16 июня 2009
1010

Таможенный контроль в РФ станет эффективней за счет европейских новаций

Совместный проект России и ЕС в целях содействия интеграции РФ в мировое экономическое пространство и более тесного экономического взаимодействия между сторонами в рамках создаваемого Общего экономического пространства ЕС-Россия завершился в июне 2008 года. Об этом заявил глава Представительства европейской комиссии в РФ Марк Франко на прошедшей 16 июня заключительной конференции по финансируемому ЕС проекту "Модернизация таможенной системы транзита в РФ".

Он напомнил, что проект с бюджетом 3 млн евро стартовал в январе 2006 года и реализовывался консорциумом европейских и российских компаний в тесном сотрудничестве с ФТС России. Основными целями проекта были оказание содействия ФТС России в создании российской автоматизированной национальной транзитной системы, обеспечивающей эффективный таможенный контроль и облегчающий экономическую деятельность, опираясь на практику и существующее нормативное регулирование государств-членов ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли.

Практическая задача, как пояснил М. Франко, заключалась в устранении очередей на приграничных пропускных пунктах. "Сегодня в связи с кризисом и сокращением объемов взаимной торговли грузопоток снижен, но в расчете на перспективу необходимо продолжать совместную работу по совершенствованию транзитной интеграционной платформы ЕС-Россия", - пояснил он.

Работа, по словам М. Франко, должна быть продолжена по трем приоритетам: совершенствование юридических и административных мер, направленных на улучшение таможенного обслуживания границ; обмен информацией для облегчения таможенной очистки и создание более совершенной приграничной инфраструктуры. При этом в ближайшее время не предвидится реализации столь масштабных по объему финансирования проектов.

Как сообщил руководитель экспертной группы проекта Фред Сала, в ходе работы над проектом были выявлены различия между европейской и российской автоматизированными транзитными системами и разработано принципиально новое IT-решение, позволяющее обеспечить их совместимость - EURUTIP (Europe/Russia Transit Integration Platform). Кроме того, был проведен правовой анализ и выработаны рекомендации, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции об общем транзите 1987 года и описание бизнес-моделей процедуры транзита. По словам Ф. Сала, реализация проекта позволила на 95% гармонизировать российское и европейское законодательства в таможенной сфере, и сегодня Россия находится на последней стадии перед присоединением к Конвенции об общем транзите.

Как пояснил помощник руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Мещеряков, реализация проекта приведет к увеличению товарооборота между Россией и Европой. Причина в том, что торговым операторам не придется нести убытки из-за простоя грузов, так как товарный и денежный оборот будет идти в ускоренном режиме. Ссылаясь на данные экспертов Всемирной таможенной организации, он пояснил, что за счет упрощения и модификации таможенных формальностей между государствами торговый оператор экономит от 5 до 15% накладных расходов.

Впрочем, судя по словам помощника руководителя ФТС России, говорить о стопроцентном упрощении таможенных формальностей пока рано, так как ключевым институтом Конвенции о процедуре общего транзита является институт принципалов - лиц, ответственных за осуществление транзитной операции. В российском законодательстве такого института нет, и его введение юридически непростая задача, так как термин "принципал" применяется в российском законодательстве в иных отраслях права. Еще одна проблема связана с различиями в Конвенции о процедуре общего транзита и российском законодательстве действующих систем обеспечения уплаты таможенных платежей и осуществления транзитных операций.


16.06.2009

allmedia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован