18 октября 2008
3148

Таблетки от нефтяной жадности

Interfax-Russia.ru - Российские власти вновь настойчиво попросили нефтяные компании поубавить финансовые аппетиты.

На днях семь крупнейших нефтяных компаний России (ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Газпром нефть", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "ТНК-BP Холдинг", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Татнефть" и ОАО "НК "Альянс") получили предупреждение от федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что в случае, если они не снизят цены на нефть, их ждут судебные разбирательства.

"Сегодня я подпишу письмо крупнейшим нефтяным компаниям с предупреждением о возможности возбуждения очередной серии дел за неснижение цен на нефтепродукты", - заявил журналистам в четверг руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он справедливо задался вопросом, который вот уже несколько месяцев волнует всех россиян: почему при снижении мировых цен на нефть российские цены все еще столь высокие?

В условиях мирового финансового кризиса цена на нефть упала до 70 долларов за баррель, а в России автолюбители до сих пор заправляются АИ-95 в среднем по 25,5 рублей за литр.

На авиакеросин цена у нас в стране тоже, мягко говоря, несправедливая. В результате резкого роста цен на этот вид топлива многие российские авиакомпании, в том числе и крупный российский авиаальянс "ЭйрЮнион", на грани банкротства. И как всегда больше всего от высоких цен страдают простые россияне. Вопрос о "ненасытности" нефтяных компаний вчера на встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым поднял уже президент Дмитрий Медведев.

"По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная. Мы помним, что еще несколько месяцев назад цена нефти составляла $140 за баррель, а сейчас цена в два раза меньше, и это никак не отразилось на ценах на керосин у нас в стране, а во всем мире произошло изменение цен", - заявил глава государства.

Даже несмотря на то, что нефтяные компании торгуют сырьем по месячным контрактам, возможность снизить цену им предоставлялась уже не раз. "Какую же нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?" - возмутился президент.

Поняв, что метод намеков и предупреждений на наших нефтяников не действует, ибо еще несколько месяцев назад ФАС "надавила" на них, президент поручил применить реальные меры. "Поручаю правительству окончательно разобраться по линии антимонопольного регулирования, что происходит в этой сфере, какие существуют сговоры, в чем проблема, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования", - сказал он. По мнению Медведева, пора уже пустить в ход и штрафы, причем максимальные, и даже уголовное наказание. "Соответствующее поручение я дам правоохранительным органам. Больше эту ситуацию терпеть нельзя", - подчеркнул глава государства.

Кстати, проведя проверку, ФАС выяснила, что цены на все нефтепродукты: бензин, мазут, авиакеросин действительно чрезмерно завышены. По данным службы, с января этого года по июль оптовые цены на авиатопливо выросли на 39,9%, на дизельное топливо на 52%, а на бензины А-76, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 - на 30%, 29,6%, 25,9% и 19,2% соответственно.

Общемировая тенденция снижения цен на нефть в условиях изменения конъюнктуры внешнего рынка нашу страну почему-то обошла стороной. Так, например, по данным ФАС, оптовые цены на бензин за месяц с 3 сентября по 3 октября 2008 года в США снизились на 20%, в ЕС - на 14%, в РФ - всего на 5%. Оптовые цены на дизтопливо снизились на 14%, 12% и 5% соответственно; авиакеросин - на 12,1%, 15% и 3% соответственно. Розничные цены на бензин за этот же период в США снизились на 4%, в ЕС - на 9%, в РФ - всего на 1%; цены на дизтопливо - на 6%, 9% и 2% соответственно.

По мнению руководителя ФАС, справедливая цена на внутреннем рынке, традиционно рассчитываемая как мировая цена минус экспортная пошлина, касается только ситуаций, когда пошлины остаются стабильными. "У нефтяных компаний есть возможность добровольно снизить цены - или им придется это сделать в ходе рассмотрения дел (в суде - ИФ)", - заметил Артемьев.

Те семь компаний, которым ФАС в письменном виде "предложила" снизить цены на нефть, контролируют более 70% от всего объема нефтепродуктов, производимых в России. Поэтому есть надежда, что заправки вскоре перестанут отпугивать автолюбителей своими ценами.

Не могут не порадовать рядовых граждан и сроки, которые установила ФАС для "усмирения" нефтяных цен на внутреннем рынке - 7-10 дней.

Надежду на то, что цены поползут пусть и не сильно, но все-таки вниз, в россиян вселяют и суммы штрафов. Как заявил на этой недели глава ФАС Артемьев, нефтяным магнатам грозят многомиллиардные штрафы (от 1% до 15% выручки от реализации нефтепродуктов в 2007 году).

Хотя, судя по тому, как умело они наживаются на внутреннем рынке уже много месяцев, это сумма их не испугает.

Впрочем, первая позитивная ласточка уже есть. Пресс-служба ОАО "Газпром нефть" заявил, что компания с 17 октября снижает оптовые цены на авиакеросин на 12% за тонну на все вновь контрактуемые объемы, что приведет к соответствующему снижению цен на авиатопливо в аэропортах России. Таким образом, с августа 2008 года отпускные цены на авиакеросин с нефтеперерабатывающих заводов компании снизились в среднем на 30%.

В свою очередь независимый эксперт Сергей Асланян сообщил Interfax-Russia.ru: "Особого результата от действий ФАС никто и не ждет. Это все-таки чисто политическая игра перед народом. Потому что нефтяники у нас являются самой "несчастной", самой "убогой" категорией людей, у нас голодные в стране учителя, пенсионеры и нефтяники. Я иронизирую".

По мнению Асланяна, государству не выгодно значительно снижать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, потому что оно как никак получает с этого налог. "Когда сейчас цены на нефть колеблются туда-сюда, а цены на бензин только растут, это в принципе говорит об одном: под прикрытием государства они чувствуют себя настолько безнаказанно, что могут себе позволить все что угодно", - сказал Асланян.

В то же время как сказал Interfax-Russia.ru председатель общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин: "Я считаю, что правительство приняло явно недостаточно мер для того, чтобы снизить цены на бензин". Он также считает абсурдной ситуацию, когда в мире цены на топливо падают, а у нас нет.

По мнению Похмелкина, в ближайшем будущем автозаправки вряд ли порадуют автолюбителей падением цен. "Я очень надеюсь, что какие-нибудь меры будут приняты, но, честно говоря, до сих пор реальной политики в области регулирования рыночных цен на топливо мы не наблюдали. Я боюсь, что нефтяники давно уже являются главными лоббистами государства и правящей партии и вряд ли на их интересы сейчас пойдет серьезное наступление", - сказал он.

Остается надеяться, что в ближайшем будущем поговорка "машина не роскошь, а средство передвижения" не станет издевательской для большинства автомобилистов России.

Обозреватель Инна Буйначева






http://www.interfax-russia.ru/r/B/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован