Эксклюзив
Тимофеев Сергей Александрович
14 декабря 2018
243

Убеждения меняются. Почему?

Main ti

Достоевский написал: «…Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?»

Допускаю (хотя и не встречал), что человек может изменить убеждения, взяв себе в труд проанализировать их истинность. Как он это сделает? – вопрос отдельный, ответ на который, полагаю, никому не известен. Это сложнее, чем «поверить алгеброй гармонию».

Но ведь убеждения на самом деле меняются. Это факт. И они становятся иными не только у политиков.

Вспомните: «Кто в молодости не был радикалом (вариант: либералом) — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума».

И совсем не важно, что эту фразу молва одновременно приписывает многим выдающимся людям: и  Франсуа Гизо, и Уинстону Черчиллю, и Жоржу Клемансо и  Бенджамину Дизраэли, и Франклину Рузвельту и даже К.П. Победоносцеву, обер-прокурору святейшего Синода…  Хотя совсем не важно, кто автор данной максимы. Она жива и актуальна только  потому, что отражает столь заметную, реально существующую  тенденцию к трансформации идеологических предпочтений с возрастом.

 

Трудно воспользоваться рецептом, предложенным Федором Михайловичем, скорее всего, потому, что наши  убеждения не совсем зависят от нас.   Рискну предположить, что существенная доля наших мировоззренческих различий имеет объективную биологическую основу.

При этом я исхожу из того, что базовой составляющей человеческой природы является эгоизм.

Именно эгоизм выделяет человека их животного мира. Есть эгоизм – есть человек, нет эгоизма – нет человека.

Хотя эгоизм бывает разным. У любого из нас он является комбинацией двух составляющих - egocentrum и egoaltius

Эгоцентризм (egocentrum), в той или иной мере присущий всем, проявляется в том, что индивидуальная картина известной каждому из нас  части мироздания составляет основу, фундамент сознания, и носителю этого знания (сколь велико или ничтожно оно бы ни было) принадлежит место в центре его индивидуального полотна. Эгоцентризм, отнюдь не сводится к неспособности встать на иную точку зрения (Жан Пиаже), это форма восприятия реальности, лежащая в основе мироощущения любого индивида.

Человек – эгоцентрик способен любить весь мир, но только тот вариант, где он, со своим неизбывным эго, находится в самом центре. Именно этот мир и никакой иной, он готов спасать, защищать и совершенствовать.

Так устроен человек: даже самый искренний альтруист и патерналист, все равно - эгоист. Эгоист, потому, что он - человек. Очень сложная конструкция.

 

Но эгоцентризм - только плоскость эгоизма. Его объем определяется еще и уровнем самооценки человека - egoaltius, т.е. высотой той ступени социальной лестницы, которую он считает достойной себя. Для кого-то это "первый парень на деревне", для другого - "Повелитель мира".

Разница между уровнем самооценки и реальным местом, занимаемым индивидом в социальной иерархии формирует критическую массу нереализованного эгоизма человека, определяющую уровень его потенциального противостояния или внутреннего согласия с  общественными  реалиями, а это и есть мировоззрение.

Индивидуальное для каждого из нас соотношение между egocentrum и egoaltius лежит в основе деления людей на либералов и консерваторов. Противоречия между этими направлениями общественной мысли, проистекают из человеческой природы и существовали даже тогда, когда этих терминов еще никто не знал.

Консерватор защищает и совершенствует мир под свои представления о его идеальном образе, и тем самым повышает свое egoaltius.

Либерал определяет назначение окружающего его мира в обеспечении ему условий для роста egoaltius.

Противоречие между этими позициями заложено в самом человеке и поэтому неразрешимо.

Либералы и консерваторы постоянно меняют свою личину, прикрывая свою истинную суть разнообразными "измами".

Между этими направлениями идет постоянная, непрекращающаяся борьба, принимающая иногда крайние формы.

Например, социализм - отчаянная попытка повернуться развитие Человечества вспять: создать общественную систему, стабильно ставящую интересы всех выше интересов личности. Не получилось.

И хотя вся история Человечества идет под знаком прогресса egoaltius -  права и интересы личности постепенно во всё большей мере превалируют над интересами общества, это совсем не означает, что эта тенденция вечна. Её разворот возможен и признаки этого есть.

 

Свойственное любому человеку противостояние двух составляющих его эго - egoaltius, ориентирующего человека на развитие его личности и egocentrum, формирующего тягу к консервации привычных устоев - "весомо, грубо, зримо". У кого-то превалирует одно, у кого-то - иное. Но всегда есть и то, и другое. И при этом можно констатировать: с возрастом происходят изменения, в результате которых у большинства людей начинает превалировать egocentrum.

Недавно прошедшее голосование по вопросу выхода Великобритании из ЕС в очередной  раз продемонстрировало очевидную для социологов коллизию: предпочтения молодежи и людей старшего/пожилого возраста сильно различаются. Это было всегда.  Например, Гесиод, древнегреческий интеллектуал написал  (примерно 720 год до н.э.) :  
"Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна."

Подобных откровений можно привести много.  

Что же происходит, в чем причина того, что у людей с возрастом меняется мировоззрение?

Несомненно, человек в процессе своей длительной многотрудной деятельности, как правило, становится другим. Расширяется его кругозор. Основа его представлений об устройстве общества и процессах, проистекающих в нем, все более и более зиждется на его личном опыте. Одновременно с этим, человек поднимается по социальной лестнице. И жизненный опыт его чему-то учит: возникает понимание, а за ним и признание связи способностей и трудолюбия с местом, занимаемым человеком в обществе.

Разрыв между желаниями и реалиями постепенно воспринимается, как естественное состояние.

Более того, человек, достигающий за счет своих усилий определенных (не важен их размер) социальных высот со временем вынужден оборонять свое положение от натиска молодой поросли.

С учетом всего перечисленного, консервация status quo уже не кажется плохим решением.

Но есть и обратная дорога – консерваторы становятся рррреволюционерами..

Она протоптана обиженными. Непонятыми. Изгнанными. Неоцененными. Сброшенными с Олимпа.

В тех случаях, когда мир «возделываемый» и лелеемый egocentrum не оправдывает его ожиданий, он зачастую встает в позу Саваофа: «А вы поступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня. За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия».

Напоминает?

Да. Жажда наказания всех и вся за несоответствие своим ожиданиям древнее древнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

том числе и поддерживает чистоту и порядок в салоне. Заказать изготовление чехлов из качественных материалов можно здесь. Вы сами сможете смоделировать чехлы, а мы изготовим их исходя из всех ваших пожеланий.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован