Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
10 апреля 2019
2337

Транспортные и инфраструктурные проекты в российской Арктике: международное сотрудничество

Материал по выступлению на VII российско-канадских чтениях «Канада и Россия:арктические гиганты», прошедших 5-6 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге
Main 655e5936 cbae 42f6 af5d 75179560971d

На Арктику приходится около 20% ВВП России, при том, что на территории российской части проживает  2 % населения.  Геологической службой США подсчитано, что на Арктику приходится около 22% мировых неразведанных ресурсов: 90 млрд. баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов); 1699 трлн.кубических футов, что эквивалентно 48,13 трлн. кубических метров, природного газа (30% мировых неразведанных запасов); 44 млрд. баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов).

Для освоения ресурсов российской Арктики Россия сталкивается с многими проблемами:

-удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость  изависимость от поставок из других регионов,

 

-критическое состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и отрицательные демографические процессы,

 

-отсутствие российских современных технических средств и техники для поиска, разведки и освоения морских месторождений углеводоров,

 

-неразвитость и износ инфраструктуры,

 

-отсутствие средств постоянного комплексного космического мониторинга, зависимость от иностранных средств,

 

-недостаточная развитость навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания .

 

Таким образом главными задачами для развития Арктики и обеспечения национальной безопасности в Арктике до 2020 года  стали: развитие инфраструктуры и обеспечение расширения пропускной способности ж/д сетей и создания новых, освоение Тимано-Печорского нефтегазоной провинции и месторождения на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан, внедрение и использование оптико-волоконной и спутниковой систем связи и мониторинга, совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования судоходства по Северному морскому пути (далее – Севморпуть), создание системы комплексной безопасности арктического судоходства.

 

Для осуществления поставленных задач следует учитывает мировые тренды, которые напрямую влияют на Арктическую стратегию России.

 

Главным трендом является борьба за рынок сжиженного природного газа (далее - СПГ ) между США и Россией.

 

Международное энергетическое агентство (МЭА) в 2017 году представило очередной прогноз развития мировой энергетики до 2040 г. World Energy Outlook 2017.

 

В  базовом сценарии New Policies Scenario, предусматривающем реализацию всех существующих и анонсированных экономико-политических мер по трансформации энергетического сектора, отмечается, что потребление газа вырастет на 45% к 2040 г. 

 

Россия является одним из крупнейших игроков на рынке СПГ. По материалам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК экспорт СПГ из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона за период с января по август 2018 года вырос на 48,2% в годовом сопоставлении,  до 15 млрд кб м. При этом в августе экспорт СПГ сократился по сравнению с прошлогодним августом на 22%, до 0,9 млрд кб м.

 

По заявлению Министра энергетики Александра Новака Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4% до 15-20% мирового рынка в период до 2035 года. По оценкам Министерства, с 2024 по 2035 год на рынке образуется свободная ниша в объеме примерно 200 млн тонн СПГ в год, благодаря наличию конкурентоспособных проектов Россия может занять до половины этой ниши.

 

Одним из главных конкурентов для поставок СПГ для России остаются США.Текущая Администрация США реализует стратегию энергетическогоя превосходства Дональда Трампа. США вышли на 1-ое место в мире по добыче нефти – почти 11 млн баррелей в день. – 15 участков шельфа в Арктике, предусматривается разработка в 2019-2024 гг, в том числе на шельфе пограничного с Россией Чукотского моря. Сейчас действует ограничение предыдущей Администрации Барака Обамы на разработку природных ресурсов в Арктике. Указ Дональда Трампа о снятии запрета на добычу нефти на шельфе в марте 2019 годаФедеральный окружной суд Аляски признал незаконным.

 

Россия планирует увеличить территорию арктического шельфа. Подкомиссия ООН в 2019 году подтвердила принадлежность территорий по заявке России на шельф в Арктике. В планах России присоединение хребта Ломоносова, котловины Подводников, поднятия Менделеева, южной оконечности хребта Гаккеля и зоны Северного полюса.Потенциально присоединение этих территорий даст 5 млрд т условного топлива. Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране.

 

Помимо российской заявки на рассмотрении находится заявка Дании. В Арктике существуют территориальные споры между США и Канадой, Канадой и Данией, что поднимает градус напряженности в регионе.

 

Самыми богатыми в Арктике считаются запасы Баренцева и Карского морей. С момента подписания договора о морской границе между Россией и Норвегией в 2011 году в Баренцевом море не осталось неурегулированных территориальных споров. В юго-западной части Карского моря, у полуострова Ямал, разведаны крупные шельфовые месторождения природного газа и газового конденсата. Крупнейшие из них — Ленинградское (предварительно оцененные (АВС1+С2) запасы газа — более 1 трлн м³ и Русановское (780 млрд м³).Освоение шельфовых месторождений планируется начать после 2025 года.

 

В феврале 2009 г. на Сахалине состоялся запуск первого в России завода по производству сжиженного природного газа. Однако международные проекты СПГ в российской Арктике были подписаны с середины 1990-х гг.

 

В 2019 г планируется доввести мощности на 2 СПГ: Ямал –СПГ и на Сахалин - 2.

 

Проект завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн т, ресурсной базой которого станет Южно-Тамбейское месторождение полуострова Ямал с запасами 927 млрд куб. м по классификации PRMS (по состоянию на 31.12.2013). Оператор проекта – компания «Ямал СПГ», ее акционерами являются «Новатэк» (с долей 50,1 %), Total (20 %), CNPC (20 %) и китайский Фонд шелкового пути (9,9 %). Стоимость – 26,9 млрд долл. США. Также в планах расширение морского порта Сабетта и строительство аэропорта Сабетта

 

Сахалин - 2 - завод по производству СПГ проектной мощностью 9,6 млн т на ресурсной базе Лунского месторождения острова Сахалин. Оператор проекта – компания Sakhalin Energy, совладельцами которой являются «Газпром» (50 % плюс одна акция), Shell (27,5 % минус одна акция), Mitsui (12,5 %) и Mitsubishi (10 %).  Проект "Сахалин-2" предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Объем производства СПГ в рамках проекта "Сахалин-2" в 2015 году составил 10,8 миллиона тонн. 

 

Япония - крупнейший в мире импортер сжиженного природного газа, и на нее приходится основная доля продукции завода СПГ компании Sakhalin Energy. По итогам прошлого года японским потребителям было поставлено более 7,4 млн т СПГ (или 64,31%) проекта Сахалин-2. Tokyo Gas - партнер Sakhalin Energy, именно в адрес этой компании была отправлена первая партия российского СПГ в марте 2009 г. Среди других покупателей сжиженного природного газа в основном потребители в Азиатско-Тихоокеанском регионе: компании из Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Индии, Таиланда, а также ближневосточного Кувейта. Поставки в АТР и расположение проекта в непосредственной близости к крупнейшим рынкам сбыта СПГ стали мощными конкурентными преимуществами первого российского проекта по сжижению природного газа. На поставки Sakhalin Energyприходится доля в более чем 9% объемов СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе и около 4% на мировом рынке сжиженного природного газа

 

В 2019 году партнеры по проекту («Газпром» — 50% плюс одна акция, Shell — 27,5% минус одна акция, Mitsui —12,5%, Mitsubishi — 10%) рассчитывают принять окончательное инвестиционное решение для проекта по строительству третьей технологической линии сжижения природного газа проекта «Сахалин-2», мощность которой составит порядка 5,4 млн т СПГ. Напомним, что в рамках этого дальневосточного проекта осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 млн т нефти и 500 млрд куб. м газа.

По данным Федеральной таможенной службы, в первые четыре месяца 2018 г. доходы от экспорта сжиженного природного газа выросли в два раза по сравнению с январем-апрелем 2017 г. до 1,476 млрд долларов, из которых на Sakhalin Energyпришлось 750,8 млн долларов. Вторую половину доходов обеспечил «Ямал СПГ», на арктическом заводе которого пока запущена в строй только первая линия мощностью в 5,5 млн т СПГ.

Сахалин-2 реализуется на основе так называемого Соглашения о разделе продукции, в соответствии с которым зарубежным инвесторам предоставляются беспрецедентные налоговые преференции. Соглашение по этому проекту было подписано 22 июня 1994 года. От имени России в соглашении выступали правительство страны и администрация Сахалинской области. 

 

Помимо существуюших проектов Россия планирует построить новые СПГ:

 

Арктик СПГ 2 – срок ввода 2023 проект завода по производству СПГ на Гыданском полуострове, который реализует "Новатэк".

 

Проект завода по производству СПГ из трех очередей общей мощностью до 18 млн т. Ресурсной базой должно будет стать Утреннее месторождение с доказанными запасами 388,5 млрд куб. м (согласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «дочка» «Новатэка» «Арктик СПГ-2».

 

Предполагается освоение совместно с Китайской Народной Республикой.

 

Балтийский- СПГ в порту Усть-ЛугаЛенинградской области, для поставки в Атлантику, на БВ, в Южную Азию – срок 2023 совместно  с Shell.  Мощность завода составляет 10 млн т 

Договор подписан в 2017 г между «Газпром» и Shell.  Роль ресурсной базы будут выполнять не конкретные месторождения, а поставки из единой системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома». 

 

Дальневосточный СПГ – Сахалин - 1 (307 млн т нефти и 485 млрд куб   м газа) расчет 6,2 млн т. Предполагаетсястроитеьство порта отгрузки СПГ для Сахалин – 1.

 

Эксон Мобил США 30 %

Роснефть 20 %

Индия – ONGC Videsh 20 %

Содеко Япония 30 %

 

Эксон Мобил с 1995 г оператор Сахалин 1 – 30 %

 

В 2018 г Эксон Мобил вышли из проектов по геологоразведке совместных с Роснефтью из-за санкций

 

А также проект Сахалин 3 255 млн т и ввод нефтеналивного терминала Ворота Арктики (Обская губа).

 

Проект завода по производству СПГ мощностью 5 млн т в год с возможностью расширения до 10 млн т. Его ресурсной базой должны будут стать месторождения проекта «Сахалин-1» – Чайво (введен 2005 году), Одопту (введен в 2010 году) и Аркутун-Даги (введено в 2015 году)с запасами 307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа, которые разрабатываются консорциумом «Эксон Нефтегаз Лимитед» (по 30 % – у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20 % – у «Роснефти» и индийской ONGC).

 

Среди других проектов СПГ в российской Арктике упоминаются:

 

«Штокмановский СПГ» - проект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн т на ресурсной базе Штокмановского месторождения шельфа Баренцева моря с запасами 38 трлн куб. м газа. Оператором проекта должна была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51 % принадлежал «Газпрому», 25 % – французской Total и еще 24 % – норвежской StatoilHydro.

«Печора СПГ» - Проект завода по производству СПГ мощностью 4 млн т на ресурсной базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа с общими запасами 165 млрд куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта – совместное предприятие «Роснефти» и группы «Аллтек», созданное в 2015 г.

Россия опередила США по поставкам СПГ  в Европу и Азию в 2018 г. Например, в Азию поставила 12,86 млн т, тогда как США 10, 73 млн т. Первое место по поставкам СПГ в Азию занимает Австралия, потом Катар и Малайзия. Всего импорт СПГ в мире составил 313 млн и по оценкам экспертов эта цифра будет расти.

 

Идет борьба за рынок СПГ Европы - 26 марта 2019 г. палата представителей Конгресса США приняла законопроект о противодействии энергопоставкам России в Европу.

 

Документ носит название "О приоритете усилий по укреплению сотрудничества учреждений США с целью убедить страны Центральной и Восточной Европы диверсифицировать источники энергии и маршруты поставок, укрепить энергобезопасность Европы и помочь США достичь своих целей в области глобальной энергетической безопасности".

За него проголосовал 391 депутат, против были 24.

 

Законопроект призван:

 

—сокращать зависимость стран региона от российских поставок газа,

—увеличивать конкуренцию на рынке,

—поощрять инвестиции американских фирм в энергетическую инфраструктуру в Европе,

—увеличивать экспорт энергии и технологий из США.

Чтобы стать законом, законопроект должен пройти одобрение в Сенате и быть подписан Президентом США.

 

Европейцы не будут протестовать против американского присутствия на своих рынках, поскольку им как покупателям гораздо комфортнее выбирать из нескольких поставщиков или покупать у всех сразу.

 

Следует ожидать усиления санкций США и против российского СПГ в Азию – вполне вероятен подобный законопроект о противодействии поставкам российского газа в Азию 

 

На этом фоне следует ожидать укрепления российско-китайского сотрудничества в Арктике. Китай уже считает проект Ямал СПГ – на 1/3 принадлежит КНР –китайским, как и порт Сабетта, которые входят в глобальный интеграционный и логистически-коммуникационный проект Китая «Пояс и путь» (в Ямал СПГ: 30 % у КНР, 19 %– у Тоталь). Следует помнить о том, что Китай будет участвовать в Арктик СПГ 2.

 

Китай диверсифицирует свои проекты и проявляет интерес также к американскому проекту Аляска СПГ.

 

Среди других проектов, которые могут быть реализованы с КНР – ж/д Белкомур и глубоководный порт Архангельск. Однако целесообразность этих проектов еще требует расчетов российского Правительства и Министерства экономики.

 

России необходимо привлекать в арктические энергетические проекты иностранных инвесторов, при этом соблюсти национальные интересы и интересы национальной безопасности. 

 

Следующий тренд, который имеет значительное влияние на развитие российских транспортных и инфраструктурных проектов в Арктике - таяние ледников и развитие технологий для упрощения прохождения судов по Северному морскому пути (далее – Севморпути).

 

В 2018 году наблюдался третий результат по уровню таяния льдов начиная с конца 1970 годов. Предоставляет уникальный шанс для  освоения арктической зоны и ранее недоступных залежей нефти и газа, которые насчитывают не менее 22% от всех мировых запасов углеводородов. В 2018 году президент США Дональд Трамп подписал военный бюджет, которым предусмотрено строительство шести новых тяжёлых ледоколов.

 

В настоящий момент Россия не только обладает самым крупным ледокольным флотом, но и является единственной страной, обладающей флотом атомных ледоколов, без которых не обходится практически ни одна сложная экспедиция в Центральной Арктике. В то время как у США в наличии есть лишь два ледокола. Это тяжёлый ледокол "Полярная звезда", второй более низкого ледового класса — "Хили". К тому же оба этих корабля работают в данное время на антарктическом направлении.

 

Неарктические страны также заинтересованы в использовании кратчайшего транспортного коридора из Европы в Азию – Севморпути.

 

В январе 2018 г. пресс-канцелярия Госсовета КНР обнародовала первую Белую книгу об арктической политике Китая, в которой говорится, что Пекин является важной заинтересованной стороной в делах Арктики. Китай не имеет территорий в Арктике, но Госсовет отмечает его "географическую близость" к полярным областям.

 

КНР в своей стратегии определил, что Полярный Шелковый путь является частью более широкой китайской программы "Пояс и путь». Китай является одним из 13 государств-наблюдателей при Арктическом совете.

 

Россия будет с осторожностью привлекать КНР к транспортным и инфраструктурным проектам в Арктике. Причина – необходимость опираться на использование российских оптико-волоконных и спутниковых систем связи и мониторинга.

 

КНР рассматривает возможность участия в строительстве ж/д магистрали Белкомур в Архангельской обл Белое море-Коми-Урал - ОАО Белкомур через сотрудничествокитайской корпорацией Poly Technology иОАО «РЖД».

 

А также в строительстве глубоководногопорта Архангельск через китайскую компанию COSCO.

 

Среди китайских грузовых судов первым Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в 2013 г. освоил Yong Sheng.

 

Летом 2017 г. этим маршрутом прошли еще шесть китайских судов. В сентябре 2017 г. китайское исследовательское судно Xue Long впервые осуществило рейс Северо-Западным проходом вдоль северного побережья Канады, сократив время в пути из Нью-Йорка в Шанхай на семь суток по сравнению с маршрутом через Панамский канал.

 

Для обеспечения национальной безопасности Россия может

закрепить Севморпуть как внутренний территориальный коридор. Это возможно, так как Севморпуть проходит через территориальные воды России, что даёт ей право устанавливать правила судоходства.

 

Из Арктической стратегии России до 2020 г.  следует, что главными задачами для развития региона являются:

 

-создание ИТ инфраструктуры.

-обеспечение экологической безопасности.

- развитие международного сотрудничества в Арктике.

-обеспечение военной безопасности и защита границы.

 

Указ Президента от 7 мая 2018 г № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 г” ставит задачу среди которых развитие Севморпути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн т

 

Важным реализуемым транспортно-инфраструктурным проектом в Арктике является Северный широтный ход – строящаяся ж/д магистраль в Ямало-Ненецком автономном округепротяженностью 707 км по маршруту Обская-Сплехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево – с 2018 по 2022 гг. Для развития промышленности в ЯНАО и УрФО – Урал промышленный – Урал полярный, пропускная способность — около 24 млн т грузов в год.

 

 

Чешское отделение испанской компанииOHL ZS инвестировало 2 млрд евро в строительство проекта Северный широтный ход - железную дорогу Бованенково-Сабетта, которая обеспечит транспортировку углеводородов с Бованенковского месторождения Газпрома.

 

Проект имеет государственное значение: его реализация будет способствовать ускорению экономического и социального развития российской Арктики. В ЯНАО расположены ключевые проекты «Газпрома», которые в долгосрочной перспективе будут обеспечивать основной объем российской добычи природного газа. Для их эффективной разработки необходимо соответствующее развитие транспортной инфраструктуры.

 

Северный широтный ход позволит связать единой транспортной артерией месторождения «Газпрома» на полуострове Ямал в Надым-Пур-Тазовском регионе, крупнейшие города ЯНАО — Надым, Салехард, Новый Уренгой, а также строящийся Новоуренгойский газохимический комплекс. СШХ снимет инфраструктурные ограничения в транспортном сообщении ЯНАО с промышленными предприятиями и портами в европейской части России. Все это позволит существенно оптимизировать логистическое обеспечение объектов «Газпрома» и сократить расстояния доставки грузов.

 

В конце апреля 2019 года в США пройдет встреча Си Цзиньпиня и Дональда Трампа.Тогда станет ясно будещее торговых войн между США и Китаем. Новые правила торговли будут иметь влияние на арктические проекты в России. Не стоит расчитывать, что санкци в скором времени будут сняты, поэтому главная задача России – приобретение современных технических средств и техники для: 1) освоения месторождений,  2) развития инфраструктуры, 3) внедрения спутниковой системы мониторинга, 4) проведение оптико-волоконной связи, 5) развития навигационного обеспечения мореплавания. 

 

Главным драйвером развития российской Арктики будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры.

 

Следующим этапом развития российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования судоходства по Севморпути.

 

Для обеспечения безопасности Севморпути Россия может утвердить необходимость сопровождения всех иностранных судов через Севморпуть.

 

Необходимо создание системы комплексной без-ти арктического судоходства , что заявлено в стратегии развития Арктики.

 

Несмотря на санкции между арктическими странами не было охлаждения отношений. Возможно, что можно будет договориться о соглашении о ключевых принципах обеспечения безопасности связи и подписать соответствующий Договор об общих правилах.

 

Сотрудничество арктической 8-ки и участие ТНК будет способствовать снижению напряженности в международных отношениях.

 

В треугольнике Россия-КНР-США есть общие интересы – не расширять кол-во стран-участников, у КНР и США – свобода судоходства.

 

У России и Канады – могут быть общие интересы в закреплении территории шельфа – общие подходы к определению шельфа.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован