20 сентября 2004
86

ТЕРРОРИСТОВ БУДУТ `МОЧИТЬ` ПО МЕСТУ ПРОПИСКИ

Законодатели планируют существенно ограничить право россиян на свободу передвижения

Очередной жертвой борьбы российских властей с терроризмом может стать основополагающее право граждан на свободу передвижения. Закон 1993 года, снимающий всякие ограничения на внутреннюю миграцию и устанавливающий уведомительный порядок регистрации граждан по месту их пребывания, думское большинство считает устаревшим. Новый закон, который готовится в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, по данным `НГ`, призван восстановить советскую практику контроля за миграцией: граждане не смогут менять место жительства без разрешения властей. Правда, по аналогии с новым законом о митингах прямо о замене уведомительного на разрешительный порядок объявлено, видимо, не будет. Тем не менее с учетом возможного общественного резонанса от таких мер миграционный проект будет приниматься отдельно от остальных антитеррористических поправок и прорабатываться более тщательно.

Завтра на Совете Думы будет обсуждаться план законодательной работы на осеннюю сессию, в том числе перечень неотложных антитеррористических законов. Пока в этом перечне, состоящем из 36 актов, нового миграционного проекта нет. Однако в минувшую пятницу председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил, что данный список не является закрытым и, без сомнения, будет пополняться. Из уст Плигина впервые прозвучало рабочее название проекта, о подготовке которого наблюдатели давно догадывались, но представители `Единой России` до поры умалчивали. Глава комитета сообщил, что новый закон может называться так: `О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также правилах регистрации`. По словам Плигина, `это будет отдельный федеральный закон, который, возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и Закон 1993 года `О праве граждан на свободу передвижения`. Парламентарий сообщил, что текст этого документа будет готов в конце этого - начале следующего месяца.

О конкретном содержании данного акта Плигин пока говорить отказывается. Но немало ограничительных предложений в сфере миграции выдвигалось на заседаниях рабочей группы Госдумы, готовящей антитеррористические меры. К примеру, предлагалось ограничить въезд и пребывание граждан `в регионах со сложной демографической или криминогенной обстановкой`, то есть фактически распространить соответствующую норму закона о чрезвычайном положении без формального введения последнего. Было предложение и о более жестком учете прибывающих граждан, то есть установлении своего рода их `предрегистрации` через участковых милиционеров.

Последним также предполагалось дать право досмотра жилых помещений для проверки паспортного режима. Наконец, депутатами была зафиксирована и идея о новом виде административной ответственности нарушителей такого режима - высылке граждан РФ к месту постоянного жительства.

Как стало известно `НГ`, одним из авторов жестких миграционных инициатив выступил вице-спикер Владимир Катренко, которому руководством партии было даже рекомендовано поменьше высказываться на этот счет. Корреспонденту `НГ` также удалось узнать, что с подобными же идеями выступили и московские власти, и ряд южных регионов, и Министерство внутренних дел РФ.

Еще весной этого года глава комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы Юрий Попов заговорил о необходимости внесения изменений в закон 1993 года. Депутат предложил регионам закрывать свои административные границы без объявления ЧП. Среди инициатив Попова - запрет въезда на территорию Москвы лиц некоренной национальности, если их в городе уже 10% от населения. Депутат предложил также регистрировать мигрантов по биометрическим параметрам на въезде в столицу. А в свете последних терактов Попов сделал поправку - закрывать регионы прежде всего от приезжих с территорий, где проводится контртеррористическая операция, то есть Чечни и Ингушетии.

Сперва коллеги не поддержали Попова. Председатель МГД Владимир Платонов не раз отзывался о проекте Попова как о `некомпетентном`, называл его `грубейшим нарушением Конституции`. Но последние события убедили столичных парламентариев вернуться к этому вопросу, тем более что из документа исчезли наиболее одиозные положения о квотах на проживание в городе представителей диаспор.

Недавно губернатор Московской области Борис Громов потребовал от своих подчиненных `срочно навести порядок` и `разобраться с регистрацией всех граждан, проживающих в регионе`. Он подчеркнул, что незаконные мигранты, особенно `те, кто прибыл с Кавказа`, - главная проблема области. А пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский проговорился, что подмосковные власти намерены отправлять нелегалов к месту проживания самолетами за счет областного бюджета.

Препятствием для введения таких чрезвычайных мер, безусловно, является подписанный Борисом Ельциным в июне 1993 года Закон `О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ`. С этого времени выбор ограничивается лишь территориями с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Однако государственная машина еще долго сопротивлялась либеральным `установкам`. Конституционный суд был вынужден несколько раз напоминать властям про то, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Труднее всего с `пропиской` расставалась Москва, до 2002 года сохранявшая собственные правила регистрации. Более того, в сентябре 1999 года (сразу же после взрывов жилых домов) мэр Москвы издает распоряжение `О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в Москве`. Милиции предписывалось провести перерегистрацию всех `мигрантов`, выясняя у каждого `цель пребывания`. И `принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве`.

Правда, Москву закрыли ненадолго - было так много протестов, что правительство Москвы было вынуждено приостановить исполнение распоряжения. Даже в экспертном заключении Минюста отмечается, что `неотложные меры` противоречат Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека.

То, что казалось невозможным пять лет назад, сегодня выглядит вполне реальным. `Что еще нужно нашим деятелям от демократии, чтобы увидеть необходимость особых мер по защите москвичей? - восклицал две недели назад мэр Москвы Юрий Лужков на митинге, проходившем на улице Гурьянова в день годовщины теракта. - Думаю, что сейчас прозрение наступило. Мы свои меры предложили власти, и это все можно сделать в пределах Конституции, наших демократических норм и правил`.

Правда, Плигин говорит, напротив, об упрощении правил регистрации. Но история с принятием закона о митингах показала: продекларированные уведомительные нормы на деле оказываются чисто декларативными, тогда как запретительные полномочия органов власти и правопорядка возрастают многократно.

Иван Родин, Анастасия Корня, Кира Латухина
материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован