23 мая 2009
3656

Таймураз Мамсуров: Статус директора школы должен быть равен статусу директора успешного предприятия

Открывая очередное заседание Совета по образованию, Глава РСО-А Таймураз Мамсуров отметил, что на повестке дня стоит очень емкий вопрос - состояние и перспективы развития системы общего образования в Северной Осетии, сообщает корреспондент ОСЕТИНСКОГО РАДИО. "Можно долго рассуждать о перспективах системы образования. Но нужно четко осознавать, что мы ограничены жесткими рамками федерального законодательства, которое мы обязаны соблюдать. Лишняя демагогия только вредит, а потому призываю всех членов совета быть реалистами и принимать решения, которые республике будет под силу выполнить", - задал тон предстоящему разговору руководитель республики.

За 15 минут, отведенные регламентом, министр образования и науки Северной Осетии Валерий Созанов в своем докладе сумел весьма подробно рассказать о преобразованиях, происходящих в образовательной системе республики.

В Осетии функционируют 211 общеобразовательных учреждений - это интернаты, лицеи, 5 гимназий, школы и детские сады, учреждения доп. Образования. В 58-ми учреждениях дополнительного образования различной направленности занимается более 58-ми тысяч детей и подростков. В школах республики обучается 81203 учащихся, работает 8245 учителей. За последние пять лет число школьников сократилось на 15%, но с 2012 года прогнозируется рост численности учащихся. В 180 школах введено изучение иностранного языка со 2 класса, информатики с 3 класса - в 132 школах. 49 инновационных школ республики включены в число лучших школ России.

За 2007-2009 годы в бюджет общего образования республики в рамках приоритетного национального проекта "Образование" дополнительно привлечено 430963700 руб., в том числе 62 млн. руб. на поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и 346,9 млн. руб. на реализацию комплексного проекта модернизации образования. "Главным принципом бюджетирования системы общего образования стало ориентирование на результат, - заявил Валерий Созанов. - Это одно из основных системных изменений в развитии общего образования".

С 1 января 2009 года все общеобразовательные учреждения республики переведены на новую систему оплаты труда, устанавливающую зависимость величины заработной платы от качества и результатов. Средняя заработная плата учителей за I квартал 2009 года выросла по отношению к 2008 году на 17% и составила 8529 руб.

Затрагивая проблему ЕГЭ, министр отметил, что в 2008 году была проведена масштабная работа по увеличению формата ЕГЭ с 3 предметов в 2007 году до 12-ти в 2008 году. По результатам единого государственного экзамена в 2008 году в учреждения высшего профессионального образования поступило 82% выпускников, в том числе 17% наиболее подготовленных продолжили обучение в ведущих вузах страны. В то же время результаты независимой оценки в форме ЕГЭ выявили существенные проблемы в деятельности учреждений по обеспечению качества знаний. Результаты ЕГЭ показывают, что качество подготовки выпускников общеобразовательных учреждений остается низким. Это в определенной степени объясняется тем, что выпускники школ республики впервые сдавали экзамены по выбору в форме ЕГЭ. Особую тревогу вызывает состояние преподавания и качество подготовки школьников по предметам естественно-математического цикла. Результаты ЕГЭ 2008 года по данным предметам значительно ниже среднероссийских: по физике - 25,55% неудовлетворительных результатов, по химии - 23,73%; по информатике - 16,59.

"Проводя активную работу по улучшению качества образования, следует иметь в виду, что принимаемые меры, в том числе по значительному улучшению материально-технической базы школ, не могут дать быстрого результата, - считают в минобразования. - Относительно быстрый результат может быть достигнут при организации профильного обучения, причем с привлечением вузов".

Качество знаний обучающихся в значительной степени зависит от квалификации учителя. Практически все школы республики укомплектованы педагогическими кадрами. Высшее профессиональное образование имеют 82,7% учителей, Заслуженных учителей России - 49, Заслуженных учителей РСО-Алания - 149, Почетных работников образования - 292, кандидатов наук - 10, учителей, имеющих высшую квалификационную категорию - 17,6%, первую - 26,5%.

Вместе с тем в кадровом обеспечении системы имеются серьезные проблемы. При достаточно высокой обеспеченности учителями доля педагогов пенсионного возраста составляет 24,8%. Особую озабоченность вызывает возрастной состав учителей физики, из которых 33% пенсионеры и только 2% (6 чел.) - в возрасте до 25 лет, химии - 35,7 % пенсионеры, 1,2 % - до 25 лет. Не намного лучше положение с учителями математики, географии, осетинского языка и литературы, иностранных языков. Уже через несколько лет в системе образования может возникнуть существенный дефицит педагогических кадров, в первую очередь учителей физики, химии, биологии. "Северо-Осетинскому государственному университету необходимо вернуться к более активной работе по подготовке кадров для системы общего образования республики, в том числе совместно с органами местного самоуправления путем целевого набора", - порекомендовал Валерий Созанов.

Большое внимание руководством республики уделяется безопасности учащихся, сохранению их жизни и здоровья. Если в 2007 году для образовательных учреждений республики было поставлено 7 комплектов автоматической пожарной сигнализации (АПС), а в 2008 году - 55 комплектов на общую сумму 14,6 млн руб., то в 2009 г. планируется поставка 120-ти комплектов для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2008 году Правительством республики выделены финансовые средства в сумме более 4 млн. руб. на установку 12-ти комплектов в государственных образовательных учреждениях. Кроме того, Министерством образования и науки передано 20 комплектов АПС на сумму 7 млн 198 тыс. руб. в районы республики для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений. По состоянию на май 2009 года 111 учреждений оборудовано системой автоматической противопожарной сигнализации, из которых 43 - частично. Показатель оснащенности увеличился с 36,15% в августе 2008 года до 48,8%. Системой экстренной связи оснащено 105 объектов, 46,2% против 35,7% в 2008 году. Системами видеонаблюдения оснащено 17 объектов образования (7, 4%).

Несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, материально-техническая оснащенность образовательных учреждений средствами противопожарной и антитеррористической защищенности не соответствует предъявляемым требованиям. В результате 15 общеобразовательных учреждений республики не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, в том числе: 8 школ Ирафского района, 6 школ Дигорского района, 1 школа в г. Владикавказе. Глава республики поручил заместителю председателя правительства Сергею Таболову, курирующему вопросы образования, взять эту проблему под личный контроль.

Горячим питанием в школах республики охвачено 23%. Двухразовое питание получают лишь 7,1% учащихся респуб?лики. В 12,8 % учреждений пищеблоки отсутствуют. Если говорить о Владикавказе, по мнению министра образования, к значительному улучшению организации школьного питания в городских школах приведет реализация Федеральной программы "Школьное питание", участие в которой стало возможным благодаря победе проекта республиканского Министерства образования и науки в конкурсе, проводимом в рамках приоритетного национального образования. В 2009-2010 годах будет получено 87 млн 200 тыс. руб. на реконструкцию и оснащение технологическим оборудованием комбината школьного питания и школьных столовых г. Владикавказа. Успешность реализации проекта зависит от его своевременного софинансирования из средств бюджета г. Владикавказа.

Не остаются без внимания в республике и одаренные дети. Важным направлением работы с ними является олимпиадное движение. В этом учебном году на республиканском этапе по 20-ти предметам в олимпиадах участвовало 922 школьника, 146 стали победителями и лауреатами. Стабильно высокие результаты показывают учащиеся школ г. Владикавказа (69 призовых мест). Из 11-ти участников Всероссийского этапа двое - Алексей Федоров и Виктория Носик - удостоены дипломов II степени Министерства образования и науки РФ и серебряных медалей, что обеспечило им право зачисления без экзаменов в любой вуз России. Расширяется участие школьников республики в многочисленных научных программах: "Шаг в будущее", "Ступень в науку", "Юность, наука, культура", "Колмогоровские чтения" и других. В них ежегодно принимают участие более 1500 учащихся. За последние два года лауреатами и дипломантами заключительных федеральных этапов программ молодых исследователей стали более 70-ти представителей республики.

Из резервного фонда Президента Российской Федерации выделены средства в объеме 15 млн руб. на проведение капитального ремонта государственного образовательного учреждения "Республиканский физико-математический лицей-интернат". На базе этого учреждения с нового учебного года Министерство образования и науки планирует создание центра по работе с одаренными детьми, в том числе из сельских районов республики.

Серьезные сдвиги наметились в республике в вопросе обучения детей-инвалидов. Северная Осетия первой в Южном Федеральном округе приступила к организации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому, создав на базе ГОУ сош г. Беслан Центр дистантного образования. В соответствии с соглашением, заключенным с Федеральным агентством по образованию, в республику поставлено дорогостоящее компьютерное оборудование и программное обеспечение для учителей и 40 детей. Специалистами Департамента образования г. Москвы уже проведено обучение педагогов республики, привлекаемых к данной работе. С целью интеграции детей-инвалидов в образовательную среду совместно с представительством ЮНИСЕФ ООН на Северном Кавказе на базе государственного образовательного учреждения Республиканской школы-интерната г. Владикавказа создан Центр инклюзивного образования.

Несмотря на имеющиеся позитивные в республиканской системе образования сдвиги, Таймураз Мамсуров призвал ориентироваться не на цифры положительной статистики, а на настроение людей. Не секрет, что в обществе сложилось далеко неоднозначное отношение к реформам, проводимым в образовании. "Мы не должны успокаиваться, - сказал руководитель республики, - какую бы высоту нам не удалось взять, все равно останутся нерешенные проблемы. Необходимо постоянно работать на увеличение роста престижа учителя. А для этого статус директора школы должен стать равным статусу директора успешного предприятия. Руководители школ сталкиваются с множеством проблем, и мы готовы оказывать им всемерную поддержку. Безусловно, мы будем и дальше поднимать зарплату преподавателям, но не стоит забывать, что учитель - это призвание и подвижничество".

По мнению Таймураза Мамсурова, поднять экономику Северной Осетии можно, умело используя интеллектуальный потенциал республики, а для этого необходимо из сегодняшних детей суметь воспитать всесторонне развитые личности.

Сослан Казиев

osradio.ru

23.05.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован