23 апреля 2002
1121

Традиционные промыслы и ремесла

Издавна славилась воронежская земля самобытными талантами. Сама природа побуждала человека к творчеству: красота и гармония полноводных рек, дремучие леса и раздольные луга привлекали взгляд неброской красотой диких цветов.
Красоты местной природы ложатся в вышивки, образуют неповторимые узоры на коврах мастериц. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, низание бисера и другие виды прикладного искусства воплотились в украшении костюма и жилища.
Сегодня в Воронежской области уживаются самые разные старинные ремесла. В Хохольском районе живет замечательная ковровщица, единственный в области народный мастер Мария Ивановна Гладнева. Под ее умелыми руками рождаются домотканные ковры, напоминающие своим сложным цветочным узором расписные подносы: из непроглядной темноты фона выглядывают поразительной красоты розы, сплетаются в живую гирлянду со всеми немыслимыми оттенками и прожилками. Ее работы делают даже гулкие залы музеев по-домашнему уютными. Ковры Марии Ивановны оценили и зарубежные специалисты. Работы М.И. Гладневой сумели покорить самых разных посетителей. Казалось, что она перенесла под своды зарубежных музеев буйный благоухающий палисадник российской средней полосы.
Рассказывая о традиционных промыслах воронежской земли, нельзя не упомянуть о керамическом производстве, которое издавна существовало в Рамонском, Семилукском, Хохольском, Новохоперском, Бутурлиновском, Калачеевском районах. Именно там были богатые залежи глины. Существовали села, где гончарством занимались почти все население. Работали в жилой хате, так как не было отдельных помещений. Сушились изделия в доме. Обжигали в яме, обложенной кирпичом.
В Воронеже успешно работали изразцовый завод и фабрика керамической посуды в с. Ендовище Семилукского района. К этому времени рынок стали заполнять изделия из чугуна, фаянса и фарфора. Керамическое мелкотоварное производство стало исчезать. В период с 1920 года и до конца Великой Отечественной войны в области работали единичные гончары. А развитие художественной керамики прекратилось совсем. На этом традиция прервалась.
История развития местной керамики продолжилась только с 1947 года с созданием в Воронеже артели `Керамика`. В 1968 году с открытием Рамонской фабрики художественной керамики началось возрождение традиционной воронежской керамики. Благодаря ее существованию не угасло гончарство в селе Карачун, где открылся ее филиал.
На фабрике разрабатываются образцы, которые следуют традициям карачунских мастеров прошлого. Особенностью такой керамики является покрытие изделий зеленой, желтой, терракотовой и бордово-коричневой эмалью. В украшениях обязательно присутствует `налеп`, гравировка, насечки, раскрашивание жидкой глиной. А в орнаменте присутствуют крупные черные клетки, ярко-желтые кресты и многолучевые знаки.
В начале века на рынке можно было купить игрушки, изображавшие военных и барынь, различных животных и птиц. Особенностью местных игрушек были плетеные рога и борода козла, налепные рога оленя, пышный гребень птиц. Украшались игрушки наколкой `глазков` по частям тела, насечками, подвесками. Образцы этих игрушек можно отыскать в запасниках музея или в частных коллекциях.
В 90-х годах появилось новое поколение керамистов, которых заинтересовала глиняная игрушка. Развитие местной глиняной игрушки продолжается по двум направлениям. Одно из них - это фантазия автора: изображения сказочных персонажей и необычных животных, украшенных замысловатой резьбой, выполненной по сырой глине. Другое направление - следование народным традициям.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован