26 сентября 2008
1641

У нас один Господь, одна вера, одно крещение

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), не только большой авторитет в церковных кругах, но и известный общественный деятель. Сферы приложения его трудов - международные и межконфессиональные отношения. Будучи в 1990-1995 годах депутатом Верховного Совета Беларуси, входил в Комиссию по образованию, культуре и сохранению исторического наследия. Редакция попросила его высказать свое суждение о том, что движет стремлением двух братских славянских народов жить в одном Союзном государстве.

Вопрос о Союзе не только чрезвычайно, но и жизненно важен для России и Белоруссии! Причем важен в равной степени для обеих сторон.

Своими корнями он уходит в глубокую давность. Идея создания Союзного государства Беларуси и России, как мне кажется, не имеет точно определенного исторического возраста. В самые разные времена и столетия вопрос "быть вместе или быть порознь" возникал постоянно, однако решался предками нынешних россиян и белорусов подчас радикально противоположным образом.

Не стану углубляться в историю, но вспомню лишь, что в отношениях Полоцкой, Киевской, а позднее и Московской земель решение "с кем быть" давалось всем сторонам не легко, а порою и не без крови...

Во времена Великого княжества Литовского, территориальную основу которого, как вы знаете, составляли пределы современных белорусских земель, а культуру формировала элита "литвинов", как тогда назывались их жители, вопрос союзнических отношений также был весьма сложен. Тем более эта сложность не уменьшилась в конце XIV века после сближения православного Великого княжества Литовского с католической Польшей. Ну а после Люблинской унии 1569 года, когда на карте Европы появилась Речь Посполитая, это государство выясняло отношения с Московским царством и впоследствии с Российской империей в русле непримиримого противостояния.

И здесь мне хотелось бы обратить особое внимание на то, что в вопросе, с которым ко мне обратился журнал "РФ сегодня", вольно или невольно сформулирована принципиальная основа трагического разделения интересов, которая пребывает актуальной в течение веков нашей общей истории и обостряется в той или иной степени в разных обстоятельствах. Вы назвали идею сближения наших народов чрезвычайно важной "и для общественности, и для всех ветвей власти обоих государств". Истинно так! Но только интересы народов и властей далеко не всегда совпадали.

Приведу исторический пример. В составе Речи Посполитой представители власти и дворянства Великого княжества Литовского год за годом, век за веком оставляли православную веру отцов и переходили в католичество. На то у них были свои политические и экономические резоны, которые проистекали из доминирующего положения Польши в этом союзном государстве. Но с утратой веры утрачивалась и национальная идентичность, и национальное достоинство власть имущих литвинов. А сохранялась память о своих православных корнях и о своей исторической православной чести именно в среде простых людей, "люда посполитого" - крестьян, мещан, купечества, духовного сословия.

Ударом в самое сердце православных граждан Речи Посполитой стала Брестская церковная уния 1596 года, самочинно подписанная архиереями-отступниками якобы от имени всего православного народа.

Народ же созвал в Бресте свой Собор, подлинным героем которого был Великий гетман Великого княжества Литовского князь Константин Константинович Острожский, в крещении Василий. Оставаясь в среде властей предержащих в трагическом одиночестве, он призвал духовенство и мирян пуще зеницы ока беречь, хранить и защищать Святое Православие и всю свою жизнь посвятил этой цели. К слову, нынешний, 2008 год стал для Белорусской Православной Церкви Годом благоверного князя Константина-Василия в память о 400-летии его кончины.

Именно в этот период трагически, до крови, до мученичества обострилось противостояние религиозных, национальных и патриотических интересов православной "общественности", если пользоваться вашей формулировкой, и "всех ветвей власти" Речи Посполитой.

Имена таких белорусских святых, как Могилевский святитель Георгий Конисский, благоверная Слуцкая княгиня София, Брестский преподобномученик игумен Афанасий, Экзарх Константинопольского Патриарха священномученик Никифор Кантакузин, а также неисчислимый сонм героев отеческой веры сегодня определяют принципиальные позиции белорусской нации в вопросах и церковного, и - позволю себе заметить! - государственного строительства.

Поняв строй их мысли и образ их действий, современный политик, культуролог, обществовед и иной специалист в социальной области сможет понять сложные механизмы формирования национальной белорусской идеи.

Размышляя о современном развитии идеи Союзного государства, ученые, политические и государственные мужи нынешней России и Белоруссии неизбежно обнаруживают единственный воистину непоколебимый фундамент для полноценной общности наших народов: Святое Православие.

Мы привыкли называть друг друга "братскими народами", но мы редко задумываемся всерьез, что стоит за словами этого определения.

Да, мы славяне, братья по крови. Но за многовековую историю братья пролили немало крови друг друга...

Да, в 988 году в единой для наших предков купели Днепровского Крещения мы были призваны к христианскому бытию. Но и потом междоусобицы веками не прекращались на исторически православных землях, которые составляют в наше время Российское, Белорусское и Украинское государства.

Да, преодоление злокозненной унии привело к воссоединению с Матерью-Церковью сотен тысяч белорусов. "Отторгнутые насилием возвращены любовью", - как было написано на памятной российско-белорусской медали того времени. Но эта любовь не всегда определяла отношение Империи к ее "Северо-Западному краю".

Таких противопоставлений - "да, но..." - в нашей общей истории можно привести немало. Однако именно в их преодолении находится залог сегодняшнего успеха в построении Союзного государства. Чтобы надежно строить будущее, нужно внимательно смотреть в прошлое.

А при внимательном взгляде мы увидим самое главное условие единства наших братских и единоверных народов. Я не назову вам это условие, я его возглашу, как поет наша единая Матерь-Церковь за богослужением, вознося к Богу свою молитву о единстве единоверных и единокровных: "Утверди, Боже, святую православную веру, веру православных христиан".

- Может ли Церковь своими средствами способствовать единению и сплочению русского и белорусского народов?

- Именно это она и делает все века своего бытия в землях, получивших наименование "Святая Русь".

Постараюсь быть предельно конкретным. Что, по-вашему, является высшим историческим авторитетом для верующего человека? Именно так! Жития святых. Потому что здесь в реальных судьбах и жизненных подвигах конкретных людей проявляется истинный смысл истории стран и народов. Десять ангажированных историков выдвинут десятки толкований одного и того же исторического события, но православное сердце поверит в первую очередь житию святого, который совершал свой подвиг в то самое время.

Потому что жизнеописание святого его агиограф составляет со страхом Божиим. То есть так же, как совершает свою жизнь человек, стремящийся к преодолению грехов и страстей, а иными словами, восходящий к святости. Вспомним, что сказано в Писании: "Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум" (Притч. 9:10). Напомню, что страх Господень - это не ужас перед Всемогущим Творцом (хотя и это разумно), но опасение огорчить Господа своим недостоинством, страх богооставленности, невыносимость пустоты, которая неизменно возникает там, где человек оттолкнул от себя хранящую десницу Бога.

Политики разных государств могут делить все что угодно: ресурсы и собственность, интересы и сферы влияния, историю своих государств и дивиденды от политических маневров... Всё, кроме одного: кроме истории святости своих народов.

Мыслимо ли, чтобы верующие русские, белорусы и украинцы делили Собор Всех Святых на "своих" и "чужих"? Можно ли представить, что Псково-Печерские отцы станут "чужими" для православных в Белоруссии, что к отцам Киево-Печерским русские не поедут, потому что они "не наши", а украинцы забудут святыни Белой Руси по политическим мотивам?

Прости, Господи, что произношу эти слова... Но вот вам и ответ на вопрос, чем и как Церковь способствует единению и сплочению людей. Символ исторического единства не только наших, но всех христианских народов сформулирован апостолом Павлом без малого две тысячи лет тому назад: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:5).

Испытующие взоры наших святых предков - от равноапостольного князя Владимира до новомучеников XX столетия - это историческая совесть наших народов. Именно на этом основании строит свое единство Православная Церковь в России, в Белоруссии, на Украине.

И не посоветую никому питать иллюзии по поводу того, что эту совесть можно заставить замолчать. Даже при численном меньшинстве верующих христиан в обществе голос их исторической совести никогда не умолкнет, потому что он вдохновляется Евангельской любовью к Богу и к человеку. А Христов апостол Павел свидетельствует, что "любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор. 13:8).

Память о Святой Руси, которая никогда не разделялась национальными межами или государственными границами, стала частью генетической памяти современных потомков древних русичей и последовавших за ними поколений христиан. Не стану отрицать, что в отдельных частных случаях встречается амнезия и в христианском сообществе наших братских народов, но это, как правило, клинические исключения, подтверждающие правило.

Мы беседуем уже не накануне, но в начале торжеств, посвященных 1020-летию Крещения Руси. Эта годовщина становится своеобразным экзаменом нашего современного стояния в вере и готовности словом и делом защищать единство братских народов во Христе Иисусе, Господе нашем. Что ж, будем держать ответ перед Богом, людьми и христианской совестью. Вот только ответ этот должен быть и будет не коллективным, а личным: один на один с Творцом, один пред всем сонмом святых, один на один перед судом истории своей семьи, своего рода, своей нации, своих потомков.

- Как можно было бы ускорить процесс формирования Союзного государства?

- Давайте условимся: мы будем говорить только о том, что составляет мысль, слово и дело Церкви. Строительство государства - это дело государственное, а наше дело - сердце народа, его духовный пульс, его здравомыслие.

Как и в 1999 году, когда был подписан исторический документ о начале строительства Союзного государства Беларуси и России, я остаюсь убежденным приверженцем этого процесса. Помню многие слова, которые были сказаны за и против него в течение девяти лет. И вот на что мне хотелось бы обратить внимание.

Вспомним, что на торжественной церемонии подписания рядом с президентами России и Белоруссии были Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - Предстоятель Русской Православной Церкви и Патриарший Экзарх всея Белоруссии - Первоиерарх Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. Ошибся бы тот, кто посчитал бы это соприсутствие формальной данью протоколу ради его вящей торжественности.

Мне видится в этом Промысл Божий о наших народах. Вольно или невольно, сознательно или интуитивно, но государство призвало Святую Церковь стать свидетелем и соработником этого международного и межгосударственного соглашения.

Эта миссия ко многому обязывает и Священноначалие, и клир, и паству. В не меньшей степени она налагает сугубую ответственность на российских и белорусских государственных и общественных деятелей, политиков, предпринимателей.

Что ж, мы сможем достичь успеха в создании Союзного государства, если встанем на то самое незыблемое основание, единственное, которое не подвластно переменчивым стихиям мира сего: "Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас". Так его сформулировал святой Павел, апостол народов (Еф. 4:6).

Ускорение или замедление в деле строительства Союзного государства не всегда зависит от решений на высоком уровне... И личная, и коллективная добрая воля должны накапливать свой потенциал, почерпая его в сердцах людей. Ведь именно в них, как в закромах, хранятся семена мира и войны, справедливости и насилия, веры и безверия. Что посеем, то и пожнем...

- Почему в условиях усиления западного натиска на Восток идея Союза представляется все более необходимой?

- И вновь мне хотелось бы уклониться от разбора геополитических стратегий... "Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?" - это восклицание Псалмопевца (Пс. 2:1) не теряет своего значения для Церкви ни в прошедшие, ни в нынешние времена. "Почтите Сына, - говорит Господь, - чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем" (Пс. 2:12)... Мне кажется, в этих словах можно найти кратчайшее выражение "внешне- и внутриполитического курса" Православной Церкви во все века.

Говоря о необходимости Союза Беларуси и России в современных международных условиях, есть опасность ограниченного подхода к этому вопросу. Внешнеполитическая конъюнктура способна быстро меняться, неужели и судьбы Союзного государства обречены на столь же быстрые перемены? Печально, если бы это было так.

Исторический крест Белой Руси определяется среди прочего тем, что ей суждено быть в самом центре перекрестка российско-польских и балтийско-черноморских интересов и амбиций, притязаний и военных конфликтов. Это исключительное положение столетиями не приносило жителям белорусских земель ничего, кроме постоянных войн и разорения в ходе военных кампаний соседних стран и широкомасштабных нашествий шведов, французов, германцев...

Сегодня независимая Республика Беларусь, быть может впервые за многие столетия, свободна. Она дорожит своей свободой и не склонна жертвовать ею ни в западных, ни в восточных интересах.

В Евангелии есть замечательное выражение: "войти в радость" другого человека. Думаю, будет справедливым так и определить позицию белорусского народа и белорусского государства в стратегических вопросах союзных отношений с народами России как со своими братьями и сестрами: "Войдите в нашу радость и откройте для нас радость свою".

Тем паче что об этом свидетельствует и к этому призывает нас Сама Премудрость Божия со страниц святой Псалтири: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!" (Пс. 132:1). Нам остается произнести лишь одно слово: "Аминь!" - что означает "истино так"!

http://www.russia-today.ru/2008/no_13/13_look.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован