27 декабря 2005
2999

Сюрприз в 542 миллиарда

Именно столько россияне готовы потратить на новогодние подарки

Такого предновогоднего ажиотажа магазины и турагентства не испытывали никогда. На увеселения и подарки россияне выложат рекордную сумму: 542 миллиарда рублей. Эксперты объясняют это просто - за последний год у населения выросли доходы. Особенно теневые.

Далеко и дорого

На этот раз многие сограждане решили вообще не экономить: в магазинах подчистую сметают дорогостоящую технику, а в туристических компаниях расхватывают последние элитные путевки. Поскольку новогодние туры начали бронировать еще в августе, поэтому к ноябрю дешевых путевок не осталось. Впрочем, рождественско-новогодние каникулы - традиционно "высокий сезон" и на зимних горно-лыжных курортах, и на южных побережьях.

И хотя новогодняя нехватка путевок ощущается каждый год, но нынешняя зима бьет все рекорды, уверяет директор одной из туркомпаний. Первыми "ушли" туры на горно-лыжные курорты и в самые посещаемые европейские столицы - Прагу, Париж, Берлин. Последними разобрали путевки в южные страны - Канары, Египет, Таиланд, ОАЭ и Шри-Ланку. Россиян не смущает даже то, что их цены перед Новым годом выросли в 2,5-3 раза.

Как оказалось, большой популярностью у жителей нашей страны пользуются и города Золотого кольца России. Номера на 31 декабря и 1 января в гостиницах Владимира, Костромы, Переславля-Залесского и Ярославля были забронированы еще в октябре.

С учетом новогоднего банкета стоимость одного дня пребывания там зашкаливает за 6-8 тысяч рублей с человека.

Почти в два раза подорожали туры на родину Деда Мороза. Встретить Новый год в Великом Устюге сегодня стоит больше 13 000 рублей за три дня, не считая дороги (это чуть больше 450 долларов). Кстати, примерно за те же деньги, но с питанием и перелетом можно провести пять новогодних дней на египетских пляжах. А за 450 евро после Нового года можно долететь до Австрии и неделю кататься на лыжах, но без обеда и ужина. И хотя деньги это немалые, достать новогодние путевки невозможно: все они были распроданы еще в начале осени. То же самое касается и подмосковных пансионатов и домов отдыха. Их директора разводят руками: "А мы, что можем, все выкупили еще за полгода, а договоренности были и того раньше". Последняя надежда - коттеджи в аренду в ближайшем Подмосковье. Но чем ближе к праздникам, тем цены выше. Если в начале ноября средняя стоимость аренды коттеджа на Новый год составляла порядка 500-1000 долларов, то сегодня она уже зашкаливает за 2500 долларов. Встречаются дома (например, на Рублево-Успенском шоссе), цена аренды которых во время праздников увеличивается до 10 тысяч долларов в сутки. Однако даже таких свободных коттеджей остались единицы.

И дело совсем не в бессовестности наших предпринимателей, которые взвинчивают цены перед Новым годом, а в небывалом спросе россиян на их услуги.

Деньги девать некуда

Для торговых предприятий ноябрь и декабрь оказались самыми прибыльными месяцами в этом году. Покупатели смели все, что может подойти в качестве подарков, вплоть до дорогостоящей кухонной и видеотехники. "Нам удалось продать даже дорогущие холодильники немецких производителей, - довольно улыбается менеджер торгового дома. - Их нам еще весной завезли, и до этого момента особым спросом они не пользовались".

Согласно социологическому опросу, проведенному в декабре прошлого года компанией "РБК", 10 процентов россиян вообще не собирались тратиться на подарки, 13 процентов готовы были потратить на них до 1 тысячи рублей, 27 - до 3 тысяч, 19 - до 6 тысяч, 15 - до 10 тысяч, 8 - до 20 тысяч и 8-20 и более тысяч. В этом году настроения поменялись, и это лучше любой статистики говорит о том, что доходы действительно выросли. Выложить за подарки 10 тысяч рублей сегодня готовы около 20 процентов опрошенных. Впрочем, как и следовало ожидать, в основном эти "толстосумы" живут в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Что касается более мелких городов России, то, по данным ВЦИОМ, потратить на подарки больше 10 тысяч рублей сегодня может лишь 1 процент их жителей.

Ежегодные затраты россиян на подарки эксперты оценили в 542 миллиарда рублей, или 19,3 миллиарда долларов (надо учесть и то, что мы наверняка потратим больше задуманного). Для сравнения - жители США на рождественские подарки тратят 25 миллиардов долларов, а Канады - 18 млрд.

По словам Вячеслава Бобкова, директора Всероссийского центра уровня жизни, если раньше отдыхать под Новый год за границей и тратить большие суммы на подарки могли лишь очень обеспеченные россияне, то сейчас это могут себе позволить и представители среднего класса. Как показывает статистика, у них растут доходы, меняется уровень жизни, появляются сбережения.

"Средним классом сегодня можно считать 10 процентов всего населения страны, - говорит Бобков. - Это примерно 12-13 миллионов человек, доходы которых стабилизировались. Они-то и составляют основной костяк предновогодних покупателей".

Что касается рекордного потребительского спроса в конце года, то эксперт называет несколько причин. Во-первых, во многих коммерческих компаниях вернулись к советской практике выдавать своим сотрудникам "тринадцатую" зарплату - годовую премию. А это значит, что у людей появляется крупная сумма неучтенных средств, которую сразу хочется потратить. Во-вторых, в этом году россияне в первый раз смогли заранее спланировать свой десятидневный зимний отпуск и целенаправленно накопить необходимые деньги. В-третьих, на фоне постоянных разговоров о росте инфляции россияне не откладывают покупки, поскольку боятся увеличения стоимости товаров. Кроме того, не изжита до конца и засевшая в нас с советских "дефицитных" времен манера покупать все мало-мальски стоящее впрок. Ну и конечно, определенную лепту в появление предпраздничной покупательской лихорадки вносят всевозможные торговые "приманки": от новогодних скидок до потребительских кредитов.

Но основной причиной такого большого спроса Вячеслав Бобков считает рост теневых доходов населения. "Россияне тратят больше, чем официально зарабатывают, - говорит эксперт. - По нашим оценкам, почти тридцать процентов реальных доходов состоят из неучтенных выплат, с которых не платятся налоги. Если судить по сегодняшнему сумасшедшему предновогоднему ажиотажу, то можно сделать предположение, что в 2005 году произошло резкое увеличение теневых доходов".

А как у них?

Самое интересное, что жители европейских стран, наоборот, стали более скупыми в дни рождественских распродаж. К такому выводу пришла швейцарская консалтинговая компания Deloitte. Вот уже два года, по оценкам ее экспертов, европейцы дарят более дешевые подарки, чем в прежние годы.

"На Европу в этом плане нам вообще не стоит равняться, - комментирует Вячеслав Бобков. - Она уже давно миновала период теневых доходов, и теперь ее жителей волнуют совершенно другие проблемы".

Причиной падения спроса на путешествия и дорогие подарки стали растущие цены на нефть, политическая нестабильность и проблемы, связанные с безработицей. Эксперты считают, что в дальнейшем потребители в 9 европейских странах снизят свои траты еще на 3 процента, а немцы и того больше - на 9 процентов. И только в Ирландии и Испании люди по-прежнему не экономят на рождественских подарках, более того, в этом году ожидается рост их трат.

"Траты, связанные с подарками на Рождество, росли из года в год, но в 2003 году в этом процессе наметились изменения, - заявил партнер Deloitte Жиль Голденберг. - Прогноз на 2006 год довольно неутешителен, поэтому стоит ожидать, что уровень покупательской способности снизится еще".

Елена Домчева

27.12.2005

www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован