17 мая 2002
359

ТРАНСПОРТ СТОЛИЦЫ

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МОСКВЫ

Город нуждается в развитии единой системы, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта (городского, пригородного и внешнего). Системы, которая бы давала потребителю возможность альтернативного выбора видов транспортного обслуживания.

Одной из основных проблем развития транспортной инфраструктуры Москвы является интенсивная автомобилизация города. Для решения этой проблемы предусматривается: увеличить плотность улично-дорожной сети (с 5,3 до не менее чем 8 км на кв. км), протяженность городских магистралей (с 1245 до 1900 км, из них 55 км Третьего кольца и 93 км дублеров главных радиальных магистралей), плотность сети районных и жилых улиц в срединном поясе и периферийных районах; строить развязки, тоннели, эстакады, внеуличные пешеходные переходы, обеспечивающие непрерывный режим движения на важнейших автомагистралях, а также - мосты, создающие единство территорий города и надежные связи между ее частями; реконструировать улично-дорожную сеть (перекрестки, сужения, тупики) для повышения ее пропускной способности; создать современные информационные системы регулирования и контроля движения; организовывать зоны с ограниченными (по видам автотранспорта, времени суток и дням) режимами движения (а также - въезда, выезда и паркирования); создавать разветвленную сеть пешеходных зон, улиц, площадей, маршрутов, изолированных от транспортных потоков; развивать систему хранения и паркирования автомобилей и систему автосервиса (довести емкость гаражей-стоянок до не менее чем 2100 тыс.мест, временных стоянок - до 150 тыс.мест).

Следующее направление развития транспортной инфраструктуры касается общественного транспорта и предусматривает: увеличение протяженности линий действующей сети метрополитена до 420 км, создание нового пересадочного контура метрополитена по периферии Центрального административного округа, строительство дополнительных входов и новых станций на действующих линиях; устройство кольцевой линии внеуличного транспорта по трассе малого кольца Московской железной дороги (55 км) и скоростной транспортной системы, связывающей центр города с аэропортами Шереметьево и Внуково; развитие и специализацию сети маршрутов уличного транспорта, создание привилегированных условий для его движения (выделение специальных полос движения, обеспечение удобной пересадки с линий внеуличного и уличного транспорта, организацию современной системы таксомоторного обслуживания).

Для эффективного взаимодействия систем индивидуального и общественного городского и пригородного пассажирского транспорта предусматривается организовать пересадочные узлы и стоянки для временного хранения автомобилей по периметру исторического центра, в крупных общественно-деловых центрах и в периферийных районах, а также - реконструировать и развивать системы пригородного железнодорожного транспорта и радиальных пригородно-городских автомагистралей.

Реконструкция и развитие систем внешнего транспорта предусматривает: сокращение территорий объектов железнодорожного транспорта и транзитных грузопотоков, создание линий и вокзальных комплексов для поездов скоростного и высокоскоростного движения; реконструкцию и развитие аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово, строительство бизнес-терминалов на территориях действующих аэродромов, организацию комфортных надежных связей аэропортов с городом и между собой; строительство системы грузовых терминалов вдоль МКАД.

Изменение социально-экономических основ развития государства проявилось в транспортной системе Москвы и региона. Парк легковых автомобилей, рост которого долгое время искусственно сдерживался, за последние годы практически удвоился. Автомобиль в семье почти каждого москвича диктует новые подходы к этой проблеме. Появился и большой слой работников, занятых в финансово-деловой и коммерческой среде, для которых выполнение их функций невозможно без автомобиля, практически ставшего их вторым рабочим местом. Сформировалась и развивается система частного грузового транспорта со своими специфическими требованиями и условиями. Произошло перераспределение внешних грузовых перевозок: резко (в 2-2,5 раза) уменьшились перевозки железной дорогой и увеличились - автотранспортом. В результате возникли новые требования к транспортному комплексу, обострились экологические и социальные проблемы.

В соответствии с прежней градостроительной политикой Москва развивалась как город с общественным транспортом (личному отводилась второстепенная роль - 10-15% всех пассажиропотоков). Исходя из этого решались все вопросы планировки, застройки и развития города, распределение его бюджета. Развитию общественного транспорта способствовала и принятая одновременно система застройки крупными микрорайонами. В современной неоднородной городской среде Москвы (группы населения с различными установками и стремлениями, с разным уровнем доходов, образования и культуры) градостроители обязаны обеспечить всем москвичам широкий спектр выбора района жительства, типа жилища и вида транспорта, способа хранения и обслуживания индивидуального автомобиля. Появившиеся 2,5 млн. автомобилей поставили перед градостроителями задачу - отыскать пространство для их движения, хранения, паркирования и обслуживания.

Это новое направление Генерального плана должно опираться на сохранение и наращивание имеющегося в городе потенциала развития общественного транспорта, прежде всего метрополитена. Этим Москва выгодно отличается от многих столиц мира, и Генеральный план поставил проблему превращения ее в город с гармонично развитым общественным и личным транспортом. С учетом указанных изменений можно сформулировать приоритетные направления развития транспортной системы города. Это решение всего комплекса проблем, связанных с автомобилизацией, дальнейшее развитие и совершенствование системы скоростного внеуличного транспорта и радикальная реорганизация московского железнодорожного узла, создание системы высокоскоростных и скоростных направлений. Наиболее рациональной стратегией является сбалансированное развитие массового и индивидуального транспорта (последний будет осуществлять 15-20% объемов перевозок). Реализация этих предложений также потребует напряженных усилий: ввода дополнительно около 2 тыс.км магистральной сети, свыше 1,7 млн. машино-мест в гаражно-стояночных объектах.

Резкая автомобилизация вызвала необходимость существенной корректировки планировочной структуры города. В Генплане 1971 года основным элементом жилых территорий был микрорайон (размером примерно 0,8х0,8 км в соответствии с радиусом пешеходной доступности остановок общественного транспорта), фактически являвшийся бестранспортной зоной, где уличная сеть была представлена только районными и магистральными улицами, а доля улиц в балансе территорий города не превышала 10-12% (150-180 автомобилей приходилось на тысячу жителей). В новых условиях, когда предполагается 1 автомобиль на семью (300-350 на тысячу жителей), территория для развития улично-дорожной сети, хранения и паркирования автомобилей должна возрасти до 20-25%. Этого можно добиться при переходе на более мелкое членение территории (условно с микрорайона 0,8х0,8 км - на квартал размером 0,4х0,4 км) и формирование жилых улиц в ранее построенных районах. Это серьезная проблема изменения планировочной структуры жилой среды. В какой-то мере эта совсем иная философия подхода архитекторов к проектам застройки уже видна при реконструкции пятиэтажек. Всего, по расчетам Генерального плана, необходимо 2-2,5 тыс.км жилых улиц (дополнительно к существующим).

Генплан предусматривает очень взвешенную программу развития магистральной улично-дорожной сети. Объем работ в этом направлении, предпринятых Правительством Москвы с середины 1990-х годов, сопоставим только с 1930-ми годами, когда столица создавала мощную инженерно-транспортную систему: сеть городских магистральных улиц с новыми мостами через реку Москву и путепроводами, метрополитен, наземный транспорт, систему водоснабжения и канализации.

Сейчас завершена реконструкция МКАД (109 км). Это высококлассная магистраль с непрерывным движением транспорта по 4-5 полосам в каждом направлении, с развитой инфраструктурой и высокой пропускной способностью (более 6 тыс.автомобилей в час в одном направлении). Развернуты работы по строительству Третьего транспортного кольца (53 км), призванного разгрузить центральную часть города. Южный участок кольца от 1-го Красногвардейского проезда до Волгоградского проспекта, а также развязки на платформе Рижского вокзала, на пересечении с улицей Нижняя Масловка, уже сданы в эксплуатацию. Завершены работы по реконструкции основных радиальных направлений - Ленинского проспекта, проспекта Мира в районе ВВЦ, дороги к аэропорту Шереметьево-2 и прочее.

В Москве исторически сложилась радиально-кольцевая система магистралей. Сейчас создаются дополнительные полноценные кольцевые и полукольцевые трассы (Большое и Малое третье кольцо и Внутригородская кольцевая магистраль по улицам Народного Ополчения, Минской, Нахимовскому проспекту, через Коломенское и Печатники; полукольцевая трасса Рублевское шоссе - Аминьевское шоссе - улица Лобачевского - Балаклавский проспект - Братеево - Капотня; Восточное полукольцо). Радиальные магистрали связывают районы массового жилищного и малоэтажного строительства со сложившейся частью Москвы. В срединной и периферийной частях города система дополнена локальными хордовыми и поперечными направлениями, создающими кратчайшие связи между жилыми районами и другими функциональными территориями (путепровод на пересечении улицы Балтийской - Б.Академической с Рижским направлением МЖД, улицы Фестивальной - Талдомской с Октябрьской ж.д., улицы 800-летия Москвы с Савеловским направлением МЖД, мост на пересечении Беломорской улицы с Химкинским водохранилищем).

Реализация этой программы вместе с эффективным использованием МКАД позволит разгрузить центр столицы от транзитных транспортных потоков. В направлениях преимущественного развития города запроектированы дублеры Волгоградского проспекта, Варшавского шоссе, Можайского шоссе, магистрали Вешняки - Люберцы, Останкино - Химки, что позволит создать новые входы в Москву и разгрузить существующие радиальные направления. На многих из них за счет строительства транспортных сооружений в разных уровнях будет создан режим непрерывного движения.

Еще одна важнейшая проблема - хранение и паркирование личного автомобильного транспорта. Машино-местами для хранения обеспечено около 30% парка, для паркирования - менее 11% требуемого количества. Имеющийся фонд машино-мест представлен в основном открытыми автостоянками (55%) и боксовыми гаражами (35%). Гаражи-стоянки, отвечающие современным требованиям (многоярусные наземные, комбинированные, подземные и полуподземные), составляют около 10%. На расчетный срок общее количество машино-мест в сооружениях для хранения и паркирования легковых автомобилей должно увеличиться до более чем 2 млн. ед., что обеспечит 60% парка, а для паркирования легковых автомобилей - до 0,6 млн. машино-мест (не менее 60% от потребности). Предлагается создать каскад перехватывающих стоянок общей вместимостью 150 тыс. машино-мест.

Мощность сети автосервиса будет увеличена на 2500 рабочих постов за счет строительства новых станций технического обслуживания и реконструкции существующих, развития постов обслуживания при автозаправочных станциях, в таксопарках и автохозяйствах.

Проблема организации транспортного движения должна быть решена комплексно. Она включает в себя и внедрение современной системы информационного обеспечения всех участников движения по ориентации в городе, повышение пропускной способности узлов, перекрестков, участков уличной сети (изменение циклов светофорного регулирования, разметка, мелкие реконструктивные мероприятия), создание целостной системы пешеходного движения и другие организационно-технические мероприятия (организация реверсивного движения на ряде внешних подходов к МКАД, использование преимущества одностороннего движения в центральной части города и прочее).

Генплан предполагает комплексное взаимоувязанное развитие всех видов транспорта для обеспечения максимума удобств населению. Массовые его виды должны сохранить приоритет. Основой единой системы скоростного городского и пригородного транспорта по-прежнему должны оставаться метрополитен и электрифицированные железные дороги. Создание новых линий метрополитена с повышенными скоростями обеспечит населению крупных периферийных районов затраты времени на поездки, не превышающие средние по городу. Районы с относительно небольшой численностью населения предполагается обеспечить `легким` наземным метрополитеном, а центр города - `мини-метро`.

За метрополитеном сохранится ведущая роль в обеспечении скоростных транспортных связей. Объем пассажироперевозок возрастет почти в 1,3 раза. Проектная сеть метрополитена включает: действующую систему, состоящую из восьми диаметральных, радиальной и кольцевой линий; систему новых линий с повышенными скоростями (четыре радиальных линии на периферии, образующие третий пересадочный контур в центральной части города и в перспективе - Большое кольцо). В будущем системой линий экспрессного метрополитена, осуществляющего связь с промышленно-производственными территориями и центром, предлагается обслужить густонаселенные московские районы, расположенные за МКАД: Митино, Солнцево, Новоподрезково. Одной из первых такая линия будет реализована в районе Солнцево.

Для таких удаленных жилых районов, как Новокосино, Жулебино, Южное Бутово, нужен транспорт с повышенной скоростью сообщения (25-30 км/час) - наземный `легкий` метрополитен сможет обеспечить подвоз населения к конечным станциям действующего метрополитена (для экономии времени пересадочные станции планируется разместить на одних подземных отметках). Первоочередная линия будет построена в районе Южного Бутова.

Мини-метрополитен в центральной исторической части города предлагается использовать на следующих направлениях: кольцевая линия - по Бульварному кольцу; диаметральная линия - соединяющая площадь Победы, Кутузовский проспект, ММДЦ `Москва-Сити`, Новый Арбат и далее через центр в направлении Лефортова; радиальная линия - по направлению Кропоткинская площадь - улица Пречистенка - Большая Пироговская улица - Новодевичий монастырь - Лужники - Площадь Индиры Ганди. Первоочередной участок строится по Большой Дорогомиловской улице, пересекает Кутузовский проспект и реку Москву, далее проходит по территории ММДЦ с размещением станции `Международная` непосредственно в центральном ядре ММДЦ `Москва-Сити`. На линии протяженностью 4,45 км намечается строительство четырех станций: `Киевская площадь`, `Дорогомиловская`, `Международная` и `Евровокзал`.

Предполагается и коренная модернизация Московского железнодорожного узла, обусловленная необходимостью формирования скоростных и высокоскоростных сообщений для пассажиров с интеграцией в международную систему железнодорожных связей. Намечается построить специальные линии высокоскоростного движения пассажирских поездов для Ленинградского, Смоленского, Горьковского и Курского направлений с организацией трех новых вокзальных комплексов, а также переоборудовать для скоростного движения Ярославское, Казанское, Рязанское, Павелецкое и Киевское направления.

Развитие метрополитена снизит внутригородские перевозки отдельных направлений железных дорог, а максимальные потоки будут формироваться на подходах не к вокзалам, а к пересадочным станциям метрополитена. Савеловский и Рижский вокзалы будут закрыты для дальнего пассажирского движения, а основными пунктами приема-отправки пригородных пассажиров в районы, приближенные к Третьему транспортному кольцу, станут станции Тушинская (или Щукинская), Петровско-Разумовская, что сократит количество железнодорожных путей в центральной части города.

Для максимального отвлечения от центра транзитных грузовых потоков планируется реконструкция Большого московского окружного кольца. Малое кольцо МЖД станет пассажирским. Здесь предусматривается формирование качественно новой городской скоростной пассажирской системы с использованием двух главных железнодорожных путей и строительством третьего пути на восточном и северном участках кольца для движения пассажирских поездов со скоростью сообщения 30-35 км/час. Эта программа реализуется одновременно со строительством Третьего транспортного кольца, образующего совместно с Малым кольцом крупный транспортно-коммуникационный коридор.

Назрела острая необходимость и в создании новых видов скоростных транспортных систем для связей города с аэропортами и рекреационными зонами, жилых и промышленных районов между собой (`Аэропорт Шереметьево - центр города`, в перспективе - аэропорт Внуково).

Генеральный план предлагает и строительство нового вида скоростного внеуличного транспорта монорельсовой линии, первоочередной экспериментальный участок которой свяжет станции метрополитена `Тимирязевская` - `ВДНХ` - `Ботанический Сад` (к намеченной в Москве Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010). От станции метрополитена `Ботанический Сад` трасса в эстакадном исполнении идет по границе нового строительства выставочного комплекса, улице Сергея Эйзенштейна, вдоль Выставочного и Продольного проездов в зоне проектируемых новых павильонов у входа на ВВЦ. Далее монорельсовая дорога выходит на улицу Академика Королева и вдоль нее до Октябрьской железной дороги, после пересечения с ней - вдоль улицы Фонвизина (на этом участке уже начато строительство) к станции метро `Тимирязевская`. На линии (8,5 км) будет 12 остановочных пунктов, из них три пересадочных с линиями метрополитена. Расчетный максимальный пассажиропоток - 3-5 тыс. пассажиров в час `пик`.

По материалам
НИиПИ Генерального плана г.Москвы

ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ МОСКВЫ
В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Наземный пассажирский транспорт

На сегодняшний день наземным транспортом в столице пользуются порядка 12-13 миллионов пассажиров.

Городской наземный пассажирский транспорт - это трамваи, троллейбусы, автобусы, - является одним из основных перевозчиков в Москве и осуществляет около 50% пассажирских перевозок. Основной задачей городского наземного пассажирского транспорта следует считать обеспечение подвоза пассажиров к ближайшим станциям скоростных внеуличных видов транспорта - метрополитену и железной дороге.

Сегодня город располагает: автобусами - более 5000 ед.;

троллейбусами - порядка 1600 ед.; трамваями - порядка 900 ед. В Москве насчитывается 495 автобусных, 86 троллейбусных, 39 трамвайных маршрутов. Количество водителей - более 12000 человек.

На 973 коммерческих маршрутах регулярно работают более 6200 микроавтобусов.

Пополнение транспортных средств по данным на 2000 год:

> автобусы: всего - 463, в т.ч. новые - 463;

> троллейбусы: всего - 140, в т.ч. новые - 135;

> трамваи: всего - 27, в т.ч. новые - 25.

Метро доставляет по городу более 9 млн. человек в сутки, что приравнивается к численности постоянного (т.н. ночного) населения Москвы.

Пассажирский транспорт, работающий в ночные часы

до 1.30 работает метро;

до 2.00 наземный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) ;

легковые такси (круглосуточно);

а также маршрутные микроавтобусы, перевозящие пассажиров из аэропортов.

Легковой и грузовой транспорт

Сегодня по улицам Москвы ездит порядка 2,7 миллиона автомобилей, из которых приблизительно 2,2 миллиона - это легковые автомобили, включая также иногородние.

За последние 10 лет, с 1990 года по 2000 год, парк автомобилей в Москве вырос в 3,5 раза и достиг уровня 275 автомобилей на 1000 жителей города. Ежегодно парк автомобилей в городе увеличивался на 150-200 тыс. автомобилей, и, несмотря на то, что за последнее время темпы роста замедлились, в ближайшие обозримые годы парк автомобилей все же будет увеличиваться.

Статистика свидетельствует: в `пиковые` периоды по Москве одновременно движется до 180 тысяч автомашин, причем в центре (включая Садовое кольцо - 25 тысяч. В те же часы на улицах припарковано до 300 тысяч машин, а в центре - до 75 тысяч. Средняя скорость по городу едва достигает 33 км/час, а в пределах Садового Кельна она меньше 18 км/час.

Согласно прогнозам, в 2020 году 80% населения города будет постоянно пользоваться личным легковым транспортом, а численность `легковушек` возрастет минимум на 40%.

Железнодорожный транспорт

В Московском железнодорожном узле размеры движения электропоездов составляют более 2000 поездов в сутки. За 7 месяцев т.г. ими перевезено около 300 млн. пассажиров.

Речной транспорт

Столичная Судоходная компания, выполняя городской заказ, осуществляет перевозки пассажиров на пригородно-скоростной линии по каналу имени Москвы от Северного речного вокзала, в навигацию 2001 г. перевезено 120,5 тыс. человек) теплоходами типа `Ракета` (5 ед.) и на внутригородских линиях (переправах) Северный речной вокзал - Захарково и Троице-Лыково - Серебряный Бор перевезено 28,0 тыс. человек) судами типа `Москвич` (2ед.). Кроме того, ССК обслуживает экскурсионно-прогулочные линии от Северного речного вокзала и в центре города, на которых перевезено 644 тыс. человек теплоходами типа `Москва` (31 ед.).

Дороги

В последние годы, в чем многие убедились воочию, в Москве ведется небывалое по масштабам дорожное и мостовое строительство. Важнейшим звеном в системе общегородских магистралей стало стокилометровое кольцо МКАД (109 км) - дорога европейского класса. Здесь полностью или частично проходит примерно 27% городских маршрутов, тогда как Садовое кольцо принимает на себя лишь 14,7% от общей нагрузки общественного транспорта.

Общая протяженность дорожной сети города составляет 4563 километра. Количество радиальных магистралей - 16. Протяженность Садового кольца - 15,6 км.

Московский метрополитен

Московский метрополитен сегодня - это основа транспортной системы столицы. Доля метрополитена в балансе пассажирской транспортной работы города составляет 55,1%. Ежедневно его услугами пользуется до 9 миллионов человек. В 2000 году объем перевозок метрополитена составил 3202,7 миллиона пассажиров.

Общая протяженность 11 линий метро - 264 километра. На них расположены 162 станции.

Система, оплаты проезда

С 1997 года на Московском метрополитене действует автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) с использованием магнитных билетов и бесконтактных смарт-карт (БСК). В настоящее время БСК пользуется 1 миллион человек

С 1999 года метрополитен предоставил студентам столичных ВУЗов возможность пользоваться именными смарт-картами.

В 2001 году аналогичная программа реализована и для московских государственных общеобразовательных учреждений. В июне 2000 года учащимся школ было продано более 406 тысяч билетов, а в июне 2001 года - всего 145,5 тысяч. Количество проданных льготных билетов сократилось почти на 64%. Использование АСОП с момента ее внедрения в 1997 году позволило повысить доходность перевозок в метрополитене на 20%.

В сентябре 2001 года Московским метрополитеном совместно с Московской железной дорогой, Департаментом потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Московским городским фондом обязательного медицинского страхования Банком Москвы АО `Социально ориентированная розничная торговая сеть` начат эксперимент по внедрению многофункциональной `Социальной карты москвича`.

Новые турникеты

В середине 90-х годов для Московского метрополитена были разработаны турникеты нового поколения, более удобные для пассажиров и надежные в эксплуатации. Новыми турникетами сегодня оборудована станция `Улица академика Янгеля`. В ближайшее время турникеты появятся и на других станциях.

Подвижной состав нового поколения

В 1998 году на Люблинской линии Московского метрополитена появились поезда нового поколения `Яуза`, серийное производство которых осваивает Мытищинский машиностроительный завод. Благодаря пневмоподвешиванию и бесступенчатой системе пуска новые поезда имеют более плавный ход. `Яуза` оборудована современными электронными системами, в частности, навигационной системой `Витязь`, компьютерной диагностикой технического состояния вагонов, противопожарной системой `Игла`.

Повышенный уровень комфорта для пассажиров создается благодаря принудительной системе вентиляции пассажирских салонов, новому расположению светильников, автоматизированным системам информирования о ходе следования поезда. Значительно улучшены и условия труда локомотивной бригады. Кабины нового метропоезда оборудуются кондиционерами, а вся необходимая машинисту информация выводится на монитор бортового компьютера.

На базе метропоезда `Яуза` Мытищинский вагоностроительной завод совместно с Московским метрополитеном реализуют проект по строительству подвижного состава для наземного метро. Испытания новых вагонов начнутся в 2002 году, а серийное производство - в 2033.

Обеспечение безопасности

Сегодня станции метро оборудованы системами видеонаблюдения. Они позволяют оперативнее управлять работой станций и проводить мероприятия по предупреждению правонарушений на территории метрополитена.

Кинологическое подразделение УВД на Московском метрополитене было создано в 1997 году. Собаки значительно облегчают проверку забытых и брошенных на станциях вещей на предмет наличия в них взрывчатых веществ. Милиционеры-кинологи выполняют и другие задачи по поддержанию правопорядка на территории метро.

Развитие

Согласно программе строительства метрополитена, утвержденной Правительством Москвы, в декабре 2001 года введена в эксплуатацию станция `Аннино` на южном участке Серпуховско-Тимирязевской линии, что значительно улучшит транспортное обслуживание жителей близлежащих районов. В 2002 году линия будет продлена до Северного Бутова - здесь идет строительство станции `Бульвар Дмитрия Донского`.

В 2002 году начнет работу участок Арбатско-Покровской линии `Киевская` - `Парк Победы`. Это первая очередь будущей Строгинско-Митинской линии. Далее она пройдет до действующей станции `Кунцевская`, затем - по участку Филевской линии до Крылатского и через Строгино - в Митино.

Бутовская линия метро

Для соединения новостроек с сетью метрополитена Правительством Москвы принято решение о строительстве веток, большая часть которых пройдет по эстакадам на поверхности земли (условно - наземных линий). Их строительство оправдано для районов, в которых не ожидается достаточных для обычного метро пассажиропотоков. Сооружение наземных линий метро обойдется дешевле и не займет значительного времени.

Первой наземной линией метро станет Бутовская, которая соединит Бульвар Дмитрия Донского с жилым массивом Южное Бутово. Протяженность линии составит около 8 км, проектная провозная способность - 25 тыс.человек в час (против 65 тысяч - в традиционном метро) при эксплуатационной скорости движения поездов 25-30 км/час (минимальный интервал движения поездов - 3 минуты). Среднее расстояние между станциями составит менее километра.

Основные технико-эксплуатационные
характеристики московского метрополитена

Эксплуатационная длина линий в 2-путном исчислении (км)
264

Количество линий
11

Количество станций
162

Плотность метрополитена (км/кв.км города)
0,264

Минимальный интервал движения (сек)
90

Выполнение графика движения (%)
99,74

Инвентарный парк вагонов
4154

Эксплуатационный парк вагонов
3223

Количество электродепо
15

Средняя техническая скорость (км/ч)
48, 58

Количество эскалаторов в эксплуатации
551

Количество станций с эскалаторами
112

Наименование линии
Количество станций
Длина

линий (км)

Сокольническая
19
26,2

Замоскворецкая
20
37,9

Каховская
3
3,3

Арбатско-Покровская
12
18,7

Филевская
13
16, 3

Кольцевая
12
19,4

Калужско-Рижская
24
37,9

Таганско-Краснопресненская
19
35,9

Калининская
7
13,1

Серпуховско-Тимирязевская
23
37,8

Люблинская
10
17,5

По метрополитену
162
264


Развитие и модернизация городского
общественного транспорта

В рамках Генерального плана развития Москвы на ближайшую перспективу и до 2020 года обозначено несколько этапов развития и модернизации городского общественного транспорта, являющегося одним из основных факторов социальной стабильности общества. Важно при этом подчеркнуть необходимость активного развития новых видов общественного транспорта, которые обеспечат более комфортные транспортные условия для москвичей в тех частях города, где достичь этого традиционными методами оказывается много сложнее и дороже.

Этапы модернизации общественного транспорта в Москве

Крупномасштабная реконструкция центрального ядра Москвы в рамках нового Генерального плана кардинально меняет ряд стратегических задач наземного общественного транспорта в сложившейся части города. Он призван принять не себя немалую дополнительную нагрузку в обслуживании желанных гостей города - туристов. Правительство Москвы намерено ускоренными темпами уже в ближайшие годы создать новый и весьма эффективный сектор экономики города, использующий потенциал историко-культурного наследия столицы и способный радикально решить финансовые проблемы сохранения, реставрации и воссоздания исторического наследия и развития культуры. Программа предусматривает увеличение ежегодного потока туристов до 20 миллионов человек, создание комплексной инфраструктуры как узловой в Европейской части России и в Восточной Европе, системы туризма центрального экономического района и Московского региона; развитие современного комплекса гостиниц до 500 тысяч мест; увеличение численности занятых с 40 до 300 тысяч человек.

Программа Правительства Москвы предусматривает увеличение количества городского наземного пассажирского транспорта за счет его постоянной модернизации и регулярного пополнения, а также рост числа ежедневных выходов исправных машин на маршруты.

По прогнозам специалистов, к 2005 году парк городских автобусов возрастет до 8000, парк городских троллейбусов - до 2700, парк городских трамваев - до 1400, что практически соответствует оптимальным условиям пассажирских перевозок, принятых ныне в европейских городах.

На сегодняшний день подготовлен и начат выпуск на базе устаревших чешских вагонов Т-3 модернизированного московского трамвая. В этом году предполагается выпустить 13 подобных трамваев. С 2002 года ежегодно будет модернизироваться до 50 трамваев, что обеспечит экономию бюджетных средств. Вопросы модернизации троллейбусов и углубленого капитального ремонта автобусов находятся в стадии проработки.

Монорельсовый транспорт

В ближайшие годы по Генеральному плану столица получит первые линии монорельсового транспорта, который будет работать вне сложившейся дорожной сети.

Монорельсовая дорога в определенных типах городской застройки достаточно перспективна. Дорога особенно эффективна на участках труднодоступных для обычного пассажирского транспорта и предполагает минимальное вмешательство в природную среду, что очень важно с точки зрения экологии.

Сроки строительства первой линии монорельсовсго транспорта - 2001-2002гг. Первая очередь Московской монорельсовой дороги будет строиться от станции метро `Ботанический сад` до станции `Тимирязевская` 8 станций). Ее протяженность составит 8,5 км. На линии будет работать 22 шестивагонных состава отечественного производства (минимальная скорость - 60 км/ч). Дорога пройдет через ВВЦ и Телецентр `Останкино`. Эксплуатацию дороги планируется начать с I полугодия 2003 г.

`Облегченное` метро

В 2000 году начато сооружение первой линии `облегченного` метро. Это так называемое открытое, `наземное метро`, которое надежно и эффективно решит проблемы `ближней` связи самых крупных и многонаселенных районов столицы - Митино, Бутово, Жулебино, Ново-Косино - с обжитыми регионами города.

Мини-метро

Проектируется также первая ветка мини-метро, которая свяжет будущий центр международной торговли Москва-Сити с Киевским вокзалом. Развитие этой новой для столицы разновидности рельсового электротранспорта - общемировая тенденция. Однако, несмотря на все эти инновации в Генеральном плане, ключевая задача властей города - обеспечить москвичей надежным рельсовым внеуличным транспортом с электрической тягой за счет тесного совмещения действующих станций метро с остановочными пунктами возрождаемого ныне для пассажирского обслуживания малого кольца Московской железной дороги.

Коренные преобразования в срединной части Москвы

Стратегия развития Москвы в первой четверти XXI века связана с коренными преобразованиями в срединной части мегаполиса: обширной зоны, прилегающей к малому кольцу Московской железной дороги. Это самая радикальная и масштабная градостроительная программа в истории города, рассчитанная на ближайшую перспективу (до 2005 года) и последующие 10-20 лет.

В целом, программа коренной реконструкции этой зоны предусматривает: создание кольцевой автомагистрали непрерывного движения шириной 8 полос и протяженностью 55 км, строительство на базе главных железнодорожных путей малого кольца Москвы: скоростной пассажирской рельсовой дороги на электрической тяге, где станции будут совмещены со станциями метрополитена и пересадочными узлами наземного общественного транспорта, строительство главного международного делового центра столицы - Москва-Сити и многопрофильного транспортного узла, связывающего его с важнейшими городскими магистралями и международными аэропортами `Шереметьево` и `Внуково`, формирование кольца крупных пересадочных узлов общественного транспорта возле станций метро `Полежаевская`, `Сокол`, `Войковская`, `Петровско-Разумовская`, `Владыкино`, `Ботанический сад`, `Черкизовская`, `Электрозаводская`, `Шоссе энтузиастов`, `Автозаводская`, `Тульская`, `Ленинский проспект` (Площадь Гагарина), `Спортивная` (`Лужники`, `Кутузовский проспект`.

Реализация программы должна радикально `оздоровить` территорию города на площади свыше 10 000 гектаров, обеспечить до 400 тысяч новых рабочих мест. Она завершит формирование единой системы главных кольцевых и радиальных магистралей и транспортных узлов столицы, перераспределит массовые пассажиропотоки из центра в серединный пояс города. Сблизит деловые и жилые районы Москвы.

Дорожное строительство

В последние годы, в чем многие убедились воочию, в Москве ведется небывалое по масштабам строительство дорог и мостов. Важнейшим звеном в системе общегородских магистралей стало стокилометровое кольцо МКАД - дорога европейского класса. Здесь полностью или частично проходят примерно 27% городских маршрутов, тогда как Садовое кольцо принимает на себя лишь 14,7% от общей нагрузки общественного транспорта.

Однако, несмотря на большую целенаправленную работу Правительства Москвы и успешное выполнение весьма напряженной городской программы дорожного строительства, столица по-прежнему `утопает` в потоках автотранспорта. Объясняется это довольно просто: общая протяженность дорожной сети города в 2-4 раза меньше, чем в крупных мегаполисах мира и составляет около 5 тысяч километров.

Поэтому Генеральным планом развития Москвы до 2020 года предусмотрено:

Увеличение плотности улично-дорожной сети с 5,3 до 8,0 км на квадратный километр площади города. В первую очередь увеличение протяженности главных городских магистралей с 1 245 до 1 900 км. Особенно важно резко увеличить плотность сети местных - коротеньких `районных` и `жилых` - улиц в `срединном поясе` города и в районах массовой застройки.

Решено создавать в общественно значимых и многих жилых зонах города обширные пешеходные зоны, улицы, площади. Сосредоточить в непосредственной близости к ним (в шаговой доступности) специальные маршруты общественного транспорта, обеспечивающие удобные и изолированные от основных автомобильных потоков связи `ближнего доступа` к станциям метро и пересадочным узлам общественного транспорта.

По материалам
Управления транспорта и связи
Правительства Москвы
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован