10 апреля 2002
349

Транспорт республики Бурятии

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функции своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны.
Транспортная система Бурятии включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный и воздушный транспорт.
Исследование транспортной системы Сибири и Дальнего Востока показывает, что речной (внутренний водный) транспорт занимает на этой территории доминирующее положение.
Важнейшее значение имеет железнодорожный транспорт. Через республику проходит магистраль Москва - Владивосток (Транссибирская магистраль). На долю железнодорожного транспорта приходится более 80% грузоперевозок и около 90% грузооборота. Основные грузы: каменный уголь, лом черных металлов, лесные и строительные материалы, цемент. Особого упоминания заслуживает Кругобайкальская железная дорога протяженностью 84 км. Построенная в 1904 году русскими, польскими, итальянскими и английскими строителями вдоль южного берега Байкала, она и сама является достопримечательностью, так как проходит через полсотни туннелей.

Вокзал Улан-Удэ - крупный железнодорожный узел, через который проходят грузовые и пассажирские поезда ближнего и дальнего следования. Отсюда отправляются поезда местного значения и пригородные электрички. В настоящее время здесь строится переход с главного перрона и привокзальной площади на вторую посадочную платформу, а также новое багажное отделение, которое должно слиться с существующими каменными вокзальными постройками.

Воздушный транспорт представлен АО `Бурятские авиалинии`, осуществляющим авиаперевозки внутри республики и за ее пределами. Аэропорт Улан-Удэ имеет статус международного. Он связан воздушными линиями со многими российскими городами: Москвой, Санкт-Петербургом, Владивостоком, Хабаровском, Якутском, Южно-Сахалинском, Читой, Иркутском, Братском, Томском, Красноярском, Новосибирском, Омском и другими, а также со столицей Монголии - Улан-Батором. Местными линиями обслуживаются в основном районные центры северной и северо-восточной Бурятии: Баргузин, Курумкан, Нижнеангарск, Таксимо и Багдарин. Их протяженность - 3719 км.
В Байкальском регионе аэропорт Улан-Удэ, благодаря удобному географическому и метеорологическому обеспечению, используется как пункт промежуточной посадки для дальних авиалиний, связывающих страны Европы и центральные регионы России с Дальним Востоком и странами юго-восточной Азии. Для перевозки пассажиров используется типовой аэровокзал, пропускная способность которого составляет 400 пассажиров в час. Для обслуживания пассажиров и грузов на международных линиях имеется таможенный досмотр багажа и пассажиров. Помимо этого, аэропорт Улан-Удэ используется как запасной для дальних магистральных линий. Предстоит организовать свободные таможенные зоны в аэропорту Улан-Удэ и приграничном городе Кяхта. Это позволит расширить географию полетов и увеличить грузовые перевозки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это, в свою очередь, расширит экспортные возможности наших товаропроизводителей.

Значительное развитие имеет водный транспорт по рекам Селенга, Чикой и по озеру Байкал. Водным транспортом перевозится в основном лес, песчано-гравийная смесь и нефтепродукты. Общая протяженность судоходных путей - 282 км. В дальнейшем роль водного транспорта может повыситься в связи с обслуживанием туристско-экскурсионных объектов на озере Байкал, на берегу которого функционируют пристани Усть-Баргузин, Нижнеангарск и Северобайкальск. Имеется также крупный порт в Улан-Удэ.

Автомобильный транспорт жизненно важен для республики. На его долю приходится свыше 70% всех пассажирских перевозок. Однако, общая протяженность автомобильных дорог мала и составляет всего 10264 км. 86% из них имеют твердое покрытие. К магистралям федерального значения относятся шоссейный тракт Улан-Удэ - Иркутск, Кяхтинский тракт, связывающий Россию и Бурятию с Монголией, и Баргузинский тракт - единственная автодорога, проходящая по восточному побережью Байкала. Озеру присвоен статус объекта мирового природного наследия. Кроме того, через Улан-Удэ проходит одна из наиболее важных магистралей Сибири - автодорога Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита (Московский тракт).
Основные автотранспортные предприятия сосредоточены в Улан-Удэ. Более 90% объема грузоперевозок до 90-х гг. приходилось на государственный ведомственный транспорт. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. 97% работ осуществляется частными, главным образом, акционерными предприятиями. В пассажирских перевозках картина та же, но доля государственного и муниципального транспорта несколько выше - 20%.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован