23 мая 2012
4005

Творческий путь актрисы (Борисова Юлия Константиновна)

Родилась 17 марта 1925 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1969).
Герой Социалистического Труда (21.03.1985).

В 1949 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина.
С 1949 года - актриса театра им. Евг. Вахтангова.

Первые шаги на сцене - в амплуа лирических героинь.
Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей.
Но подлинное открытие большой актрисы с уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле "На золотом дне" Д. Мамина-Сибиряка (1955).
Вместо бытовой мелодрамы Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.

С тех пор, практически, ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась не замеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственен сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.

Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, всегда поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова - всегда адвокат своих героинь, ее интересует становление женской человеческой личности. Это и Наташа ("Город на заре" А. Н. Арбузова, 1957), и Люся ("Две сестры" Ф. Кнорре, 1957), и Банат ("Неписаный закон" Н. Пистоленко, 1958), и Аня ("Коронация" Л. Г. Зорина, 1959), и, наконец, Валя ("Иркутская история" А. Н. Арбузова, 1959).
Все они на пороге жизни, все они отражают мечты и стремления, драмы и радости современницы Борисовой, но особо выделяется Валя - образ, в котором было тонко и точно сыграно ею взросление души, осмысление своего места в жизни - чуда, произошедшего от любви.

Особую страницу в актерской биографии занимает создание роли Настасьи Филипповны ("Идиот" Ф. Достоевского, 1958) - актрисе довелось сыграть ее и в кино и на сцене, но, несомненно, более глубоко и емко это было в театре, где последовательнее была прослежена судьба этой мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью женщины.

Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила - всегда отличают создания Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные - умная, независимая Нефедова ("Одна" С. Алешина, 1956), потерянная в жестоком мире Гитель ("Двое на качелях" Гибсона, 1963), виртуозная притворщица, "царица блажи", жертвующая жизнью во имя любви Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспира, 1971), романтическая, чарующе открытая, растратившая свою жизнь талантливая Лика Мизинова ("Насмешливое мое счастье" Л. Малюгина, 1965), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна ("Леший" А. Чехова, 1979), яростная в своем отчаянии Мария ("Мария Тюдор" В. Гюго, 1985) и, конечно же, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена ("Варшавская мелодия" Л. Зорина, 1967); революционерки - Мария ("Конармия" И. Бабеля, 1966) и Виринея ("Виринея" Л. Сейфуллиной, 1967), и деловые женщины - Анна Георгиевна ("Из жизни деловой женщины" А. Гребнева, 1974). Но есть еще грань таланта актрисы - создание образов комедийных, почти эксцентрических - это веселая, озорная и гордая казачка Павлина ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" А. Софронова, 1959, 1961), и вседозволенная, взбалмошная и хитроумная Эпифания ("Миллионерша" Б. Шоу, 1964), и капризная, своенравная Турандот ("Принцесса Турандот" К. Гоцци, 1963), и беспомощная, доверчивая королева Анна ("Стакан воды" Э. Скриба, 1988).

Все эти образы поражают смелостью откровенной театральности, блеском мастерства.

В последние годы Юлии Борисовой довелось сыграть двух женщин своей профессии: Кручинину ("Без вины виноватые" А. Островского, 1993), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кемпбел ("Милый лжец" Д. Килти, 1994) - умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б. Шоу.

Многие годы Юлия Борисова была депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 года), членом Президиума Дома Актера.

Замужем была один раз - за директором-распорядителем Театра им. Вахтангова И. И. Спектором (1916-1974).

Юлия Борисова: Принцесса театра
О ней всегда говорят с исключительной теплотой. Говорят все, кому случалось встречаться с нею. Её коллеги в один голос отмечают, как легко играть с нею, как тонко чувствует она партнёра, понимает его без слов и помогает ему.

Юлия Константиновна очень мало снималась в кино, но уже одна роль вписывает её имя золотыми буквами в скрижали отечественного кинематографа. Настасья Филипповна. Долгие годы трудно было представить себе эту героиню в ином исполнении. Юлия Борисова играла её не только в кино, но и на сцене родного театра. В обоих случаях её партнёрами были величайшие актёры театра Вахтангова: Юрий Яковлев и Николай Гриценко.

А уже в наши дни, в новый век Юлия Константиновна благословила играть свою звёздную роль молодую актрису театра Вахтангова - Лидию Вележеву. Такая вот преемственность.

Юлия Борисова всегда была ведущей актрисой театра, его женским лицом. Она и Настасья Филипповна, и пани из "Варшавской мелодии", и Клеопатра, и, конечно, принцесса Турандот! Юлия Борисова и Василий Лановой, как некогда Ц. Мансурова и Ю. Завадский, покорили публику и стали эталонными исполнителями ролей Турандот и Калафа.
Сегодня для Юлии Борисовой пришло время иных ролей, но по сей день остаётся она Принцессой Театра Вахтангова! А, может быть, уже королевой его?..

http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/539/bio/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован