13 ноября 2008
3722

Татьяна Богатырева: Влияние культуры на формирование инноваций в экономике

Богатырева Татьяна Георгиевна - доктор культурологии, профессор, руководитель центра научно-образовательных инновационных технологий, зам. зав. кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе ФГУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте РФ", действительный член РАЕН


В последние два десятилетия в мире растет интерес к культуре как фактору экономического развития, ставятся вопросы о том, способствуют ли культурные факторы прогрессу, могут ли быть объяснены темпы развития тех или иных экономик сложившимися в странах культурными системами, можно ли каким-то образом изменить культуру, чтобы убрать преграды, препятствующие социально-экономическим преобразованиям

Научная мысль приходит к выводу о том, что национальное процветание требует не только чисто экономических предпосылок, но и господства в обществе идей, которые обращены на развитие конкуренции и внедрение нового.

Взаимосвязь между культурой и социально-экономическим развитием довольно сложна. Тем не менее существует понимание того, что с помощью культурных ценностей и установок складывается само понимание экономической жизни, воззрения на возникновение богатства, процветание, конкуренцию. Индивидуальные системы предпочтений и убеждений могут ограничивать прогресс или способствовать ему. Состояние таких механизмов социальной регуляции, как нормы, мотивации, стереотипы поведения людей в конкретном обществе, уровень социальной интеграции имеют значение как с точки зрения оценки готовности общества к участию в рыночной трансформации, так и наличия соответствующей трудовой мотивации, возможностей восприятия идей индивидуальной ответственности. Очевидно, что если в обществе живут сильные традиционалистские предпосылки, консервативные нормы, то возникают трудности усвоения ценностей, связанных с формированием новой динамичной личности, предпринимательского поведения.

Процветание и богатство основываются на позитивных представлениях о будущем, конкурентных установках, продвигающих инновации, стремлении к новым знаниям. Стратегия эффективного бизнеса требует определенного состояния ума - набора убеждений, установок, предпосылок, определяющих отношение человека к созданию богатства, содержащих индивидуальные представления о риске, доверии и др.

Исследователи называют ряд ценностей, которые тормозят социально-экономический прогресс. Это такие черты культуры, как нежелание людей работать, вера в потусторонние силы, сосредоточенность на прошлом, негативное отношение к индивидуальной инициативе. Напротив, считают они, нацеленность в будущее, бережливость, справедливость, трудолюбие, упорство, честность и терпимость способствуют прогрессу. Причины процветания кроятся не только в высокой производительности труда, но и в наличии идей, порождающих позитивные ценности и установки. Нужно, чтобы эти установки были восприняты и по-настоящему усвоены гражданским обществом.

В этой ситуации особенно важным в экономике становится появление оснований роста на микроуровне, что предполагает развитие конкуренции с учетом предлагаемых работниками инноваций. Поведенческие стереотипы, однако, преобразовать сложно. Исследования показывают, что люди активно пользуются в своей жизни стереотипами, живут привычными представлениями повседневной жизни, имеют так называемые ментальные модели поведения и действия. Ситуацию можно изменить в том случае, если найти способ изменения этих моделей, что должно стать предметом системы образования.

При этом всегда возникают вопросы о том, как преобразовывать ценности и установки, каковы практические шаги по внедрению прогрессивных ценностных ориентиров. Изменение существу-ющих норм и традиций или порождение иных норм и традиций возможно через инновацию. В условиях общественного реформирования основанием для развития обновляющих социум процессов становится усиление инновационного потенциала культуры, который может влиять как на развитие самой культуры, так и динамику социальных и экономических параметров в обществе, на качество "человеческого материала". Для этого необходимо создание определенной среды, отличающейся креативностью.

Как создаются в обществе предпосылки для креативности, как она проявляется в различных областях, как связаны творческие процессы в различных сферах жизнедеятельности человека? Общепризнанной теории, которая исследовала бы проблемы связи креативности и культуры нет, но сама такая взаимосвязь не подвергается сомнению. С философской точки зрения динамика творческих процессов зависит от интенсивности процесса овладения новыми сферами осмысливаемой реальности, с развитием способности восприятия действительности сквозь призму образов-символов, характером ассоциативных связей и т.д., Среди психологических подходов, исследующих источники творчества, важен социально-личностный подход, который обращен к индивидуальным различиям, разнообразию мотиваций и социокультурному окружению. Любопытно, какой набор психологических черт выделяется среди тех, которые потенциально относятся к творчеству: самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическая ориентация, способность рисковать.

Направления исследований касаются порой достаточно деликатных сфер, например, связанных с изучением соотношения культуры определенного этноса и креативных возможностей ее представителей. Среди других острых вопросов - вопросы особой эвристической ценности углубленного изучения опыта иных культур, что позволяет отказаться от многих стереотипов собственной картины мира и обратиться к другим культурам, которые можно рассматривать как хранилища альтернативного знания. Важен сравнительный анализ культур с точки зрения того, в какой мере ценится творческая предприимчивость, а также антропологические исследования отдельных творческих личностей, которые демонстрируют культурное разнообразие в средствах выражения творчества.

Нельзя не затронуть еще один интересный ракурс проблем связи культуры и креативности. Его хорошо сформулировал в одном из своих высказываний Эрнст Неизвестный. Широко видя вклад художника в современную жизнь и подчеркивая неразрывную связь научного и художественного творчества, Эрнст Неизвестный пишет: "Многих современных ученых (кибернетиков, физиков и математиков), видимо, потому так интересуют экспериментальные произведения искусства, что в них наиболее наглядно видны процессы мышления. ... Внимание некоторых ученых больше всего привлекают те произведения искусства, в которых виден не только результат, но и процесс созидания. Кстати сказать, один из наиболее наглядных признаков современного искусства - стремление художника приобщить зрителя к творческому процессу, почти соавторству". Такого рода соавторство связано с приобщением к творческим импульсам в любой профессии, стимулирует формирование индивидуального творческого начала и его повсеместного распространения. Задачей, насущной для человеческого развития в России, является создание окружающего человека инновативного культурного "контекста", который выполняет формообразующую функцию для всей человеческой деятельности.

В создании необходимого пространства и климата для развития творческих способностей людей и выработки инноваций, открытия возможностей трансляции инновационного опыта по каналам коммуникации важны усилия, которые предпринимаются государством по эффективной деятельности культурных институтов, в целом такая культурная политика, которая поддерживает инновации. Культура может стать реальным фактором модернизации общества и адаптации населения к происходящим изменениям. В этом отношении вкладывать в культуру, как и в образование, - это выгодные инвестиции, которые оборачиваются интенсивностью общественного развития, умением людей творчески трудиться, в целом высоким уровнем человеческого потенциала.

В ситуации социокультурного кризиса сильная государственная культурная политика может активизировать воспроизводство актуальных культурных форм, способствовать распространению культурных инноваций среди максимально широкой аудитории, достичь необходимого сочетания в культуре традиционного и инновационного начала. Проекты и программы в сфере культуры должны быть сориентированы на вовлечение как можно большего количества людей в участие в культурной жизни и реализацию их творческих способностей.

Чтобы добиться эффективности реализации современных социокультурных программ и проектов, требуются исследования культурных ценностей и установок, способствующих общественному прогрессу, и того, как и насколько политические меры и специальные программы могут их изменять. Разработку региональных программ социокультурного развития целесообразно проводить на основе статистических замеров ценностей и установок, данных социологических исследований, посвященных изучению процесса трансляции ценностей и их изменения.

Значительную роль в продвижении новых ценностей и убеждений людей могут играть институты культуры. Однако культура сегодня не обрела свое достойное место в принципиально новой социальной и экономической ситуации, которая сложилась на рубеже веков. Имеются в виду такие процессы, как становление экономики знаний, изменение представлений о жизни в результате появления новых информационных технологий, повышение роли рынка с точки зрения выработки и трансляции культурных ценностей, необходимость адаптации обычаев к меняющейся действительности.

Кризис институтов культуры, выражающийся в том, что традиционные институты культуры не могут эффективно действовать в современных условиях, связан с их неспособностью оперировать смыслами и ценностями в современных контекстах и порождать те смыслы и ценности, которые позволят им стать провозвестниками перемен, изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию. При реализации целевых проектов социокультурного развития особое внимание следует обратить на новые формы культурных институтов, в том числе те, которые поддерживают развитие новых художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту.

На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы культуры. При этом на федеральном уровне целесообразно создать комплексную систему подготовки резерва кадров для крупных учреждений культуры. Такие программы обучения должны быть подготовлены с учетом важности достижения эффективных ценностных конфигураций в рамках ценностного полицентризма. Это возможно только в процессе взаимодействия между культурными и экономическими инновациями, и согласования целей и действий власти, бизнеса и общества в области формирования человеческого потенциала.


www.duma.gov.ru

13.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован