18 января 2002
263

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ



ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Театральная Энциклопедия


ОТ РЕДАКЦИИ

Театральная Энциклопедия - первое научно-справочное издание по теат-
ральному искусству на русском языке - освещает историю и теорию театра с
древнейших времён до наших дней. Настоящее издание рассчитано на деяте-
лей театрального искусства - актёров, режиссёров, художников, преподава-
телей и учащихся специальных учебных заведений, работников газет, радио
и телевидения, а также на широкие круги читателей, интересующихся теат-
ром, участников художественной самодеятельности, слушателей университе-
тов культуры.
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства -
драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном
театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и
жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актёра,
режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства
театральных зданий, театральной печати, образования,
научно-исследовательской работы в области театра.
Театральная Энциклопедия освещает театральное творчество народов
мира, в ней представлен театр стран, имеющих развитое театральное
искусство. Особое внимание уделяется советскому искусству и
дореволюционному театру народов, населявших Россию. Значительное место
занимает освещение театрального искусства крупнейших стран Европы
(Англии, Франции), США и особенно стран народной демократии. Впервые
делается попытка представить отсутствующие в литературе на языках
народов СССР данные о театре Востока (Индонезия, Бирма и др.), Латинской
Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Австралийского Союза и
ряда европейских стран (Финляндия, Греция, Нидерланды и др.).
По объёму и характеру статьи делятся на развёрнутые исторические
очерки и справочные статьи и заметки, содержащие преимущественно
фактический материал. История театрального искусства отдельных стран
излагается в статьях о театре и драматургии той или иной страны, в
справках о деятельности театров, в биографических статьях. Ряд статей
содержит сводный справочный материал (например, `Гастроль`, `Журналы`,
`Декады`, `Всемирные фестивали...` и др.). Стремясь дать обстоятельные
сведения, редакция сгруппировала многие термины в общих статьях,
охватывающих данные понятия, сохранив соответствующие ссылки на эти
общие статьи: так, например, большинство терминов по системе
Станиславского разъясняется в статье `Станиславского система`; отдельные
термины по технике сцены характеризуются в статьях `Машины сценические`,
`Шумы`, `Сцена`, `Свет`, `Эффекты сценические`. Энциклопедия не содержит
отдельных статей о танцах и музыкальных инструментах, но в статьях
`Танец` и `Музыкальные инструменты` читатель найдёт сведения по этим
вопросам.
В Энциклопедии публикуются статьи о всех народных артистах СССР и
республик, но, ввиду ограниченного объёма издания, в биографических
статьях даются сведения главным образом справочного характера и
определяется то положительное значение, которое имеет творчество данного
деятеля для развития национального театрального искусства.
В статьях о великих писателях, художниках и композиторах, творчество
которых связано не только с театральным искусством, освещается лишь их
театральная деятельность, а сведения, касающиеся других сторон
творчества (в том числе в области литературы и кинематографии), и
биографии почти не даются.
В биографических статьях о деятелях театрального искусства
дореволюционной России даты рождения и смерти указываются обычно по
старому и новому стилю (если указана одна дата, это значит, что
установить, к какому стилю она относится, не удалось).
Статьи об отдельных пьесах, операх, балетах содержат сведения об их
первых постановках в нашей стране и за рубежом и о некоторых других
постановках. Оценка значения этих произведений содержится обычно в
статьях, посвящённых их авторам - драматургам, композиторам, а оценка
постановок часто отмечается в статьях о соответствующих театрах,
режиссёрах и т. д. При отборе пьес, опер, балетов, которым Театральная
Энциклопедия посвящает отдельные статьи, редакция ограничилась
крупнейшими произведениями классиков и некоторыми популярными совр.
пьесами. Остальные, произведения указываются в статьях о драматургах
(композиторах). В заключительном томе будет опубликован список всех
произведений, упоминаемых в Энциклопедии.
Пьесы, имеющие несколько названий, приводятся под наиболее популярным
на русской сцене названием, например `Нора`, а не `Кукольный дом`
(`Нора`). Названия произведений на языках народов СССР и зарубежных
стран даются в переводе на русский язык. В отдельных случаях приводится
наименование пьес в подлиннике.
Дата, сопровождающая название произведения в статьях о драматургах,
композиторах, в очерках о театре и драматургии, означает, как правило,
дату первой постановки. В некоторых случаях первая постановка заменяется
одной из первых, но более значительной, чем предшествующие спектакли,
постановкой. В тех случаях, когда между датой сочинения и`датой
постановки существует значительный разрыв во времени, указываются, по
возможности, обе даты (сначала дата сочинения, затем дата постановки).
В статьях о режиссёрах, балетмейстерах, художниках их постановки, как
правило, датируются. Исполнение ролей актёрами датируется только в
статьях о виднейших деятелях театра или в случаях, когда роль является
выдающимся созданием актёра, а также в статьях об актёрах прошлого,
деятельность которых почти не получила освещения в печати. Обычно роли
актёров указываются или хронологически, по мере их создания, гли
группируются по разделам репертуара (роли в национальной классике, в
русской и мировой классике, в современном национальном репертуаре, в
современном русском и переводном репертуаре).
Статьи о театрах помещены, как правило, под названиями, определяющими
их национальную принадлежность (например, `Армянский театр им. Г.
Сундукяна`, `Грузинский театр им. Ш. Руставели` и т.п.), кроме тех
случаев, когда театр имеет установившееся за ним название (например,
`Ва-немуйне`) или носит имя деятеля, с творчеством которого
непосредственно связана деятельность театра (например, `Вахтангова имени
театр`), или если название города, где помещается театр, прочно вошло в
его наименование (например,`Ленинаканский театр им. Мравяна`, а не
`Армянский театр им.Мравяна`). Исключение составляют многочисленные
русские театры, а также украинские и узбекские театры, статьи о которых
помещаются в соответствии с наименованием города, где они находятся
(например `Киевский театр им. Франко`, `Ленинградский театр
им.Пушкина`).Статьи о театрах зарубежных стран даются под
установившимися за этими театрами наименованиями в русской транскрипции
(`Комеди Франсез`, `Берлинер ансамбль` и т. д.). Названия театров
большей частью даются сокращенно. К статьям о крупнейших советских
театрах прилагается список основного репертуара с 1917 года.
В целях экономии места редакция широко использует принятые в
энциклопедических изданиях сокращения. При упоминании произведений,
получивших всеобщую известность (главным образом классических), не
приводится фамилия автора (например, `Ревизор`, а не `Ревизор` Гоголя);
при упоминании некоторых популярных ролей, также известных большинству
читателей, не указываются названия произведений, в которых действуют эти
персонажи (например, Городничий, Гамлет, Чацкий). В тех случаях, когда в
перечне произведений опускается фамилия автора, между этим произведением
и следующим за ним ставится точка с запятой (например, `Любовь Яровая`;
`Иркутская история` Арбузова). Та же пунктуация соблюдается, когда в
перечне ролей опускается название произведения (например, Гамлет;
Бенедикт - `Много шума из ничего`). При упоминании ролей в одноимённых
пьесах (или партий в одноимённых операх, балетах) название заменяется
сокращением `о. п.` (одноимённое произведение): например, Вильгельм
Телль (о. п. Шиллера). Инициалы автора опускаются при названии
произведения и при упоминании в тексте всемирно известных имён (Шекспир,
Пушкин, Гоголь, а не У. Шекспир, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В обзорных
очерках о театре и драматургии отдельных стран инициалы указываются
только при первом упоминании деятелей данной страны.
Иллюстрации даются к статьям, посвящённым театральному искусству
республик СССР, зарубежных стран, к статьям о крупнейших театрах, к
отдельным терминам (`Грим`, `Искусство актёра`, `Сцена` и т. д.).
Иллюстрируется также ряд статей: о народных артистах СССР и республик, о
режиссёрах, статьи, посвящённые творчеству выдающихся актёров прошлого,
некоторые статьи о деятелях современного театра зарубежных стран.
Количество иллюстраций лимитируется объёмом издания.
К подготовке Энциклопедии привлечены театроведы СССР и некоторых
зарубежных стран. В обсуждении словника и крупных статей принимают
участие Институт истории искусств Академии наук СССР, а также
Ленинградский государственный научно-исследовательский институт театра,
музыки и кинематографии. Материал по искусству республик подготавливают
специальные научно-исследовательские институты и другие театроведческие
организации республик:
Институт искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, Институт
искусствоведения, фольклора и этнографии АН БССР,
Научно-исследовательский институт искусствознания АН Узб. ССР, Институт
истории искусств Арм. ССР, Институт архитектуры и искусства АН Азерб.
ССР, Театральный институт Груз. ССР и Театральный музей Груз. ССР,
Театральное общество Эст. ССР, Сектор искусствоведения АН Каз. ССР.
Словники рецензировались в ряде зарубежных стран (Англии, Болгарии,
Румынии, Польше, ГДР, Чехословакии, Китае, Нидерландах, Югославии, Индии
и др.). Консультационную работу проводят: Высший институт театрального
искусства (София), Научный институт театра и кино (Будапешт), Ассоциация
театральных деятелей и драматургов (Пекин), Государственный институт
искусств (Варшава), Институт истории искусств (Бухарест), Кабинет
чешского театра Чехословацкой академии наук (Прага), Театральный музей
(Белград) и др. Большую помощь в подготовке издания оказывает
библиографический кабинет Всероссийского театрального общества.
Статьи Энциклопедии подписываются инициалами авторов (расшифровка
инициалов даётся в конце каждого тома).Статьи, не имеющие подписи,
подготовлены редакцией.
В последнем томе помещается указатель с тематической систематизацией
опубликованного в томах материала.
Список основных сокращений, принятых для настоящего издания, помещён
в конце первого тома.

ААВ, Эвальд (22.II.1900-21.III.1939) - эстонский композитор. Один из
основоположников эст. нац. оперы. В 1926 окончил Таллинскую
консерваторию (ученик А. Каппа). В 1928 т-ром `Эстония` была поставлена
героике-романтич. опера А. `Викерцы` (`Викинги`; новая пост. - в театре
`Ванемуйне`, 1956) - муз. драма о походе древних эстов, боровшихся
против скандинавских завоевателей - викингов, в шведскую крепость
Сигтуна в 1198. Опера А.- одно из первых значительных произв. эст.
оперной музыки; арии и ансамбли из `Викерцев` входят в концертный
репертуар эст. певцов. А. принадлежит также ряд симф.,
камерно-инструмент. и др. соч. Был одним из руководителей эст. хоров;
мн. внимания уделял изучению нар. муз. иск-ва.
Лит.: Миловский С., Оперное и балетное творчество, в кн.: Музыка
советской Эстонии, Таллин, 1956. Х. Кыр.
ААЛБЕРГ (Ааlbеrg), Ида (4.ХII.1857, Леппякоски. - 17.1, 1915,
Петербург) - финская актриса. В 1874 начала сценич. деятельность в
Финском т-ре в Гельсингфорсе (Хельсинки), где работала до 1885 и в
1887-89. В 1885 играла в т-рах Стокгольма, Осло, затем - Копенгагена,
Берлина. В 1893 организовала собств. труппу, выступавшую в Финляндии и
России (Петербург). В 1909-11 участвовала в руководстве Финским
напио.-нальным т-ром. Иск-во А, одной из крупнейших фин. актрис,
отличалось большой драматич. силой. А. создавала образы любящих и
страдающих женщин, отмеченные глубиной чувств, цельностью и
страстностью.. В игре А. тонкое раскрытие психологии героинь сочеталось
с отточенной внешней формой, тщательной отделкой деталей. Среди лучших
ролей: Кирсти (`Смерть Элины` Нюмерса), Офелия, Мария Стюарт;
Гретхен (`Фауст` Гёте), Магда (`Родина` Зудермана), Маргарита Готье
(`Дама с камелиями` Дюма-сына), Феодора (о. п. Сарду), Нора; Ребекка и
Гедда Габлер (`Росмерсхольм`, `Гедда Габлер` Ибсена). А. `С.
ААРНИ (Ааrni), Карло (р. 2.VIII. 1888) - финский актёр и режиссёр.
Ученик известных фин. актёров Э. Томпури, А. Алберга, А. Орьятсало.
Дебютировал в 1907 в `Рабочем т-ре` (Тампере), где работал до 1910. В
1910-16 гастролировал по стране, в 1916-17 работал в `Новом театре`
(Хельсинки), в 4925-27- в т-ре `Народная сцена` (Хельсинки), в 4918-25,
1940-48-в `Таммерфорсском т-ре`. Среди ролей А.: Эско, Ээнокки, Сакеус
(`Сельские сапожни ки`, `Обручение`, `Леа` Киви), Уолеви (`Смерть Элины`
Нюмерса), Мальволио (`Двенадцатая ночь`) и др.
С 1918 занимался режиссёрской деятельностью. А. поставил пьесы нац.
драматургии: `Сельские сапожники`, `Куллерво`, `Обручение`, `Леа` Киви,
`Дани-ель Хьюрт` Векселля, `Женщины Нискавуорн` (`Каменное гнездо`)
Вуолийоки. Среди др. работ: `Гамлет`, `Двенадцатая ночь`; `Воскресение`
(по Л. Толстому), `Ревизор` и др. А. воспитал мн. актёров и режиссёров
финского т-ра, уделял большое внимание работе сельских театр. кружков. В
1929-50 принимал участие в работе т-ров небольших городов: Тампере,
Котка, Раума и др. С. Л.
`АБАЙ`- 1) Трагедия М. Ауэзова и Л. Соболева в 4 актах, 6 картинах (о
последнем периоде жизни великого казахского поэта,
демократа-просветителя Абая Кунанбаева). Соч. 1939 (на казах, и рус. яз.
параллельно). Пост. 20 окт. 1940, Казахский т-р драмы, Алма-Ата [реж.
Токианов, худ-Чарномский (декорации) и Ходжиков (костюмы), компози тор
Жубанов; Абай - Куанышпаев, Керим - Бадыров и Айманов, Айдар - Сыздыков,
Зайнеп - Койчубаева, Жи-ренше - Кожамкулов1. Ставилась также в
Семипалатинске (в 1945, 1952 - казах, труппой, в 1959 - рус.) и в др.
городах Каз. ССР.
2) Инсценировка по роману `Абай` М. Ауэзова. Пост. 28 дек. 1949,
Казахский т-р драмы, Алма-Ата. Ст. пр 1952. [Авторы инсц. и режиссёры
спектакля Айманов и Штейн, худ. Голубович, композитор Ерзакович (в
основе - муз. песни Абая и Биржана); Юный Абай - Исмаилов, Абай `в
зрелом возрасте - Бадыров, Кунанбай - Куанышпаев, Даркембай - Умурзаков,
Зере - Койчубаева, Майбасар - Кожамкулов. Ведущий - Айманов и Букеева].
Инсценировка ставилась казах. т-рами в Караганде, Чимкенте, Гурьеве и
др.
И з д а н и я.-А у э з о в М., Соболев Л., Абай. Трагедия в 4 актах,
б к., М.- Л., 1945.
Лит.: Л ь в о в Н. И., Казахский Академический театр драмы, Алма-Ата,
1957, с. 160-166, 307-313. А. Шн.
АБАКАРОВ, Ахмед хан (р. 12. ХII. 1931) - даргинский (Дагестан)
советский писатель, драматург. Первый даргинский проф. драматург. В 1956
окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве. Лит. деятельность начал в 1948.
Написал пьесу `Виноватые` (1957, Кумыкский т-р, Махачкала), пьесу для
детей `Нур-Эддин --золотые руки` (1959, т-р кукол, Махачкала). М.Я.
И. Аалбергв роли Гедды Габлер. Худ. А. Эдельфельт.
АБАКАРОВ, Рабадан Гасанович (р. 1917) - советский цирковой артист;
канатоходец. По национальности лак. Нар. арт. РСФСР (1960). Член КПСС с
1948. В цирке начал работать с 1935. Создатель, участник и руководитель
номера даг. канатоходцев `Цовкра`. А. впервые перенёс на канат сложные
акробатич. трюки с подкидной доской и др. Успешно работает и как
педагог-тренер, воспитал ряд артистов цирка из числа лакской молодёжи
(участники номера: нар. арт. Даг. АССР М. Абакаров, М. Агаев,
заслуженный арт. Даг. АССР К. Меджидов).
АБАКЁЛИЯ, Тамара Григорьевна [19. VIII (1. IХ). 1905 -14. V. 1953J -
грузинский советский скульптор, театральный художник. Засл. деят. иск-в
Груз. ССР (1941). Член КПСС с 1942.В 1924-29 училась в Тбилисской
академии художеств. В области те-атрально-декорац. живописи начала
работать под рук. К. А. Марджанишвили. В 1932-34 работала художником
Кутаисского т-ра. В театрах Тбилиси оформила спектакли: в Т-ре им.
Марджанишвили - `Коммуна в степи` Кулиша (1930), `Шамиль` Ва-кели
(1935), `Лали` Каладзе (1947); в Т-ре им. Руставели- `Поладаури`
Шаншиашвили (1938), `Оленье ущелье` Клди-ашвили (1944), `Хевисбери Гоча`
по Казбеги (1945); в Т-ре оперы и балета имени Палиашвили - `Малтак-ва`
Ш. Тактакишвили (1938), и др. А. принадлежит художественное оформление
кинокартин `Арсен`, `Георгий Саакадзе`, `Давид Гурамишвили` и др. Н. Э.
АБАЛКИН, Николай Александрович (р. 17.Х. 1906) - русский советский
театровед и критик. Член КПСС с 1942. Окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа
(1940). Лит. деятельность начал в 1930. Критич. статьи и рецензии А.
посв. вопросам сов. т-ра.
Соч.: Система Станиславского и советский театр, М., 1950, 2 изд., М.,
1954; Кругозор драматурга. Заметки театрального критика, М., 1957; Театр
русского народа, в сб.: Ежегодник Малого театра 1953-1954, М., 1956, с.
11-70; Судьба героя, `Октябрь`, 1956, .² 3, с. 174-182; Содержание темы,
`Октябрь`, 1957, ² 8, с. 188-196. (7. Г.
АБАРИНОВА, Антонина Ивановна (наст. фам.- Рейхельт) [12/24). VII.
1842 - 16 (29). VII. 19011 - русская оперная (контральто, впоследствии -
меццо-сопрано) и драматическая актриса. Училась пению сначала в
Петербурге, затем в Милане. Брала уроки пения у П. Виардо в Париже (в
1874). С 1861 пела в оперных т-рах Генуи, Москвы, Одессы и др. городов
под псевд. Реджи. В конце 60-х гг. работала в оперных т-рах Одессы и
Тифлиса. В 1872 после удачного дебюта в Петербурге (Перикола- `Птички
певчие` Оффенбаха) была зачислена на службу в оперный и драм.
императорские т-ры. До 1878 выступала преим. в операх и опереттах.
Партии: Ваня (`Иван Сусанин`), Княгиня, Лаура (`Русалка`, `Каменный
гость` Даргомыжского), Спиридоновна (`Вражья сила` Серова), Памела
(`Фра-Дьяволе` Обера). А. обладала ровным во всех регистрах голосом,
прекрасной фразировкой, большой музыкальностью. С 1878 до конца жизни
работала в драме. Роли: Наталия Дмитриевна (`Горе от ума`), Звездинцева
(`Плоды просвещения`), Гурмыжская и Огудалова (`Лес` и `Бесприданница`).
Соч.: Воспоминания, `Ист вест.`, П., 1901, янв., с. 213-224. Лит.:
`ЕИТ`. Сезон 1897-98` СПБ, 1899,с. 430-37. А. Кл.
АБАРЯН, Александр Авакович [р- армянский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Член КПСС. Сце-нич.
деятельность начал в 1922 в Кисловодске, затем работал актёром и
режиссёром в арм. т-рах Баку и др. городов. В 1938-43-гл. режиссёр арм.
т-ра в Тбилиси, в 1946-53 - Ленинаканского т-ра, с 1953-режиссёр арм.
т-ра в Тбилиси.
Пост. спектакли: `Интервенция` Славина (1934), `Аристократы` Погодина
(1936), `Шах-наме` Джанана (1936), `Враги` (1938), `Русские люди` (1942)
- в Тбилиси; `Разорённый очаг` Сундукяна (1947), `Таланты и поклонники`
(1951) - в Ленинакане.
АБАШЁЕВ, Пётр Тимофеевич (р. 24.VII.1934)-бурят-ский советский артист
балета. Засл. арт. РСФСР (1959). В 1955 окончил Ленингр.
хореографическое уч-ще. С того же года - в Т-ре оперы и балета
(Улан-Удэ). Исполняет центр, мужские партии в балетах: Зоригто (`Во имя
любви` Батуева и Майзеля), Енисей (`Красавица Ангара` Книппера и
Ямпилова), Зигфрид Дезире (`Лебединое озеро`, `Спящая красавица`),
Евгений (`Свет над долиной` Ряузова), Али-батыр (`Шурале` Яруллина).
Танец А. , исполнен мужества и пластич. выразительности.
АБАШИДЗЕ, Анастасия (Тасо) Васильевна [17(29). III. 1881-15. IХ.
- груз. сов. актриса. Нар, арт. Груз. ССР (1943). Род. в Тифлисе.
Дочь выдающихся груз. актёров В. Абашидзе и М. Сапаровой-Аба-шидзе.
Сценич. деятельность начала в 1899 в Тифлисской груз. драм. труппе.
Выступала также в операх и опереттах. С 1921 - актриса Т-ра им.
Руставели (Тбилиси). С 1926 работала в Чиатурскоми др. т-рах Грузии, в
1934-48 - в Т-ре им. Марджанишвили (Тбилиси). Играла роли травести и
комедийные: Автандил (`Свет` Гедеванишвили), Рипсиме (`Затмение солнца в
Грузии` Антонова), Машо (`Деньги и происхождение` Азиани). Автор
`Воспоминаний` (1954).
С О Ч.: о о *Э о d n Д., Эпагобдббо, ооооЬо, 1954.
АБАШИДЗЕ, Василий (Васо) Алексеевич [22. ХI (4.ХII). 1854, Душети
(Грузия),- 9.Х.1926, Тбилиси] - грузинский актёр. Один из
основоположников груз. реалистич. актёрской школы. Нар. арт. республики
(1922). Род. в семье учителя. По окончании Тифлисской гимназии работал
учителем в Кутаиси. С 1874 принимал участие в любительских спектаклях (в
Кутаиси). В 1879 вступил в Тифлисскую груз. драм. труппу. В творчестве
А. нашли отражение идеи нац.-освободит. движения в Грузии 2-й пол. 19 в.
Яркий характерный и комедийный актёр, А. создавал образы, отличавшиеся
социальной остротой, выразительностью, народностью, нац. колоритом.
Среди обширной галереи сценич. образов А. особое место занимают роли в
груз. драматургии: в комедиях Г. Эристави - Карапет (`Скупой`), Саркис
Богданыч (`Тяжбам), Микиртум (`Раздел`), 3. Антонова - Геурк и Микиртум
(`Затмение солнца в Грузии`); Р. Эристави-Шатилутов (`Сначала
скончались, потом повенчались`);
А. Цагарели - Аветик (`Иные нынче времена`), Акоп (`Ханума`),
Мазутиан (`Цимбирели`); А. Казбеги - Арсен (`Купец`); И. Гедеванишвили -
Сако (`Жертва`). А. играл в пьесах Г. Сундукяна - Зимзимов (`Пэпо`),
Исайя (`Хатабала`). Среди ролей А. в русской и мировой классике:
Фамусов, Хлестаков, Городничий, Шмага; Белогубов и Юсов (`Доходное
место`), Мурзавецкий (`Волки и овцы`), Скапен, Тар-тюф; Арган (`Мнимый
больной`) и др. А. славился также исполнением водевильных ролей.
Выступал и как режиссёр, руководил тифлисским груз. т-ром. Написал неск.
пьес, перевёл и переделал 42 комедии и водевиля, неск. оперетт. Основал
(1885) и редактировал первый груз. театр. журнал `Театри`. Издавал
сборники пьес, способствовавшие развитию груз. драматургии. В 1894 в
газете `Иверия`А. опубликовал `Краткие сведения о драматическом
искусстве`, обобщив творч. опыт актёров своего поколения. А. утверждал
основы реализма в груз. актёрском творчестве. Был первым груз. актёром,
удостоенным звания народного артиста Республики. Имя А. присвоено
Тбилисскому груз. театру муз. комедии. Г. Б.
АБАШИДЗЕ, Тамара Аслановна -
грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). С 1913
выступала в любительских спектаклях в Чиатуре. Училась в театр. студии в
Ростове (1916). С 1921 играла в районных т-рах Грузии (Кутаиси, Чиатура,
Гори и др.). Играла героико-драматич. и комедийные роли: Ханума (о. п.
Цагарели), Кручинина, Васса Железнова и др.
АББА (Аbbа), Марта (р. 25.VI.1900) - итальянская актриса. Обучалась в
Академии любителей иск-ва и в Школе декламации в Милане. Сценич.
деятельность начала в 1923 в Народном т-ре (Милан). В
1925 Л. Пиранделло пригласил А. в Художественный т-р в Риме,
выступавший в Италии и за рубежом, и
А. выдвинулась в число лучших итал. актрис. Играла гл. роли в
комедиях, написанных для неё Пиранделло, - `Диана и Туда`, `Подруга
жён`, `Встреча`. В 1928-29 организовала собственную труппу, в репертуаре
к-рой осн. место занимали пьесы Пиранделло. А. играла также гл. роли в
пьесах К. Гольдони (`Хитрая вдова`), Б. Шоу (`Святая Иоанна`), С. Моэма
(`Пенелопа`), в инсценировках `Анны Карениной` Л. Толстого и `Сверчка на
печи` Диккенса. В 1934 А. исполняла роль Порции в `Венецианском купце`,
пост. М. Рейнхард-том для фестиваля в Венеции. В .1938 оставила театр,
вновь вернулась в 1953; играла главным образом роли в пьесах Пиранделло.
АББАС, Ходжа Ахмад (р. 7.VI.1914) - индийский писатель, драматург,
кинорежиссёр и сценарист. Род. в г. Панипате. Пишет на урду и англ.
языках. Лит. деятельность начал в 1935. Автор ряда пьес, из к-рых
наиболее популярны `Зубейда` (1941), `Ананас и атомная бомба` (1943),
`Бессмертие` (1951) и др. В этих пьесах А. освещает различные социальные
проблемы, жизнь совр. инд. общества. Пьеса `Зубейда`, рассказывающая о
женщине-мусульманке, впервые вступающей в обществ, жизнь, с успехов
ставилась группой хиндустани Ассоциации народных театров. А. принадлежат
сценарии фильмов `Бродяга`, `Господин 420`; постановка (совм. с В.
Прониным) и сценарий (совм. с М. Смирновой) фильма `Афанасий Никитин` и
др. А. - член Всемирного Совета Мира. Св. П.
АББАСОВ, Ашраф Джалал оглы (р. 23. III.1920)- азербайджанский
советский композитор. Член КПСС с 1946. В 1948 окончил Бакинскую
консерваторию (ученик проф. Б. И. Зейдмана и проф. У. Гаджибекова), в
1952 - аспирантуру Моск. консерватории (руководитель-М. И. Чудаки).
Творч. деятельность начал в 1938. Автор балета `Чернушка` (1960, Баку,
Т-р оперы и балета им. Ахундова), музыки к спектаклям `В начале мая`
Любимовой (1946, ТЮЗ, Баку), `Фитнэ` Шайка (1946, ТЮЗ, Баку), `Царство
цветов` Азимзаде (1948, ТЮЗ, Баку) и др. Композитор широко пользуется
гармонич. языком и интонац. особенностями ашугской музыки.С 1954
А.доцент кафедры композиции Бакинской консерватории. Автор симф. поэм,
концертов и др. произв.
Лит. соч.: Узеир Гаджибеков и его опера оКёр-оглы`, Баку, 1956. К.
Кае.
АББАСОВ, Гаджи Ага Муталиб оглы (р. 16.VI. 1888) - азербайджанский
советский актёр, театральный деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932).
Впервые на сцене выступил в 1905 в роли Молла Ибрагима Халила в одноим.
комедии М. Ф. Ахундова. Играл в до-революц. азерб. труппах, исполняя
преим. комедийные и бытовые роли. В сов. время был в числе организаторов
Бакинского сатир.-агиттеатра, к-рым руководил в 1921-24. Один из первых
деятелей союза `Рабис` (1921). В 1925-29 был директором и актёром Т-ра
им. Азизбекова (Баку). В 1930-37 - директор театр. техникума.
Среди ролей А.: Гаджи Гамбар (`Из-под дождя, дав ливень` Везирова),
Расул,Шамдан-бек (`Бахадыр и Сона`, `Шамдан-бек` Нариманова) и др.
Особенно ярко и выразительно играл роль шейха Насрулла (`Мертвецы`
Мамедкулизаде). Автор одноактных пьес и водевилей (`Молла Панах Вагиф`,
`Завоевание Баку`).7i К`ас.
АБЬАСОВ, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский советский актёр.
Засл. арт. Груз. ССР (1924). Впервые выступил на сцене в 1898 в роли
Фарраша в комедии `Везир ленкоранского ханства` Ахундова. Работал в
азерб. драм. труппе в Тифлисе, участвовал в гастрольных спектаклях в
Тебризе, Ташкенте и др. городах. Был одним из организаторов, ведущим
актёром и режиссёром (с 1916) тифлисского азерб. т-ра. Играл преим.
трагедийные роли в манере, близкой к традициям крупнейшего азерб. актёра
Араблинского.
Роли: Каджар (`Ага Мухаммед-шах Каджар` Ах-вердова), Отелло; Франц
(`Разбойники`) и др. К. Кае.
АББАСОВ, Эйюб Джебраил оглы(1905-18. ХII. 1957) - азербайджанский
советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1954). Член
КПСС с 1929. В 1932 окончил Бакинский педагогич. ин-т, работал учителем
в Нахичевани. Лит. деятельность начал в 1932 (писал стихи, прозу). Автор
ряда ььес на сказочные и сов р. темы, вошедших в репертуар азерб. ТЮЗа
(Баку): `Мелик Мамед` (1943), `Песня весны` (1949), `Агиль и Сервиназ`
(1958). Я. Кас.
АБДУЛЛА АХМЁТ (наст. фам. и имя - А х м е-т о в, Абдулла Сафиевич)
[р - татарский советский писатель, драматург. Член
КПСС с 1944. Лит. деятельность начал в 1929. В 1936 окончил Казанский
педагогич. ин-т (факультет языка и лит-ры). Первые пьесы А. - `Соседи`,
`Звезда`- написаны совм. с А. Алишем (в 1934-35). Автор пьесы-сказки
`Падчерица` (1937, Т-р им. Камала, Казань), пьес, посв. нефтяникам
Татарии: `Тайны` (1949) и `Слово джигита` (1955) - Т-р им. Камала. Для
детского т-ра А. написал пьесы `Гюльчечек` (1951) по нар. сказке,
`Подозрительный человек` и др. Х.К.
АБДУЛЛА САБЙР (наст. фам.. и имя - А б-д у л л а е в, Сабирджан) [р.
- узбекский советский поэт, драматург. Засл. деят.
иск-в Узб. ССР (1944). Член КПСС с 1945. Лит. деятельность начал в 1925.
В 1927 написал первую пьесу `Налёт на корреспондента`. Автор муз. драм:
`Дочь садовника` (l`J30, Самаркандский т-р), `Айхон` (1935), `Тахир и
Зухра` (1939). Великой Отечеств, войне посв. пьесы: `Курбан Умаров`
(1941), `Даврон-ата` (1942) говм. с К. Яшеном, `Азим пушка` (1943) совм.
с А. Нсматовым. Написал пьесы `Мукими` об узб. поэте (1954; рус. пер.
1955) и `Таланты` о жизни узб. текстильщиц. Пьесы А. С. (`Мукими`,
`Курбан Умаров` и др.) ставились в муз.-драм. т-рах Узб. ССР, в т. ч. в
Т-ре им. Мукими (Ташкент), в Андижанском, Самаркандском и др. Т. Г.
АБДУЛЛАЕВ, Али Бала Абдулла оглы (р. 23.III. 1915) - азербайджанский
советский танцовщик, балетмейстер. Нар. арт. Азерб. ССР (1959).
Участвовал в хореографич. кружке профсоюза печатников. В 1935 поступил в
танц. ансамбль Азерб. филармонии (Баку). С 1941-худ. рук. танц. группы
ансамбля песни и пляски Азерб. филармонии. Яркий исполнитель нар.
танцев, А. осуществил также ряд постановок в ансамбле (танцы народов
СССР `Дружба` и др.) и танцев в спектаклях т-ров Баку (`Аршин мал алан`
У. Гаджи-бекова в Т-ре музкомедии, `Ашик Гариб` 3. Гад-жибекова и
`Даиси` Палиашвили - в Театре оперы и балета). К. Кае.
АБДУЛЛАЕВ, Камал Джан Бахиш оглы (р. 18.1. 1927) - азербайджанский
советский дирижёр оперы. Засл. деят. иск-в Азербайджанской ССР (1958).
Член КПСС с 1958. Окончил Бакинскую (ученик А. А. Гроссмана) и Моск.
(ученик Л. М. Гинзбурга) консерватории. С 1952- дирижёр, с 1953- гл.
дирижёр Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Руководил пост. опер
`Евгений Онегин` (1953); `Сицилийская вечерня`
Верди (1954), `Азад` Джангирова (1957), балетов `Семь красавиц`
Караева (1952); `Спящая красавица` (1955); `Гюлыпен` С. Гаджибекова
(1958) и др.
АБДУЛЛАЕВ (псевд. -Ч о п а н), Шахмардан Гасан-Гусейнович [р. 10(23).
- кумыкский советский актёр, лакский писатель, драматург. По
национальности лак. Нар. арт. Даг. АССР (1955). В 1954 окончил
Дагестанский педагогич. ин-т. Сценич. деятельность начал в Кумыкском
т-ре в 1934.
Роли: Алихан (`Чабан Арслан` Курбанова), Вурм (`Коварство и любовь`),
Робинзон (`Бесприданница`), Перчихин (`Мещане`), Жевакин (`Женитьба`),
Чеусов (`Мятеж` по Фурманову), Бублик (`Платон Кречет`), Аллан (`Семья
Аллана` Мухтарова). Автор пьес:
`Тулпар` (1937-38, Кумыкский т-р, Махачкала, Аварский т-р, Вуйнакск),
`Два арбуза в одной руке` (1945, Лакский т-р, Кумух), `Настоящая любовь`
(1948, Лакский т-р), `Месть`, `Широкий путь`. Пьесы А. посвящены совр.
жизни Дагестана, борьбе с пережитками прошлого. М. Я.
АБДУЛЛИН, Ибрагим Ахметович (р. 20. IХ. 1920) - башкирский советский
писатель, драматург. Член КПСС с 1947. Окончил Лит. ин-т им. Горького в
Москве (1957). Лит. деятельность начал в 1938. Первая пьеса - `Алый
платок` (1939). Написал пьесы на совр. темы: `Глубокое дыхание` (1947) -
о нефтяниках Башкирии, `Обещанное не забывается` (1948), `Мы не
расстанемся` (1950), `Прекрасные долины Ак-Идели` (1950), `Свояки`
(1952), `Генерал Шай-муратов` (совм. с Ш. Насыровым, 1958)- о
патриотизме сов. людей в Отечеств, войне. Пьесы А. пост. в башк. и тат.
т-рах. Писал пьесы для самодеятельности.
Соч.: Пьесалар, вфе, 1958; в рус. пер.-[пьесы], в сб.:
Башкирская советская драматургия, М., 1954.
АБДУЛЛИН, Муртаза (1910-4.ХI. 1946) - татар ский советский
театральный художник. Учился в Академии художеств в Москве. Первый тат.
театр. художник. В 1933-39 работал в Т-ре им. Камала (Казань), оформил
спектакли: `За туманом` Ш. Камала (1935), `Враги` (1936); `Потойд` и
`Славная эпоха` Гиззата (1937, 1936), `Каменный гость` Пушкина (1937),
`Молодая жизнь` Кулахметова (1938), `Шам-сикамар` Аблиева (1938). В
1939-40 - художник Т-ра оперы и балета (Казань), оформил оперу `Кач-кын`
(`Беглец`) Жиганова (1939) и др. Х. К.
АБДУЛЛИН, Муслим Мукимович [р - казахский
советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1947). Пению
обучался в Алма-Атинском муз. училище и в Казах, студии при Моск.
консерватории. Впервые выступил на оперной сцене в Алма-Ате в 1939. С
этого же года А. - артист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата).
Партии:
Тулеген, Отарбек, Балпан, Кайрат (`Кыз-Жибек`, `Ёр-Таргын`,
`Дударай`, `Гвардия, вперёд!` Бруси-ловского), Азим (`Абай` Жубанова и
Хамили), Жек (`Алтынчеч` Жиганова), Лю-Чунь (`Назугум` Кужа-мьярова),
Серик (`Биржан и Сара` Тулебаева) и др. Вместе с братом Р. М. Абдуллиным
выступает на концертной эстраде.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958. Я. Л.
АБДУЛЛИН, Ришад Мукимович [р - казахский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. Каз. ССР (1947). Член КПСС с 1955.
Пению обучался в Казах, студии при Моск. консерватории, к-рую окончил в
1937. С 1939 А. - солист Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата).
Партии: Сугур, Артём, Тастан (`Жалбыр`, `Дударай`, `Гвардия, вперёд!`
Брусиловского), Кожагул (`Биржан и Сара` Тулебаева), Абай (о. п.
Жубанова и Хамиди), Спегин, Демон, Эскамильо и др. Творчеству А.
свойственны черты героики и драматизма.
Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958. АН. К.
АБДУЛЛИНА,Айша (р. 1916)- казахская советская актриса. Нар. арт. Каз.
ССР (1958). В 1935 окончила студию при Казах, т-ре драмы (Алма-Ата) и
вступила в труппу этого т-ра. Роли:1 Енлик, Алтыншаш (`Енлик и Кебек`,
`Белая берёзка` Ауэзова), Марья Антоновна (`Ревизор`), Панова (`Любовь
Яровая`), Марзия (`Ахансерэ и Актокты` Мусрепо-ва), Дездемона. В 1947
перешла в Чимкентский казах, т-р, где исполняет разнообразные роли,
начиная от девушки-подростка Насибы (`Больные зубы` Ках-хара) и кончая
Галчихой (`Без вины виноватые`). Среди ролей в этом т-ре: Сауле (`Дружба
и Любовь` Абишева), Анар (`Цвети, степь!` Тажибаева), Майра (о.-п.
Тажибаева), Беатриче (`Слуга двух господ`), в муз. спектаклях:
Кыз-Жибек, Айман (`Кыз-Жибек`, `Ай-ман и Шолпан` Брусиловского),
Гульчахра (`Аршин мал алан` У. Гаджибекова). Н. Л.
АБДУЛОВ, Гавриил Данилович [р - рvс. сов.
актри режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1955). Засл. арт. Узб. ССР (1958).
Член КПСС с 1943. Окончил Институт кинематографии в Москве (1931),
работал на кинофабрике Мосфильм. С 1932-худ. рук. и акгёр в театрах
Алма-Аты (1932-33), Уральска (1933-35), Сухуми (1935-37), Тобольска
(1951-56). С 1937 (с перерывами)-гл. реж. Ферганского .рус. т-ра. А.
активно работает над советской драматургией, создаёт образы
современников. Пост. спектакли и играл центральные роли: `Чудак`
Афиногенова (1932, Борис Волгин), `Чапаев` (1936, Чапаев), `Аристократы`
Погодина (1936, Костя Капитан), `Русский вопрос` Симонова (1947),
`Крылья` Корнейчука (1958). А. создал образ В. И. Ленина в спектаклях
`Человек с ружьём` (1939), `Кремлёвские куранты` (1940-48); `Ленин в
1918 году` Кап-лера и Златогоровой (1940), `Именем революции` .Шатрова
(1958).
А. способствовал развитию узб. Ферганского т-ра, поставил здесь
спектакли `На стальных путях` .Атабекова (1939), `Пограничники`
Билль-Белоцер-.ковского (1938), `За Родину` Пулата (1939), `Песяя жизни`
У игу на (1948). В. Д. АБДУЛОВ, Осип Наумович [3 (16). ХI. 1900 - 14.
VI. 19531 - русский советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1944). Будучи
студентом ф-та обществ, наук Моск. ун-та, участвовал в студенческой
самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начал в 1918 в Студии им.
Шаляпина; играл здесь до 1923. Первая роль А. - бродяга Грен (`Зелёный
попугай` Шницлера, 1919). Позднее работал в Т-ре им. Комиссаржевской
(Расплю-ев - `Отжитое время` по Сухово-Кобылину), МХАТе. С 1929 был
актёром Театра-студии под рук. Ю. А. Завадского, в 1938-42- Моск. т-ра
Революции. С 1943- в Т-ре им. Моссовета. В иск-ве А., обладавшего
виртуозной актёрской техникой, сочная комедийность сочеталась с тонким
юмором, иронией. Образы, созданные А., отличались яркой театральностью.
Роли: Крутицкий, Лыняев, Кнуров (`На всякого мудреца довольно простоты`,
1928, `Волки и овЬ,ы`, 1934, `Бесприданница`, 1940), генерал Бургойн
(`Ученик дьявола` Шоу, 1933), Фромантейль (`Школа неплательщиков`
Вер-нёя, 1936), Нарзулаев (`Павел Греков` Войтехова и Ленча, 1939),
Сорин (`Чайка`, 1945), Дядя Васа (`Госпожа министерша` Нушича, 1946),
Боб Мэрфи (`Русский вопрос`, 1947), академик Рыжов (`Рассвет над
Москвой` Сурова, 1950, Ст. пр. 1951). Последняя роль А. - Старый ашуг
(`Рассказ о Турции` Хикмета, 1953). А. вёл большую концертную работу (в
его репертуаре-рассказы М. Твена, Чехова и др.). Работал (с 1924) на
радио как режиссёр и актёр; поставил св. 200 радиоспектаклей, был
организатором художеств. радиовещания для детей. Снимался в кино (с
1933). Занимался педагогич. деятельностью (Студия Завадского, ГИТИС).
Лит.: Загорский М., Мастер комедийного жанра, `Театр`, 1937,
²7;Лидина И., Успех и неудовлетворенность, там же, 1940,
АБДУЛХАЛЙКОВ, Махмуд (р. 3.V.1926) - аварский советский актёр. Нар.
арт. Даг.АССР (1960). Сценич. деятельность начал в 1941 в Аварском т-ре
(село Хунзах Даг. АССР). Роли: Подколесин (`Женитьба`), Фигаро, Яго;
Тихон (`Гроза` Островского), Поэт (`Горянка` Гамзатова). Автор пьес
`Сводница` (1957), `Битва жизни` (1959, совм. с Н. В. Молчановым).
АБДУМОМУНОВ, Токтоболот (р. 15.VIII. 1922)- киргизский советский
писатель, драматург. Учился в Кирг. мед. ин-те. Лит. деятельность начал
в 1945. Пьесы А. `Песчаное плоскогорье` (1947), `Современники` (1948),
`Последняя ночь` (1949), `Кур-ман`. (1950), `Борбаш` (1952), `Узкое
ущелье` (1953), `Дочь Атабека` (1956), `Аширбай` (1957) посвящены гл.
обр. темам совр. жизни Киргизии; в них изображаются рабочие, колхозники,
инженеры, врачи. Поставлены в республиканском и областных т-рах
Киргизии.
С о ч. в рус. пер.: Аширбай, М., 1958; Узкое ущелье, в сб.:
Киргизская советская драматургия, М., 1959.
Лит.: Писатели советского Киргизстана, Фрунзе, 1958 (с. 94, 95);
Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фрунзе,
1958. Д JJ,
АБДУРАХМАНОВ, Гулям [р-узбекский советский артист
оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начал в
1929 в Узб. муз. т-ре. В 1939 окончил Узб. оперную студию при Моск.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован