15 октября 2014
5043

`Транснефть` просит Новороссийский порт

Президент`Транснефти` Николай Токарев попросил Владимира Путина отдать в управление компании госпакет Новороссийского порта. А с ним и контроль над НМТП.

Токарев 24 сентября направил письмо президенту Владимиру Путину, в котором предложил отдать 20%-ный госпакет Новороссийского морского торгового порта(НМТП) в управление`Транснефти`, рассказали`Ведомостям` два человека, знакомых с содержанием письма, и подтвердил федеральный чиновник. По словам одного из них, президент поручил премьеру Дмитрию Медведеву рассмотреть предложение Токарева. Документы из Минтранса вчера поступили в Минэкономразвития, говорит источник, близкий к ведомству(представитель Минэкономразвития от комментариев отказался, представитель Минтранса на вопросы`Ведомостей` не ответил). Представители`Транснефти` и группы`Сумма` Зиявудина Магомедова(их СП с `Транснефтью` владеет 50,1% акций НМТП) отказались комментировать письмо.

Токарев объясняет желание`Транснефти` управлять госпакетом в том числе стремлением повысить капитализацию порта, говорит один из собеседников`Ведомостей`: с IPO НМТП на LSE в 2007 г. его капитализация снизилась с $4,9 млрд до $808 млн.

Если правительство согласится с предложением Токарева, то госкомпания сможет управлять 35,8% НМТП: в прошлом году`Транснефть-сервис` скупил с рынка 10,5% порта, а летом структуры РЖД передали 5,3% НМТП в управление`Транснефти`. Еще 25% `Транснефть` контролирует через СП с `Суммой`.

Если просьбу Токарева удовлетворят,`Транснефть` сможет фактически контролировать НМТП, считает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков: если позволит договор, она сможет голосовать на советах директоров и на собраниях акционеров 60,8% акций порта.

Госпакет НМТП — в плане приватизации на 2014-2016 гг. Передача госпакета в доверительное управление может закончиться его приватизацией в пользу управляющего, но для этого Росимущество должно провести конкурс на выбор управляющего пакетом, отмечает юрист.

`Сумма` и `Транснефть` больше года ведут переговоры о разделе активов НМТП: госкомпания должна получить нефтеналивные терминалы,`Сумма` — сухогрузные. Весной основной схемой раздела считалась следующая:`Транснефть` продает`Сумме` свою долю в СП, владеющем портом, и пакет`Транснефть-сервиса`. Акционерами НМТП в таком случае останутся`Сумма`(50,1%), Росимущество(20%) и структуры РЖД(5,3%).`Транснефть` при разделе получает нефтеналивной терминал НМТП —`Шесхарис`(его планировалось выделить в отдельную компанию), два нефтепродуктовых терминала — ИПП и НМТ(50% принадлежит Gunvor),`Флот НМТП`, а также Приморский торговый порт. У НМТП при таком варианте остались бы Новороссийский зерновой терминал, контейнерные терминалы — НЛЕ и БСК, Новороссийский судоремонтный завод(его совладелец — ОСК).`Транснефть` должна была заплатить за нефтеналивные активы $0,7-1 млрд. Монополия могла также взять на себя часть долга порта(чистый долг на конец 2013 г. — $1,7 млрд). Разделить активы партнеры планировали до конца года.

Упоминаемые`Ведомостями` схемы имели место быть, но ни одна из них не была выбрана как окончательная, говорит представитель`Транснефти`.`Но в правительстве, насколько нам известно, решения нет. Как будет разделен порт, мы не знаем`, — добавил он. На прошлой неделе Токарев упомянул про некое`решение правительства`, которое`может принципиально изменить вообще всю схему` раздела активов порта(его слова приводит`Интерфакс`), не рассказав подробностей. В сентябре, говоря о возможном разделе активов НМТП, руководитель Росимущества Ольга Дергунова сказала, что в правительстве идет дискуссия о том,`делать — не делать`(ее цитировал`Интерфакс`). По ее словам, вариант,`когда нефтеналивные активы переходят компанииТранснефть”, а сухие” терминалы переходятСумме”, — это лишь возможный способ раздела и управления компанией`.

Росимущество планировало продать 20% НМТП еще в 2012 г., рассматривался вариант SPO. До этого, в 2011 г., к активу проявляла интерес и `Роснефть`. Государственная нефтяная компания предлагала продать ей 20% НМТП вместе с долей РЖД.


 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован