Творчество как генеральный императив Русского мира в пространстве глобального социума

«Задача каждого русского в том, чтобы расширить свое русское сознание … в сознание российское. Это значит воскресить в нем... духовный облик всех народов России»

Георгий Федотов «Будет ли существовать Россия?»

 

            Главной особенностью современного этапа развития человечества служит процесс глобализации как явление «универсализации» законов социальной жизни людей на основе требований «объективно-научного разума» в постижении логики развития мировой целостности. Предметным основанием этого социально-исторического процесса служит «генезис» в содержании окружающей действительности максимального разнообразия индивидуальных форм бытия, то есть творчество: закон творческого саморазвития становится ныне генеральным императивом глобального социума в сознательном претворении БУДУЩЕГО.

            Для закрепления «творческого императива» в исторической практике мирового сообщества необходимо возникновение в социальном пространстве совместных действий людей особого этнокультурного объединения, в жизни которого созидательный процесс получает максимальную степень объективной реализации, выступая наглядным примером для других стран и народов. Действительным выражением такой социокультурной общности в реализации творческой полноты коллективной жизни людей стала историческая судьба русского народа, утвердившая его главным субъектом в обустройстве северной, наиболее «суровой» в климатическом плане цивилизации. Русская судьба раскрывается в трех исторических циклах практических действий, выражающих своей последовательностью процесс укоренения в русском народе генеральных способностей человеческой психики — чувств, рассудка и интеллекта, нацеленных логикой жизненного роста первоначально на максимально полное восприятие индивидуальных различий, потом на освоение особенных, локальных зависимостей, чтобы в заключении познавательного процесса сконцентрировать интеллектуальные силы людских масс на задаче постижения универсальных связей мировой целостности. Приоритетными обладателями этих духовных сил и являются в русской исторической жизни социальные объединения украинских малороссов, российских великороссов и «чисто русских» белорусов.

            Первоначальный импульс духовного развития научает русский люд способности «чувственной восприимчивости» в отображении индивидуальных черт предметного окружения, генерируя в итоге переменчивость, подвижность, непредсказуемость украинской ментальности. Потом наступает пора освоения «особых конфигураций» внешних, «локальных зависимостей» как основания целенаправленных усилий исторической практики великорусского народа в максимальном расширении и укреплении пространственных границ российской державы. Ныне наступает пора разумного проектирования «гармоничной» социальной реальности в процессе освоения человеческим интеллектом «универсальных» связей бытия как максимально полного основания реализации творческой энергии людей. Такой исторической вехой самоутверждения полноты созидательного разума человечества, отвергающего ужасы его военного самоуничтожения, и должна стать современная эпоха «глобализации» мирового сообщества. «Первопроходцем» в практическом освоении потенциалов всемирной целостности должен стать белорусский, то есть «чисто русский», этнокультурный социум, призванный направить ход мыслей человечества к познанию и претворению в общественной практике требований мировой гармонии.

            Сформулированная гипотеза о реализации в русской народной среде «тройственной структуры» духовных способностей всего человечества предполагает идейную опору исторического генезиса русского самосознания на конструктивную логику в духовном развитии всего мирового сообщества. Идеально всеобщие параметры в утверждении предметных оснований развития общественного сознания получили содержательное уточнение в статье М.Б. Стригина «Логика «Логики» Гегеля или начала квантовой механики» (См.: М.Б. Стригин, Логика «Логики» Гегеля или начала квантовой механики // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,публ.26941, 29.01.2021 / http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164615.htm). Автор выделяет три концептуальные стадии в генезисе «идейных потенциалов» мышления в рациональном познании мировой целостности. Эти парадигмы определяются последовательной сменой генеральных установок мыслительного процесса, обусловленных требованиями формальной логики Аристотеля, диалектики Гегеля и современной научно-исследовательской методологии, нацеленной на завершающий синтез логических построений предшествующих концептуальных программ. «На основании междисциплинарного анализа, – обозначает  Стригин предметные основания современной науки, – выдвинута рабочая гипотеза третьей, после статики Аристотеля и динамики Гегеля, будущей парадигмы мышления – парадигмы ускорения» (Указ. Соч. / http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164615.htm). Если Аристотель разработкой основ формальной логики распространил на окружающий мир закон «тождества», качественной неизменности, однородности бытия, а Гегель увидел в наличной действительности процесс «становления» как переплетения противоречий ее количественного роста, то завершающий синтез в моделировании мировой целостности происходит на основе потенциалов «ускорения» и предполагает разработку «многофакторной», разнокачественной модели сущего. «В случае с Аристотелем, – определяет Стригин темпоральные контуры развития мировой науки, – время адаптации идеи культурой равно двум тысячелетиям, в случае с Гегелем двум столетиям. Поэтому, по всей видимости, эпоха ускорения может продлиться два десятилетия» (Указ. Соч./ http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00164615.htm).

            Идея фундаментальной роли «ускорения» в физической организации мировой целостности была представлена на суд научной общественности в 2011 году (Л.А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.16879, 10.10.2011), получив научно-философское обобщение в 2016 (Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016). Согласно проведенным расчетам, мировая целостность как реализация неевклидовой структуры пространства управляется законом постоянства ускорения электромагнитного сигнала, равного 300000 км/сек2, и длится в своих «эмпирически зримых» временных параметрах как минимум 1 трлн 259 млрд лет. Таким образом, практическая реализация третьего этапа в развитии интеллектуальных ресурсов мирового сообщества, связанного с утверждением идеологии «ускорения», приходится на наше время. Эта идеология предполагает всемерное культивирование разнокачественных моделей мировой целостности. Основным инструментом такого моделирования служат естественные и искусственны языки социального общения людей.

            Потенциалы национальных языков становятся ныне главным богатством общественной жизни людей: концептуальным обоснованием лингвистической стратегии разумного проектирования общественной практики служит научно-философская система «онтологического символизма». В пространстве современных национальных языков русская речь является наиболее перспективной по возможному разнообразию своих символических сочленений, требуя от российского социума решительного прорыва в познании мировой целостности, утверждая его интеллектуальным лидером в историческом развитии всего глобального социума.

 

Л.А.Гореликов – д.ф.н. РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован