02 июля 2007
1804

Учитель с большой буквы

От редакции.
По инициативе Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева - основного куратора по реализации приоритетных национальных проектов - в двух из них "Здоровье" и "Образование" в 2007 году в экспериментальном порядке в ряде регионов запущены пилотные проекты по модернизации систем здравоохранения и образования. По их результатам в начале 2008 года президиум Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики под председательством Дмитрия Медведева будет решать, распространять ли новые системы модернизации на всю страну. Поэтому очень важно и интересно как проходит внедрение пилотного проекта по моденизации образования в Тамбовской области, о чем и рассказывает статья А.Евченко из газеты "Город на Цне". Мы считаем, что этот материал заинтересует многих работников образования.


Наша область участвовала во Всероссийском конкурсе по реализации пилотного проекта по модернизации системы образования в рамках национального проекта "Образование" и вместе с двадцатью другими регионами вошла в число победителей. О преобразованиях в школах и вузах рассказала начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Георгиевна Астафьева.
- Наталья Георгиевна, зачем Тамбовской области нужно участие в проекте модернизации образования?
- Проект ведет за собой серьезные финансовые вливания в систему образования: в 2007 году наша область получит из федерального бюджета 145,5 миллиона рублей на развитие системы образования, а за три года реализации комплексного проекта (с 2007 по 2009 год) Тамбовская область получит 436,5 миллиона рублей. Но самое главное, проект предусматривает серьезные качественные изменения в системе образования области.
И что уже сделано?
- Для эффективной реализации проекта была создана региональная стратегическая группа, руководителем которой был назначен заместитель главы администрации области Кирилл Колончин. В рамках деятельности по проекту, управлением образования и науки области был объявлен конкурс муниципалитетов на получение финансовой поддержки. По итогам этого конкурса победителями стали Тамбов, Моршанск, Рассказовский, Староюрьевский и Пичаевский районы. Было принято решение поддержать еще 49 школ из 20 муниципалитетов. В общей сложности 73 образовательных учреждения получат финансовые средства на улучшение материально-технической базы.
Так что же представляет собой региональный комплексный проект? И какие направления в нем реализуются?
- Официально туда входят следующие программы: введение новой системы оплаты труда работников образования; нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; развитие сети образовательных учреждений; усиление государственно-общественного управления в образовании.
А можно поподробнее о каждом направлении проекта? И начнем с больной темы: новой системы оплаты труда...
- Главный плюс - учителя будут получать больше. Введение новой системы оплаты труда позволит уйти от уравниловки и реально повысить доходы учителей, обеспечивающих наиболее высокое качество образования. Впервые качество образования выходит на первый план и становится одним из критериев оплаты труда учителя. В оценке качества и в определении объема стимулирующей части каждого работника предусматривается участие представителей органов государственно-общественного управления школы. Новая система оплаты труда обеспечит заинтересованность учителей в повышении качества и результативности работы. Планируется в нынешнем году увеличить заработную плату учителя на четверть, а к 2009 году на 40 процентов по отношению к уровню 2006 года.
А что такое нормативное подушевое финансирование?
- Если кратко, это стимул школы к развитию, который ставит ее в условия, когда финансовое благополучие зависит от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг.
Третье направление регионального комплексного проекта - развитие региональной системы оценки качества. Что же оно предусматривает?
- Естественно, выработку и утверждение нового понимания качества. Успешен ли завтра будет сегодняшний ученик и выпускник школы? Здесь необходимы новые механизмы оценки. К таким механизмам относятся: ЕГЭ, различные мониторинги и другие процедуры, которые позволяют сделать результат более открытым для школьника.
Развитие сети образовательных учреждений, еще одно из заявленных в проекте направлений, призвано обеспечить получение качественного общего образования независимо от места жительства. Кстати, актуальное для нашей области, где много сел. Как же оно будет реализовываться?
- Предполагается воплощение в жизнь инвестиционных проектов развития сельских школ, дальнейшая реализация проекта "Школьный автобус". Результатом реализации данного направления проекта станет то, что почти в три раза больше учеников (70 процентов) будут учиться в школах, в которых имеется современное учебное оборудование, квалифицированные учителя, компьютерная техника, медицинское обслуживание, качественное питание. Пятое по порядку, но далеко не последнее по своей важности направление проекта не требует материальных затрат, но является самым важным по значению для общества. Это - усиление государственно-общественного управления, развитие общественного участия в управлении образованием. А именно, в школах будут созданы управляющие советы, в состав которых войдут родители, представители органов местного самоуправления, педагогической и научной общественности, что обеспечит большую открытость школы обществу. Одним из базовых средств развития гражданского участия в управлении образованием является публичный доклад. Это аналитический документ, задача которого представить общественности описание и характеристику состояния и развития образовательного учреждения или образовательной системы. Начиная с 2007 года, доклады будут системно внедряться в практику на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Практически все образовательные учреждения будут ежегодно представлять публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности. На сегодняшний день уже очевиден один из значимых социальных эффектов регионального комплексного проекта: это изменение отношения общества к учителю, школе и в конечном итоге рождение уверенности в завтрашнем дне своих детей. Главное, надо поднять авторитет учителя, его материальное благополучие, сделать независимым от финансовых проблем, чтобы он полностью мог посвятить себя любимому делу, чтобы учителю были доступны любые книги, чтобы он не считал копейки. И тогда его ученики смогут привнести в свою страну все то, что он заложил в них. Реализация национального проекта по образованию в нашей области идет полным ходом и, несомненно, положительные результаты уже есть. И они замечены на самом высоком уровне. Неслучайно Тамбовская область вошла в двадцатку пилотных регионов, принявших участие в комплексном проекте.

Евченко А.
"Город на Цне" от 27.06.2007

02 июля 2007 года.
www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован