31 августа 2004
2282

Табаков больше не играет в поддавки

Во МХАТе артистов будут `брать` в аренду
Сегодня Камергерский переулок станет звездным как никогда. Концентрация звездного свечения достигнет предела, потому что первый драмтеатр страны - МХАТ им. Чехова - открывает свой сезон. Накануне его художественный руководитель и директор в одном лице Олег Табаков дал интервью обозревателю `МК`. Судя по всему, реформатор Табаков настроен более чем решительно.

- Олег Павлович, с каким настроением начинаете новый сезон?
- Когда первоочередные дела сделаны, начинается этап рутинной работы. Из прежнего репертуара осталось 7 названий, было 20 с лишним. Остается только то, что востребовано зрителем - может быть, 4-5 спектаклей. Это нормально для живого, возвращающего себе рабочую форму театра. Шедевры не планируются, но планируется - Островский, Булгаков, Мольер, Шеридан, Салтыков-Щедрин, Ибсен, Платонов, Достоевский. Поскольку я человек того поколения, для которого Вторая мировая война - часть жизни и эмоциональной памяти, то несколько работ будет посвящено войне. Будет и новая драматургия - братья Дурненковы, братья Пресняковы, Жеребцов.
- Но в связи с сокращением старых спектаклей может образоваться безработица среди старого состава МХАТовцев.
- Нет. Труппа занята довольно ровно. Я придумал новые работы для Ии Савиной, Нины Гуляевой. Театр помнит о тех, кто отдал ему годы и годы.
- А Татьяна Лаврова?
- Болеет.
- Вернется ли в театр после болезни Вячеслав Невинный, не работавший весь прошлый сезон?
- А как же! Он еще в больнице, где продолжается реабилитационный период. Слава едва ли не единственный человек в театре, с кем у меня еще есть и человеческие отношения. С другой стороны, к концу нового сезона я думаю прийти к трехступенчатой труппе.
- Что это значит?
- Это все то, что существует в `Комеди Франсез` уже 200 лет, - основная часть труппы, переменная ее часть и вспомогательный состав. Это вовсе не означает, что разрыв в оплате труда будет каким-то сверхъестественным. Человек из вспомогательного состава вполне может зарабатывать больше того, кто занят в основном, согласно своему трудовому вкладу в театральное дело за месяц. Но это должно быть юридически обосновано и проведено через Федеральное агентство. Так же, как и законным должно быть использование наемного труда актеров, привлекаемых во МХАТ из других театров. А также оплата труда актеров МХАТа, привлекаемых в другие театры, в антрепризы, на телевидение.
- То есть вы будете брать актера в аренду?
- Да - и `брать` и `сдавать`. Если мы приглашаем актрису из театра Фоменко, обязательно будем покупать тот рабочий день, на который изымаем ее из труппы. Это даст возможность сохранить актеру достоинство, не прибегать к обману и унижению для сокрытия своих сторонних заработков.
- А будут ли во МХАТе, по аналогии с `Комеди Франсез`, введены штрафы?
- Поскольку денежное возмещение за актерский труд, на мой взгляд, еще пока недостаточно велико, повременим с этой частью. Но в принципе это тоже будет.
- Олег Павлович, кого из артистов других московских театров вы еще переманили во МХАТ? Или перекупили?
- Никого не перекупил и не переманил. Авангард Леонтьев из `Современника` уже перешел к нам и сейчас будет играть Дергачева в `Последней жертве`, Гаева в `Вишневом саде`, а потом Счастливцева в `Лесе`. Да, в `Современнике` он получал больше, но и Алла Покровская в школе-студии, где преподает, получает немалые деньги. Так что я их не перекупил. Это называется заинтересовал работой.
И дальше я буду продолжать звать необходимых этому театру актеров. Потому что моя задача создать качественную труппу. Если я не останусь на этом месте еще один срок - то тогда, скажи, зачем все это? Пожаротушительные, спасательные, ремонтные работы проведены. А если говорить о настоящих художественных проблемах, то главным остается создание ансамбля, где люди говорят на одном языке. Во МХАТ пришли студенты школы-студии. Мало этого, я беру несколько человек лишь на один сезон, и это связано с моим недостаточным знанием этих актеров и необходимостью проверки их в деле.
- Правда ли, что в новом сезоне не будет работать знаменитый толстяк - актер Семчев, который в прошлом сезоне порывался несколько раз подать заявление?
- Неправда. Просто он набрал так много сторонней работы, что мы с ним пришли к выводу - пришло время свести ее до минимума и сосредоточиться на работе в театре, заняться усовершенствованием самого себя. Он человек талантливый, и его последняя работа в `Белой гвардии` в полной мере это показала. Он не только будет работать, он уже репетирует Оргона в `Тартюфе`. В сентябре у него пять спектаклей, в октябре будет больше.
- На какую актерскую ставку может рассчитывать во МХАТе молодой актер?
- Давай посмотрим. Год работающая актриса получает, например, 17 тысяч, а два года - 27-28. А есть, кто получает 37 тысяч рублей. Это не фиксированная заработная плата, а та сумма, что оценивает трудовой вклад артиста в дело. И это не черный нал, а заработанные театром деньги, получаемые в кассе бухгалтерии.
- Четыре года назад, заступив на пост худрука МХАТа, вы перевернули судьбу актрисы из третьего состава - Ольги Барнет. Сейчас она звезда. Намерены ли вы повторить столь удачный опыт с другими подзабытыми артистами?
- Да, продолжится эта тема. Во всяком случае, я прилагаю к этому конкретные усилия. Но сложность моего положения заключается в том, что я сам не ставлю спектаклей во МХАТе, а молодые режиссеры, работающие у нас успешно, в первую очередь заботятся о своих спектаклях, а не решают проблемы формирования труппы. Но в этом сезоне я уже более жестко, более директивно и волевым усилием буду участвовать в распределении ролей. Меня не устраивает отсутствие заботы о той самой труппе, про которую мы говорим. Чтобы ее сформировать, надо людям дать возможности.
- Кстати, о молодой режиссуре. Кто будет ставить в этом сезоне?
- Нина Чусова, Юрий Бутусов, Дмитрий Черников. Черников будет делать, по всей вероятности, одну из пьес, шедшую в Художественном театре, - `Школу злословия`. С Бутусовым пьесу обсуждаем.
- Два неприятных вопроса, которые обсуждает театральная Москва и в особенности труппа МХАТа. Первый - артисты `Табакерки` крайне много заняты во МХАТе, тем самым теснят местных коллег.
- Это не так. К сожалению, многие места в этой труппе, которые мне видятся, пока вакантны. Я привлекаю артистов из подвала только в том случае, если они несомненно более верны назначению на роль. К тому моменту, когда я пришел во МХАТ, труппа была не сбалансирована, не сформирована. А теперь, когда за последние два года мы имеем зримые успехи, я, формируя кастинг, не могу выставлять не первый состав. Я отказался играть в поддавки. Отказался от компромиссного распределения ролей.
- И второй вопрос - ваша супруга, актриса `Табакерки` Марина Зудина, только в этом сезоне сыграла две главные роли. Во МХАТе нет героинь?
- Если было бы верно то, что говорят, то она бы в `Белой гвардии` играла Елену Тальберг. Елену же играет Наталья Рогожкина. А `Дядя Ваня` - это спектакль не МХАТа, а `Табакерки`. В `Последней жертве` Зудина назначена на главную роль режиссером Ереминым, хотя я предлагал ему альтернативные варианты. И потом, зачем ее сюда тащить, у нее в `Табакерке` все в порядке.
- Что будет в новом сезоне делать Олег Павлович Табаков?
- Много играть. Я назначен на роль Тартюфа. Наверное, буду занят еще в одном спектакле - каком, не скажу. И еще одна затея, которая у меня носит характер сердечной привязанности, - давно есть потребность сыграть странную бессюжетную историю: разговор человека моего возраста с ребенком - о жизни, о мире, о войне. Я уже начинал эту работу с Дуней Смирновой, но у нас не сложилось. Теперь, я думаю, эту работу сделает Женя Гришковец. Замысел мой, а режиссером будет Кама Гинкас.
- Какова будет цена на билеты и их доступность разным категориям населения?
- Нельзя назвать средние цены. Средние на разные спектакли разные. `No13` - 500 рублей, `Последняя жертва`, `Белая гвардия` - 270-300, `Вишневый сад` чуть меньше. А на новой сцене никогда не будет дороже 200 рублей. Мы будем учитывать возможности, которые дает Интернет. Обязательно я хочу вместе с Федеральным агентством создать программу `ФАК - МХАТ - студенчеству Москвы` - для МГУ, физтеха, МВТУ имени Баумана, МАИ. Все это я делал вместе с Леонидом Эрманом в 70-е годы в `Современнике`, когда стал его директором. Помимо этого в театре появится процентов 5 так называемых социальных билетов - для пенсионеров.
И единственное, чем я недоволен, - не удалось провести техническое перевооружение театра. Но Администрация Президента и Федеральное агентство по культуре и кинематографии поддерживает меня в том, чтобы дать возможность театру в техническом отношении выйти на европейский уровень.

Московский Комсомолец
от 31.08.2004
Марина РАЙКИНА.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован