22 августа 2009
1353

Стратегия `Наша новая школа` - это те горизонты, к которым должно стремиться образование

Стратегия "Наша новая школа" предусматривает переход образовательной системы страны от решения задач подготовки человека индустриального общества (такие задачи ставились в советское время) к подготовке человека информационного общества, коим стремится стать Россия. Готовы ли наши учреждения образования к переменам, ждут ли их, торопятся ли с принятием решений? Или принципы "Нашей новой школы" придётся, как и всё новое, внедрять, встречая недоверие и недовольство? Эти вопросы мы задали начальнику Департамента образования Вологодской области Елене Рябовой.

- В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года и Стратегией долгосрочного социально-экономического развития России к 2020 году наша страна должна качественно измениться и стать одним из ведущих центров мировой экономики, страной, привлекательной для проживания граждан. В данный период изменения должны произойти во всех сферах жизни общества. Затронут они и систему образования. Именно перемены в образовании призваны обеспечить качественное обновление общества в целом.

В настоящее время педагогической общественностью широко обсуждается Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", которую следует рассматривать как стратегию и тактику развития российского образования, как один из ключевых факторов построения инновационной экономики в нашей стране.

В ходе обсуждения проекта учителя размышляют о совместной деятельности семьи и школы, о путях повышения качества образования. Образование сегодня превратилось в человеческий капитал. Точкой роста экономики, культуры, социальных инноваций является человек. Человек образованный! Повысились требования потребителя к качеству человеческого капитала, так как образование рассматривается как ядро карьеры всей жизни. Значит, школьное образование должно отвечать целям опережающего развития.

- Елена Олеговна, а как в связи с предстоящими преобразованиями вы оцениваете нынешнее настроение педагогов?

- Педагоги вместе с представителями общественности, родителями и учащимися сейчас дискутируют о том, как сделать образовательный процесс максимально индивидуальным, чтобы помочь ребенку уже в школе раскрыть свои возможности и подготовить его к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В то же время детям должно быть в школах комфортно. Что касается настроения вологодских педагогов, то национальную образовательную стратегию "Наша новая школа" они приняли с оптимизмом. Сегодня также с уверенностью можно сказать, что мнения властных структур, органов местного самоуправления и общественности в целом совпадают: проект не встречает сопротивления или отторжения.

- В основу проекта "Наша новая школа" положены пять направлений государственной поддержки, в том числе и обновление образовательных стандартов общего образования. Означает ли это, что школьникам станет легче учиться? Другими словами, уменьшит ли это учебную нагрузку и повысит ли доступность получения детьми знаний?

- Общество ожидает от современной школы выпускника, осознающего себя гражданином Российского государства, способного работать с различными источниками информации, готового осваивать новые виды деятельности и принимать на себя ответственность за свои решения, за собственную судьбу и будущее страны. Должны измениться содержание и технологии школьного образования, условия образовательного процесса. Должен измениться и учитель как ключевая фигура в системе образования. Эти направления изменений очень точно сформулировал в своем Послании Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.

Не случайно первым из пяти направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования - стандарты нового поколения. Новый стандарт должен предоставить ребенку возможность самореализоваться - как в стенах школы, так и за ее пределами. Новые стандарты общего образования сформулированы через набор требований, таких как:

- требования к результатам освоения образовательных программ (а это умение учиться, сформированность компетентностей, наличие разных результатов для разных ступеней, опора на закономерности возрастного развития, передовую науку);

- требования к структуре (наличие вариативной части, возможность выбора занятий учениками, включенность "неаудиторной занятости");

- требования к условиям (наличие механизмов достижения нового качества, предоставление новых возможностей, стимулирование обновления и эффективности, привлечение талантливых педагогов).

Ключевой идеей новых стандартов являются требования к результатам и условиям образовательного процесса - переход от "культуры процесса" к "культуре результата".

С 2009-2010 учебного года в области начнется подготовка к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Базой для проведения такой работы станут общеобразовательные учреждения из числа школ-победителей конкурса образовательных учреждений, имеющие статус учебно-методических площадок ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования". В 2009-2010 учебном году на базе трех средних общеобразовательных школ г. Вологды предполагается проведение выездных практических занятий для учителей области по проблеме "Начальная школа в условиях перехода на стандарты нового поколения". Планируется максимально использовать опыт 341 лучшего учителя начальных классов, инновационный потенциал 75 общеобразовательных учреждений области, ставших победителями конкурсов, проведенных в 2007-2009 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Основными предпосылками для перехода к стандартам нового поколения в нашей области стал процесс создания базовых школ в сельских муниципальных районах и внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Базовые общеобразовательные школы создаются в сельских муниципальных районах. Составлен областной реестр базовых школ, включающий 42 лучших общеобразовательных учреждения, которым оказывается помощь в приобретении учебного оборудования и мебели. Так, в 2008 году по областной целевой программе "Развитие системы образования Вологодской области на 2007-2010 годы" приобретено транспорта и оборудования на сумму 13,7 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета в рамках реализации ПНП "Образование" для базовых общеобразовательных учреждений, включенных в реестр, выделено оборудования на сумму 1,4 млн. рублей.

Федеральный государственный образовательный стандарт не предполагает уменьшения учебной нагрузки. Но его реализация возможна через изменение технологий обучения. В первую очередь - использование современного оборудования и информационно-коммуникационных технологий, что, безусловно, будет направлено на доступность получения знаний и снижения перегрузки детей.

На 1 июня 2009 года в общеобразовательных учреждениях области 7548 компьютеров. На один компьютер в среднем приходится 19 обучающихся. В 589 общеобразовательных школах с 3676 компьютеров обеспечен доступ учащихся к сети Интернет. В настоящее время более половины всех учителей свободно владеют компьютерной техникой, более 6,5 тысячи педагогов прошли повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий. Каждый третий учитель активно использует новые технологии в образовательном процессе. В 225 школах для учащихся организовано около 500 факультативов по информационно-коммуникационным технологиям. По поручению Губернатора области В.Е. Позгалева с сентября 2007 года по май 2009 года на базе четырех общеобразовательных учреждений Череповца, Вологды, Великого Устюга и Усть-Кубинского муниципального района начата реализация комплексного проекта "Цифровая школа XXI века". На его реализацию в 2009 году из областного бюджета для приобретения оборудования выделено 13,3 млн. рублей. Проект реализуется на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 11" г. Череповца и МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 имени адмирала А.М. Калинина" в поселке Шексна. К 2012 году подобные школы должны появиться во всех муниципальных районах и городских округах Вологодской области.

- В проекте стратегии "Наша новая школа" большое значение уделяется творческой деятельности детей: исследовательским работам, участию в кружках, спортивных секциях и т.д., что у нас сейчас называется дополнительным образованием. Значит ли это, что оно перестанет быть второстепенным и займет достойное место как по оплате труда педагогов дополнительного образования, так и по общему финансированию этой системы?

- Второе направление национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предусматривает создание системы поддержки талантливых и одаренных детей. Такая система у нас в области уже сложилась. Доказательство этому - победы вологодских школьников на всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. Ежегодно более 50 тысяч детей области участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, в прошлом году наш регион занял в ней шестое место. В текущем году 58 школьников Вологодской области (из них двое участвовали в двух олимпиадах) - победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 16 предметам в разных городах Российской Федерации. По итогам олимпиад школьники области завоевали 25 дипломов (4 победителя и 21 призер). Эффективность участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2009 года составила 43,1% (средний показатель по Российской Федерации - 30,4%), в текущем году удалось удержать завоеванные позиции 2008 года (в прошлом году школьники завоевали также 25 дипломов). Наиболее успешно выступили школьники по химии, истории, литературе, праву, физике, географии. Впервые школьники области завоевали дипломы призеров по обще-ствознанию и немецкому языку. В 2009 году Новожилов Игорь, обучающийся 11 класса ГОУ "Вологодский многопрофильный лицей", на 43-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии в Ашхабаде и на Международной олимпиаде по химии в Лондоне завоевал серебряные медали.

Вологодские школьники добились значительных успехов на международных, всероссийских мероприятиях: фестивалях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. В 2007 году 51 человек и в 2008 году 65 человек были удостоены гранта Президента по поддержке талантливой молодежи в 60 и 30 тысяч рублей.

Кроме того, в области проводятся областные профильные лагеря для одаренных детей: "Математик", "Синяя птица", "Наследие", "Азимут", "Хрустальный горизонт", "Этнограф", "Ловитва". В текущем году на их организацию выделено из областного бюджета 3,9 млн. рублей.

Ежегодно 200 школьников награждаются областной премией одаренным детям. Стало традицией в области лучших школьников приглашать на Губернаторские елки, поощрять бесплатными путевками на родину Деда Мороза - в Великий Устюг. За три последних года 10 учреждений дополнительного образования детей стали победителями в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на региональном уровне и получили грант по 500 тысяч рублей.

Благодаря реализации подпрограммы "Одаренные дети" областной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2007-2010 годы" в 2008 году было проведено 145 областных мероприятий, школьники области приняли участие в 67 мероприятиях российского уровня, в которых приняли участие 85,3 тыс. человек. В 1-м полугодии 2009 года уже проведено 92 региональных мероприятия, школьники области участвовали в 21 мероприятии всероссийского уровня.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, занимающихся различными видами спорта, художественным творчеством, исследовательской работой, краеведением, туризмом.

В Вологодской области функционирует 155 учреждений дополнительного образования детей, принадлежащих различным ведомствам, в том числе 83 - системе образования, 44 -системе культуры, 23 - системе спорта и физической культуры, 5 - общественным организациям и предприятиям. В них занимается 88,9 тыс. человек, что составляет 51,2% от числа детей в возрасте от 5 до 18 лет. В кружках и секциях образовательных учреждений в 2008-2009 учебном году занималось более 103 тыс. детей.

Планируется, что к 2012 году на каждого школьника за счет бюджетных средств будет приходиться не менее двух часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году -не менее шести часов.

Дополнительное образование детей остается одним из ключевых направлений государственной образовательной политики в нашей области.

- Елена Олеговна, проект предусматривает новые требования к качеству учительского труда и формированию учительских коллективов. Не секрет, что сегодня в школах мало молодежи среди педагогов, а среди директоров есть такие, которым пора уступить место более подготовленным коллегам. Выпускники педагогических вузов не стремятся сделать карьеру учителя - и заработки не слишком высоки, и нагрузки большие... Как будете справляться с решением этого вопроса?

- Ключевой фигурой нашего общества должен стать учитель. Объявленный Президентом России Д.А.Медведевым Годом учителя, 2010 год призван не только поднять престиж педагогической профессии, но и наполнить труд учителя новым содержанием. Формирование новых педагогических кадров - едва ли не самая сложная задача системы образования. Но решать ее все же придется.

К сожалению, в настоящее время профессия учителя не входит в разряд престижных. Необходимо сделать всё возможное, чтобы изменить создавшееся положение, сформировать благоприятное общественное мнение о школе, для того чтобы родители доверяли педагогам-профессионалам и были спокойны за настоящее и будущее своих детей.

Совершенствование оплаты труда - один из важнейших механизмов развития учительского потенциала. В настоящее время в области поэтапно вводится новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников, которая в первую очередь предназначена повысить мотивацию педагога на предоставление высококачественной образовательной услуги. Для этого используется проверенный временем механизм - заработная плата любого специалиста должна быть поставлена в зависимость от качества его работы. Уже давно идёт речь о введении новой системы аттестации педагогических кадров и разработке квалификационных требований. Существующая система аттестации далеко не совершенна, не гибка, ограничена первой, второй и высшей квалификационными категориями.

Особая роль в проекте инициативы отводится педагогическому образованию и повышению квалификации педагогов. В рамках повышения квалификации педагогов следует говорить о появлении персональных бюджетных сертификатов и насыщении рынка предоставляемых услуг. Несмотря на то, что на федеральном уровне декларируется необходимость всемерной поддержки учреждений повышения квалификации и методических служб, на муниципальном уровне такие учреждения и службы ликвидируются, поскольку на федеральном уровне их статус не определен. Все предложения педагогов, требующие решения на федеральном уровне, были направлены в Комитет по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

- Отдельным направлением в стратегии выделена забота школы о здоровье школьников. Это касается внедрения здоровьесберега-ющих технологий образования, организации школьного питания, формирования у ребят заинтересованного отношения к своему здоровью. И родителей это волнует чрезвычайно. Что изменится в наших школах в этом вопросе уже в следующем учебном году?

- В области создана и развивается образовательная модель по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, направленная на сохранение и обеспечение здоровья всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением в системе образования области является физкультурно-оздоровительная работа, которая направлена на массовое вовлечение детей и подростков в активные занятия физической культурой и спортом.

Согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ в 178 (30%) школах области во 2-11 классах введен третий дополнительный час физической культуры в неделю. В настоящее время рассматривается вопрос о введении в учебные планы четвертого часа. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм в общеобразовательных учреждениях создаются условия для ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов в день. Это проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, Дней здоровья, а также обязательной динамической паузы в первом классе продолжительностью 40 минут в середине дня.

Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Обеспечению горячим питанием школьников уже сейчас в области уделяется большое внимание. С 2006 по 2009 год увеличился процент охвата учащихся (от общего числа школьников) горячим питанием с 82 до 86,9%. Бесплатное питание предоставляется школьникам из многодетных семей, из семей, которые нуждаются в материальной поддержке, а также школьникам, находящимся на учете в противотуберкулезном диспансере. В 2009 году субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов были увеличены с 13 до 25 рублей на одного учащегося в день. В настоящее время бесплатным питанием обеспечиваются в различных муниципальных образованиях в среднем по области до 59,8% школьников. В 1-м полугодии 2009 года 42 551 школьник 1-4 классов из 585 общеобразовательных учреждений в 28 муниципальных районах и городских округах области были обеспечены бесплатным молоком.

Кроме того, в области развивается процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную среду вместе со сверстниками, расширяются возможности и доступность предоставления данной категории детей качественных образовательных услуг. Для детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, разрабатываются образовательные программы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья. В 2009-2012 годах в области начнется реализация нового мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование". Планируется создание центра дистанционного образования, обеспечение компьютерным оборудованием и подключение мест проживания детей-инвалидов, учителей и центра дистанционного образования к сети Интернет. Обучение детей планируется начать с 2010-2011 учебного года. На первом этапе деятельности возможно дистанционное обучение 30 детей-инвалидов из Вологды, которые пройдут медицинское обследование, получат заключение специалистов и разрешение для работы с компьютером. Дистанционным образованием детей в 2010 году будут заниматься шесть учителей, прошедших подготовку на курсах. В последующие два года предполагается увеличить количество обучаемых детей-инвалидов до 90 человек (включая детей-инвалидов из других муниципальных образований области), учителей - до 18 человек.

- Что касается системы оценки качества образования: останется ли она прежней или школьникам предстоит забыть о привычных "пятерках" и "двойках"?

- Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. Необходимо отметить, что в ближайшее время в системе оценки текущей успеваемости учеников ничего нового не произойдет.

А вот в системе государственной (итоговой) аттестации произошли изменения. В связи с внесением изменений в Закон РФ "Об образовании" в 2009 году в штатный режим вошел единый государственный экзамен. Результаты ЕГЭ общеобразовательные учреждения признают в качестве результатов государственной аттестации, вузы - в качестве результатов вступительных испытаний. По итогам ЕГЭ выпускник школы получает аттестат об окончании школы с традиционными отметками по 5-балльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ с оценками по 100-балльной шкале.

Преимущества ЕГЭ бесспорны. Это, прежде всего, обеспечение объективной оценки учащихся, не зависящей от взаимоотношений с педагогами, создание равных условий для продолжения образования, открытость материалов тестов, способствующая повышению качества подготовки к итоговой аттестации и вступительному экзамену в вуз, "прозрачность" системы зачисления в вузы по итогам единого экзамена, возможность широкого выбора вузов в случае успешной сдачи ЕГЭ.

Надеюсь, что введение ЕГЭ в качестве обязательной формы аттестации станет способом оценки не только учащихся, но и качества работы школ и будет стимулировать стремление обеспечить профессиональный уровень преподавания.

- Елена Олеговна, когда, по вашим прогнозам, в Вологодской области начнет реализовываться стратегия "Наша новая школа" и какие шаги на сегодня уже приняты в этом направлении?

- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" объединяет многие проекты, реализующиеся на протяжении последних лет в рамках Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта "Образование", и включает в себя новые направления.

Школа, описанная в проекте, -это действительно новая школа, это другая школа, хотя многое, особенно в части обновления содержания образования, мы делаем уже сегодня (дистанционное обучение, олимпиады, конкурсы, профильное обучение, переход на индивидуальные учебные планы).

Тезис Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о том, что школа не должна быть ветхой, во всех смыслах этого слова обозначает отправную точку в вопросе. Образ новой российской школы - это образ школы, преодолевшей ветхость, открытой современной школы, эффективного института общественного развития. Такой школы, в которой осуществлен переход от массового поточного обучения к обучению по индивидуальным образовательным программам, а значит, и переход от индустриального типа школьных зданий к зданиям открытых общественных и личных персональных пространств. Хорошая школа - это не только сообщество учеников и учителей, но это еще и среда, в которой ученик свободно и приятно себя чувствует. Ребенок, приходящий в школу, должен ее рассматривать как площадку для самореализации. Само по себе окружение образовательного процесса, та обстановка, в которой человек себя комфортно чувствует, и задает качество образовательного процесса.

Важно, что в данном проекте показаны "горизонты", к которым образование должно стремиться. Понятно, что для их достижения потребуются не только большие материальные вложения, но и изменения в психологии людей.

Виктория СМИРНОВА
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован