24 января 2005
1899

Удачный пример воспитания толерантного сознания

Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все

Борис Заходер


Светлана Константиновна Бондырева и Дмитрий Васильевич Колесов, авторы книги "Миграция (сущность и явление)" знают, что:

"миграция - это пространственная активность индивида или популяции, направленная на овладение ресурсами новой территории Существенной проблемой различий между аборигенным населением и мигрантами является преимущественное размножение одного из этносов. Если два различных этноса живут вместе и один из них имеет значительное преобладание в интенсивности размножения, то это уже экспансия, и других мнений на этот счет быть не должно!"

С. БОНДЫРЕВА и Д. КОЛЕСОВ. Миграция (сущность и явление). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004, с. 283-284.
Книга подготовлена в рамках программы Минобразования РФ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

Демоскоп знает больше.

Нам кажется, что, не должно быть других мнений и по всем остальным вопросам, затронутым в этой замечательной книге, тем более что она рекомендована Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Следовало бы только указать, кому именно она может служить пособием. Не разобравшись, могут подумать, что книга рассчитана на одних лишь студентов, а на самом деле она призвана воспитывать толерантное сознание абсолютно у всех, у кого оно пока еще развито меньше, чем у авторов книги.

Поскольку книга посвящена миграции, то, само собой, особо авторы озабочены воспитанием терпимости по отношению к мигрантам. Характерный пример - параграф под названием "Осторожно: миграция". Он прямо сочится терпимостью.

"В современном мире территориальная экспансия обрела ползучий характер и осуществляется с использованием миграции" (стр. 278). А ведь "экспансионистский потенциал во многих регионах мира сохраняется, и убедительным примером этого является современная Турция Географическая экспансия турок была остановлена, и сейчас идеи экспансии ищут себе дорогу различными путями, если уж не магистральными, то даже и тропинками" (стр. 280). Куда же ведут эти тропинки?

"Ползучий характер современной территориальной экспансии проявляется в том, что государство поддерживает родственные себе находящиеся на чужой территории этнически-религиозные группы, всячески способствуя увеличению их численности и расширению занимаемой ими территории - это тенденция к захвату части территории другой страны изнутри этой страны. Применительно к туркам-месхетинцам расчет делается на занятие ими наиболее стратегически важных участков территории Краснодарского края (возле дорог, мостов, водохранилища), а также на значительно более высокие темпы их размножения, чем у местного населения" (стр. 280-281).

В чем должна проявляться толерантность в данном случае? В том, чтобы разоблачить живущих в Краснодарском крае турок как пятую колонну Османской империи. В самом деле, по переписи 2003 года население Краснодарского края составило всего 5 миллионов 125 тысяч человек. А одних только турок в крае было больше 13 тысяч, и они еще размножались. Конечно, пока они еще не составляют большинства, но к тому идет.

Да и что такое "большинство"? Это понятие философское, вы не думайте. "Надо четко различать понятия: "большинство" и "быть в большинстве". Ведь "большинство" - это нередко "вообще", а "быть в большинстве" - это всегда "здесь и теперь", а это важно, если учесть, что все дела конкретны, а понятие "вообще" только виртуальность". Во как! А что же в результате? "В результате, будучи в месте своего проживания в меньшинстве, в сравнении с аборигенным населением, в наиболее важных точках жизнедеятельности диаспоранты нередко оказываются в большинстве, а следовательно, пользуются преимуществами большинства" (стр. 58).

Вы чувствуете, как растет ваша толерантность по отношению к меньшинствам, которые находятся в большинстве? Вы уже понимаете, что "использование миграции и усиленного размножения мигрантов становится особым приемом в "тихом" переделе территории и сфер влияния" (стр. 281). Но пока еще ваша толерантность не окрепла, и вас могут смутить не разгадавшие османского замысла либералы. Они "исходя из абстрактного понимания "свободы", критикуют местную региональную политику, проводимую властями Краснодарского края и направленную на ограничение экспансии турок-месхетинцев" (ср. 281). Поэтому книга - это ведь учебное пособие как-никак - делает все, чтобы закрепить вашу терпимость. Она показывает, что если пойти за либералами, то Краснодарский край может стать чем-то вроде Антверпена - "четвертого по величине порта мира, самого богатого города Бельгии. И именно здесь находится самая большая, бедная и наглая арабская община этой страны Необразованным, не очень работящим марокканцам не нашлось работы в Антверпене. Они превратились в иждивенцев социальных программ и потихоньку накапливали раздражение и злость против страны, которая непонятно для чего приняла их свое лоно" (стр. 282). Курсив везде принадлежит авторам и подчеркивает их наиболее важные, с точки зрения воспитания толерантности, мысли.

Впрочем, все это примеры, а есть ведь и общая теория. Авторы - не какие-нибудь аспиранты. Бондырева Светлана Константиновна - член-корреспондент Российской академии образования, а Колесов Дмитрий Васильевич и вовсе полный академик той же академии. Они вносят большой научный вклад в типологию миграций, пополняя ее новыми, доселе не известными науке видами. Таковы, в частности, "миграция из зависти" и "миграция из-за комплекса неполноценности".

"Миграция из зависти к жителям более благополучных мест. Это - миграция без гуманитарных или политических причин, Пример - чешские цыгане. Видимо, их взволновали сообщения о том, какие пособия получают выходцы из Индии и других стран бывшей Британской империи. И они захотели того же, хотя всем известный характер традиций этого этноса заставляет предполагать, что вряд ли они станут там работать в традиционном понимании этого слова Как видим, зависть может быть и фактором миграции, причем миграции некачественной. Материальные блага распространены по земному шару неравномерно, и некоторые индивиды никак с этим примириться не могут. И все потому, что свое их интересует меньше, чем чужое" (стр. 48-49).

"Миграция из-за комплекса неполноценности. Некоторые индивиды не способны находить себя в повседневной жизни: таковые есть в любом обществе. Для них миграция - выход из положения, отдушина в их стесненном психическом состоянии... Следовательно, тяга к перемене мест, "зуд перемен", в данном случае географического характера, может быть проявлением комплекса неполноценности, энергия которого реализуется именно в сфере миграционных явлений" (с. 49).

Очень важно для толерантного мышления понять связь между миграцией и патриотизмом. Патриотизм - это святое! Авторы заступаются за известное выражение "патриотизм - последнее прибежище негодяя". "Представителями антисистемы, - разъясняют они, - навязывается окружающим мнение о том, что смысл этого выражения в осуждении патриотизма". На самом же деле это не так. "Автор этого утверждения считал, видимо, что патриотами должны быть все, и даже негодяи порою этого чувства не лишены". "Подлинный смысл его [выражения] в том, что даже и у негодяя могут сохраняться остатки положительных качеств и что в роли таких остатков столь ценное явление, как патриотизм" (стр. 69-70).

Это о патриотизме. Теперь о миграции.

"Конечно, многие мигранты - чаще из числа беженцев - должны вызывать сочувствие. Но все же, имея дело с миграцией, прежде чем сочувствовать, следует выяснить ее мотивы" (стр. 50). Дело в том, что "миграция - это проблема неудовлетворенных потребностей, энергия которых преобразуется в энергию перемещения" (стр. 51). А "одна и та же потребность может реализоваться как патриотическими мотивами, так и мотивами иного характера: что сильнее?" (там же). "Противоположными мотивам миграции могут быть только мотивы патр
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован