01 июля 2005
1859

Телепрограмма `Православная энциклопедия`: Урал православный (Телепрограмма, 27.06.05)

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, в прямом эфире -"Православная энциклопедия". Как и обещали, сегодня мы отправимся еще в одно путешествие. На этот раз - на Урал. К 17 июля, как и всегда, в Екатеринбург съедутся десятки тысяч людей почтить память святых Царственных мучеников. Дни их памяти на Урале стали называть "Царскими днями". Мы расскажем вам о том, как они проходят. Еще мы расскажем об истории епархии и о том, чем она живет сегодня.

Наш гость - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Накануне нашей программы он специально прилетел в Москву. Запись беседы с ним вы увидите чуть позже. А в начале программы - о новостях церковной жизни.




Сюжет: Выставка "Крест - хранитель всея вселенныя"

В день отдания Пасхи в Музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева открылась выставка "Крест - хранитель всея вселенныя". Около 300 уникальных крестов - нательных и наперсных, выносных и поклонных, древних и очень древних, даже VI века, - собраны со всех концов России. В Москву из Петербурга, специально для участия в выставке, самолетом доставили родовую святыню Нащокиных - крест-мощевик ХIV века.



Светлана Гнутова, завотделом прикладного искусства Музея имени преподобного Андрея Рублева: - Это крест с мощами святого великомученика Пантелеимона. Он был обретен в прошлом году, а в апреле состоялась торжественная передача этого креста в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.

Святыня пробыла на выставке около недели. До 9 июля ей можно будет поклониться на московском подворье Валаамского монастыря, затем крест Нащокиных вернется на Валаам. А выставка в Рублевском музее продлится до конца сентября.

Сюжет: Писатели о Патриархе Никоне

400 лет назад родился Патриарх Никон. Центральная фигура эпохи раскола, разделившего Русь на старую и новую половины. В Союзе писателей России за круглым столом собрались ученые и священники, писатели и журналисты. Непростая фигура Патриарха Никона всегда привлекала к себе взгляды писателей. Его образ интересен, потому что противоречив.


Владимир Личутин, писатель: - Раскол Русской Православной Церкви, виновником которого он стал, не затих до сей поры. Мы пожинаем его плоды. Сюда относится и политические кризисы 1991 и 1993 годов. Все это - последствия упомянутой трагедии.


Валерий Ганичев, председатель Союза писателей: - Как в свое время, так и, еще более, сейчас, Патриарх Никон предстает, как мне кажется, фигурой положительной, могущей послужить развитию нашего общества, нашей Церкви. И даже - для соединения людей, несмотря на то, что с времени его Патриаршего правления начинается раскол.

По мнению митрополита Антония (Храповицкого), Никон был самой значительной фигурой русской истории за последние 300 лет. Он искал гармонии в отношениях Церкви, власти и народа. Гармонии, которой Россия лишена и по сей день.

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - 22 июня - скорбная дата российской истории, день начала Великой Отечественной войны. Но, вместе с тем, этот день стал и началом великих испытаний и первым днем на нашем пути к Победе.

Сюжет: Выстояли с верой. Милюковы

Летом Александра Гавриловна и Федор Григорьевич Милюковы живут на даче, в подмосковном поселке ветеранов войны. Когда смотришь на их маленький свежевыкрашенный домик, на ухоженные цветы и с любовью возделанные грядки, в голову не может придти, что все это сделано руками двух очень пожилых людей, которым, как шутит глава семьи, на двоих - 172 года: ей - 83, ему - 89. Оба прошли войну. Он - сапером, она - командиром взвода, полковым врачом и командиром санитарной роты. До сих пор застрявший в голове осколок напоминает о себе сильнейшими болями. На вопрос, какое время на войне было самым тяжелым, Александра Гавриловна отвечает:

А.Г.Милюкова: - Курская битва и Сталинград. Во время сражений все молились: "Господи, помоги! Матерь Божия, сохрани нас!"


Через всю войну пронесла она с собой икону Божией Матери, которой благословили ее родители. Под Сталинградом девятнадцатилетняя Шура попала в плен. Вместе с двумя другими пленными солдатами - подводником и летчиком - решили бежать. Чудом это удалось.

А.Г.Милюкова: - В Армавире есть горная река. Убегая, мы переплывали эту реку. Когда переплывали, летчика унесло, и мы с подводником Николаем остались вдвоем.

После плена был лагерь, но теперь уже советский.

А.Г.Милюкова: - По возвращении из плена нас отправили поездом в теплушках в Баку, а на вагонах было написано: "Изменники Родины".

После лагеря - снова фронт, сначала Новороссийск, потом Курск. Потом - с боями - на Запад, через Карпаты. Её дороги и военные дороги Федора, ее будущего мужа, все время шли рядом, но пересеклись только в 1944-м.

Ф.Г.Милюков: - Мы встретились, подумали, что нам делать, затем поехали во Львов и там расписались. Побыли вместе один день, и ее отправили в Брест. Потом я писал, просил, и ее отправили назад ко мне.

С того времени они не расставались никогда. И сегодня, сидя на своей уютной терраске в поселке ветеранов войны под Москвой, они любят вспоминать прошлое и строить планы на будущее.

Александра Гавриловна и Федор Григорьевич Милюковы собираются пройти по Красной площади в рядах участников парада, в августе хотят справить "бриллиантовую свадьбу" - 60-летие совместной жизни. А еще - собрать большой урожай и пригласить в гости друзей и родных.

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - От Москвы до Урала больше полутора тысяч километров. Это четыре часа на самолете или двое суток поездом. А мы, благодаря нашей программе, окажемся там буквально через мгновение.


Сюжет: Православие на Урале

Екатеринбургская епархия раскинулась на площади около двухсот тысяч квадратных километров. В этом году ей исполнилось 120 лет.

Православие пришло на Урал более 600 лет назад. Первым просветителем здешних земель был святитель Стефан Пермский. Получив охранные грамоты от св. великого князя Димитрия Донского, он отправился в эти леса, заселенные зырянами, твердо решив "или привести их ко Христу, или сложить за Христа голову".

Святитель крестил тысячи язычников. Он создал зырянскую азбуку, перевел на местный язык богослужение и Священное Писание. По собственным проектам начал строить на этой земле православные храмы и стал первым епископом созданной в 1383 году Великопермской епархии. Тогда она охватывала весь Урал, в том числе и территорию нынешней Екатеринбургской епархии.

Перед революцией в Екатеринбургской епархии было почти 600 храмов и 12 монастырей. Один из самых старейших, Свято-Николаевский в Верхотурье, в прошлом году отметил свое 400-летие.

Уральская земля стала местом последнего пристанища Царской семьи и св. великой княгини Елисаветы Феодоровны, родной сестры императрицы. В середине июля 1918 года в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме, были расстреляны Николай II с женой и детьми, а в 180 километрах от города, под Алапаевском, большевики заживо бросили в шахту великую княгиню. Русская Православная Церковь причислила их к лику святых страстотерпцев.

Последние десять лет на уральскую землю съезжаются тысячи паломников. На местах страшных злодеяний выросли святыни: Храм-на-Крови вместо Ипатьевского дома, монастырь на месте Ганиной Ямы, куда были сброшены останки погибших, и монастырь во имя Новомучеников Российских на месте Алапаевской шахты.

Сегодня Православная Церковь на Урале очень активна. Несмотря на то, что в советское время почти все храмы и монастыри были закрыты, оставалось всего 12 храмов, сейчас их в епархии уже более 300. И еще 13 монастырей.

Православные жители Екатеринбурга откликаются на все важнейшие общественные события. Священники - частые гости в школах, больницах, воинских частях и местах заключения. На местном телевидении ежедневно выходит четыре православных передачи, в сети Интернет размещено не менее десятка православных сайтов. Уже десять лет выходит епархиальная "Православная газета" и издаются две молодежные, работает епархиальный радиоканал, а несколько месяцев назад в эфире появилось первое в России православное телевидение.

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Накануне нашей программы архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий специально прилетел в Москву. Мы беседовали с ним в гостиной "Православной энциклопедии".

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

В миру - Виктор Александрович Морарь. Родился в маленьком молдавском селе Скуляны. После службы в армии окончил Московскую Духовную семинарию, затем - Московскую Духовную академию. Получил степень кандидата богословия за сочинение "Учение святителя Игнатия Брянчанинова о молитве". В 28 лет в Троице-Сергиевой Лавре был пострижен в монахи, за девять лет прошел путь от иеродиакона до архимандрита. А 2 сентября 1990 года стал епископом Бендерским, викарием Кишиневской митрополии. Хиротонию совершал сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Христорождественском соборе Кишинева. Владыке довелось возглавлять три епархии. Из Молдавии в июле 1995 году он был переведен в Сибирь, в Абакан. А шесть лет назад, уже в сане архиепископа, возглавил Екатеринбургскую и Верхотурскую епархию.

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: - Здравствуйте.


Ведущий - священник Алексий Уминский: - О Екатеринбургской епархии говорят сейчас, как об одной из самых быстро развивающихся епархий нашей Церкви. По многим свидетельствам, церковная жизнь там просто бурлит.

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: - Действительно, мы организуем и проводим очень много различных церковно-общественных мероприятий, которые выводят Церковь навстречу внешнему миру. В частности, у нас существуют так называемые "Царские дни", когда после ночной службы в Храме-на-Крови 17 июля все молящиеся идут крестным ходом из храма на Ганину Яму. В прошлом году в этом крестном ходе приняли участие около 7000 людей. Это очень красивое и умилительное зрелище, когда и дети, и молодежь, и люди среднего и старшего возраста совершают этот подвиг.


Ведущий - священник Алексий Уминский: - Крестный ход - это традиционное богослужебное действо в Православной Церкви, которое существует у нас издревле. Но в Екатеринбургской епархии, насколько мне известно, существуют и другие способы проявления церковной жизни. У вас ведь много молодежи, которая организуют акции протеста, направленные против безнравственных действий и мероприятий.

Архиепископ Викентий: - Отрадно, что сегодня определенная часть молодежи отрицательно реагирует на различные безнравственные стороны жизни российского общества, которые, казалось бы, становятся нормой. Как можно видеть, многие молодые люди не согласны с такой "нормой".

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Владыка, а происходит ли у Вас в этой сфере какое-нибудь сотрудничество с властями?

Архиепископ Викентий: - У нас возникла несколько напряженная ситуация, когда верующая молодежь и люди старшего поколения восстали против открытия у нас ночного гей-клуба "Клон". Значительная часть общества, и молодежь в том числе, вышли на улицу с плакатами и призывами не допустить функционирование клуба. Дело дошло до того, что уже собирались объявить голодовку, и я встречался с городскими и областными властями для обсуждения возникшей проблемы и ее разрешения. Слава Богу, власти пошли навстречу и запретили открытие указанного клуба.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Владыка, каковы основные формы миссионерской деятельности Вашей епархии?

Архиепископ Викентий: - У нас есть Миссионерский отдел, который возглавляет священник Владимир Зайцев. Отдел очень активно работает со школами и детскими садами. На сегодняшний день мы курируем почти 85 школ в городе. И есть очень хорошие отзывы от директоров школ, от преподавателей, от родителей о нашей работе и ее плодах.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - То есть основное миссионерское поле - это дети, которые являются будущим нашей страны. Владыка, я знаю, Урал и Зауралье - это регион по преимуществу пролетарский. А ведь именно пролетарская часть населения России оказалась, мне кажется, менее всего охваченной нашей проповедью. К примеру, у меня в храме, да и во многих других московских храмах, основной контингент прихожан составляет интеллигенция с одним или двумя высшими образованием. А рабочий класс так в основном в Церковь и не пришел. Скажите, у Вас в "рабочем регионе" имеет место проповедь на заводах, на фабриках?

Архиепископ Викентий: - У нас при некоторых заводах существуют храмы.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - При заводах!? Впервые слышу. Храмы при больницах, храмы при тюрьмах есть, а вот чтобы храмы были при заводах!

Архиепископ Викентий: - Когда в 2000 году Святейший Патриарх Алексий посетил нашу епархию, он заложил первый камень в основание церкви при Уралвагонзаводе и при Металлургическом заводе в Нижнетагильске. По благословению Святейшего Патриарха Алексия эти два храма уже построены и освящены. И служащий священник этих храмов состоит в штате заводов, получает зарплату на заводах. Он одновременно осуществляет просветительскую деятельность среди рабочих в цехах, организует культурную программу в церковные праздники. Заводчане очень довольны тем, что имеют православного "психолога", к которому можно прийти и поделиться всеми наболевшими проблемами.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Как-то в нашей программе принимал участие клирик Вашей епархии, настоятель верхотурского Свято-Николаевского монастыря игумен Филипп (Ельшин). Он сказал, что в Екатеринбургской епархии выходят четыре телевизионных программы. Мне стало немного завидно, потому что у нас в Москве не так много подобных программ. Как я понимаю, это тоже относится к миссионерской деятельности епархии?

Архиепископ Викентий: - У нас есть епархиальный радиоканал, который вещает круглосуточно. Недавно открылся и телевизионный канал, работающий тоже в круглосуточном режиме.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Владыка, скажите, откуда берется столько людей?

Архиепископ Викентий: - На нашем новом круглосуточном телеканале телевизионной компании "Союз" работает, конечно, очень много светских людей, которые делают программы. Мы им просто объяснили, как делать программы церковной направленности, и они с удовольствием с нами сотрудничают, потихонечку воцерковляются.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Какой у Вас охват вещания?

Архиепископ Викентий: - К сожалению, мы еще не можем транслировать наши программы на всю область. Но через спутник мы охватываем почти всю азиатскую часть России. Наш канал могут смотреть на территории от Урала до Якутска и Читы.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - А какой рейтинг у Ваших программ?

Архиепископ Викентий: - Точно сложно сказать. У нас есть передача "Архипастырь", которая идет в прямом эфире, и во время передачи каждый желающий может задать любой вопрос. Передача идет два часа.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - И Вы в течение двух часов отвечаете в прямом эфире на вопросы?

Архиепископ Викентий: - Да.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - И непрерывно телезрители задают вопросы?

Архиепископ Викентий: - Да, постоянно звонят и задают вопросы. Причем я замечаю, что звонят часто и из Иркутска, и из Челябинска.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Владыка, острые или провокационные вопросы задают?

Архиепископ Викентий: - Да, бывают и такие вопросы.


Ведущий - священник Алексий Уминский: - А связаны ли как-нибудь телевизионные программы с Интернетом?

Архиепископ Викентий: - В режиме on-line работает наш радио-канал. Так что Вы можете слушать его и в Москве, позвонить, задать вопросы. Один раз в прямом эфире даже из Америки позвонил один наш радиослушатель и задал вопрос.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Замечательно! Получается прямо по слову псалмопевца: "Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их".

Владыка, и последний вопрос. Как Вы считаете, можно сейчас о Церкви в Екатеринбурге сказать, что она имеет значимое и весомое влияние на ход общественных событий, а также имеет голос, к которому с вниманием прислушиваются власть предержащие?

Архиепископ Викентий: - Да, Церковь сейчас имеет высокий авторитет и к ее слову прислушиваются в разных слоях общества. Это можно видеть из того, что и меня, и священников епархии очень часто приглашают на различные общественные и политические мероприятия. Все это, несомненно, оказывает влияние на людей, которые собираются на эти мероприятия, на людей, которые не ходят в церковь.

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Спасибо Вам, Владыка, за Ваш интересный и поучительный для многих рассказ. Бог Вам в помощь и всего доброго!

Архиепископ Викентий: - Пусть благословит Вас Бог! Всего доброго!


Сюжет: Верхотурье

Небесным покровителем Урала считается святой праведный Симеон Верхотурский. Его мощи покоятся в Свято-Николаевском монастыре. Праведный Симеон жил в XVII веке в 50 верстах от Верхотурья, в селе Меркушино. Предание гласит, что он был простым безобидным человеком. Зарабатывал святой себе на жизнь тем, что шил верхотурцам верхние платья. Но плату за свою работу он получал редко, ибо каждый раз в пошитой им одежде находился какой-то изъян. Заказчик ругался, не платил, но вскоре обнаруживал, что платье не испорчено вовсе, а даже наоборот, после небольшого исправления одежда отлично сидела на строптивом заказчике. Говорят, что Симеон нарочно допускал небрежность, чтобы не брать ничего за свой труд. Умер тихий портняжка в самом расцвете сил. Был тихо похоронен на меркушинском погосте и, наверное, был бы вскоре забыт, если бы через 50 лет не свершилось чудо - гроб с его нетленными мощами вышел из земли. С тех пор Симеона как великого праведника стали почитать сначала на Урале, а потом и по всей России. Император Николай II много раз собирался приехать в монастырь, но так и не сумел - помешала Первая мировая война.


Послушник Георгий: - Царская семья, конечно, мечтала посетить наш монастырь. У нас монахи были очень талантливые травники и, скорее всего, они вылечили бы царевича от гемофилии. Однако приехать Царская семья не смогла, так как геополитические события привели в 1914 году к империалистической войне, которая и помешала этому визиту. Единственный, кто нас посетил, это старшая сестра императрицы Александры, Елисавета Феодоровна.

Великая княгиня жила в "Гришкином доме", построенном к ожидавшемуся приезду Царской семьи по личному распоряжению Григория Распутина. Теперь там располагается краеведческий музей, а сама обитель была возвращена Церкви всего 15 лет назад. С приходом советской власти монастырь был закрыт. Потом здесь размещались обновленцы, затем курсы красноармейцев. И в конце концов святую обитель обратили в колонию для малолетних преступников.


Мощи праведного Симеона в начале 20-х годов были изъяты из монастыря и выставлялись в Екатеринбурге как какая-то диковина. Затем рака с мощами хранилась в Ипатьевском доме, где была расстреляна Царская семья, так почитавшая святого. Перед самым возвращением монастыря Церкви в величественном Крестовоздвиженском соборе был устроен склад стройматериалов. По словам братии, цемент, хранившийся в храме, окаменел, и первым насельникам обители пришлось буквально по кусочкам разбивать пятиметровую бетонную глыбу, образовавшуюся в соборе. Теперь святыня постепенно возрождается, но, как оказалось, у верхотурцев этот факт особой радости, к сожалению, не вызывает.

Послушник Георгий: - Я человек категоричный, поэтому скажу правду. Местное население безразлично относится к этому святому месту. Здесь, в небольшом городке численностью около 5 тысяч человек, была зона, и половина местных жителей - те, кто там побывал, а другая половина - те, кто охранял. В Верхотурье в последнее время приезжают люди, продавая квартиру в Москве, в Екатеринбурге, и даже в Калифорнии, заселяют наш городок. Вот они со своими детьми часто ходят в храм, они и являются нашими настоящими прихожанами. Но они не коренные верхотурцы.

* * *

Наше с вами путешествие по Уралу продолжит батюшка Гермоген. Оказалось, что он знаток уральской кухни. Записывайте рецепт.



Сюжет: Кухня. Уральские шанежки

Иеромонах Гермоген: - Доброе утро! Блюда уральской кухни простые, сытные и очень вкусные. Наверное, многие пробовали знаменитые уральские пельмени. А самая известная уральская выпечка - это булочки, как их ласково называют, "шанежки". Они очень похожи на ватрушки. С чем их только не пекут - с картошкой, с кашей, с рыбой.

Сегодня мы приготовим самые вкусные - шанежки со сметаной. Для этого нам понадобиться обычное дрожжевое тесто, сметана, сахар и немного муки.

Разделаем тесто. Возьмем небольшое количество муки и посыпаем на доску. Берем тесто, раскатываем его в форме колбаски и режем из него небольшие кусочки. Каждый кусочек раскатываем в форме шарика, а потом приминаем и кладем на противень, смазанный маслом. В центре каждого слегка сплющенного шарика делаем углубление.

Теперь займемся сметаной. Добавим в нее сахар и немного муки. Благодаря муке наша сметана не будет расплываться. Смесь хорошенько перемешаем до получения однородной массы и выкладываем ее на тесто.

Разогреем духовку до 200 градусов и поставим в нее наши шанежки минут на 20. И вот наши шанежки готовы. Особенно они хороши с холодным молоком.

Всего доброго. Ангела вам за трапезой!

* * *

Ведущий - священник Алексий Уминский: - Наше путешествие закончено. А вместе с ним подошла к концу и наша программа. Ее электронную версию вы сможете найти на нашем сайте "Седмица.Ru". Там же вы сможете познакомиться с религиозными новостями со всех концов земли. Надеюсь, что в летнее время и вам удастся совершить интересные путешествия и отправиться в паломничества по святым местам нашей необъятной и прекрасной Родины. Следующая наша программа выйдет, как всегда, в субботу.

Всего вам доброго. Храни вас Господь!

1 июля 2005г.
www.sedmitza.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован