31 января 2007
3696

Татьяна Становая: Нацпроекты призваны смягчить предстоящие реформы

Появление приоритетных нацпроектов можно напрямую связывать с карьерой Дмитрия Медведева, с его раскруткой, с продвижением его в качестве политика, который занимается очень важными социальными направлениями. И не исключено, что нацпроекты являются сопровождающей темой, которая позволит Медведеву поднять свой рейтинг, и, в конечном счете, претендовать на пост президента.

Поэтому нужно рассматривать две составляющие нацпроектов, одна из которых связана с политикой и возможной сменой президента в 2008 году, когда Дмитрий Медведев будет выступать как преемник, а вторая составляющая - это непосредственно социальная проблематика, которую затрагивают нацпроекты.

Взяты четыре самых насущных проблемы, на их решение выделены значительные ресурсы - финансовые и административные - и все это сопровождается хорошей информационной поддержкой. Но в целом нельзя ждать серьезных структурных изменений в сферах, затронутых нацпроектами, последние являются скорее некой временной мерой поддержки проблемных направлений, и в дальнейшем, как здравоохранение, так и образование ожидают реформы. Самый проблемный из нацпроектов - это "Доступное жилье". В отношении него высказывается больше всего скепсиса, и, возможно, больше всего будет разочарований.

Можно сказать, что в какой-то степени успех реализации нацпроектов будет определять успех продвижения Медведева в качестве преемника, но в то же время, уже сейчас понятно, что нацпроекты не смогут в полной мере обеспечить этот успех. Здесь понадобится что-то еще, поскольку население пока не вполне сможет оценить все плюсы этих инициатив.

Отчасти приоритетные нацпроекты можно рассматривать и как популистский шаг, но популизм обычно более радикален. А в данном случае есть реальные проблемы - проблема здравоохранения, проблема образования. Жилье - это вообще извечная тема. Реформирование агропромышленного комплекса - тоже очень больной вопрос.

Все эти проблемы требуют решения, являясь, между тем, источниками риска - то есть, сейчас очень трудно закрыть глаза на то, что происходит в бюджетных сферах - здравоохранении, образовании, и так далее. В любом случае, что-то с ними надо было делать - сначала были планы их реформировать, но вскоре стало ясно, что реформы не пользуются социальной поддержкой, что возникает много вопросов, что речь идет фактически о введении платного здравоохранения и образования. Это - дополнительный социальный риск, который совсем не нужен.

Решили реформы на какое-то время отложить (то есть, они в любом случае будут, и уже частично идут), прикрыть нацпроектами, сделав тем самым, с одной стороны, менее болезненными реформы, с другой стороны, залатать самые острые проблемы, которые затрагивают большинство населения страны - поскольку так или иначе, в ту же поликлинику обращается периодически каждый из нас.

Нацпроект можно рассматривать в качестве сопроводительной меры реформы каждой отдельной отрасли. К примеру, введение врачей общей практики идет достаточно сложно, в той же Москве местные власти делают все, чтобы избежать появления этого института. Врачи местной практики появляются только в единичных случаях, в самых отдаленных уголках Москвы - там, где действительно сложно обеспечить поликлиники персоналом. В целом же по Москве от этого шага пытаются уйти. И в целом по России процесс идет очень тяжело. Понятно, что население относится к этому решению тоже неоднозначно - поскольку никто не знает, что это такое. Многие считают, что качество профессионального обслуживания ухудшится, хотя реформа направлена на обратное. Специалисты фактически становятся платными. Конечно, это социально значимая проблема.

И дабы смягчить все эти изменения, сейчас хотят поддержать здравоохранение, наладить снабжение оборудованием, следить за своевременным проведением диспансеризации, прививок, чтобы врачи имели более высокий уровень жизни, что должно сказаться и на уровне их работы. Но в любом случае, реформы не избежать, потому что та система здравоохранения, которая сложилась еще в советское время, является слишком большим бременем для бюджета.

А нацпроекты на время выборов и подготовки к ним - в этом году и в прошлом - призваны смягчить эти трудности. Конечно, есть и элементы, связанные с популизмом - это можно наблюдать по программе "Доступное жилье", потому что сейчас никто не верит в то, что реально сделать жилье доступным. Очень сложно повлиять на это рыночными способами.

Нацпроекты недостаточны и как поддержка возможного кандидата в президенты, и как способ решения проблем конкретных отраслей. Они скорей откладывают решение проблем, позволяют смягчить последующее проведение реформ и сопровождающую их социальную реакцию. А в политике они не будут иметь сильного влияния на рост рейтинга преемника - поскольку для населения их плюсы недостаточно очевидны.

Медведев будет заинтересован в том, чтобы задействовать для этой цели еще какие-то механизмы - скажем, он очень много ездит по регионам, встречается с людьми. Все это делается в рамках нацпроектов, но последние в данном случае слегка отодвигаются на задний план, и вперед выходит фигура Медведева как личности, как политика, как человека, который принимает решения, выслушивает суждения, общается с населением и знает, что волнует простых людей. И такое личностное представление о Медведеве выходит сейчас на первый план.



Татьяна Становая, ведущий эксперт Центра политических технологий:
31.01.2007
"Агентство Политических Новостей - Нижний Новгород" 2004.
http://www.apn-nn.ru/comment_s/1088.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован