06 октября 2007
281

Татьяна Латышева: Лишь бы не было войны!


Что важнее для простого обывателя (жителя) в России: спокойная размеренная сытая и безопасная жизнь с работой и приличным заработком, здоровыми детьми и крышей над головой; или - свобода слова, печати, демонстраций и т.п. Смею утверждать, что первое. Накой крестьянину из глубинки свобода печати, когда он свободно пользуется непечатным словом, зачем служащей на бюджете из провинциального местечка демонстрации, когда она имеет работу и символическое содержание на детей.

А той свободы, с которой сожительствуют наши люди, даже с избытком. По улицам и дворам свободно и широко гуляют наши дети с бутылками пива, они же свободно бомжуют. Не ограниченно, т.е. свободно, чиновники берут мзду с просителей, а постовые милиционеры на больших дорогах - с нарушителей. Далее - везде и по списку.

Есть такая психологическая заморочка: надо взять лист бумаги, разделить его на две половины, и в одной части написать все, что нравиться, а в другой - все что нет. Что нравится мне, простому обывателю, в моей стране? Да очень многое, листа не хватит. И природа у нас чудесная, березки, закаты. И народ отзывчивый и добрый, накормит и напоит путника, в беде соседа не бросит. И Конституция у нас замечательная, гарантирует все свободы и напоминает об обязанностях. В общем, мы патриоты. А вот недостатки у нас отдельные. Отдельный дворник плохо убирает двор, отдельный врач брезглив к отдельным больным, и "кое-кто у нас порой честно жить не хочет". А так, в целом и в общем, правая сторона листа нашей жизни вполне соизмерима с левой, т.е. наблюдается равновесие. Лишь бы не было войны...
Войны в мире идут перманентно, т.е. непрерывно. И назывались они по-разному, например: "100-летняя война", "Буря в пустыне", "Звездные войны", "Холодные войны" и т.п. И были войны "Мировые", а были только "Итальянские". Один великий мудрец (Гегель) сказал, что история повторяется дважды - один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Смею заметить, что война всегда трагедия, сколько раз бы она не повторялась как виток истории.

Так называемые Итальянские войны велись довольно давно, но кажутся очень показательными для спиралевидной истории человечества. Вот что сказано о них в Большой советской энциклопедии: "Итальянские войны 1494-1559, велись между Францией, Испанией, "Священной Римской империей" (с вмешательством др. государств) за обладание Италией, а также и за гегемонию в Европе. Велись преимущественно на территории Италии. Политическая раздробленность Италии, распри между итальянскими государствами облегчали осуществление агрессивных замыслов крупных держав". От Итальянских войн в истории остались имена королей ( Людовик XII, Филипп II, Карлы V и VIII, Фердинанды I и II), пап (Александр VI, Юлий II, Климент VI, Франциск I, Лев Х, Максимилиан I, Павлы III и IV), а также местечки, где свершились крупнейшие битвы: победы французских войск при Аньяделло (1509) над венецианцами, под Равенной (1512) над войсками "Священной лиги" (главный участник - Испания), при Мариньяно (1515) над швейцарскими наемниками миланского герцога; разгром французских войск имперскими войсками при Бикокке (1522), при Павии (1525); победа французских войск над имперскими при Черезоле (1544); разгром французских войск испанской армией на территории Франции у Сен-Кантена (1557).

А за этим красивым и звучным перечислением исторических имен, дат и событий море человеческой и лошадиной крови. А во имя чего? За власть и, а ля герр ком а ля герр. Что означает разорение и смерь, предательство и политику, в т.ч. политическую раздробленность страны Италии. Как водится войны господ за власть и богатства, приводят не только к материальным потерям, но утрачиваются иные, более важные ценности, также ранее завоеванные. В Италии еще в 12-14 вв., можно сказать, была демократия, т.е. власть народа или пополанов (итал. popolani, от popolo - народ), и как обычно народ взял власть в результате восстания. Восстали торгово-ремесленные слои населения ряда итальянских городов против феодалов.

В результате была установлена выборная власть представителей цехов, опиравшаяся на вооруженные отряды горожан; а феодалы в конце 13 в. были лишены в законодательном порядке политических прав. Та еще была демократия! Но, тем не менее, в городах-государствах, где утвердилась власть пополанов, действовали "Народные уставы" Сиены, "Установления справедливости" Флоренции. А Рим в 1347 году был провозглашен республикой. Но уже в 14 в., как это бывает обычно после любых революций, произошло резкое расслоение пополанов на богатую городскую верхушку - "жирный народ" и массу рядовых ремесленников - "тощий народ". И снова, как обычно, "тощий народ" выступил против "жирного народа". А богатые пополаны вступили в союз с феодалами для борьбы с народными движениями. Таким образом, власть дала новое расслоение на имущих и неимущих, на жирных и тощих. И т.д. и т.п.

Борьба с социальной несправедливостью только на примере средневековой Италии, можно сказать процесс непрерывный, напомним, что история развивается по спирали и победу угнетенные массы одерживают с переменным успехом. Те, кто захватил дворцы и установил для себя социальную справедливость рано или поздно становятся угнетателями для остальных обедневших масс. И революционный процесс - явление перманентное. Всегда есть бедные и богатые, после очередной революции классы меняются местами, что не может удовлетворить новых бедных, зреет революционный процесс и революция. Так было в средневековой Италии, так было и есть в России. И по закону политического жанра непременно являются "серые кардиналы", "гуру", "идеологи" и т.п. Как при троне короля всегда были шуты, так всегда были и советники. Но как явствуют сказочники, устами шутов глаголила истина чаще, чем ее можно было извлечь из витиеватых многозначительных речей советчиков.

Есть государственные идеологи, которые направляют власть в русло целесообразности в тот или иной период истории. Но есть идеологи, которые оставили вечный соблазн для любых поколений политиков, для которых власть - самоцель. То время и место - средневековая Италия- породили Макиавелли (1469-1527). Этот видный (не только для своего времени) мыслитель сформулировал то цинично- аллегорическое понятие свободы, которое взяли на вооружение и руководствуются на практике уже почти 5 столетий самые разные политики. Свободу - народу, но под народом Макиавелли понимал не всех людей, а только активных и зажиточных. А политики, по его убеждению, для достижения своих целей и естественно для построения и сохранения великих государств, могут использовать любые средства, немало не заботясь о моральной стороне и о гражданских свободах. Именно Макиавелли ввел понятие "государственные интерес", который оправдывает любую политику власти, в т.ч. с нарушением существующих законов. Ему принадлежит подобный рецепт постоянства власти: "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи". Это руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли, тем не менее, советовал монарху "по возможности не удаляться от добра", но при надобности не чураться и зла", а преступления, совершенные во имя Родины, называл "славными преступлениями".
При этом Макиавелли был убежден, что традиционные религии и мораль не имеют полезного значения для общества, а суть его развития борьба и жестокая конкуренцию между людьми. Но, не смотря на такую позицию, удобную для тиранов, именно тиранией Медичи Макиавелли был изгнан, посажен в темницу и подвергался пыткам. Макиавелли умер, но его учение бессмертно, пока не иссякнет человеческий род, искушаемый бесами и гордыню принимающий не за страшный грех, а за любовь народа. И пока жив человек противовесом соблазнам от падшего ангела всегда будет Воля Господня. И выбор самого человека своего жизненного пути. Равновесие в мире неукоснительно соблюдается, рядом со злом уживается добро, иначе мир погибнет и в одном и в другом случае. Если при торжестве зла - понятно, то от торжества добра и света на земле для всех установится Рай, чего не может быть никогда. Рай можно создать только в отдельно взятой душе земного человека.

Однажды в Италии родился Макиавелли, которого, конечно же нельзя назвать исчадием зла, а скорее ученым- государственником, ему принадлежат и эти слова: "Никакая страна никогда не может быть единой и счастливой, если она не составляет единое государство или не повинуется одному государю...", но за его благими намерениями всегда просматривается "дорожка в ад", т.к. цель не может абсолютно оправдывать средства. Может быть, одновременно с ним родился и другой великий итальянец Святой Макарий Римский. Точная дата рождения будущего Святого неизвестна, известно лишь, что родился он в конце 15 века в богатой семье и был воспитан в религиозном духе. Но отчего-то, наверное, от невозможности духовно мириться с происходящим и телесно ему противостоять, раздал имущество бедным и ушел на восток - в Россию. Он дошел до Новгородских лесов и болот и поселился там до конца своих земных дней, обретя имя Святого Макария Римского. Вместо богатства и мирской славы, которые Макарий мог бы вполне снискать у себя на родине, пользуясь интригами при Папском дворе, войной, распрями среди знати, к которой он принадлежал, достойным образованием и воспитанием (это было и время Рафаэля и Микеланджело), Макарий оставил только память от прежней жизни в имени своем - Римлянин.

Все годы отшельничества от жил и трудился во имя Господа и спас тем самым свою душу и души многих людей, которые узнали о подвигах Святого Макария и пример его жизни взяли для опоры. А еще известно, что к Святому в христианской традиции обращаются за помощью и поддержкой и после его кончины. Вот как о молитвах Святым говорит наш современник Игумен Илларион (Алфеев) в своей книге "Таинство веры": "Традиция почитания святых в христианской Церкви очень древняя, она существует с самого момента появления Церкви, с первых лет ее существования. Христианские храмы в древности строились на гробах мучеников. И именно кровь мучеников, по словам одного древнего церковного писателя, была "семенем христианства", то есть христианство распространялось благодаря подвигу мучеников. Мученики - это люди, которые примером собственной жизни и смерти показали, что подвиг Христа может быть повторен человеком, что человек земной при всей его слабости и немощи может так же пожертвовать собою ради людей и ради Бога, как это сделал Иисус Христос. Человек, который приносил себя в жертву, становился духовным героем в глазах других людей, прежде всего в глазах тех, кто знал его лично. Почитание этого святого начиналось сразу же после его смерти...Мы молимся святым, потому что эти люди, хотя и были такими же, как мы, но благодаря подвигу своей жизни достигли обожания, уподобились Христу. Мы молимся им потому, что они прошли тем путем, по которому мы только пытаемся идти. И опыт многих христиан свидетельствует: святые слышат молитвы и отвечают на них".

Каждый календарный день в православной традиции отмечен памятным днем в честь Святых Угодников Божьих. Христианин должен знать день памяти Святого , имя которого он носит, ежедневно обращаться к нему с молитвой, иметь икону Святого и хорошо знать его житие. Каждый Божий день дает нам возможность обратиться к истокам веры, поддержать в равновесии свою душу и укрепиться в делах земных, обогатиться знаниями и осознать значимость настоящего человеческого духовного подвига во славу Христа и для сохранения и процветания Отечества через стойкость, веру и любовь к своей земле и народу. Мир духовный и мир телесный две неразрывные составляющие человеческой жизни. От соблюдения гармоничного баланса этих частей зависит не только личное достоинство человека, его физическое и моральное самочувствие, но и его место в общественной жизни. Под местом в общественной жизни можно понимать карьерный успех или материальное богатство, но для верующего мирянина, живущего по Божеским законам, такой общественный успех измеряется, прежде всего, отношением к нему окружающих людей. Чем больше уважения и любви получает человек от близких людей, тем значительнее личность человека, тем осмысленнее его жизнь, тем дольше людская память о нем. А в целом и лучше, чище, значительнее окружающий мир. Ведь каждый человек привносит в мир свою частичку и являет своим поведением и образом жизни пример для других. Чем больше будет таких благонадежных (в буквальном смысле слова) людей, тем чище и надежнее будет человеческое сообщество. Перед каждым человеком время от времени возникает проблема выбора поступка, слова, которые подчас ведут к повороту жизненного пути. В памяти людской на долгие годы и даже века остаются наиболее яркие личности, как в дурном так и в славном смысле. Остался в исторической памяти Герострат, человек, который сжег в 356 году до н.э. храм Артемиды в Эфесе, для того чтобы прославиться и увековечить свое имя. Но он навсегда остался для людей символом бессмысленного злодейства. Спустя более полутора тысяч лет на костре инквизиции была сожжена Жанна Д - Арк, которая вошла в историю как героиня, патриот своей родины- Франции, причисленная (уже в 20 веке) католической церковью к лику святых. И таких примеров история засвидетельствовала множество. Гении и безумцы, святые и злодеи, правители народов и скромные бессребреники. Всем нашлось место в народной памяти, но только жизнь и подвиги избранных являют достойные примеры для подражания. На них держится мир, благодаря им выживает человечество.
Святой Макарий Римский Новгородский явил нам пример того, что глубоко верующий человек во времена смуты и предательства, стяжательства и неправды в борьбе за обладание материальными благами и за власть уходит из этого мира в пустынную жизнь, чтобы предаться молитвам и труду. Уходит от зла, которое победить не может и даже участие в борьбе с ним может обернуться еще большим злом для самого себя. Понапрасну будут истрачены духовные силы, зло умножит смуту в душе, породит гнев и множество иных греховных чувств и поступков. Уход в пустынь - выход, путь к Богу трудный, полный лишений и трудов. Но уход от "собрания нечестивых" в близкий мир простых людей, живущих рядом, для помощи и любви к ближнему, созидательного труда и молитв, подчас приравнивается к подвигу. Ведь так трудно отказаться от надежды, пусть призрачной и безосновательной, на хлебное место при власти над людьми, от мишуры праздных "ассамблей" и пустопорожних словословий. Важно распознать: то ли это время для тебя лично, когда ты еще в силах изменить к лучшему общество, в котором живешь через свое активное участие в политике, или от тебя лично уже ничего не зависит, твое слово - глас вопиющего, а твои нравственные устои лишь раздражитель для соратников? Что или кто может стать ориентиром при выборе дальнейшего пути на общественно-политическом поприще? Собственный жизненный опыт и трезвый расчет - хватит ли сил, достаточно ли единомышленников , преодолимы ли внешние препятствия для решения поставленных задач. Но, прежде всего - совесть. Не стыдно ли будет говорить уместные по случаю слова, не нужно ли будет лгать, скрывать намерения или утаивать истину. Всегда нужно помнить, что мы пришли в этот мир на очень короткое время и с чем и куда уйдем из него зависит от нас.

Не так давно все христиане отмечали великий праздник Успение Пресвятой Богородицы.

Этот день, 28 августа (по новому стилю), является и днем памяти Преподобного Макария Римлянина Новгородского, православного святого, который предал душу свою Господу 15 августа 1550 г., в самый праздник Успения Божией Матери, и был погребен около Успенской церкви, которую он сам и заложил в Новгородских лесах.

И хотя почти разрушены и преданы забвению Макарьевский скит, выросший из кельи затворника православный монастырь в Новгородских лесах (шведские войска в 17 в., отделение "Свирь-лага" в 20 в.), память о Святом Макарии Римлянине Новгородском будет чтиться христианами вечно.

Конечно, в наше время среди современников найти примеры подвижничества подобного древним Святым уже почти невероятно. Но каждое время диктует своих героев. А, как известно, в жизни всегда есть место подвигу. Может для кого-то и подвиг жить по заповедям Божьим, а для иного - это в радость. Радость от преодоления греховной сущности человеческой, удовлетворение от осознания победы над злом , легкость от самого бытия. Простому мирянину не доступны затворничество , да и не требует от нас Господь таких подвигов. А надо радоваться жизни, известно, что уныние (как и гордыня) - тяжкий грех.

"Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба... есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и осознанной цели". Антон Павлович Чехов
Революции, реформации, смена власти, смена персон. Так было и так будет. Только меняется цивилизационный фон. Но всегда остаются государственные мужи, предавшие идеи, за которыми они поднимали народ на восстания, также присутствуют герои и есть толпа. Народ безмолствует. Он молчит потому, что думает, укрепляется духом. И от власти во многом зависит, надолго ли этот период осмысления происходящего или безмолвного согласия продлиться - на века или на десятилетия. Предыдущая власть в России, как известно, продержалась, всего 70 лет, что очень немного в масштабах известной истории человечества, как до Рождества Христова, так и со Дня его. Политические партии сегодня являются системным институтом гражданского общества, призванными как объединять единомышленников для выражения общей политической позиции и общественного мировоззрения, так и сдерживать стихийный натиск необузданного народного гнева при разладе желаемого и действительного, при отсутствии т.н. социальной справедливости. Есть замечательный анекдот, отражающий этот русский бунт "бессмысленный и беспощадный", в вольном пересказе примерно так: Взбунтовались крестьяне, собрались толпой, взяли вилы, грабли, топоры, идут к барской усадьбе, на пути все круша и сжигая. Дошли до барского дома и кричат, дескать, выходи барин на расправу. На крыльцо выходит, зевая, барин, в бархатном халате, вальяжный, спокойный. Толпа молчит. Тогда барин спрашивает : "Вам чего?". Толпа безмолствует. И только один мужиченка, храбро приосанившись, выходит вперед и громко с вызовом так отвечает: "А ничаво!". Но это анекдот. А что было в реальной истории - мы помним.
Лишь бы не было войны!


P.S. См.в начале: по совету психологов, вторую половину листа с негативом следует оторвать, выбросить и забыть навсегда.

06 октября 2007 года.
www.nasledie.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован