16 октября 2005
1816

Стратегическое наступление `Белой Дачи`


Подмосковная агрофирма заново осваивает земли

"Белая Дача" - самое известное сельхозпредприятие в России. Листья выращенных там салатов присутствуют в каждом гамбургере McDonalds. Газоны ее производства зеленеют на всех московских лужайках. Основатель и глава агрофирмы Виктор Семенов - заметная политическая фигура. Компании захотелось и лавров девелопера - сейчас она строит крупный складской комплекс "ЛогоПарк".

Обычно чиновники свое участие в бизнесе стараются не афишировать. А председатель наблюдательного совета "Белой Дачи" Виктор Семенов - экс-министр сельского хозяйства, ныне депутат Госдумы - открыто говорит, что у него всегда есть место, куда он может уйти в случае неудачи в политике. Впрочем, тепличный сельхозбизнес с политикой тесно связан.

В советские годы "Белую Дачу" называли в народе "кремлевской грядкой". Здешние овощи поставлялись к столу высших государственных мужей. Традиция сохранилась до сих пор. Сейчас подмосковное хозяйство собирается предложить Управделами президента поставку готовых салатных смесей и в санаторный общепит.

А вот договариваться с парламентом "Белой Даче" сложнее, чем с президентской администрацией. Дума приобретает у агрофирмы только цветы, овощи покупать не хочет. "Я сделал предложение, но кто-то решил, что мы должны поставлять свою продукцию почти даром, - удивляется Семенов. - Им надо поддерживать низкие цены в столовой, но мы же не обязаны субсидировать Думу".


Тепличные условия

Главой "Белой Дачи" Виктор Семенов стал в 1988 году. А девять лет назад впервые проявились его политические амбиции. "Если бы я занимался только бизнесом, то двигался бы лишь в одном направлении, - объясняет Семенов. - Человек же должен развиваться всесторонне, и в этом плане политика для меня очень интересна. В ней много непонятных мне вещей, в которых хочется разобраться".

Изучать политическую кухню Семенов начал в 1995 году, став депутатом Московской областной Думы. А через два года ушел в отраслевое объединение Агропромсоюз России (АПС), став первым заместителем председателя. АПС был тесно связан с тогдашним Минсельхозпродом и даже располагался в одном с ним здании. В 1998 году при смене правительства (тогда вместо Виктора Черномырдина премьер-министром стал Сергей Кириенко) портфель министра сельского хозяйства достался Виктору Семенову, успевшему зарекомендовать себя крепким хозяйственником и хорошим стратегом.

Правда, Семенов утверждает, что его карьера министра только навредила "Белой Даче". "Тогда некоторым чиновникам показалось, что я могу нарушить их политические планы, - вспоминает Семенов. - Намекнуть на то, чтобы я не высовывался, они решили за счет "Белой Дачи". Можете себе представить - за один год на предприятии прошло четыре проверки КРУ и УБЭП?"

Через год Семенов оставил кресло министра, но политике не изменил, - с 2000 года он носит значок депутата Госдумы. Впрочем, в Минсельхозе его позиции по-прежнему сильны. Нынешний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев когда-то был заместителем главы администрации Люберецкого района Московской области, где расположена "Белая Дача". Именно Семенов, будучи министром, привел Гордеева в Минсельхоз, сделав его своим первым заместителем. Так что административный ресурс за его агрофирмой стоит немалый.

Сегодня тепличный комплекс "Белая Дача" разросся до группы компаний. Кроме площадей для производства овощей в нее входят "Белая Дача Трейдинг", занимающаяся производством резаных салатов, "Русские газоны", "Цветы Белой Дачи", "Белая Дача Маркет" (складские помещения), конноспортивный клуб "Белая лошадь". Общая площадь агрофирмы - 300 гектар (из них только 48 га отведены под теплицы). Оборот группы в прошлом году составил $50 млн. Половину его обеспечили фирмы по озеленению. Финансовые успехи компании Семенов приписывает своей управленческой команде, куда он приглашал специалистов из западных компаний, в том числе из Ernst & Young и McKinsey. Он говорит, что чиновничья работа дала ему ценный опыт управления кадрами - понимание того, что большой аппарат не гарантирует эффективности и мобильности. Сейчас Семенов не участвует в текущих делах "Белой Дачи". "Управление в каждой компании должно меняться каждые 5 - 10 лет, а я проработал директором почти 15 лет, - объясняет он. - И если бы не отошел от управления, то нового импульса в развитии компании не появилось бы". Себя он называет стратегом, который "усмиряет" бурный полет бизнес-фантазии молодых топ-менеджеров.


Северокавказский гамбит

Основной бизнес "Белой Дачи" - выращивание овощей в подмосковных теплицах - сегодня развивается менее динамично, чем новые направления. Одна из главных проблем, по мнению Семенова, - рост импорта. Главные конкуренты российских овощеводов - турки. В Турции теплее, а общая площадь теплиц превышает 40 000 га, тогда как во всей России - около 9000 га. На "Белой Даче" убеждены, что подмосковные тепличные комплексы должны искать новые ниши для своего бизнеса. Иначе через 2 - 3 года многие из них просто будут вынуждены закрыться.

Первую попытку нетрадиционного продвижения своей продукции "Белая Дача" предприняла в середине 1990-х, начав импортировать заморские фрукты. Овощи магазинам предлагались как нагрузка к более востребованным бананам-яблокам. В августе 1998 года рентабельность банановых продаж упала с 200% до 5%. Дистрибуторы отмечают, что после кризиса ввозить фрукты в Россию мелкими партиями стало невыгодно - прибыль можно было получить только при больших объемах поставок. Расширять банановый бизнес "Белая дача" не собиралась, и фруктовую компанию закрыли.

Два года назад компания запустила кисловодский проект, предложив северокавказским овощеводам сократить цепочку посредников для продвижения на денежный московский рынок. А в начале этого года "Белая Дача" сама приобрела в долгосрочную аренду 150 га земли в Кисловодске. "Мы будем строить новый тепличный комбинат, общей площадью 60 га, - рассказывает Семенов. - В зависимости от конструкций теплиц вложим в него около $80 млн". Среди потенциальных кредиторов проекта фигурирует ЕБРР, ранее сотрудничавший с компанией.

Семенов надеется, что кисловодский проект выведет "Белую Дачу" в лидеры рынка тепличных овощей, в частности, поможет опередить главного конкурента - совхоз "Московский". По оценкам экспертов, "Московский" занимает первое место в столичном регионе (на его долю приходится около 30% овощного рынка Москвы, показатель "Белой Дачи" в два раза ниже). На "Белой Даче" говорят, что "Московский" обошел их в вопросах маркетинга, зато "белодачинцы" обогнали конкурента по урожайности и технологиям. С вводом в оборот кисловодских теплиц это преимущество "Белой Дачи" усилится: на подмосковной земле максимальная урожайность - около 40 кг с кв. м, в Кисловодске - 65 - 70 кг. К тому же южный климат позволит сгладить сезонные колебания и поставлять свежие овощи круглый год. Сейчас, например, по словам представителей розничной торговли, перед Новым годом ни одно подмосковное хозяйство спрос на свежие огурцы обеспечить не может.
Но в "Московском" угроз для себя в маневрах "Белой Дачи" не видят. Директор по маркетингу совхоза Нина Лукьянова считает, что конкурентоспособность подмосковных овощей будет выше привозных. "Если продукт транспортируется 2 - 3 дня, то он теряет в своем качестве около 30%, - поясняет она. - Так что "Белая Дача" должна будет повысить уровень транспортировки, чтобы этого избежать". "Московский" работает под девизом: "В 6 утра на грядке, в 8 - на прилавке".


Вегетарианский крен

Подмосковные теплицы "Белая Дача" собирается перепрофилировать под выращивание более прибыльного, чем помидоры, продукта - салатов. Их ассортимент предполагают существенно расширить припомощи таких культур, как руколла, лоло-росса, лоло-бьянко, фриссе. Впрочем, представители "Московского" сообщили "Ко", что тоже будут увеличивать производство салатов в своих теплицах.

Сосредоточив усилия на растительности, компания собирается избавиться от своих мясных активов - свиноводческой компании "Белая Дача Романцево" и племзавода "Никоновское", купленного весной этого года. "Романцево" компания продаст своему давнему партнеру, с которым работает уже около двух лет, а стадо "Никоновского" будет в рассрочку продано одному фермерскому хозяйству (названия Семенов не разглашает).

Освобожденная от непрофильных активов земля "Никоновского" станет площадкой для несъедобной продукции "Белой Дачи" - газонов.

По разным оценкам, до 70% объема продаж "Русских газонов" приходится на одного заказчика - правительство Москвы. Тесное сотрудничество компании с московским правительством участники рынка объясняют тем, что в свое время ее руководство работало в правительстве. Но городской рынок ограничен, в то время как коммерческий сегмент газонной отрасли сейчас стремительно развивается. "Спрос на эту продукцию растет, количество компаний-производителей за последние два года увеличилось до четырех, - рассказывает директор компании "Рулонные газоны" Александр Прокопенко. - Коммерческий рынок занят новыми компаниями, "Русским газонам" на нем сложно удержать свою долю".

Часть земель "Никоновского" Семенов собирается засеять пивоваренным ячменем или овсом. "Мы хотим выращивать не простой овес, а элитные сорта, которые будут востребованы в лучших европейских и российских конюшнях", - поясняет предприниматель. Проект может оказаться прибыльным. Владение породистым жеребцом и собственной конюшней сегодня в моде - это явный признак принадлежности к высшему обществу (цена на арабского скакуна иногда превышает $400 000). Тем более что владельцы лошадей уже знают "Белую Дачу" - принадлежащий компании спорткомплекс "Белая лошадь" специализируется на тренировке частных лошадей. Почему бы не расширить спектр услуг? К тому же овес мог бы пригодиться и для собственного конезавода, земля под который уже зарезервирована.


Моя земля - мое богатство

Задача стратегического развития "Белой Дачи" - снимать с дорогой подмосковной земли как можно больший урожай. И не только с грядок.

Например, этой весной компания "Сигма" приобрела 30% акций тепличного комплекса "Косино" и скупку обещала продолжить. Глава "Сигмы" Павел Свирский не скрывал, что его интересует именно земля, а не теплицы. Аграрий Семенов в использовании подмосковной земли под недвижимость тоже заинтересован. Еще в 2001 году в группе появилось подразделение "Белая Дача Маркет". На балансе "дочки" находился крупный складской центр, построенный на деньги ЕБРР. Его общая площадь составляет 4500 кв. м, а близость к Москве - 3 км от МКАД по Новорязанскому шоссе - гарантирует востребованность на рынке. Поначалу склад сдавался в аренду Procter & Gamble, сейчас им пользуется "Вимм-Билль-Данн".

"Белая Дача" собирается расширять свое присутствие в складском сегменте, доведя нынешние 5000 кв. м до 300 000 кв. м. Семенов уверен, что спрос на них будет. Арендаторы у первого модуля логистического центра (30 000 кв. м будут запущены в августе) уже есть. В 2005 году будут построены еще 90 000 кв. м складов. В "Белой Даче" рассчитывают, что после запуска даже этой площади оборот группы увеличится в два раза.

Партнером "Белой Дачи" по складскому проекту "ЛогоПарк" стала французская строительная компания Bouygues, которой достанется 49% долей в предприятии. "Мы хотим оставаться хозяевами на своей земле, поэтому я не исключаю, что в дальнейшем выкупим долю инвестора", - говорит Семенов. Эксклюзивными агентами по сдаче площадей в аренду будут компании Colliers International и Stiles & Riabokobylko. "Это первый подобный проект на рынке, девелопером которого выступает международная компания, - отмечает Рубен Алчуджян, директор департамента складской недвижимости Colliers International. - Уже в настоящий момент интерес арендаторов крайне высок, и мы считаем, что комплекс будет сдан в аренду быстро и по высоким ставкам". Алчуджян подчеркивает, что выхода международных девелоперов на складской рынок ждали последние несколько лет, и с проекта "ЛогоПарка" может начаться этап бурного роста.

А на месте старого склада - первого девелоперского опыта "Белой Дачи" - компания собирается самостоятельно строить торговый центр. "Можно было бы просто продать землю, или даже построить помещение и продать его вместе с землей, но мы так поступать не хотим, - говорит Семенов. - Сдавать в аренду площади якорным арендаторам тоже невыгодно (они могут назвать такую низкую цену, что едва хватит на то, чтобы рассчитаться по кредитам). Поэтому часть площадей мы продадим "якорям", а торговую галерею будем сами эксплуатировать как девелоперы".

На вопрос о том, много ли еще у "Белой Дачи" земли, которую она может отдать под непрофильный бизнес, Семенов утверждает, что плантации практически не сокращались, а из сельхозоборота выводились участки, до которых раньше не доходили руки.

Аграрные конкуренты отказываются комментировать строительные увлечения группы. Но очевидно, что Семенову строить недвижимость на подмосковной земле будет гораздо проще, чем сторонним покупателям сельхозугодий. Еще когда "Сигма" скупала акции комплекса "Косино", Семенов говорил, что подмосковные власти внимательно следят за тем, кто и что приобретает, как инвестирует в экономику области. Начав собственное строительство, основатель "Белой Дачи" не только заручился поддержкой властей, но и предупредил возможные посягательства на свою землю со стороны других бизнесменов.

Марина Смовж
Деловой еженедельник
"Компания"


http://www.viktor-semenov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован