23 марта 2006
2646

Тезисы выступления Дмитрия Пумпянского на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ

Тезисы выступления Вице-Президента РСПП, Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрия Пумпянского на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ по вопросам реформирования системы технического регулирования

Уважаемый Михаил Ефимович, Уважаемые члены Совета!

В своем выступлении я хотел бы обобщить опыт РСПП и рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются российские промышленники и предприниматели в ходе реализации реформы технического регулирования. Наш анализ показывает, что одной из основных проблем являются методологические недоработки в планировании, постановки задач, в методах их решения.
РСПП предлагает обсудить следующие основные аспекты для обеспечения системного подхода к реализации реформы в сроки предусмотренные законом.

Во-первых должна быть заложена основа системы технического регулирования, ее методологический каркас, роль которого в соответствии с федеральным законом должны выполнять общие технические регламенты, которые должны стать основой для последующей разработки специальных регламентов. Поэтому необходимо предпринять меры по ускорению разработки и принятия семи общих регламентов, предусмотренных законом "О техническом регулировании" и правительственной программой. К тому же правоприменительная практика при принятии этих общих технических регламентов позволит лучше понять: надо или нет вносить поправки в закон, а если надо, то какие.

Во-вторых необходимо тщательно проработать вопрос о перечне объектов технического регулирования. Возможно, более осторожно надо относиться к отраслевому принципу подготовки специальных технических регламентов и принять во внимание тот факт, что любой производственный процесс включает в себя набор конкретных элементов. К примеру, вы найдете электросиловые установки, подъемные краны, лебедки, колесный транспорт и т.д. и на кондитерской фабрике и в шахте и на металлургическом заводе. Наверное, нет нужды переписывать общие требования к такому оборудованию в специальные технические регламенты для каждой отрасли как это происходит сейчас.

Третье, правоприменительная практика показала, что ряд формулировок закона "О техническом регулировании" устойчиво неверно интерпретируются разработчиками регламентов. Это ведет к включению в технические регламенты положений, предписывающих или запрещающих те или иные конструктивные или технологические решения, а также положений, дублирующих конкретные меры из инструкций по технике безопасности и охране труда, утверждаемых в настоящее время на уровне начальника цеха или главного инженера завода. Поэтому сегодня большинство российских предпринимателей не видят в реформе инструмент, который способен облегчить их жизнь или защитить их интересы. Скорее наоборот. Анализируя процесс подготовки технических регламентов и их качество, бизнес получает основания опасаться, что эта реформа приведет к дополнительному бюрократическому давлению, неоправданным экономическим издержкам и консервации технологического отставания. То есть ровно обратному эффекту по отношению к заявленным целям реформы.

Еще об одной проблеме. Сегодня в Российской Федерации созданы около 460 технических комитетов по стандартизации, каждый из которых готовит свои предложения в ежегодный план по стандартизации. При таком количестве технических комитетов невозможно проводить сравнительный анализ этих предложений и в результате комитеты зачастую разрабатывают различные стандарты на одну и туже продукцию. В связи с этим мы считаем, что Ростехрегулированию необходимо радикально уменьшить количество технических комитетов, укрупнив и приведя их систему в соответствие со структурой международных организаций по стандартизации. Это решение должно кардинально упростить процесс гармонизации нашей системы с международной.

Пятое, региональный бизнес не имеет возможности практического участия в реформе. 95 процентов технических регламентов разрабатываются московскими организациями и в большинстве случаев - ведомственными структурами, которые в основном отражают точку зрения ведомств, но не государства и бизнеса. Принять участие даже в заочной форме обсуждения технических регламентов невозможно, т.к. отсутствует единый информационный фонд разрабатываемых регламентов с актуальной информацией. Сроки публичного обсуждения большинства проектов технических регламентов минимальны - два месяца. За это время официальное уведомление о начале обсуждения не успевает иногда даже доходить до регионов.

Шестое, по нашему мнению России срочно нужна собственная независимая система аккредитации, признанная международным сообществом. Ее отсутствие вынуждает всех, участников международного рынка, и тех, кто только планирует выход за рубеж, прибегать к услугам существующих зарубежных систем, таких как Ллойд, ТЮФ, и т.д. Это создает организационные проблемы, ведет к значительным материальным издержкам, кроме того способствует промышленному шпионажу в отношении российской продукции. И уж совершенно недопустимым является то, что отсутствие отечественной системы независимой аккредитации передает в руки зарубежных организаций инструмент запрета выхода нашей продукции на международный рынок. Последствия такой ситуации вполне понятны и осязаемы. Именно это положение вещей стало одной из причин снижения экспорта нашего машиностроения за последние годы.

Седьмое, важный аспект темы технического регулирования, в котором бизнес видит свою прямую заинтересованность - это защита интеллектуальной собственности и борьба с контрафактной продукцией. В качестве одного из направлений этой борьбы мы определили для себя развитие систем добровольной сертификации продукции таких, как например проект "Марка года". Мы готовы активно сотрудничать с органами государственной власти и в других проектах добровольной сертификации, направленных на решение этих проблем.

Мы считаем, что перечисленные проблемы решаемы. Для этого необходимо обеспечить учет интересов всех сторон, которых касается реформа технического регулирования. К сожалению, мы сегодня вынуждены констатировать, что роль бизнес сообщества в реализации реформы практически не заметна. Даже в Правительственной комиссии по техническому регулированию предприниматели просто не представлены.

Предусмотренные законом "О техническом регулировании" публичные обсуждения в форме общественных слушаний выполняют определенную положительную роль, но вряд ли они способны компенсировать отсутствие учета позиции промышленников на стадиях постановки задачи. Помимо того, что технический регламент - это серьезный юридический документ, это сложный технический документ, нагруженный специальной терминологией и написанный техническим языком. Такие документы более уместно обсуждать в кругу специалистов, прорабатывая вопрос за вопросом. К тому же, подготовка технического регламента стоит больших денег и занимает много времени, и ошибка, заложенная в начале, способна свести всю работу к нулю, обесценивая все произведенные усилия.

Кстати в некоторых странах СНГ, которые находятся на подобной стадии реформы, активно привлекаются к реформе технические комитеты по стандартизации. Так в законе Украины "О стандартах, технических регламентах и о процедурах оценки соответствия", принятого в декабре 2005 года прямо указано: "Центральные органы исполнительной власти, к полномочиям которых отнесена организация разработки технических регламентов, создают рабочие группы из представителей технических комитетов...". Мы разделяем такой подход и считаем, что тем самым создается благоприятная институциональная среда для реализации реформы технического регулирования.


В связи с вышеизложенным - наши предложения:

- Включить не менее чем трех представителей РСПП в Правительственную комиссию по техническому регулированию, предусмотрев назначение одного их них заместителем председателя.

- Утвердить как обязательное - требование о необходимости согласования с бизнес сообществом подготовку и ежегодное уточнение Правительственной программы разработки технических регламентов.

- Подготовить с участием РСПП и издать Решением Правительства РФ рекомендации, разъясняющие вопросы разработки технических регламентов, их структуру и состав, в том числе недопустимость включения в технические регламенты положений, предписывающих или запрещающих те или иные технологические и конструктивные решения, а также положения, дублирующие конкретные меры из инструкций по технике безопасности и охране труда.

- Решить вопрос о привлечении бизнес сообщества к подготовке технических заданий, экспертизе готовых проектов и организации совместного финансирования работ по написанию проектов общих технических регламентов. В первую очередь речь идет об общих технических регламентах по эксплуатации зданий и сооружений, эксплуатации машин и оборудования, по пожарной безопасности и экологической безопасности.

- Привести систему технических комитетов по стандартизации в соответствие со структурой технических комитетов международных организаций по стандартизации.

- Создать национальную систему аккредитации, интегрированную в международную систему аккредитации, РСПП в настоящее время создает Общественный совет по аккредитации.

Реализация этих предложений позволит ускорить реформу технического регулирования и повысить конкурентоспособность российской промышленности.

Представляется, что такой подход реально заинтересует бизнес сообщество в реформе технического регулирования и сделает его активным участником этого процесса.

Уважаемый Михаил Ефимович, в заключение позвольте сказать, что РСПП высоко ценит партнерские отношения, складывающиеся сегодня с органами государственной власти. Мы видим огромный ресурс этого партнерства и готовы ответственно участвовать в совместных проектах, в частности в таком важном как реформа технического регулирования.

Спасибо за внимание.


http://www.oil-gas.ru/news/view/?8854
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован