02 декабря 2004
9337

`Толика истины` - каждый вечер, в 20.30...

"Советская Сибирь" - новосибирская областная газета http://www.sovsibir.ru
ТВ-Смотритель
Татьяна ШИПИЛОВА.

"Первый канал" телевидения вновь погружает нас в очередной анализ прошлой эпохи. Вслед за 22-серийной "Московской сагой" Дмитрия Борщевского нам - без передышки - предложили посмотреть 16 серий "Детей Арбата" Андрея Эшпая. Что ж, будем сравнивать. Другое дело - душа тоскует по правдивому осмыслению настоящего. Но лишь немногие деятели искусства, - к примеру писатель Виктор Пелевин, - осмеливаются и рискуют сегодня "ковырнуть пласт современности". А телеэкран пока ограничивается штамповкой бесчисленных криминальных да вневременных (интерьерных) семейных историй, которые могут лишь развлечь, на мой взгляд, не очень требовательную и охочую до понимания "текущего момента" душу. Но дело, как говорится, сделано. И, думаю, преимущественно все же старшее поколение еще на неделю вечерами будет приковано к экрану домашнего кино. Кстати, сам режиссер свою работу называет почему-то именно кинофильмом, видимо, подчеркивая ее иной качественный уровень. Посмотрим - увидим.

Пришло время неторопливого осмысления прошлых эпох, говорят авторы новой работы. Пришло время? Разве Анатолий Рыбаков ждал третьего тысячелетия, когда почти сорок лет назад садился за "Детей Арбата"? Потом два десятилетия роман ждал своего издания. Тоже время никак не наступало. Потом наконец-то в середине 80-х стал бестселлером, вызвав ожесточенные споры российской общественности. "Арбат - еще не вся Россия!" - этот тезис усиленно педалировался в дискуссиях, как будто автор утверждал обратное. В то же время другой, великий певец Арбата Булат Окуджава пользовался широчайшей популярностью безо всяких нападок. Но, видимо, споры вокруг острополитической тематики неизбежны.

Скажу про личное восприятие первых серий нового фильма: после затянутой и несколько поднадоевшей "Московской саги" "Дети Арбата" воспринимаются свежее. А исполнители главных ролей Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов, на мой взгляд, просто превосходны: они действительно молоды и действительно прекрасны в своей непосредственности и свежести. Есть, знаете ли, некая изюминка в современном пластическом решении роли Вари Ивановой в исполнении этой театральной звезды (несмотря на молодость, Хаматова уже лауреат Государственной премии России). Это ведь уметь надо - создавать какую-то пружинящую энергию перед телеобъективом!

Правда, и в этом фильме настораживает почему-то обязательное стремление создать не только вещественный, но и духовный антураж той эпохи. Ладно, ищите вы на блошиных рынках (как анонсируется в рекламе) старомодную одежонку, если вам это надо. Но не надо мне навязывать эмоциональную окраску атмосферы тех дней: все равно у вас ничего не получится, потому что вы тогда не жили, и в результате ваши попытки становятся ходульными и похожими на попытки воссоздать нечто в других ретролентах. В искусстве есть своя правда, и ее не заменят никакие показушные устремления. Впрочем, об этом лучше поговорить потом, через месяц.

Наверное, иной телезритель спрашивал себя: зачем мне историческая версия создателей "Московской саги", если ничего нового она мне не приносит? Избитые в периодике за десятилетия коллизии и сцены с участием крутого "отца народов" и охочего до женского пола Берии вызывают уже тоску. А выдающиеся мастера кино и сцены, такие как Инна Чурикова и Юрий Соломин, несмотря на весь свой талант, становятся носителями тоже образов-схем, этакими героями без страха и упрека, а отнюдь не живыми людьми.

Риск удариться в стократное разжевывание уже ставших прописными истин, что культ и его последствия - плохо, а молодость и сам дар жизни - хорошо, что все хорошее вообще лучше всего плохого, сопутствует и "Детям Арбата". Но все-таки пока, меня во всяком случае, подкупает стремление создателей сериала сделать нечто особенное, непохожее ни на что другое и просто "вкусное эстетически", наконец.

Не смотреть эти фильмы, пожалуй, нельзя. Хотя они нас нередко сначала необоснованно обнадеживают, а потом просто обманывают. Увы, в век, когда телевидение стало для многих единственным источником информации, недооценивать огромного влияния этих пленок на массовую аудиторию невозможно. Так что сегодня в 20.30 снова включим "Первый канал", который уважаю еще и за то, что он единственный ("Культура" - особый счет) не перекармливает до отвращения нас рекламой. Глядишь, мы на самом деле отложим в своей душе хоть маленькую толику ИСТИНЫ. А если к этому чуть-чуть прибавится понимание сегодняшнего нашего сумасшедшего существования, то будет вообще неплохо. Только молю телеэкран: ради Бога, не говорите в тысячный раз, что все мы вышли из сталинской шинели, как разночинцы - из гоголевской в свое время! Не то что надоело, а просто вот... Я сегодня живу и сегодня дышу, люблю и надеюсь. Дайте мне глоток сегодняшнего воздуха пусть даже через вчерашний день, если он вам еще не надоел.

И одна мысль особенно не дает покоя: вдруг мне снова просто морочат голову, подсчитывая элементарные "бабки", которые будут заработаны на очередном телепроекте, пусть даже если исследуемая тема для многих все еще сродни кровоточащей ране.

Антон НАУМЕНКО. г. Новосибирск.

Утренняя звезда - на сцене, экране и наедине с собой
Ее имя в переводе означает "Утренняя звезда". В детстве она его недолюбливала, и на то были веские причины. "Чулпан" превращали в лучшем случае в "Султан", в худшем - в "Чурбан". Зато сейчас она довольна: на театральном небосклоне только одна Чулпан - Хаматова.

- Многим зрителям почему-то кажется, что в детстве вы были хулиганкой... - Нет, я была очень тихим ребенком и все свои "подлости" делала исподтишка. Если кто-то мог написать неприличное слово на заборе в открытую, рискуя быть застуканным на месте преступления, то я это делала только ночью.

- Свою первую любовь помните?

- Мои первые "любови" были безответными. Мне нравились мальчики, а я им - нет. Я писала письма, признавалась в любви, потому что пушкинская Татьяна так делала. Переживала. Никто мне не отвечал, мальчишки ведь ужасно боятся таких проявлений чувств. Они делали вид, что никаких писем не получали. Мальчикам тогда нравились другие девочки, были другие эталоны. Если бы мне в то время кто-нибудь сказал, что меня назовут секс-символом года, ни за что бы не поверила.

- Вы были фантазеркой?

- Скорее вруньей. Я все время врала: чтобы оправдать себя, чтобы мама не расстроилась, чтобы девочки за мной пошли... Сочиняла какие-то нелепые истории о том, что у меня сестра в шкафу живет и мама ненастоящая. Я искренне верила в свои выдумки, и мне верили. Врала, что иду на фигурное катание, а сама отправлялась гулять.

- А в театр ходили?

- Да, родители водили меня в театры, и я сама "водилась". В нашем городе был хороший ТЮЗ, оперный театр, драматический. Детские спектакли мне не нравились, потому что они были поставлены для каких-то сомнительных детей. Мне неприятно было смотреть, как сорокалетняя тетенька играет девочку. Остальные спектакли мне нравились. Я любила всех артистов только потому, что они уже артисты.

- В антрепризном спектакле "Сильвия" вы играете собаку. Как "входили в образ"? Был ли прототип?

- Я играю свою собаку Мирту, ризеншнауцера. С нее я делала пластику, настроение. К сожалению, она погибла. Казалось, будто мы лишились близкого человека. Собачники говорят: лучший памятник погибшей собаке - новая собака. Теперь у меня французская овчарка, бриар Данхилл. Мне кажется, в обновленном спектакле моя роль будет представлять синтез характеров и привычек моих любимых собак. И я буду в этом спектакле разговаривать со своей погибшей собакой.

- А какие чувства вы испытываете, когда первый раз смотрите фильм со своим участием?

- Отвращение. Всегда.

- Не нравитесь себе на экране?

- Ну хорошенькая, и что дальше? Я смотрю на другое. Вижу ошибки, вижу, что все мимо. У меня реакция человека, который, не зная, как звучит его голос на магнитной пленке, вдруг слышит себя со стороны.

- Где больше ошибок - в театре или кино?

- В театре нельзя проконтролировать, поэтому кажется, что все получилось хорошо.

- Что для вас важнее при выборе: хороший сценарий, имя режиссера или гонорар?

- Хороший сценарий, хороший режиссер, хорошая роль, потом деньги. А если очень плохой режиссер, плохой сценарий, плохая роль, то деньги - на первом месте.

- Кто ваш любимый поэт, писатель?

- Марина Ивановна Цветаева. Я все ее люблю: стихи ее люблю, жизнь ее люблю, детей ее люблю. Я в ней нуждаюсь. Понимаю ее. Она писала не головой, а откуда-то из самых глубин. Люблю Достоевского. Произведения современных авторов глубоко меня не задевают. Если мне скажут, почитай эту книжку, ее вся Москва читает, - никогда в жизни читать не буду, хотя, может быть, это очень хорошая книжка. Потому что я жадина. Хочется, чтобы книжка была моя и только моя.

- Вы эмоциональный человек? Можете заплакать в театре?

- Конечно.

- Какой спектакль произвел особенно сильное впечатление?

- Самое сильное потрясение было от Владимира Машкова в спектакле "Табакерки" "Матросская тишина". Во время его монолога я рыдала.

- Самый приятный комплимент, который вы слышали?

- Очень приятно, когда говорят от чистого сердца: "Как хорошо, что вы есть".

http://ribakow.narod.ru/body/articles.htm

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован