09 февраля 2007
939

Удавка для города

Аврааму Линкольну принадлежит афоризм: можно обманывать все время часть народа, можно обманывать часть времени весь народ, но нельзя обманывать весь народ все время. Реалии орловской жизни убеждают нас в том, что Авраам был неправ. Анализируя показатели распределения бюджетных средств за достаточно продолжительное время (с 2000 по 2006 год), приходишь к выводу, что областной исполнительной власти удавалось все эти годы довольно эффективно дурить триста с лишним тысяч жителей Орла.


Ох, и дурют нашего брата,

ох, и дурют...

Аркадий Райкин.

О том, как это происходило и происходит, наша газета рассказывала в статье "Хроника пикирующего бюджета" 26 июля 2006 года. Но приоткрывшаяся с тех пор закулиса бюджетного процесса явила на свет еще более любопытные факты. Оказалось, что шесть лет областной бюджет, грубо говоря, держал областной центр на подсосе.

Справедливости ради надо сказать, что такому положению вещей объективно способствовала неупорядоченность межбюджетных отношений вообще. Если отсечь нюансы и детали, то они (отношения) выглядят так. Бюджетополучатели (предприятия, организации, учреждения, ведомства) подпитываются финансами из трех источников: федерального, областного (территориального) и муниципального бюджетов. В разных комбинациях и пропорциях. Транши из Москвы, предназначенные, например, на покупку квартир для ветеранов Великой Отечественной войны, могут добираться до условного дяди Васи через бюджет города Орла, а могут - через управление социальной защиты администрации Орловской области.

Субсидии на строительство и ремонт автодорог, причитающиеся областному центру, могут поступить из федеральной казны на счет мэрии Орла, а могут осесть в территориальном дорожном фонде. Так возникает неразбериха, в которой порой бывает трудно побороть соблазн половить рыбку в мутной воде.

Мы привели два этих примера не случайно. До 1 января 2005 года федеральные деньги на приобретение жилья для ветеранов "осваивал" орган местного самоуправления, то есть администрация Орла. С 2000 по 2004 годы область недодала на эти цели орловцам - ветеранам и инвалидам войны - 125 млн. рублей с гаком. Не добрались до адресатов как федеральные трансферты, которые следуют через областной бюджет, так и собственные субвенции. И все же в 2004 году четыре инвалида войны справили новоселье, а в прежние годы мэрии удавалось уменьшать ветеранскую очередь на 5-6 человек.

Положение изменилось в 2005 году, когда был принят Закон No 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ...". Он все полномочия по обеспечению жильём участников и инвалидов передал областной администрации и облсовету. С тех пор ветераны Орла не получили ни одной квартиры. Тайной за семью печатями остаётся вопрос: выделял ли Центр нашей области субвенции на приобретение жилья, и если да, то сколько? Куда, на что они потрачены? В отчете о распределении средств в 2006 году в графе: "Получено городским бюджетом из областного бюджета" стоит жирный ноль. Хотя на эти цели запланировано выделить 10,9 млн. федеральных рублей. Где они? Уже в области или еще в Москве? А может быть, в каком-нибудь оффшоре на Кипре?..

Мэр Орла Александр Касьянов направил не одно письмо к губернатору Егору Строеву с просьбой не оставить без внимания ветеранов и инвалидов, коль скоро закон перевел стрелки на субъекты РФ. Долгое время тревога градоначальника оставалась безответной. Наконец Касьянова "успокоил" заместитель губернатора Ефим Вельковский. В письме No 6-2911 от 28 августа 2006 года он посоветовал мэру "рассмотреть вопрос использования бюджетных средств дополнительно к средствам федеральных субвенций для обеспечения жильём членов семей ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Если бы Ефим Николаевич написал что-нибудь вроде: "Грузите апельсины бочках..." или "Графиня изменившимся лицом бежит пруду..." - и то было бы понятнее.

И подобная эквилибристика, именуемая межбюджетными отношениями (точнее было бы назвать её "Формулой Авраама Линкольна"), укоренилась у нас испокон века. Когда финансистам удается отслеживать наполняемость каналов, по которым федеральные деньги перетекают из области в город, они бывают поражены их худосочностью. В 2003 году Орёл в массовом порядке принимал в муниципальную собственность и ставил на баланс ведомственное жилье заводов "Дормаш" и "Текмаш", железной дороги и проч. Области было выделено дотаций на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ на сумму 306,2 млн. рублей. Город же, который, собственно говоря, и взял всю убыточную и обременительную коммуналку на свой кошт, поимел от щедрот облбюджета лишь 8,4 миллиона. Целых 2,7 процента!

Еще круче обходятся в "белом доме" на площади Ленина с муниципальными предприятиями областного центра. С 2000 года по первое полугодие 2006-го невозмещенные затраты от предоставления льгот населению из областного бюджета достигли: по МУПП "Орёлгортеплоэнерго" - 45 млн. рублей; по МПП "Орёлводоканал" - 20 млн. рублей; по МУП ЖРЭП (Заказчик) - 50,1 млн. рублей. Для сравнения: за тот же период аналогичная задолженность федерального бюджета этим предприятиям по тем же статьям составляла соответственно 2,0; 3,6 и 4,8 млн. рублей. Таким образом, именно область сделалась самым злостным нарушителем бюджетного законодательства.

...Нынешним летом терпение одного из обделённых "муниципалов" - МУПП "Орёлгортеплоэнерго" - лопнуло, и оно подало иск в Арбитражный суд на областную администрацию, потребовав от неё компенсировать выпадающие доходы. "Орёлгортеплоэнерго" удалось отсудить у администрации Орловской области более 17,7 млн. рублей. Процесс пошел?

... Не так давно один высокий чиновник, известный как мастер высшего подхалимажа, высказался в том смысле, что Орловщине не нужны нефть, газ, золото и прочие алмазы. "Наша нефть, - пояснил он свою глубокую мысль, - это Егор Семенович Строев". Одно, дескать, только имя бессменного губернатора принесет проливной дождь из инвестиций и сделает наше народонаселение самым зажиточным в России.

Прошли годы, тот чиновник стал очень большим депутатом, однако "нефть" в лице главы нашего субъекта, вопреки ожиданиям, отнюдь не озолотила орловцев. Причем, это утверждение справедливо не только в отношении нефтяных (в буквальном смысле) регионов страны - Тюменской области, Ненецкого, Ханты-Мансийского автономного округов, Республики Коми и т.д., где уровень подушной бюджетной обеспеченности населения зашкаливает за 50 тыс. рублей в год, но и наших соседей - губерний Центральной России. Месторождений углеводородов здесь, как известно, нет, залежей алмазов - тоже, но народ живет не в пример лучше нашего. Даже, несмотря на отсутствие губернатора по имени Нефть.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на таблицу, которую мы публикуем. Сегодня на среднестатистического жителя Курска приходится на семь процентов больше доходов городского бюджета, чем на одного орловца; на рязанца - на 42 процента; владимирца - на 62 процента; тамбовца - на 68 процентов, липчанина - на 152 процента. Иначе говоря, мы живем в два с половиной раза беднее, чем население областных центров-соседей. Орёл оказался посаженным на голодный бюджетный паёк в угоду амбициям вельмож из местного "белого дома". Расплачиваются за это горожане.

Одно обнадёживает: цена на нефть на мировых рынках по сей день стабильно растет. Может, предложить им свой товар?..

Алексей Воронков

13.09.06

Орловская Искра
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован