Эксклюзив
Простов Александр Федорович
09 июля 2018
586

Сценарии будущих отношений между США и Китаем: тенденции, оценки, прогнозы

Main image2

    Простов Александр Федорович – экономист по международным экономическим отношениям, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов», разработчик сайта «Центр политической кибернетики».

Настоящее исследование проведено посредством вторичного анализа и последующего синтеза опубликованных и малоизвестных экспертных оценок и прогнозов. При анализе использовались те же методы, что и при составлении предыдущих обзоров, что позволило сохранить структуру прогноза и описать ситуацию «как будет» с учетом ситуации «как есть» посредством сравнения глобальных проектов будущего, предложенных США и Китаем.

Обзор составлен из культурно-идеологических, финансово-экономических и военно-политических элементов матрицы с учетом конфликтов интересов правящих элит в США и Китае, а так же с учетом интересов и противоречий других мировых игроков. Прогноз составлен в виде трех сценариев и общего вывода, который подтверждает тезис о том, что «политическая игра США и Китая уже давно протекает в плоскости взаимного соперничества за право верховенства в установлении международного экономического порядка…».

Сценарий №1, где тенденции, факторы и оценки являются положительными для развития отношений США и Китая, так как улучшают и усиливают их мировые позиции. Эти отношения можно охарактеризовать как взаимодействие двух сверхдержав. Основой этих отношений является факт того, что Китай стал реальным экономическим центром развития глобальной экономики, который политически независим от США. Сегодня Китай имеет положительное торговое сальдо и обладает наибольшими резервами американской валюты, что повышает взаимозависимость их экономик. По этой причине США заинтересованы в Китае как в партнере и будут вынуждены экономически сотрудничать с Китаем.

Китай и США являются друг для друга вторыми по объему торговыми партнерами. При этом дефицит США в торговле с Китаем составляет сотни миллиардов долларов в пользу Китая. Кроме того, Китай является самым крупным держателем американского долга (1,3 трлн. долл.). Так же Китай является для США крупнейшим кредитором по государственным облигациям. Со своей стороны Китай заинтересован в сохранении самого большого американского рынка сбыта и в привлечении  инвестиций из США. Такие отношения позволяют Китаю поддерживать высокие темпы роста экономики и развивать отрасли. Поэтому Китай будет уделять особое внимание совместным с США проектам по инновациям и новейшим технологиям.

Таким образом, США и Китай заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества, при этом экономические интересы все больше определяют политическую составляющую этих отношений, которые США стремятся направить в военно-стратегическое русло. На этом фоне Китай будет восприниматься как фактор, который стабилизирует мировую политику.

Сценарий №2, где тенденции, факторы и оценки являются компенсирующими и поэтому мало на что влияют. На их основе делается вывод о том, что отношения между США и Китаем сильно не изменятся и обе страны останутся на прежних мировых позициях. Китай уже перерос всех остальных, поэтому США остаются их главным партнером.  Две страны настолько взаимосвязаны, что, если одна из них начнет применять экономические ограничения против другой, то пострадают обе. Китай и США только «выиграют от сотрудничества, и понесут потери при конфронтации». Хотя США и уступили свое первое место по объему ВВП Китаю, но продолжают сохранять свое военное лидерство. По этой причине, Китай предложил особые отношения между всеми крупными мировыми державами, где американцам предлагается признать Китай и Россию равными партнерами и вести трехсторонние переговоры о мировых проблемах.

Ничего не изменится, так как США и Китай - ядерные державы, что является сдерживающим фактором любых вооруженных конфликтов между ними. Споры вокруг Южно-Китайского моря, несмотря на всю их значимость, не являются главным противоречием между ними. Общих интересов у обеих стран «больше, чем когда бы то ни было», поэтому конфронтация между ними станет бедствием для обоих государств, для всего мира». По этой причине в Китае воспринимают США двояко: с одной стороны, как самое мощное государство, а с другой - оно уступает свое влияние Китаю и потому пытается всячески его сдержать. Однако, учитывая степень заинтересованности обеих держав в сотрудничестве, можно предположить, что даже если между ними действительно произойдет «охлаждение» отношений, то оно будет носить временный характер. Здесь актуализируется тезис: «Нет вечных врагов и вечных друзей, есть только вечные интересы».

Сценарий №3, где тенденции, факторы и оценки являются негативными для развития отношений Китая и США, так как ослабляют их мировые позиции. В основе таких прогнозов лежат различные факторы внешнего и внутреннего характера. Здесь стоит подчеркнуть, что если Россия – это единственная страна, способная уничтожить США военным путем, то Китай – это единственная страна, которая может уничтожить США экономически. По этой причине, США будут делать все, чтобы сохранить свою лидерскую позицию и ослаблять Китай. В общей матрице проблем и противоречий между США и Китаем, можно выделить три группы факторов, которые негативно влияют на их отношения.

Фактор №1. Культурно-идеологический. Цивилизационное различие в подходах понимания мировых проблем и  их решений между США и Китаем, хорошо просматривается в предложенных ими проектах глобального развития. Если китайский проект «Датун» - это проект для «Глобального общества с единой судьбой» предназначен для всех, то американский проект «PATTERN»  разработан США только для себя.

Как было установлено в предыдущем прогнозе, цивилизационные матрицы России и Китая построены на природных константах – на всеобщих принципах и общих законах развития сложных систем. Поэтому история Китая - это витки циклов перемен (Чжоу и), состоящие из трех последовательных периодов в цикле. 1. Усмирение «хаоса» (Хуньлуань) раздробленности и гражданской войны силой. 2. Построение общества «малого процветания» (Сяокан) в виде «социализма с национальной спецификой срединного государства». 3. Переход к построению общества «Великого Единения» (Датун) и возрождение величия китайской нации.

Трактат «Искусство войны», написанный еще две тысячи лет назад Сунь Цзы, открыл для китайской души и философии политическое значение понятия «утаивание», ставшее инструментом китайских политиков. Именно используя эту технологию, Китай будет постоянно вводить США и другие страны в заблуждение, посредством озвучивания якобы своих намерений, но действовать будет в совершенно ином направлении.

В отличие от Китая, «американская матрица», по сути колониальная (англо-саксонская) цивилизация, является более гибкой, так как составлена из постоянно меняющихся придуманных общественно-политических и социально-экономических элементов - понятий (либерализм, демократия, толерантность). Поэтому в историческом измерении их «Дао» - путь и цели отличаются по времени. Если у Китая все рассчитано на столетия вперед, то американские аналитики, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи данного уровня сложности - их научили принимать решения в рамках сложившейся ситуации «здесь и сейчас», поэтому полученные ими результаты анализа не смогли сложиться в единое целое. Это подтверждает тезис о том, что «США всегда принимают правильное решение, но после того, как использовали все остальные».    

«PATTERN» - «Planning Assistance Through Technical Evaluation Relevance Number». Этот проект был создан для достижения «высшей цели», сформулированной как «Достижение военно-политического превосходства США над всем миром за 30 лет». Модель представляет собой «дерево-пирамиду целей», выстроенных по уровням важности и с программами их достижения «в срок». Ей соответствует «дерево-пирамида ответственности», с указанием механизмов реализации, которые жестко увязаны друг с другом на определенное время для достижения одной «высшей» цели «в срок».

«The Deep State Rises to the Surface» - «глубинное государство выходит на поверхность» - это новая проблема для власти США. «Deep State» - это реальность, которой трудно дать точное определение. Его власть огромна, но признание того, что оно существует, поможет освободиться от его хватки. Противостояние доходит до того, что появляются предположения совершить государственный переворот против Трампа. «Deep State» является не только национальным, но и трансатлантическим проектом, который стремится стать глобальным, наравне с другими мировыми проектами.

«План Соломона» - это создание «Нового Небесного Иерусалима», в т.ч. в Крыму, куда соберутся все богатства царства священников и народа святого, богоизбранного и богоспасаемого, «когда Дом Иакова будет пасти народы мира по Завету Всевышнего».  До наших дней его донесли евреи-каббалисты. С этим планом, по древности и масштабу, конкурирует китайский проект.

Концепция «Датун». На этом фоне Китай, находясь «на пике эпохи и определяя направление развития истории», провозгласил свою концепцию «Датун» - строительство вокруг Китая как «центра Земли» «Глобального общества с единой судьбой». Эту концепцию создали китайские мудрецы 3000 лет назад, а до нас его донесли даосские монахи и учителя конфуцианства. Контрольный срок исполнения этих проектов 2044 год. Исходя из вышеперечисленных противоречий, и перефразируя известную фразу, можно сказать, что «Americans are from Mars and Chinese are from Venus».

Фактор №2. Финансово-экономический. Китай уже стал равным экономическим партнером для США, поэтому вся основная борьба развернется между ними. Первым шагом в глобальной стратегии Китая «Один пояс, один путь» стал проект «АБИИ» - «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» и «Фонд Шелкового пути». Проект создает «Четыре великих выгоды» для Китая, что позволит: предоставлять ресурсы для создания зон свободной торговли по  китайской модели; распространить за рубежом китайские стандарты; ускорить интернационализацию китайского юаня; создать условия для  установления китайского порядка в регионе. Реализация этого проекта ослабит влияние США и контролируемых ими организаций «Международного валютного фонда» и «Всемирного банка», а так же «Азиатский банк развития», подконтрольный Японии, что устранит сопротивление проведению реформы международной валютной системы.

Доктрина «Нового Шелкового Пути» предполагает создание постоянной торговой сети от Китая до Западной Европы. Здесь речь идет о концептуальном, финансовом и технологическом обслуживании «Пояса и Пути». Доктрину реализует стратегия «Сделано в Китае - 2025», целью которой является полная технологическая независимость китайской «фабрики XXI века» от Запада и вытеснение США с рынка стран «Пояса и Пути». Стратегия охватывает передовые отрасли науки, конструирования и производства.

«Датун» включает в себя «Программу строительства международных отношений нового типа», которая осуществляет переход от конфронтации и изоляционизма к гармонии в треугольнике «КНР - США - Россия» и создание сети партнерских отношений по всему миру, как стратегической опоры «Пояса и Пути».  При этом экономическая китайская глобализация предусматривает взаимодействие с США по технологиям «шестого» уклада экономики - «NBIC-конвергенции» и эффективное распределение природных ресурсов с Россией. Новый уклад вместо «войны цивилизаций» переформатирует общество мирно и создаст условия для новых сфер занятости с устойчивой экосистемой, новым сельским хозяйством на ресурсах незадействованной пашни; с чистой энергетикой и экономикой знаний.

Таким образом, произойдет конфликт между разными глобальными проектами, и отношения между США и Китаем ухудшатся, что повышает вероятность экономической войны между ними. Если эту войну начнет США, то экономика Китая может скатиться в глубокую рецессию. США могут объявить Китай «валютным манипулятором» и повысить пошлины и тарифы на товары из Китая. В ответ Китай выбросит на рынок казначейские обязательства ФРС на триллион долларов и начнется торговая война, которая приведет к глобальному финансовому кризису и крушению доллара. Это вынудит США закрыть «ФРС» и начать реструктуризацию финансовой системы страны. Кроме того, между странами может обостриться проблема американского внешнего долга, который постоянно растет. По этим причинам, США ждет от Китая «честной политики» в отношении курса юаня. Но для Китая повысить курс юаня означает снизить свой экспортный потенциал, поэтому он негативно относится к постановке данного вопроса.

Справка: В свое время американский экономист Ларуш Л. Х. доказал, что источником международных проблем является несправедливая мировая финансово-кредитная система, созданная США. Критикуя «свободный рынок» он доказал, что идеология экономического либерализма, упакованная в современную «теорию монетаризма» М. Фридмана, изготовлена на экспорт и предназначена для закрепления господства ТНК в своих колониях.

Фактор №3. Военно-политический. Военно-политическая ситуация в мире постоянно меняется, так как появляются новые вызовы, на которые ведущим странам приходится реагировать. Растущая мощь Китая и появление террористических организаций вынудили США отказаться от доктрины «двух войн», которая предусматривала одновременное участие в разных конфликтах регионального уровня. Однако и в новой стратегии национальной безопасности США остается неизменным принцип опоры на вооруженные силы и сохранение военного присутствия за рубежом под предлогом защиты американских интересов. При этом становится очевидным, что ситуация с союзниками США на Тихом океане отличается от положения дел в Европе.

Сегодня взаимодействуя со странами Центральной Азии, Китай активно преследует свои собственные интересы. К ним относятся: расширение рынков сбыта и покупка природных ресурсов, обеспечение стабильности и безопасности, как в приграничных районах страны, так и во всем регионе. Центральная Азия становится площадкой для конкуренции между двумя державами. Поэтому США попытаются ограничивать рост Китая за счет навязывания ему целого ряда проблем. По этим причинам Китай представляет для США наибольшую опасность, так как его экономика развивается быстрее, а вместе с экономикой укрепляется и армия.

США рассматривает Китай как основного соперника на мировом уровне, поэтому напряженность в отношениях США и Китая нарастает. В связи с чем, важным элементом новой стратегии США является концепция распыления военных сил на небольших базах в Тихом океане. Это необходимо для быстрого ответного удара, в случае если основные базы США станут мишенью для китайских ракет. Для этого США окружают Китай широким кольцом воздушных и военно-морских баз. Однако, такая ситуация не может сохраняться вечно. США не могут бесконечно долго поддерживать такой уровень военной мощи и оставаться на лидирующих позициях, поэтому в перспективе США придется ограничить принимаемые на себя обязательства.

Проблемные точки: международный терроризм. В отношениях США и Китая до сих пор не определена роль Китая в глобальной войне против терроризма. Со своей стороны, Китай считает, что он  является жертвой терроризма, так как Исламское государство заявило, что считает Китай своим врагом. Исходя из этого факта, Китай заявляет, что борьба с исламским движением является важной частью его международной политики. По многим из направлений этой борьбы, особенно в Афганистане, Китай тесно взаимодействует с США. Поэтому Китай заявил о своих целях и отношениях с Западом в войне с терроризмом вполне определенно. Однако при этом Китай обвиняет Запад в том, что он применяет политику «двойных стандартов» в отношении регионального терроризма.

Со своей стороны Запад относится с недоверием к теме терроризма в самом Китае, полагая, что репрессии ухудшают ситуацию, способствуя  развитию террористической угрозы. Так Китай использует свое положение в Совете Безопасности ООН для защиты членов террористических организаций в случае,  когда считает это политически оправданным. Поэтому вопрос о том, может ли Китай стать надежным партнером США, является ключевым. Надежность Китая не только повлияет на уровень сотрудничества с США в борьбе с терроризмом, но и окажет положительное воздействие на все другие сферы. Однако надежность Китая выражается не столько в его действиях в борьбе с терроризмом, сколько в восприятии этих действий США, которое зависит от того,  насколько они придут к соглашению по определению самого «терроризма» и насколько США готовы поверить в искренность Китая.

С учетом возрастающих опасений в отношении усиления Китая, перспективы того, что США воспримут его в качестве надежного партнера в борьбе с терроризмом, очень незначительны. Кроме того, следует ожидать столкновения стран при реализации заявленных ими лозунгов.  «Сначала Америка», которая «является для всего мира совестью и не намерена отказываться от этой роли». «Один Китай», который будет использовать любые средства, обеспечиващие его территориальное единство: «в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань и Тибет».

Проблемные точки: Тайвань. Самой болезненной точкой для Китая является вопрос Тайваня, поэтому эта тема «вообще не должна подлежать обсуждению». США попытаются поставить под вопрос политику «единого Китая», чтобы использовать этот фактор против Китая посредством усиления поддержки Тайваня, что неприемлемо для Китая. США даже могут признать в нем республику, что приведет к военному конфликту. США продолжат «давить» на Китай, чтобы не допустить усиления его влияния в этом регионе. Таким образом, конфликт между Китаем и США неизбежен не только по экономическим, но и по политическим причинам: Китай будет расти экономически, но США не отдадут китайцам зоны своих интересов.

Проблемные точки: Тибет. Тибетское лобби сделало вопрос о своей независимости составной частью китайско-американских отношений, но только лишь по проблемам прав человека. При этом тибетцы считают себя оккупированным государством и доказывают, что в ходе своей истории Тибет всегда был независимым. Так в «Декларации о независимости Тибета» говорится, что на протяжении всей истории, Китай и Тибет сотрудничали на основе отношений покровителя и священника, и что эти отношения не основываются на подчинении одного другому. Поэтому тибетцы называют себя независимой и религиозной нацией. Однако, китайцы считают Тибет неотъемлемой частью Китая и утверждают, что Тибет никогда не был независимым государством. В настоящее время ни одно государство не признает независимость Тибета, считая его частью Китая. При этом за пределами Китая, в особенности в западных странах, склоняются в пользу независимости Тибета, а в законе о деятельности госдепартамента США содержатся положения, которые провозглашают, что: «В понимании Конгресса, Тибет и его провинции  являются оккупированной страной по признанным принципам международного права…».

Проблемные точки: Япония.  Исторически доказано, что новая усиливающаяся страна всегда вступает в конфликт со старой лидирующей державой. Именно такая ситуация сейчас сложилась в отношениях между США и Китаем в стратегически важном для обеих стран Тихоокеанском регионе,  и между Китаем и Японией в Южно-Китайском море. США послали Китаю «ясный сигнал», что доступ к спорным островам в Южно-Китайском море «не будет разрешен». Конфликт Китая с Японией может обострить отношения  Китая и США, так как Япония - ключевой союзник США в Юго-Восточной Азии, поэтому у США есть обязательства перед японцами. Несостоявшееся «Торговое соглашение» США со странами региона имело своей целью защитить эти страны от экономической экспансии со стороны Китая. Таким образом, если Китай добьется признания своих прав на спорные острова, то он будет контролировать всю акваторию Южно-Китайского моря и путь, который связывает Тихий и Индийский океаны.

Проблемные точки: Южная Корея. Причиной конфликта между Китаем и Южной Кореей стало решение разместить ПРО США «THAAD» на ее территории. Это вызвало каскад экономических санкций против Южной Кореи со стороны Китая. Все началось с официального подписания концерном «Lotte» с министерством обороны Кореи соглашения об обмене земельными участками, поэтому удар был нанесен по этому концерну. В день объявления этого решения сайт концерна подвергся хакерской атаке и прекратил свою работу. Теперь будущее «Lotte» в Китае находится под вопросом.

С ведущих интернет-порталов были удалены объявления о продаже продукции южнокорейских концернов. На многих китайских сайтах исчезли разделы, которые позволяли купить корейские товары, послушать музыку или посмотреть фильмы из Кореи. На торговые центры, магазины и входящие в состав концерна компании обрушилась вся китайская административная система, которая устраивает одну проверку за другой. Китайские компании, которые ранее работали с корейскими концернами, начали в одностороннем порядке расторгать контракты и отказываться от поставок.

Ряд газет заявили: «Если ты китаец, то ты должен отказаться от покупок в магазинах «Lotte». Корея должна понять всю серьезность ситуации». Антикорейские настроения стали распространяться и на бытовом уровне. В ресторанах Китая появились надписи: «Мы не обслуживаем клиентов из Южной Кореи». Дело не ограничивается сферой экономики и СМИ. Военные эксперты обещают, что Китай ответит и в военной сфере - южнокорейский регион, где будет находиться батарея ПРО США, будет включен в список целей для удара с применением стратегических сил. Эксперты отмечают, что это решение по размещению ПРО США изменит позицию Китая и России в вопросе оказания Сеулу помощи по северокорейскому вопросу.

Общий вывод (прогноз). Следует признать, что Китай стал новым экономическим центром развития глобальной экономики, который политически независим от США.  Китай, не предпринимая никаких особых политических усилий, меняет мир уже самим фактом своего развития. Это означает, что в международных делах Китай становится все более значимым игроком. Такое положение Китая в мире непременно повлияет на его отношения с США: Америка будет рассматривать Китай как своего основного соперника на глобальном уровне. Это значит, что теперь Китай и США навсегда останутся геополитическими противниками. Все их отношения - дипломатические, политические и экономические - будут определяться их стратегиями, которые должны будут обеспечить: для США - восстановление американского глобального лидерства, а для Китая – завоевание места глобального лидера. Это значит, что в китайско-американских отношениях будут и подъемы, и спады, а развиваться эти отношения будут не по желанию США, а при согласии Китая. На этом фоне сложилось ошибочное мнение, что Китаю следует вести диалог только с США, так как Россия экономически слабая страна. Однако, такой подход приведет к полной экономической и политической зависимости Китая от США, что чревато для Китая большими потерями в будущем.

В сфере экономики: экономические интересы Китая распространены по всему миру, что создает проблемы Западу. Поэтому США будут поддерживать те страны, у которых с Китаем есть территориальные споры в Южно-Китайском море и отправлять туда свои военные корабли и самолеты, объясняя это необходимостью защиты торговых путей. Поэтому перед Китаем встают вызовы, с которыми ему предстоит бороться, чтобы отстоять свои позиции и интересы, в том числе по вопросу «как сделать юань мировой валютой и расширить свои инвестиции в экономиках США и Европы». При этом перед Китаем будет стоять задача гарантировать стабильность в  международных отношениях, так как центральной идеей его проекта «Один пояс и один путь» является взаимосвязь политики, торговли, своей валюты и народов. 

В сфере политики. Суть конфликта состоит в том, что США не намерены уступать положение лидера, но при этом они стремятся найти союзника в решении многих мировых вопросов, чтобы  снять с себя некоторые обременительные полномочия. США будут пытаться придать своей идее американского лидерства более привлекательный вид и искать новые способы для возврата своих позиций в мировой политике. При этом их лидерство будет базироваться на уже существующих элементах: военная мощь, экономическая конкурентоспособность, моральный авторитет и участие в международных политических процессах по обустройству глобальной системы отношений, для чего США сохранят за собой право на односторонние силовые действия.

В военной сфере: Китай будет отстаивать свои интересы и позиции в Центральной Азии, и пытаться вытеснить США из этого региона. Китай будет стремиться ограничить американское военное присутствие и уменьшить влияние США в регионе. Для этого он намерен построить более широкую военно-защитную зону и ограничить движение кораблей НАТО в этом районе. Кроме того, Китай будет наращивать свои военные силы, укрепляя их посредством военно-политической составляющей ШОС, и расширять свое экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии.

Таким образом, возглавляемые Китаем развитые страны и развивающиеся экономики региона совместно установят новый финансово-инвестиционный порядок и  за счет этого смогут изменить установленную США старую систему стандартов международного кредитования.

Все это означает, что США и Китай поменяются местами: раньше США считались постоянной величиной, а Китай – переменной; теперь, если США закроется и сосредоточится на своих внутренних проблемах, то станет переменной величиной, а Китай откроется и станет постоянной величиной глобального мира. Именно это обстоятельство отличается от прежнего положения дел и подтверждает тезис о том, что «Любая система, достигшая максимума в своем развитии, переходит на новый уровень, но с противоположным знаком».

* Будем рады видеть Вас нашим подписчиком на "Квест политической реальности":  https://zen.yandex.ru/id/5af5aa0279885edd8eea75c3

* Подробности на сайте «Центр политической кибернетики»:

www.politcyber.ru

 

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Книги, статьи, доклады и проекты автора опубликованы на сайте «Центр политической кибернетики»:  www.politcyber.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован