04 июля 2007
604

Улица нон-стоп

Политические партии, игнорируя летнее затишье, приступили к полноценной предвыборной агитации, заказывая рекламные билборды и распространяя печатную продукцию. Вместе с тем политтехнологи все чаще склоняются к уличной агитации, смирившись с тем, что справедливого распределения эфирного времени все равно не произойдет.


В свободном полете

Нынешняя ситуация отличается любопытной противоречивостью: это период полной агитационной свободы, который всегда активно использовался партиями для продвижения в массы своих предвыборных программ. Никаких ограничений по проведению агитации до официального объявления выборной кампании сегодня не существует, замечает эксперт комиссии Госдумы по вопросам практики применения избирательного законодательства Вячеслав Шуленин. По словам эксперта, даже если партийцы будут рассказывать в материалах о своем участии в парламентских выборах, никто придраться к ним не сможет. После начала кампании вся политическая пропаганда должна будет оплачиваться из избирательного фонда, а доступ к СМИ политики смогут получить только за 28 дней до дня голосования.

Медленнее всего включаются в предвыборную борьбу тяжеловесы в лице "Единой" и "Справедливой России". Они слишком заняты распределением мест в избирательных списках, не афишируя при этом жестокую подковерную борьбу внутри самой партии. В тех регионах, где вакансии уже заняты, борьба идет полным ходом. В Москве с начала лета распространяется бесплатная газета "Пробка" с неизменным лицом банкира Александра Лебедева на первой странице. Напомним: Лебедев является первым номером московского списка "Справедливой России".

Для тех, кого эксперты записывают в аутсайдеры парламентской гонки, летнее затишье становится единственным шансом хоть как-то заявить о себе. Как уже сообщала "НГ", новоиспеченная партия "Гражданская сила" в июне оплатила сотни билбордов в Москве и Санкт-Петербурге. Рекламу проекта Михаила Барщевского можно назвать успешной, учитывая скандал, который разгорелся между Центризбиркомом и Федеральной антимонопольной службой. Недавно ФАС признала размещение агитационных материалов на билбордах противоречащим Закону "О рекламе". Первой жертвой конфликта стало курское отделение "Справедливой России", заранее выкупившее десятки городских билбордов. Вчера ФАС все-таки признала правомерность размещения политической рекламы в предвыборный период.

Главный политтехнолог КПРФ Петр Милосердов считает, что "партиям, которые функционируют всегда", билборды не нужны. Компартия давно включилась в работу с избирателями по принципу "от двери к двери". Недавно увидел свет спецвыпуск газеты "Правда" тиражом 2 млн. экземпляров. До сентября повышенным тиражом планируется выпустить еще и "Советскую Россию". Неясной, правда, остается судьба нашумевшего проекта КПРФ - парка агитационных "Газелей", снабженных аудио- и видеоаппаратурой. Эти автомобили коммунисты планируют использовать для агитации в регионах. "Пока у нас имеется только одна, - переживает Милосердов. - У этой технологии есть тонкий момент - для нее нужно большое количество людей, обученных работе с публикой и техникой. Иначе получится проектор на колесах".


Броневичок в кустах

Малую эффективность билбордов подтверждает и идеолог СПС Антон Баков: "Это виртуальный способ борьбы, развлечение для штабистов". Его партия сосредоточилась на "классике политической борьбы" - уличных акциях и агитационной работе. В качестве примера политтехнолог привел митинг протеста в Екатеринбурге, в ходе которого СПС использовал социальные лозунги. Например, такой: "Фрадков рубит капусту, а в карманах пусто".

Другая часть традиционных демократов - яблочники - также готовятся выйти на улицы. В ходе недавнего партийного совета Григорий Явлинский заявил, что в сентябре все руководство "Яблока" примет участие в марше против строительства "Газпром-Сити" в Санкт-Петербурге и эта тема станет для партии ключевой. "Мы думаем, как избежать проблем с согласованием марша, - рассказал "НГ" лидер петербургского "Яблока" Александр Шуршев. - Листовки и газеты уже заказаны в типографиях. Главное, чтобы они не были конфискованы, как это было на марше несогласных".

Партии готовы сделать ставку на уличные акции, поскольку уверены, что весь предвыборный эфир достанется "Единой России". "Это не каменный век агитации, это очень эффективная штука, - отмечает руководитель департамента аналитики группы компаний "Никколо-М" Cтанислав Радкевич. - Митинги не требуют больших усилий для подготовки: штук десять плакатов, громкоговоритель, грузовик, с которого принято выступать. Броневик, как и Финский вокзал, сегодня не обязателен". По мнению эксперта, большие ресурсы на это направление агитации выделит и "Справедливая Россия", раскручивающая себя как оппозиционная партия.

Финансовые возможности партий позволят осенью перевести уличные акции в режим нон-стоп. По расчетам Бакова, только разрешенный избирательный фонд партий с учетом региональных составляющих может превысить 1,5 млрд. руб. Учитывая, что "черные деньги" иной раз составляют две трети партийной кассы, эта сумма может возрасти до 5 млрд. руб. Политтехнолог не сомневается, что СПС и все другие участники кампании легко соберут такие деньги - богатых людей, желающий обзавестись депутатским мандатом, в России достаточно.

Игорь Романов, Наталья Костенко

Опубликовано в Независимой Газете от 04.07.2007
http://www.ng.ru/2007-07-04/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован