11 декабря 2006
3052

``Сверхдержавное` бремя`




Незадолго до терактов 11 сентября 2001 года Генри Киссинджер в своей книге "Нужна ли Америке внешняя политика?" подчеркнул, что в начале XXI века "статус доминирующей державы автоматически порождает в других странах стремление к большей независимости от нее в сфере принятия решений и желание ослабить ее позиции". Эта простая, казалось бы, истина слабо осознается нынешним руководством обеих сверхдержав - и "энергетической", и военной.

В последнее время множатся факты, подтверждающие этот вывод. На саммите СНГ в Минске российской стороне удалось убедить белорусских партнеров в необходимости "создания совместного предприятия "Газпрома" и "Белтрансгаза" на паритетной основе", что, однако, вовсе не означает передачи "Газпрому" 50-процентного пакета акций "Белтрансгаза". Зато стало ясно, что А.�Лукашенко готов договариваться с Украиной о создании "совместной преграды" на пути российского энергетического экспорта в Европу - и это тревожный знак для России. Практически сразу же после саммита СНГ, во время визита премьер-министра М.�Фрадкова в Азербайджан, произошло еще одно знаковое событие: впервые власти постсоветского государства отказались обсуждать с российской стороной актуальную для нее энергетическую проблематику.

Подоплека инцидента известна: с 1 января "Газпром" собирался снизить поставки газа в Азербайджан с 4,5 до 1,5 млрд. куб. м в год, а заодно и повысить цену на него с $110 до $230 за 1 тыс. куб. м. Однако выяснилось, что отныне Баку готов к газовому самообеспечению, и это стало возможным в результате разработки нефтегазового месторождения Шах-Дениз компанией British Petroleum. В то же время азербайджанская сторона отказалась обсуждать с "Транснефтью" новые условия транспортировки нефти из Баку в Новороссийск, поскольку тарифы на ее перекачку по нефтепроводу Баку-Тбилиси- Супса приблизительно в 5,2 раза ниже, чем предложенные российской стороной. На следующий же день Грузия отвергла предложения "Газпрома" об увеличении цен на газ до $230 за 1 тыс. куб. м, рассчитывая на закупки азербайджанского газа по цене $160-180. Таким образом, в Закавказье сложилась ситуация, угрожающая интересам Армении и фактически означающая исключение Москвы из большой энергетической игры в регионе. Есть основания считать, что не менее радикальные сдвиги могут произойти в 2008-2010 годах и в среднеазиатском регионе, страны которого также стремятся освободиться от диктата России, основанного на монополии на транспортные пути.

Драматические изменения в региональной геополитике отмечаются не только на постсоветском пространстве, где с 2000 года президент В.�Путин пытается осуществлять политику "энергетической сверхдержавности", но и в Западном полушарии, где с 2000 года президент Дж. Буш упорно подрывает позиции США в латиноамериканских странах, к которым американцы исторически относятся приблизительно так же, как русские - к постсоветским республикам.

С 2000-го по 2006 год темпы экономического роста в странах Латинской Америки составили в среднем 5,4% в год против 2,7% в год в США. Сегодня США не имеют положительного сальдо торгового баланса ни с одной из стран региона, а дефицит в торговле с Мексикой может достичь в этом году $58 млрд. Причем если в годы администрации Б.�Клинтона всерьез обсуждались перспективы создания Зоны свободной торговли обеих Америк (FTAA), то сейчас даже Североамериканская ассоциация свободной торговли (NAFTA) работает не в полную силу. Американцы продолжают настаивать на неравных условиях торговли со своими соседями. Они не готовы отказаться от сельскохозяйственных субсидий (составляющих около $16 тыс. в год на одно фермерское хозяйство - тогда как средний фермер в Никарагуа зарабатывает за год не более $500); они даже строят стену на границе с Мексикой, их партнером по NAFTA. Результаты известны: если в 90-е годы только Куба рисковала проводить антиамериканский курс, то теперь в Венесуэле строит социализм Уго Чавес, только что избранный на третий срок; в Бразилии правит умеренно левый Лула да Силва; в Боливии, Никарагуа и Эквадоре на протяжении последнего года победили антиамериканские кандидаты, а в Мексике и Перу правоцентристы с трудом остались у власти.

Характерно, что каждая из сверхдержав радуется неудачам противника почти как в годы холодной войны. У.�Чавес - желанный гость в Москве и Минске; В.�Путин - в Бразилии; М.�Фрадков - на Кубе. Россия укрепляет военное сотрудничество с Венесуэлой. В общем, Россия не против поучаствовать в "выдавливании" США из зоны их жизненных интересов, хотя часто обвиняет саму Америку - и не без оснований - в том, что та действует таким же образом на пространстве СНГ, поддерживая Грузию и Украину. Не похоже ли все это на театр абсурда? Не сами ли США и Россия провоцируют враждебность к себе со стороны своих соседей, полагая при этом, что она формируется не их собственными действиями, а кознями "внешних врагов"? Пожалуй, прав был Г.�Трумэн, считавший, что история ничему не учит государства, но учит только людей. Если только эти люди способны к обучению...

http://inozemtsev.net

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован