14 февраля 2013
5034

Трудности расширения демократии

Внесенный правительством законопроект о выборах мэров прочно завис в Госдуме

Исполнение предвыборного обещания Владимира Путина о расширении демократии на местном уровне под угрозой срыва. Законопроект правительства, составленный по указу президента, предполагает обязательную выборность мэров и возможность прямого голосования граждан за главу муниципального финансово-контрольного органа. Но этот документ лежит в Думе уже полгода. Его судьба под вопросом - похоже, власти не торопятся вводить поголовные мэрские выборы, поскольку они делают политические процессы в регионах менее управляемыми из Центра.

В этом году должен пройти всероссийский съезд муниципальных образований для обсуждения наиболее актуальных проблем местного самоуправления. Об этом объявил Владимир Путин на заседании соответствующего президентского совета 31 января. Он пообещал, что внимание федеральных властей к развитию муниципалитетов будет постоянным. Помимо укрепления их финансовой базы президент пообещал муниципалам и большую политическую самостоятельность. Которая у любого должностного лица, как известно, появляется сразу, как только за него проголосуют избиратели. Путин в одном из инаугурационных указов от 7 мая прошлого года и поручил правительству быстро разработать законопроект о расширении перечня выборных муниципальных должностей.

Как писала "НГ", сделано это было в срок - и к 1 сентября 2012 года соответствующая инициатива действительно оказалась на столах депутатов. Составленный Минрегионом еще при его прежнем руководителе - Олеге Говоруне - проект предполагал обязательность прямого избрания мэров. Сегодня, напомним, можно выбирать его и из числа местных депутатов. В этом случае допускается назначение руководителем поселения, целого района, а то и большого города специалиста на контракте - сити-менеджера.

Кроме того, поскольку президент требовал расширить реестр избираемой номенклатуры, в законопроекте планировалось разрешить населению выбирать руководителей финансово-контрольных органов, то есть местных аналогов федеральной Счетной палаты.

Заксобрания субъектов РФ один за другим стали направлять в Думу положительные заключения по поводу будущей демократизации. И вдруг работа зависла. Осень подходила к концу, а первое чтение проекта все откладывалось. На Охотном Ряду пошли разговоры: якобы кремлевская администрация остановила рассмотрение документа. Якобы она обвинила аппарат правительства фактически в самоуправстве: дескать, законопроект пришел в ГД без положенных согласований. По словам источника "НГ" в Госдуме, депутатам посоветовали модернизировать законопроект до такого состояния, чтобы выборов глав муниципалитетов было как можно меньше. В идеале - только в административных столицах субъектов РФ.

В конце концов на исходе октября Совет ГД принял официальное решение отложить его "на более поздний срок", что в переводе с думского жаргона означает - на неопределенно долгое время. Изучение архивов совета показало, что произошло это после выступления официального представителя президента Гарри Минха.

Попытка корреспондента "НГ" найти в профильном думском комитете - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - информацию об успешности или провале такой работы ни к чему не привела. От депутатов из ЕР ничего узнать не удалось. Замруководителя фракции КПРФ Анатолий Локоть, состоящий в этом комитете, объяснил: "По обыкновению, если о каком-то законе ничего не слышно, это означает, что дискуссия по нему идет внутри самой верховной власти".

В ответ на подобные предположения источник "НГ" в администрации президента напомнил, что в сентябре ожидаются прямые выборы мэров в девяти субъектах РФ, в том числе в Екатеринбурге, Владивостоке, в других крупных городах: "Регионам по нынешнему законодательству дано право самим принимать решения относительно выборов глав муниципальных образований. Прежде чем принимать новый закон, необходимо понять, как действует этот порядок, как относятся к выборам и население, и местные власти".

Стоит отметить, что для парламентской оппозиции ситуация, при которой повсеместные выборы мэров пока не вводятся и, может быть, вовсе не будут введены, - на самом деле большое благо. Ведь сейчас в стране более 25 тыс. муниципальных образований, из которых больше половины точно проводили бы такие выборы, потому что в каждом из них живет более 100 человек. Понятно, что если полтора десятка тысяч избирательных кампаний - слишком много даже для партии власти и ее кремлевских кураторов, то для оппозиции они вообще не по силам. И если выборы все-таки станут проводиться, то, например, коммунистам скорее всего будут доставаться победы лишь в некрупных муниципалитетах, на которые ЕР просто не захочет обращать внимания. Источник "НГ" в аппарате Думы предположил, что зависание законопроекта о расширении демократии на местах, вероятно, связано с трудностями поиска критерия, который задал бы процессу рамки: "Обусловить выборы мэров численностью населения не удастся - тогда в столицах одних регионов их надо будет проводить обязательно, а в других - нет. Стало быть, налицо будет объективная неравномерность законодательного регулирования". Прямо же прописать, что выбираются только главы региональных столиц, полагает собеседник "НГ", тоже вряд ли возможно: "Во-первых, тут попахивает излишним вмешательством в местное самоуправление, которое по Конституции отделено от государственной власти. А во-вторых, большинство губернаторов, которым тоже надо думать о своих выборах, скорее всего будут против". Напомним, что именно для исключения острых конфликтов по линии "глава региона - столичный мэр" и был придуман институт сити-менеджеров.

Корреспонденту "НГ" удалось получить косвенное доказательство тому, что попытка законодательно минимизировать мэрские выборы пока не удается. В последнее время претензии к законопроекту, создавшему такие политические трудности, - шутка ли, предвыборное обещание президента не выполняется - высказываются уже с другого бока. А именно по поводу избираемости руководителей финансово-контрольных структур. Сначала Правовое управление ГД обнаружило, что российские законы, мол, разрешают выбирать только или депутатов, или должностных лиц вроде президента, губернатора или главы муниципалитета. А потом, в конце января этого года, на Охотный Ряд, как стало известно "НГ", поступил беспрецедентный документ - заключение Счетной палаты. Хотя она не является субъектом законодательной инициативы, а значит - никаких официальных бумаг направлять депутатам не может. Для подстраховки отрицательное мнение СП на правительственный проект подписано не ее руководством, а одним из аудиторов - Владимиром Катренко. В документе утверждается, что прямые выборы контролеров не помогут выявлять достойных кандидатов - ведь агитация претендентов не способствует объективной оценке гражданами их позиций.

Иван Родин
Комитет "За честные выборы!"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован