11 апреля 2002
107

Строительство

Строительство. Особые природные условия Крайнего Севера определяют специальные требования к проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений. Если эти требования не соблюдаются, то здания и сооружения оказываются малопригодными для эксплуатации, неэкономичными, подвергаются недопустимым деформациям или разрушаются.
К числу основных особенностей Крайнего Севера, нужно учитывать в строительной практике резко континентальный климат, вечномерзлое состояние грунтов, экономические условия, обусловленные значительной отдаленностью населенных мест друг от друга и малой численностью их населения, сезонным характером транспортной связи.
Для нужд промышленности строительных материалов выявлено и разведано около 600 месторождений стройсырья: камней строительных, песчано-гравийной смеси, гипса, глин для кирпича и керамзитового гравия, диабазов и базальта для производства минеральной ваты и базальтового волокна, известняков для обжига извести.
Основными организациями проектного и научного дела в области строительства, имеющие богатый теоретический и практический багаж, являются: ЯТПИИ `СахаПроект`, ЯПНИИ строительства, АО `ЯкутАгроПромПроект`, институт `ЯкутНИПроАлмаз` (г. Мирный), ПИ `ЮжЯкутПроект` (г. Нерюнгри) и др.
В дальнейшем в сельском строительстве будет преобладать малоэтажное строительство из мелких стеновых блоков: керамзитополистирольных, глиноцементопесчаных, из ячеистого бетона неавтоклавного твердения, а также с применением цементно-стружечных плит для несъемной опалубки при монолитном домостроении и деловой древесины.
Промышленность. Основными отраслями промышленности являются горнодобывающая и перерабатывающая. В недрах Республики находится вся таблица Менделеева: алмазы, золото, олово, сурьма, полудрагоценные камни, обнаружен камень - чароит. Но есть еще крупнейшие запасы нефти и природного газа. Их освоение, переработка этого уникального сырья, а также подача газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона составляют неотъемлемую часть экономики Якутии.
Освоение в 50 -е годы алмазных месторождений в Западной Якутии, принесло мировую известность. Республика сегодня осваивает новые алмазоносные трубки (Нюрбинская и Ботуобинская трубки), строит новые горно-обогатительные комбинаты.
Удельный вес экспортной продукции в алмазогранильной отрасли составил 75% в общем объеме продажи бриллиантов и увеличился на 12% по сравнению с уровнем прошлого года. Впервые в отрасли по итогам года ожидается безубыточный финансовый результат.
Сельское хозяйство. Традиционные отрасли в Республике - оленеводство, охота, рыболовство развиты в Арктических зонах. Сегодня в республике действуют 118 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе 16 потребительских.
В целях развития собственной зерновой базы в соответствии с указом Президента создана сеть зерноводческих хозяйств республики. Для переработки зерна в августе 1998 года введен в эксплуатацию мукомольный завод в селе Качикатцы Хангаласского улуса.
На вечной мерзлоте усилиями людей выращивается богатый урожай зерновых, картофеля, овощей.
В Республике была утверждена Программа `О коневодстве`, благодаря которой будут созданы сети государственных племенных коневодческих хозяйств.
Для увеличения объемов переработки местной сельхозпродукции комбинат `Якутский`, Якутский рыбозавод и Якутский мясокомбинат преобразованы путем слияния в `Финансовую агропромышленную корпорацию Якутия`.
Транспорт. Общая протяженность железных дорог 802 км от Беркакита до Якутска. Водный транспорт Республики занимает 1-е место по грузообороту и 2-е место (после железнодорожного) по объему перевозок. Это объясняется большой провозной способностью, относительно малой стоимостью перевозки и наличием широко разветвленной сети водных путей, протяженность которых составляет более 12 тыс. км и охватывает практически всю территорию Республики.
Основными водными путями Республики являются реки Лена, Вилюй, Алдан, Колыма, Индигирка и Яна. По реке Лене навигация начинается обычно с 27 мая и заканчивается 23 октября, по реке Индигирке - с 17 июня по 3 октября, по реке Яне - с 16 июня по 5 октября, по реке Колыме - с 17 июня по 7 октября.
Железнодорожный транспорт - относительно новый для Республики - вышел на 2-е место по грузообороту после речного. Главной грузообразующей отраслью является угольная промышленность, дающая на Амуро-Якутскую магистраль около 9 млн. т. угля в год. Железнодорожный является транспортом круглогодичной эксплуатации и позволяет сократить период транспортировки и хранения грузов.
Протяженность автодорожной сети республики превышает 25 тыс. км, из которых 11% - с твердым покрытием, 20% - с гравийным, 10% - с грунтовым и 50% - автозимники. Грузовые перевозки по территории Республики выполняют 12 предприятий АО `СахаАвтоТранс` с парком в 1036 автомобилей, а также ведомственный (АК `Алмазы России - Саха`, АТК `СахаЗолотоТрансСнаб`) и частный транспорт.
Воздушный транспорт. Основным авиапредприятием Республики является Национальная Авиакомпания `Саха- Авиа`, которая обслуживает центральные, северо-восточные и южные улусы Республики. Компания имеет в своем составе 37 аэропортов, 12 из которых являются базовыми (Якутск, Маган, Алдан, Нерюнгри, Чокурдах, Усть-Нера, Зырянка, Черский, Тикси, Жиганск, Батагай и Нюрба).



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован