Эксклюзив
Подберезкина Ольга Алексеевна
25 ноября 2019
1102

Ценности и вопросы идентичности в ЕАЭС и в сопряжении с проектом Пояс и путь КНР

XII Конвент РАМИ: "Современный этап формирования мирового порядка. Кризис либеральной модели и осознание полицентричности" - октябрь 2019 г МГИМО Университет Секция: Нелиберальные аспекты Евразийской интеграции: дискурсы, нормы, вызовы

 

 

 

 

Тезис №1 

Интеграционные процессы – тренд, наблюдаемый с середины 20 в.  

Начиная с 1945 г. в мире было создано более 10 региональных организаций, большинство из которых не имеет своей системы ценностей: АСЕАН, МЕРКОСУР и др. Что позволяет сделать вывод, что интеграция не обязательно сопровождается созданием единой системы ценностей. 

Это подтверждает и политика создания ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом (2015 г), Сингапуром (2019 г) между которыми не просматриваются общие ценности или идентичность.  

В настоящее время существует 2 интеграционных проекта в Евразии – российский и китайский – ЕАЭС и Пояс и путь, которые не противоречат друг другу и могут быть сопряжены. Этому способствует необходимость противостоять нарастающему давлению США. В политическом измерении Москва и Пекин в одинаковой степени выбирают путь создания консультационного механизма, позволяющего сближать позиции по ключевым глобальным проблемам.  

Также давление США привело к тому, что Россия и Китай наиболее отчетливо перешли к традиционным ценностям национальной идентичности и самостоятельности в экономике, политике, идеологии. 

Способствовать экономическому сближению между ЕАЭС и КНР будет Договор об экономическом сотрудничестве, подписанный 17 мая 2018 г. 

Тезис № 2 

На данный момент система ценностей у ЕАЭС не артикулирована. Она будет 

сформирована на основе реальных процессов при решении общих проблем экологии, безопасности, энергетической безопасности, открытия рынков. 

Определенным тормозом в интеграционных процессах является категорическое нежелание политической интеграции. При этом упор делается на осязаемые темы, как торговля товарами.  

Выбор системы ценностей – не праздный вопрос. Существуют ценностные противоречия и борьба. 

Нужно вспомнить, что триггером конфликта на Украине стало именно метание украинских властей между двумя центрами силы: ЕС и ЕАЭС. 

25 октября 2019 г. запланировано подписание ЗСТ с Сербией, которое придется прекратить при вступлении Сербии в ЕС. 

Подписано временное соглашение о создании ЗСТ с Ираном на три года о преференциальных условиях торговли (28 августа 2019 г), что повысит объем экспорта на 80%. 

Идут переговоры о подписании ЗСТ с Индией и Египтом. 

Тезис № 3 

Крупнейшие экономики ЕАЭС имеют схожие структуры. Это уже основа для кооперации. 

На долю нефти и газа приходится около 20% ВВП РФ и 21% ВВП Казахстана. При этом экономика РФ в 10 раз больше экономики Казахстана, на нее приходится 87% ВВП ЕАЭС, а значит динамика развития ЕАЭС зависит преимущественно от России. 

Схожесть экономических структур дает основу для общих интересов. Рост потребления углеводородов идет в основном в Азии и переориентация РФ и Казахстана на рынок Азии является сегодняшней реальностью. Россия уже 3 года подряд - крупнейший поставщик нефти в Китай. По итогам 2018 г., по данным китайской таможенной статистики, поставки российской нефти в Поднебесную составили 71,5 млн т – на 20 % больше, чем годом ранее. 

Российский нефтегазовый сектор переориентирует экспортные поставки углеводородов на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно в АТР ожидается рост спроса на энергоносители, а ЕС будет сокращать потребление.  К 2040 г. потребление нефти вырастет до 106, 3 млн баррелей в сутки – базовый прогноз Международного энергетического агентства. Это на 11,5 млн баррелей больше, чем в 2017 г. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны АТР. Азиатские страны лидируют по темпам прироста ВВП и спроса на нефть в мире.  

Десятилетие постоянного роста экспорта в азиатском направлении стало возможным благодаря строительству транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.  

В конце 2009 г. запущена трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), спустя три года введен участок до нового нефтепорта Козьмино. Ответвление в Китай (Сковородино-Мохэ) построили в 2010 г., а в 2017 г. мощности трубопровода расширили в 2 раза до 30 млн т в год. 

При этом география поставок Роснефти охватывает не только Китай, но и Японию, Индию, Индонезию, Сингапур, Вьетнам, Монголию, Таиланд, Южную Корею1. 

Следующие шаг – ввод в эксплуатацию в конце 2019 г. газопровода «Сила Сибири», мощность которого составит 38 млрд куб м в год.  

Международное рейтинговое агентство Moody’s включило «Газпром» и «Роснефть» в число крупнейших нефинансовых компаний Европы, Ближнего Востока и Африки по объему ликвидности по итогам 2018 года – 7 и 9 места.2 

Тезис №4 

Главным элементом, объединяющим интересы ЕАЭС и проекта Пояс и путь, является необходимость развивать транспортную инфраструктуру. 

Поставки углеводородов в Китай невозможны без трубопроводов, железных дорог и морских путей. Поставки китайских товаров в Россию и ЕС могут осуществляться через новые коридоры, в том числе через кратчайший морской путь – СМП. 

Для России транспортное развитие коридора еще и возможность развить арктические СПГ и нефтегазовые проекты в целом, наладить для них логистические цепочки и укрепить свои позиции в Арктике. 

Экспорт российских углеводоров  с СПГ также преимущественно осуществляется в страны АТР. Так, первый завод СПГ - «Сахалин-2», второй - Ямал-СПГ ориентированы на Азию. По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта с этих двух СПГ за первое полугодие 2019 г. вырос на 54,5% т достиг 29,4 млрд куб м, выручка от продаж увеличилась на 70% до $4,5 млрд. К концу года должна быть введена четвертая очередь Ямал СПГ. И в ближайшее время ожидается ввод Арктик-СПГ. 

В планах Роснефти реализовать Арктический кластер. Развитию нефтегазодобычи в Арктике должны помочь планы правительства по развитию Северного морского пути. Консорциум Роснефти, Роснефтегаза и Газпрома владеет дальневосточной судоверфью «Звезда», которое строит суда арктического класса, в том числе для ямальских заводов «Новатэк». К 2025 г. будет построено три атомных ледокола нового поколения проекта «Лидер», стоимость одного ледокола 120 млрд руб из федерального бюджета. Он способен обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Сейчас навигация по кратчайшему маршруту из Европы в АТР возможна только 2-4 месяца в году. «Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 г. его грузопоток возрастет в 10 раз до 80 млн т. Наша задача сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией3» - выступление В.В.Путина в послании Федеральному собранию 2018 г. 

Судоверфь «Звезда» станет крупнейшим и самым современным судостроительным предприятием России. Поэтапный ввод в эксплуатацию будет завершен к 2024 г. До 2035 г. на «Звезде» планируется произвести 178 судов и единиц морской техники. 

Сопряжение между ЕАЭС и китайским проектом Пояс и путь даст  возможность за счет строительства транспортной инфраструктуры решить одну из главный задач евразийской интеграции – плохую связность стран.   

Решение транспортного вопроса: континентальности стран ЕАЭС как сдерживающего фактора развития.  

Ввиду более высоких транспортных расходов, не имеющие выхода к морю страны менее конкурентоспособны. Согласно исследованию ВБ, страны, не имеющие выхода к морю, имеют в среднем на 30% меньше торговый оборот, чем страны, имеющие выход к морю. 

Континентальность снижает темпы роста страны на 1,5% по сравнению с прибрежными странами. ЕАЭС должен решить эту географическую проблему – облегчить доступ на рынки посредством снижения таможенных пошлин и нетарифных барьеров, а также с продвижением транспортной связности путем формирования общего транспортного пространства. 

Со стороны ЕАЭС можно решить назревающие и актуальные вопросы как Китая, так и других развивающихся стран Азии, которые будут озабочены гарантиями энергетической стабильности и экологическими ресурсами. Россия и страны ЕАЭС могут сформировать такой рынок  и стать гарантами стабильности для Азии. 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован