03 июня 1992
8291

Три источника и три составные части

[...] Впервые появившись на экране в 1961 г., Трус, Балбес и Бывалый мгновенно оказались истинно народными героями, тут же став наряду с Василием Ивановичем и (чуть позже) Леонидом Ильичем действующими лицами бесчисленных анекдотов. [...]

Георгий Вицин - Трус. Маска, новизной и содержанием приближающаяся к откровению. Жеваная шляпчонка, заскорузлый жгут галстучка, портфелишко, плаксивый тенорок, женственная жеманность - вылитый интеллигентишка из жлобского анекдота. В эпопее Гайдая ему противостоит истинный интеллигент - шестидесятник Шурик, очкарик в ковбоечке. Он тоже из городского фольклора, но не из "трамвайного", а из студенческого. Отчего они с Трусом, схоже очерченные, столь полярны?

Маленький Чарли, хрупкий Китон - выстаивали против всех мыслимых бед, от природных стихий до машины государственного террора. И Шурик несет излюбленную высокой комедией тему обманчивой слабости: прет на рожон, безрассудно сражаясь с узаконенным всесилием дутых авторитетов - с хамоватым "гегемоном" Федей, с хозяином целого края, партийным вельможей Сааховым... Могучий противник обязателен для положительного героя комедии, но это требование жанра, кажется, и пресекло дальнейшие "приключения Шурика", явно обреченного схлестнуться с чем-то погрознее товарища Саахова. Зарницей этой несостоявшейся битвы забрезжила в "Кавказской пленнице" тема психушки...

Трус - "шестерка" на побегушках у "шестерки" же, ничтожного Балбеса. Большего унижения не вообразить, но он служит чуть не со сладостным повизгиванием, искупая первородную вину перед "меньшим братом". Трус вечно "под мухой" - но такое впечатление, что и пьет он из идейных соображений, явно "сливаясь с народом" через "опрощение". [...]

... И только со временем внятно проступило для всех: герои Гайдая, бесславно пробавлявшиеся на экране мелким надувательством, ныне правят бал за стенами кинотеатров, становясь все более неодолимо-зловещими: все матерее- мертвая хватка Бывалого, все наглее- захребетничество бездельника Балбеса, все циничнее - холуйство Труса. Экранные тени, грозно сгустившиеся в реальные фигуры - ужаснули...

Завершив свой путь как герои комического сериала. [...]

КОВАЛОВ О. Три источника и три составные части // Сеанс. 1992. N 7.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован