10 сентября 2004
86

Террористов посадят на голодный паек

Трагедия в Беслане ставит много вопросов. И один из самых важных в их числе - как перекрыть каналы финансирования террористов. Известно, что деньги чеченским `борцам за веру` собирают многочисленные `благотворительные` организации - любой правоверный мусульманин в Саудовской Аравии, Великобритании и многих других странах может сделать пожертвования прямо в мечети. Но мало деньги собрать, их еще надо переправить. И вовсе не обязательно почтальоном окажется бородач, который, `применяя джиу-джитсу, лезет к нам через границу`, дабы доставить в кавказские горы мешок `капусты`. Однако даже в этом случае, прежде чем такой мешок будет набит, могут быть проводки по банковским счетам `меценатов` и аффилированных с ними (и с террористами) структур.

Если Масхадова Запад по-прежнему называет `умеренным националистическим лидером`, то уж Басаева и иже с ним даже самые яростные критики чеченской политики Кремля все же причисляют к террористам. Следовательно, существуют возможности для сотрудничества с западными державами с тем, чтобы пресечь финансовую подпитку хотя бы откровенных бандитов. Так, официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил 8 сентября: `Люди, захватившие школу, являются террористами... Группы, которые их спонсируют, являются террористическими, - все просто и ясно. С ними нужно бороться, они должны быть уничтожены`. После 11 сентября 2001 г. задача выявления и закупоривания финансовых источников международного терроризма выдвинулась на первый план в деятельности Международной группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), созданной ОЭСР еще в 1989 году. В июне прошлого года Россия стала полноправным членом данной организации. Этому предшествовало, в частности, принятие закона `О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем` и добавление к довольно многочисленным и нередко дублирующим друг друга органам, осуществляющим на Руси финансовый контроль, еще одной бюрократической структуры - Комитета по финансовому мониторингу (КФМ).

Между тем высшим органом государственного финансового контроля является у нас Счетная палата (СП). И, похоже, ее председатель Сергей Степашин намерен возглавить, причем как минимум в европейском масштабе, борьбу за то, чтобы посадить террористов на голодный паек. Вообще говоря, главная функция СП - `контроль за исполнением федерального бюджета` (ст.101 Конституции и ст.3 закона `О Счетной палате РФ`). Однако, по закону, это ведомство, имеет право проверить любое юридическое лицо, правда, только для вынесения своего резюме, так как, будучи парламентским органом, СП не располагает карательными полномочиями.

В 2000 г. был создан Совет руководителей высших органов финансового контроля (ВОФК) государств-участников СНГ. В самом начале этого месяца в Астане прошла его V сессия. Непосредственно в повестке дня форума вопросы, связанные с пресечением финансирования террористических организаций, не значились. На сессии были приняты Декларация `Гласность и прозрачность в деятельности высших органов финансового контроля и их взаимодействие с различными ветвями власти`, `Модельные методические рекомендации по осуществлению контроля эффективности`, а также `Глоссарий терминов в сфере контроля использования государственных финансовых ресурсов`. Кроме того, была утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей ВОФК государств-участников СНГ и принят план работы Совета в период до следующей сессии, которая пройдет в 2005 г. в Кишиневе. Все это, по большому счету, рутинные вопросы.

Однако на брифинге 1 сентября, то есть в тот самый день, когда бандиты захватили школу в Беслане, Степашин заявил, что органы финансового контроля стран СНГ должны подключиться к борьбе с терроризмом в части перекрытия каналов его финансирования. Он также сказал, что в ближайшее время будут подготовлены соответствующие предложения и что он уже обсудил этот вопрос с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, а также со своими коллегами по СНГ, которые всецело поддержали российскую инициативу. `Мы должны наиболее плотно работать по этой проблематике на пространстве бывшего СССР` - подчеркнул Степашин. По его словам, органы финансового контроля стран СНГ будут тесно взаимодействовать со службами финансовой разведки (в России это КФМ): `Мы будем работать с ними вместе, обмениваться информацией, возможно, проводить совместные операции`.

Спустя всего шесть дней ту же тему Степашин поднял уже в Вильнюсе, выступая на заседании Управляющего совета Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ), президентом которой он в настоящее время является. ЕВРОСАИ, объединяющая 47 стран, - это региональное подразделение Международной организации ВОФК (ИНТОСАИ). `На фоне продолжающейся эскалации террористических актов в различных районах мира высшие органы государственного финансового контроля должны консолидировать свои усилия по перекрытию каналов финансовой подпитки международного терроризма`, - сказал Степашин, отметив необходимость `заострения данного вопроса` и на предстоящем в следующем месяце в Будапеште XXVIII Конгрессе ИНТОСАИ. Участники заседания в Вильнюсе поддержали предложение Степашина придать постоянный статус созданной в 2003 г. по инициативе Счетной палаты РФ Рабочей группе ИНТОСАИ по борьбе с отмыванием `грязных` денег, фактически дублирующей в своих функциях ФАТФ.

На высшем форуме ИНТОСАИ в Будапеште, по мысли Степашина, следует особо обсудить дополнительные усилия, которые должны предпринять контрольные органы тех стран, откуда, собственно, и осуществляется финансирование террористических вылазок. Это, очевидно, ключевой вопрос, без решения которого образование новых `антиотмывочных` структур на глобальном, региональном или национальном уровне может предстать трансцендентной бюрократической возней. Однако не менее очевидно, что добиться такого решения невозможно без действительной воли к тому со стороны политического руководства государств, в которых активно действуют спонсоры террористов. Иными словами, необходимо мощное внешнее давление в высших сферах. А это уже компетенция не ИНТОСАО, не ФАТФ и не ООН, а исключительно Белого дома в городке на Потомаке. Собственно говоря, в интересах собственной безопасности американцы так и действуют, закупоривая подозрительные финансовые каналы не только на выходе, но и на входе. Проявят ли они хотя бы малую старательность в интересах России как своей союзницы по `антитеррористической коалиции` - еще вопрос, что бы ни говорили Баучер, Пауэлл и лично тов. Буш.




Сергей ЭДУАРДОВ, 10 сентября 2004

Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2004/09/10/349348.shtmlhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован