07 июня 2002
2274

Учебник для нового века

Мы продолжаем обсуждать весьма актуальную не только в педагогическом, но и в политическом плане тему учебников по истории. О том, как проходит реформа школьного и вузовского исторического образования, в интервью журналу рассказывает Александр Оганович Чубарьян, академик, директор Института всеобщей истории РАН, ректор ГУГН, член редколлегии "Родины".

- Сегодня общество проявляет пристальное внимание к содержанию школьного курса истории. В августе прошлого года высшее руководство страны заявило о неудовлетворительном содержании учебников по истории России XX столетия. В чем, на Ваш взгляд, причина такого внимания и такой резкой реакции?
- Ответ довольно прост. Не только в России, во всем мире интерес к учебникам, а особенно к школьным, очень большой. Дискуссии о том, каким должен быть учебник, идут в Англии. Очень острые дебаты в Италии. Известно, что разногласия по содержанию учебников существуют между Южной Кореей и Японией. Корея требует, чтобы японцы официально извинились посредством учебников за преступления, совершенные против Кореи во время Второй мировой войны. Особое внимание к учебнику национальной истории проявляет правительство США. Экс-президент США Дж. Буш-старший выделил специальные средства на подготовку учебника американской истории с целью "поднять национальное самосознание американцев". Решение Буша было одобрено конгрессом. Нынешний президент США также обнародовал заявление о выделении дополнительных ассигнований для улучшения преподавания американской истории.
В нашей стране Президент В. В. Путин дал поручение Правительству разобраться с ситуацией. Правительство занялось этим вопросом отнюдь не формально. Было рассмотрено около десяти действующих учебников.
- Историков не смущает факт вмешательства власти в творческий процесс?
- Он вызывает двойственное отношение. С одной стороны, мы уже имели негативный опыт вторжения власти в содержание учебников в 1930-х годах. С другой стороны, внимание правительства к этой проблеме в сложившихся условиях очень полезно. Я присутствовал на заседании Правительства. Основной доклад делал министр образования В. М. Филиппов. Должен отметить, что в целом позиция Правительства на том заседании была весьма конструктивной. Перед заседанием можно было услышать разговоры о том, что нужно вернуться к одному учебнику истории для школы. Эту идею в правительстве отвергли. Таким образом, было сохранено главное достижение последних лет - вариативность образования. В то же время вариативность должна иметь разумные пределы. Предмет для беспокойства в том, что сегодня существует 68 школьных учебников, рекомендованных министерством. А ведь еще имеется масса не рекомендованных учебников, которые в нарушение существующих законов используются в обучении. Сегодня практически любой человек, располагающий достаточными средствами, может издать свой учебник. Это ненормально. В связи с этим Правительство пошло на единственное ограничение: объявить конкурс, и по каждой номинации по его итогам должно быть отобрано не более трех учебников.


http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1014&n=54
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован