17 августа 2004
2749

Ульяна Лопаткина: `Я верю в то, что человек не умирает`

Имя Ульяны Лопаткиной, прима-балерины Мариинского театра, в Петербурге слышали даже те, кто никогда в жизни не был на балете. Мир узнал об Ульяне в 1994 г., когда она сумела в партии Одетты-Одилии сказать свое слово. Тогда критики в один голос заявили, что в историю русского балета вписана новая строка. Ульяна Лопаткина стала феноменально известной, ее называли "лицом" Мариинского театра в России и за рубежом. За шесть последующих лет балерина получила все существующие в стране призы, стала Заслуженной артисткой России. Потом - некоторые проблемы со здоровьем, замужество, в мае 2002 г. у Ульяны родилась дочь Маша, а в январе 2003 г. балерина перенесла операцию на стопе. Первый раз после длительного перерыва в выступлениях прима появилась на концерте в честь 300-летия Петербурга перед президентами сорока стран. Она танцевала свой коронный номер - "Умирающий лебедь", поставленный Фокиным для Анны Павловой сто лет назад. В октябре 2003 г. Ульяна поехала на гастроли с театром в Сан-Франциско, откуда сразу же донеслись восторженные отзывы о чуть похудевшей и от этого кажущейся еще более невесомой балерине. Газеты трубили о "вернувшемся сокровище мирового танца". И, наконец, в январе этого года знаменитая прима снова выступила на родной сцене.

Балетные вообще очень скрытны. Они дружат только друг с другом, женятся друг на друге, но если вам удастся попасть в их круг, вы быстро заметите характерные особенности этого мира - балетные восторженны и ранимы, они тонко думают и чувствуют и, несмотря на свою замкнутость, с радостью открываются человеку, которому доверяют. Ульяна Лопаткина - это особый разговор. Со всеми дружелюбна, радушна, внимательна, но в какой-то момент - хлоп! - створочки закрылись, и дальше тебя уже не пустят. Про нее ходят легенды: одни говорят, она болезненно религиозна, другие - что это все удобная маска...

Я пришла к Ульяне в гости (у нас хорошие отношения). Ее квартира удобна и с любовью обставлена, мы пьем чай с шоколадной пастой (разве балерине можно?), повсюду стоят или висят разнообразные маленькие сувенирчики в виде балеринок в белых пачках. Я очень благодарна Ульяне, что она вот так - искренне, доверительно - рассказала о себе.

Итак,


Первые шаги

В шестнадцать лет мы с подругой решили покреститься. С момента крещения все и началось: новая точка отсчета моей жизни. Я обрела позицию, принципы, которым хотела следовать. Я постепенно набиралась жизненного опыта, - через какие-то книги, мудрых людей, которых начала встречать. Вопреки сложившемуся стереотипу, человек, придя за помощью в храм, не остается одинок. Церковь - это общество христиан. И мы - по сути язычники - принимаем христианство и постепенно воцерковляемся. У нас свои боги - деньги, богатство, мы этому служим, мы к этому стремимся. Мы о Боге ничего не знаем, мы только слышали. Нас затрагивает что-то, мы начинаем прислушиваться, добывать информацию. Мы идем в храм и крестим своих детей, но продолжаем жить по своим собственным правилам. Потом перестраиваем эти правила с большим трудом... Все очень конкретно. Ты становишься православным - и твой жизненный путь меняется. Тебе все время приходится выбирать. Ты борешься и не всегда побеждаешь.

Я выросла в атеистической семье, но мои родители воспитывали во мне стремление ко всему доброму и хорошему. Для меня это и вылилось в то, что я пришла в Церковь. Я не говорю, что я стала доброй и хорошей. Но верующие должны стремиться быть "хорошими" - не компрометировать своего Господа, не очернять своими поступками Его имя. По нашей жизни люди судят о нашей вере и о нашем Боге. А Ему можно служить не только в монастыре, но и в миру.

Я решила так: каждый человек на своем месте может делать какую-то работу для Бога, попытаюсь и я...

Иногда думаешь: как поступить в той или иной ситуации. Что является толчком для принятия какого-то решения? Наверное, внутренний импульс и... "Господи-помоги", - просьба о помощи. И решение приходит, приходит и поддержка. Как написано у Святых отцов, не надо ждать каких-то особенных чудес, каких-то ярких событий. Очень часто человеку думается: увижу чудо - и тогда действительно поверю, и буду жить, как Бог велит. Но помощь приходит чаще всего самым естественным путем: через людей. Через добрый совет, через пример трудностей другого человека. Иногда посмотришь, как кто-то живет - и тебя точно холодной водой окатит. А тот человек - ничего, живет и улыбается, да еще и тебя утешает. Иногда в книжке вдруг слова прочтешь - и получишь ответ на свой вопрос. Так все и складывается, неприметным образом. Но понимаешь, что это неслучайно.


Рисунок танца

Я бы сравнила танцевальные движения с речью. Речь, язык как средство выражения используется всеми по-разному. Он может быть утонченным, деликатным, тактичным. Может быть простым, искренним и понятным. А может - вульгарным и шокирующим. Возьмем, например, "Спящую красавицу", классический балет, где все построено на изысканном слоге, на определенной эстетике, где сама героиня - чистое шестнадцатилетнее существо, которую первая любовь ожидает через сто лет. Сама история целомудренна, и движения таковы. Либо зайдите в кабаре-бар - там тоже движения. Но насколько разные эти движения и насколько разные вызывают они у людей чувства! Поэтому для артиста очень важно рассказать историю своим языком, не допуская грубых и бестактных интонаций.

Мне кажется, что классический балет в наше время перешел в разряд, не побоюсь этого слова, возвышенного искусства. В отличие от того скоморошества и зрелищ, которые называли себя театром во время зарождения театра как такового. Произошли очень большие изменения. Сейчас молодежь приходит смотреть "Ромео и Джульетту" - и им становится скучно! Нет такого потока информации, как в телевидении, не такая быстрая смена картинки, не такая динамика. Люди уже адаптировались к постоянному информационному шоку, и, чтобы воспринять историю, рассказанную языком балета в сопровождении классической музыки, им уже необходима некая внутренняя установка. Я думаю, сейчас просто необходимо ходить на классические балеты и спектакли. Хотя бы с образовательной целью. Не говоря уже о том, что классическая музыка облагораживает душу. Но воспринимать такую музыку - дело непростое. Этому надо учиться.

Желание внутренне мотивировать - почему я здесь, что я могу на этом месте, - у меня появилось достаточно давно. Это проявилось даже в подходе к работе. Если тебе дают любую партию - не важно, что другие говорят "как это тебе подходит!" или "ой, это тебе совсем не подходит!" - в любом случае ты поставлен в ситуацию, которую не можешь изменить в силу определенных причин. Я выбрала такую позицию: то, что я должна сделать, я сделаю как можно лучше, с полной отдачей всех своих сил и, по возможности, не просто качественно и интересно, а - одухотворенно.

Что такое одухотворенность, о которой многие говорят, и без которой танец становится скучен? Если ты трудишься не для своей собственной славы, а для человека, сидящего в зале, если ты хочешь, чтобы сегодня он оторвался от своих бытовых проблем и хоть чуточку задумался о другом - любви, жертвенности, дружбе... Если он просто увидит на сцене такое красивое действие, что у него захватит дух, или слезы выступят на глазах, или поднимется настроение... Если артист к этому хотя бы стремится, задумывается об этом - у него может получиться.

Зависит ли от нас выбор репертуара? Чаще всего нет. Но! Любой человек имеет возможность свободы творчества. Можно, не меняя рисунка танца, расставить какие-то свои акценты, а очень часто бывает, что акценты смещают идею и даже смысл происходящего. Можно нюансами выстроить линию роли так, что получится совершенно другой сигнал, другое ощущение от роли. Главное, чтобы у артиста была цель, к которой бы он стремился. А достигнуть ее можно совершенно незаметными средствами.


Для чего эти вериги

Да, балет - это тяжелый труд. Ради чего? Если подвижники носили вериги ради Бога, то, получается, балерина истязает себя ради собственной формы? Еще говорят, что балетная школа - это концлагерь, в котором у девочек нет никакой личной жизни. А какая может быть личная жизнь у девочек? Самое главное дело их еще маленькой жизни - это учиться. Конечно, кого-то приводят родители для удовлетворения собственных амбиций. Но очень часто дети по своему желанию идут в балетную школу, правда, они не всегда знают, насколько это тяжело. Тем не менее, спроси ребенка, который проучился успешно три, пять лет, - давай все бросим? Настоящий ответ будет: нет, я это не брошу. Настолько уже втягиваешься... Это не процесс самоистязания, а процесс преодоления.

Нет личной жизни? Знаете, это даже хорошо. Ведь что сейчас является личной жизнью для девочки? Раньше подразумевалось, что человек может почитать книжку, сходить в музей, съездить с родителями за город. А личная жизнь в теперешнем понимании - отношения юношей и девушек как замужних мужчин и женщин. Когда они, по сути, еще дети. Я считаю, что для юных душ и организмов хорошо, когда человек учится самодисциплине, умеет себя выстраивать и устраивать, умеет пожертвовать какими-то мелкими удовольствиями - парой пирожных, поваляться часок у телевизора - ради дела, если он приучается трудиться... Но когда ребенок начинает задумываться - для чего все это? - тогда родителям или наставникам нужно позаботиться о том, чтобы он увидел цель, и достаточно высокую. Он должен осознать, что балет, как и другие виды искусства, - это первая ступенька на пути к совершенствованию личности, к отрыву от земного, бытового, как приступочка к лестнице, первый толчок. Вот такой цели и стоит посвятить жизнь.


Вера и традиции

Что такое для меня наша родная, исконно русская и несколько забытая в общей массе православная вера? Во-первых, это принципы жизни. Возьмем терминологию советских лет: порядочный человек или нет. Если мыслить такими категориями, то верующий человек - это порядочный человек. Он придерживается принципов, о которых говорится в Евангелии. Заповеди - это маленькие законы существования в мире. Они человека сдерживают. Например, есть правила поведения в храме. Есть сложившиеся традиции, обряды. Но ведь это - форма выражения чувств человека. Ну не принято в театре класть ноги в грязной обуви на парапет. Не принято ругаться матом, не принято плевать жвачку... Вот и в храме есть свои правила поведения. И почему бы им не следовать, зачем придумывать велосипед заново, если он уже изобретен? Я просто постаралась не зацикливаться на внешнем, а выражать свои внутренние чувства традиционным для православного человека путем. То есть в такой форме, в какой это принято в храме. За внешним найти для себя внутреннее.

Церковь не ограничивает меня, но она меня дисциплинирует. Я должна встать с утра, я не выспалась, и Маша мне не даст поспать, у нее или соска выпадет, или еще что. Но - встать надо. Отодрать свою голову от подушки, заставить себя и пойти в храм помолиться, - за мужа, маму, папу, Машу, бабушку, за тех людей, которых я любила и люблю, пойти и присоединиться ко всем молящимся.

Вот говорят: почему я должен ходить в храм? Человек не должен, никто его не заставляет, это свободный выбор. Я поначалу тоже думала: тяжело стоять, и я ничего не понимаю на этой службе. Но все-таки у меня внутри было желание это понять. Почему-то мне казалось, что так надо. А зачем надо? И вот все эти вопросы внутри перемешиваются - непонимание с усталостью, потом уже просто неудобно уйти: как-то все стоят, а я начну уходить... Полная каша. После уж старалась разобраться во всем этом.

Конечно, я человек слабый, который старается быть сильным. Трезво смотреть на реальность и еще умудряться благодарить Бога: ну, это ничего и то ничего, все образуется. Воспитывать себя, воспитывать. Как только перестал себя настраивать - и хуже стало вокруг, и черное небо, и все не так. Многие говорят: да ты расслабься. Но что я получу? Расслабился - и все покатилось под гору, настроение ухудшается, жизнь начинает расползаться.

Я считаю, что человек должен себя сдерживать. Если он будет выплескивать свои отрицательные чувства на близких, потому что ему нужно разрядиться - что тогда получится? Захотел выплеснуть ненависть или гнев - и выплеснул. Потом пришел: да, ну так случилось, бывает, я сорвался... Любой человек в здравом уме понимает, что он все равно в жизни хоть сколько-нибудь себя сдерживает. А вера - это действительно самодисциплина. Начиная от самых первых ступенек - внешних проявлений - человек идет по лесенке самосовершенствования и постепенно учится сдерживать себя уже в том, что не видно другим, но знает он сам. Так он пытается трудиться над собой.

В детстве, когда спрашивают, кем ты хочешь стать, некоторые мудрые дети отвечают: я хочу стать хорошим человеком. Вот вера, Церковь, Бог учат становиться хорошим (то есть настоящим) человеком. У тебя есть некий отрезок времени: от первого проблеска сознания в младенчестве и до конца жизни. А окружающая атмосфера, люди, ситуации - это поле деятельности, среда, в которой происходит этот процесс, - процесс становиться хорошим. Все это только средства - твоя профессия, личная жизнь, друзья, обстоятельства твоей личной судьбы. Средства для достижения той цели, ради которой Бог нас впустил сюда. Вот этот срок - дойти до смерти, чтобы потом показать результат. И я считаю, что это очень страшно - не верить в то, что человек живет после смерти. Сначала человек может мысли о смерти отодвигать, отодвигать... А это нельзя отодвигать. В жизни постоянно встречаются много маленьких испытаний, человек на них натыкается, преодолевает, становится опытным, он себя как-то реализует, но если у него нет цели и он не понимает, ради чего все это происходит, то он может впасть в такие черные глубины отчаяния! Еще будучи на земле, умереть заживо.

Мне кажется, это самое главное - я верю в то, что человек не умирает. Как дети верят в чудеса. А самое большое чудо в жизни - что смерти нет.


Записала Анна ЕРШОВА

17.08.2004

www.kommersant.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован