет вести активную сбытовую стратегию, являются:

во-первых, внутрироссийские перевозки грузов. Компания будет обеспечивать надежное обслуживание на всей сети железных дорог и гарантировать перевозку любых грузов;

во-вторых, перевозки грузов на международном рынке. Здесь задача компании - полностью обеспечить спрос предприятий-экспортеров и при этом максимально использовать потенциал отечественных портов. Эту задачу мы решаем как государственную, хотя с точки зрения бизнеса в действующих тарифных условиях, как правило, это приводит к снижению доходности компании.

Исходя из мирового опыта, следует сделать принципиальные выводы по позиционированию компании на рынке грузовых перевозок. Во-первых, нам необходимо избежать ее превращения в `компанию по угольным перевозкам`, низкая доходность которых не позволит обеспечить финансовую устойчивость и развитие без государственной поддержки. В то же время уголь и в перспективе останется одним из основных грузов как по объему, так и по валовым доходам. Во-вторых, в условиях изменившейся ценовой и тарифной конъюнктуры компании необходимо сохранять и укреплять позиции на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов, `компенсирующих` угольные перевозки. И в-третьих, следует активно стимулировать рост других высокоэффективных перевозок (контейнерных, скоропортящихся грузов, автомобилей и других готовых товаров) за счет оптимального сочетания качества перевозки и уровня тарифов.

Не менее значимые задачи ставятся в Программе в части развития пассажирских перевозок. Мы будем активно работать над увеличением их объемов и улучшением структуры с учетом удовлетворения спроса по категориям обслуживания и повышения уровня сервиса.

Особый вопрос реформы - это решение проблемы субсидирования пассажирских перевозок. Без этого невозможны выделение их в самостоятельный вид бизнеса и, что самое главное, прекращение практики отвлечения на покрытие убытков десятков миллиардов рублей из прибыли компании, предназначенных на развитие и обновление фондов.

Основные усилия по ликвидации убыточности пассажирских перевозок в дальнем следовании будут направлены на повышение их доходности и оптимизацию издержек. С другой стороны, мы ожидаем принятия решений по оплате льготного проезда, введению нового прейскуранта и дальнейшей либерализации тарифов. То есть каждая заинтересованная сторона - и компания, и государство - для ликвидации убыточности пассажирских перевозок в дальнем следовании должна пройти свою половину пути.

Проблема убыточности пригородных перевозок также будет решаться совместными усилиями компании, государства и субъектами Федерации.

Таким образом, при совместной с органами федерального и регионального управления реализации намеченных мероприятий к 2010 году возникнет возможность вывода на безубыточный уровень пассажирских перевозок в дальнем следовании, а также ликвидации перекрестного субсидирования пригородных перевозок из средств компании, что будет способствовать активизации рыночных преобразований в этом секторе.

Хочу подчеркнуть, что мы стремимся быть лидерами именно в конкурентных сегментах рынка, за счет предоставления эффективных (по цене и качеству) услуг. И свою готовность к этому мы уже доказали на деле в сфере пассажирских перевозок, сумев на основе новых технологий, улучшения сервиса и гибкой тарифной политики преодолеть глубокий спад объемов и обеспечить их устойчивый рост.


Об интеграции в Евро-Азиатскую транспортную систему

В условиях глобализации мировой экономики транспорт является важнейшим инструментом интеграционных процессов. Россия - естественный `мост`, обеспечивающий транзитные связи между Западной Европой и Азией, и эти географические преимущества будут реализованы с учетом как корпоративных, так и государственных интересов.

Определяя перспективу развития компании, мы с учетом предстоящего вступления России в ВТО предусматриваем разработку мер, снижающих риск потери конкурентоспособности отечественного подвижного состава, что на самом деле представляет собой непростую задачу.

Программа ориентирована на максимальное использование транзитного потенциала Российских железных дорог, особенно на направлениях Восток - Запад, включая Транссибирскую магистраль; коридора `Север - Юг`, соединяющего Скандинавские страны и Европу с Ираном, Индией и странами Персидского залива.

В Программе предусмотрены необходимые инвестиционные, технологические и правовые решения по строительству новых соединительных линий на этих направлениях. Предусматривается существенное усиление подходов к погранпереходам с Китаем, Финляндией и российскими морскими торговыми портами.

Важным стратегическим направлением является развитие взаимодействия с иностранными железными дорогами в части гармонизации правовой и технологической базы международных перевозок.

В целом мы планируем опережающий рост объемов международных грузовых перевозок: они возрастут почти в 1,8 раза к 2010 году. Будет обеспечено и увеличение пассажирских перевозок в международном сообщении, что является непростой задачей в условиях высочайшей конкуренции в этом сегменте рынка.


Об инвестиционной политике

Инвестиционная политика компании будет направлена на сбалансированное обновление и развитие основных фондов, создание высокоэффективной инфраструктуры и подвижного состава с новыми технико-экономическими и потребительскими свойствами, на основе взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями отечественного машиностроения.

Объем инвестиций для успешной реализации Стратегической программы развития компании до 2010 года оценен примерно в 1,9 триллиона рублей в ценах текущих лет. Из них на развитие инфраструктуры будет направлено свыше 1,2 триллиона рублей, а на обновление парка подвижного состава и обустройство его содержания - около 600 миллиардов рублей.

Потребности в инвестициях для развития инфраструктуры и обновления подвижного состава порядка 280 миллиардов рублей будут превышать возможности компании. Поэтому в Программе предусматривается привлечение дополнительных инвестиционных источников (лизинг - 150 миллиардов рублей, привлеченные средства - 130 миллиардов рублей).

Важным этапом в реализации Стратегии компании будет переход к принципам проектного финансирования, что позволит обеспечить максимально эффективное использование производственных мощностей и скорейшую отдачу от вложенных инвестиций.

При этом запланированы существенное развитие путевого комплекса, модернизация и развитие систем автоблокировки и энергосбережения, переоснащение заводов. Приоритетом в обновлении парка грузовых вагонов являются закупка и модернизация полувагонов. Предстоит также кардинально обновить локомотивный парк, причем не только количественно, но и качественно.

Масштабные задачи намечены и в обновлении пассажирского подвижного состава как в дальнем, так и в пригородном сообщении. При этом значительно возрастет доля комфортабельных вагонов.

Необходимо отметить, что инвестиционные проекты, направленные на достижение социальных и внетранспортных эффектов и не имеющие коммерческой эффективности для компании, должны иметь государственную поддержку. Предусматриваются, в частности, строительство линии Томмот - Якутск, развитие пограничных переходов и подходов к портам, скоростного движения Санкт-Петербург - Хельсинки, восстановление железнодорожной инфраструктуры Чеченской Республики, обеспечение антитеррористической защиты и реализация других проектов.

На это потребуется около 120 миллиардов рублей - существенные средства, которые должны отдельно учитываться как специальная составляющая в тарифах на перевозки, что обеспечит гарантию реализации этих государственных задач. (Дополнительная тарифная составляющая потребуется на уровне до 3 процентов.)

Такой источник финансирования государственно-значимых проектов необходим, потому что мы не можем направлять на эти цели ни собственные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов, ни заемные, которые должны вкладываться в коммерчески эффективные проекты, обеспечивающие их возврат.


О повышении производственно-экономической эффективности

В Стратегической программе предусмотрено достижение оптимального уровня издержек, основанное, прежде всего, на сетевом регулировании вагонными парками. Оно существенно сокращает порожний пробег и позволяет повышать производительность подвижного состава по сравнению с другими перевозчиками и операторами. Эффективность использования подвижного состава, принадлежащего железным дорогам, уже сейчас более чем на 20 процентов выше, чем у частных владельцев. Если предположить, что все перевозки грузов стали бы осуществляться вагонами частных компаний, то на приобретение вагонного парка необходимо было бы дополнительно затратить свыше 100 миллиардов рублей - практически годовую инвестиционную программу. Это один из серьезнейших аргументов в пользу сохранения Российскими железными дорогами ведущего места на рынке перевозочных услуг, так как он позволяет использовать эффект масштаба в пользу государства.

В то же время в Программе предложены конкретные меры, позволяющие снизить стоимость жизненного цикла подвижного состава, к примеру, для локомотивов нового поколения более чем в 2 раза.

За счет увеличения скорости движения, составности поездов, повышения нагрузки на вагон среднесуточная производительность локомотива возрастет к 2010 году более чем на 21 процент, а поизводительность грузового вагона на 16,7, будет значительно снижена энергоемкость перевозок.

Этим показателям в Программе уделено особое внимание, так как за счет интенсификации работы подвижного состава достигается реальное снижение потребности в капитальных вложениях до 2010 года в сумме 180 миллиардов рублей (в ценах 2004 года).


О повышении финансовой устойчивости и эффективности

Решение задач по развитию транспортного бизнеса и повышению производственно-экономической эффективности позволит кардинально укрепить финансовое состояние компании.

Для этого предусматривается, во-первых, максимизировать денежный поток и соотношение между эксплуатационными доходами и расходами за счет высокоэффективной текущей деятельности. Программа предусматривает рост рентабельности по основной деятельности за 7 лет более чем в 6 раз (с 2 до 12,6 процента). Учитывая высочайшую фондоемкость компании, активы которой составляют около 50 миллиардов долларов, нашей главной стратегической задачей для выхода на устойчивое развитие является повышение рентабельности активов с нынешних 0,7 процента до уровня не ниже 6 процентов в 2010 году.

Во-вторых, необходимо минимизировать финансовые затраты, связанные с внереализационной деятельностью, хотя это непросто в условиях высокой доли налога на имущество и реализации социальных обязательств компании.

В-третьих, строго выполняя обязательства по текущим платежам, мы планируем последовательно снижать кредиторскую задолженность и повышать ликвидность компании.

В результате повышения финансовой эффективности будет обеспечен рост прибыли компании, крайне необходимый для реализации инвестиционной Программы. Однако и при этом потребуется привлечение кредитов для производственного развития, и поэтому уже сейчас создается основа для эффективного финансового заимствования.

Как известно, проделана огромная работа по получению кредитного рейтинга компании, который соответствует рейтингу Российской Федерации и открывает доступ к долговременным финансовым ресурсам по разумным ставкам. Мы будем использовать самый широкий набор финансовых инструментов - кредитование, выпуск облигаций, лизинг и другие формы, все, что дает возможность эффективно финансироваться с минимальными рисками.

Чрезвычайно важную роль в обеспечении финансовой устойчивости и эффективности компании и ее инвестиционной привлекательности должна сыграть обоснованная долговременная тарифная политика. Мы рассчитываем, что компания будет развиваться именно в таких условиях.


О корпоративном строительстве

Для повышения прибыльности всех видов бизнеса требуется оптимизация структуры активов компании и дочерних обществ. Создаваемые общества будут осуществлять перевозки пассажиров, специализированные грузовые перевозки, ремонт путевой техники, строительные и проектно-изыскательские работы, торговлю и питание, экспедиторские, специализированные и иные услуги.

Уже до конца этого года будут созданы дочерние компании по производству и ремонту путевой техники, средств железнодорожной автоматики, специализированным грузовым перевозкам (`Рефсервис`, `Трансконтейнер`). На будущий год предусмотрено реформирование научно-технического и строительного комплексов, подразделений по капитальному ремонту вагонов и электроподвижного состава.

В ближайшие годы будет продолжено создание дочерних и зависимых обществ, в частности по транзитным грузовым перевозкам в международных транспортных коридорах, контейнерным, контрейлерным и другим специализированным перевозкам. Такие общества будут организовываться не только на базе подразделений `Российских железных дорог`, но и с привлечением капитала других компаний. В свою очередь, образование дочерних обществ в будущем создаст реальную возможность участия внешних инвесторов в различных областях железнодорожного бизнеса.

В ходе организационного разделения конкурентного и монопольного сегментов хозяйственной деятельности компании предполагается создание на базе существующих филиалов и структурных подразделений свыше 60 дочерних и зависимых обществ, в которые будут внесены активы стоимостью около 40 миллиардов рублей. А всего под управлением компании к 2010 году будет функционировать более 150 таких обществ.

Создание дочерних обществ - не самоцель, а инструмент повышения экономической эффективности, привлечения инвестиций. Программа предусматривает четкие критерии выведения подразделений компании в дочерние общества.

Оптимальные позиции компании и ее дочерних предприятий на рынке, высокая рентабельность - залог повышения капитализации (то есть стоимости нашего бизнеса). В Программе поставлена цель: за 5 - 7 лет увеличить стоимость создаваемых дочерних обществ в полтора - два раза. Это очень важно, ибо эффективный, высоко оцениваемый рынком бизнес нужен нам для того, чтобы зарабатывать деньги на техническое обновление. Дополнительная выручка компании от развития бизнеса дочерних и зависимых обществ должна составить к 2010 году 65 миллиардов рублей.

Не допуская потери контроля над созданными дочерними и зависимыми обществами, мы предполагаем вывести их акции на фондовый рынок и уже к 2010 году получить от их реализации не менее 25 миллиардов рублей. Еще 10 миллиардов рублей должно быть получено в качестве дивидендов.

Мы собираемся уже в ближайшие годы начать возврат активов, которые вкладываются в создаваемые дочерние и зависимые общества, получив к 2010 году не менее 100 миллиардов рублей. Это положительно отразится на объеме дивидендов, выплачиваемых компанией государству.

Комплексный результат реализации Стратегии должен проявиться в формировании рыночной стоимости совокупных активов компании, что станет реальным индикатором завершения третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта.


* * *

Эволюционный подход к реформе железнодорожного транспорта и учет баланса интересов государства, пользователей и самой компании в труднейший переходный период реформы стали источником достижения социальной стабильности и общественного согласия. Это исключительно важное завоевание первых шагов реформы должно быть сохранено и на последующих этапах развития компании `Российские железные дороги`.

Реализация Стратегической программы даст значительный эффект для государства и экономики страны, субъектов Российской Федерации, пользователей услугами железных дорог и для самой компании. Даже первые шаги реформ сопровождаются ростом эффективности и качества. Это подтверждает исключительную правильность выбранного подхода к реформированию - не через коренную ломку, а через эволюционные изменения.

Прежде всего, будет повышена транспортная обеспеченность страны, удовлетворен растущий спрос экономики и общества на перевозки. Повышение макроэкономической эффективности железнодорожного транспорта обеспечит снижение транспортной нагрузки на экономику и стимулирование экономического роста. Будет ускорено и социальное развитие через повышение подвижности населения, обеспечено укрепление социально-экономического единства страны.

Реализация Стратегии компании будет способствовать выравниванию уровня социально-экономического развития регионов России, их эффективному участию во внутрироссийском и международном разделении труда на основе специализации и концентрации производства. Развитие транзитного потенциала Российской Федерации и использование наших географических преимуществ позволит значительно повысить доходность и международную конкурентоспособность транспортной инфраструктуры страны.

Возрастающие потребности компании в закупке оборудования, запчастей и подвижного состава будут способствовать загрузке мощностей отечественных производителей, их обновлению и росту производства в стране в целом. А привлечение дополнительных трудовых ресурсов позволит создать многие тысячи новых рабочих мест и улучшить социально-экономическое развитие отдельных регионов и страны в целом.

Для пользователей услугами железных дорог будут обеспечены повышение транспортной доступности и качества железнодорожных перевозок; возможность недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и ведения собственного бизнеса в сфере железнодорожных перевозок и сопутствующих областях деятельности. Прозрачность формирования и прогнозируемость железнодорожных тарифов, их относительное снижение для конечного потребителя дадут значительный эффект и отечественным производителям, и покупателям товаров и услуг.

Для самой компании реализация Стратегической программы обеспечит увеличение рентабельности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, повышение реальной заработной платы работников, социального статуса и престижности работы в ОАО `РЖД`.

Таким образом, сбалансированный учет интересов государства, пользователей и `Российских железных дорог` позволит компании эффективно выполнять свою миссию, одновременно содействуя социально-экономическому развитию государства и общества в целом.

Представленная Программа - не первая Стратегия развития железных дорог страны. В 1996 году на Всероссийском съезде железнодорожников были приняты и утверждены на государственном уровне основные направления развития отрасли до 2005 года. Практически все, что было заложено в них, так или иначе реализовано. Но если бы нам удалось твердо, без отступлений следовать им на протяжении всех последних восьми лет, и состояние основных фондов, и финансовая устойчивость железнодорожного транспорта уже сейчас были бы на более высоком уровне.

Поэтому Стратегическая программа ОАО `РЖД` должна стать руководством к действию для более чем миллионной армии железнодорожников на ближайшие шесть лет.

Очень важно, что проект Программы полностью вписывается в переход к программно-целевому управлению экономикой до 2008 года, над которым сейчас работает Правительство. Хочу напомнить, что уже с января 2004 года на основе принятого Советом директоров решения в компании установлена и действует Система ключевых показателей эффективности для оценки работы правления, руководителей департаментов, железных дорог и филиалов. Это тоже соответствует, насколько нам известно, тенденциям в системе управления экономикой.

Эта программа - результат почти годовой напряженной работы менеджеров компании, ученых, специалистов. И ее целевые параметры, и средства их достижения тщательно просчитаны, выверены и обоснованны. Программа абсолютно реальна, и в компании создана сплоченная команда для ее осуществления.

Представленный после одобрения Советом директоров, с учетом доработок проект Стратегической программы, без преувеличения, станет Основным законом нашей компании, под реализацию которого будет выстраиваться оперативная производственная и финансовая деятельность.



P.S. На состоявшемся вчера заседании Совета директоров ОАО `Российские железные дороги` рассматривался важнейший документ, связанный с дальнейшим реформированием железнодорожного транспорта, - Стратегическая программа развития компании.

В перерыве заседания на вопросы журналистов ответили председатель Совета директоров ОАО `РЖД`, вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков и президент компании Геннадий Фадеев.

Как отметил Александр Жуков, основные положения Программы утверждены, а сама она является очень хорошей базой для того, чтобы компания могла эффективно работать, наращивать объемы перевозок, становилась еще более финансово устойчивой, привлекала инвестиции и одновременно создавала нормальные конкурентные условия ведения бизнеса на железной дороге для всех, кто хотел бы этим бизнесом заниматься.

С учетом замечаний, высказанных на заседании, Программа будет доработана и принята. После этого, в сентябре нынешнего года, ход реформ на железнодорожном транспорте будет обсуждаться на заседании Правительства, где Стратегической программе развития компании будет присвоен статус правительственной.

- Для нашей компании эта Программа - закон, как Конституция для государства, - сказал Геннадий Фадеев. - От ее реализации выиграет государство, выиграют пользователи услуг железнодорожного транспорта и сама компания.

1 триллион 900 миллиардов рублей - в такую сумму оценивается Стратегическая программа до 2010 года. Эти деньги будут инвестированы в развитие железных дорог, причем до 120 миллиардов рублей планируется привлечь через механизмы лизинга и кредитования.

Реализуя Программу, компания напрямую участвует в развитии экономики страны. Возрастающие потребности железных дорог в закупке нового оборудования, запасных частей, материалов, современного подвижного состава позволят загрузить мощности промышленных предприятий. Уже сегодня заключены долгосрочные контракты на поставку вагонных колес, позволяющие металлургическим комбинатам планировать свое развитие и реконструкцию на годы вперед. Поднимается с колен отечественный машиностроительный комплекс, призванный создавать новые локомотивы. Перевозка больших объемов нефти в Китай даст возможность инвестировать средства в развитие Дальнего Востока. Все это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места, улучшить социально-экономическое положение регионов.

Выполняется и главная цель структурной реформы железнодорожного транспорта - к 2010 году реализация Стратегической программы позволит `разгрузить` транспортную составляющую на 80 - 100 миллиардов рублей, подчеркнул президент компании.


Газета `Гудок`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован