17 июля 2008
1383

У каждого студента - свой рейтинг

Дипломатия во все времена считалась особо важной наукой. А талантливых дипломатов мы знаем из отечественной истории, например, российского канцлера Александра Горчакова. О том, как и кого готовят в дипломаты, корреспонденту "СОЮЗа" рассказал ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

- Анатолий Васильевич, наследует ли ваш вуз традиции российского обучения дипломатов?

- Александр Михайлович Горчаков учился в Царскосельском лицее - во многом прообразе МГИМО. После возникновения лицея под Санкт-Петербургом спустя 20 лет в Москве возникло новое учебное заведение - Лазаревский институт восточных языков. Он был создан для подготовки дипломатов по восточному направлению. Принципы создания лицея использовались и при создании института восточных языков. Я вспоминаю о Лазарев ском институте, поскольку он является частью МГИМО. Мы являемся наследниками отечественных традиций, и не только традиций, но и одной из потрясающих библиотек, которые мы получили после воссоединения МГИМО и Института востоковедения. Эти учебные заведения подготовили потрясающие кадры, в том числе и Александра Горчакова.

Позднее в таких странах, как Китай, Вьетнам, использовался опыт МГИМО, там были созданы подобные институты. Во многих государствах существуют дипломатические академии, куда принимают выпускников из профильных факультетов университетов. Такие дипломатические академии есть в десятках стран мира. Вместе с тем в последние годы во многих странах огромную роль играют факультеты международных отношений, которые уже более двух десятилетий объединены в Ассоциацию профессиональной школы международных отношений. Давними ее членами являются МГИМО, Санкт-Петербургский университет, учебные заведения Франции. Сегодня подготовка профессионалов-международников - дело широко распространенное, в большинстве университетов имеются отдельные факультеты, либо имеются небольшие институты, профилированные с этим университетом и входящие в его состав.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, который будет представлять страну за рубежом?

- Очень важен лидерский потенциал человека, ведь он попадает в обстановку, где нужно проявление многих неординарных качеств и мгновенной реакции в сочетании с интуицией. Но если человек приедет в страну, не зная языка, то он будет никудышный работник. Поэтому в цене прежде всего профессиональные качества, знание иностранного языка, представление о культуре, истории страны. Большинство дипломатов работает в самых разных государствах, зачастую попадая в совершенно иную культурную среду, сталкиваясь с другим менталитетом. Я сам за свою дипломатическую деятельность работал в Пхеньяне и Вашингтоне, хорошо знаю ситуацию.

- В советское время в МГИМО учились представители союзных республик. Обучаются ли у вас сегодня представители из Республики Беларусь?

- У нас учатся студенты из всех бывших советских республик, включая страны Балтии. Они обучаются как российские стипендиаты. Большая группа студентов - около 100 человек - студенты, которых отбирают в самих республиках. Мы проводим с ними только собеседование. Отбор осуществляется соответствующими ведомствами министерства иностранных дел и министерства образования этих стран. Из Беларуси у нас одна из самых больших групп. Должен сказать, белорусская сторона очень тщательно отбирает кандидатов. Как правило, они приезжают к нам после первого курса университета, когда уже сумели проявить себя с хорошей стороны.

- В вашем вузе, знаю, введено понятие "рейтинг студента". Что это такое?

- В МГИМО уже два года существует рейтинг студента. Он создан в добавление к нашим требованиям о воспитании в студентах личностных качеств и активной жизненной позиции. Мы используем международный опыт, хотя там рейтинг студентов связан только с успеваемостью. У нас это более широкое понятие. Причем речь идет об абсолютно открытой информации. На нашем сайте можно посмотреть рейтинг лучших студентов. Максимально они набирают 100 баллов. Но успеваемость тех, у кого рейтинг меньше 50 баллов, можно посмотреть, только набрав номер зачетной книжки. Мы не хотим, чтобы не было обидно тем, у кого более низкий рейтинг.

- А какими критериями определяется рейтинг студента?

- Учебой, посещаемостью, активностью на семинарах, участием в общественной жизни и в спорте, качествами, которые оценивают преподаватели. Главное, прежде всего, качество знаний, которые получает студент. Когда мы отправляем студента на семинары, стажировки, конференции, всегда указываем его рейтинг. В итоге повышается мотивация учебы в университете.

Айрат Сагдатов, Минск

Опубликовано в газете Союз. Беларусь-Россия N366 от 17 июля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован