28 мая 2002
222

Университет в современном образовательном пространстве

Калмыцкий государственный университет
г. Элиста

Радикальные изменения социально-экономического уклада жизни и государственного переустройства страны предопределяют качественные изменения механизмов, повышающих эффективность регулирования социальных процессов, в том числе и управления ими. Реализация федеральной научной программы `Университеты России`, реалии повседневной практики остро поставили вопрос формирования в регионах страны единой непрерывной системы образования с гибкой системой планирования, подготовки и выпуска специалистов с учетом современных требований рынка труда, образовательных и этнокультурных особенностей, а также и личностных запросов подрастающего поколения. В 2000 г. по договору с Министерством образования Российской Федерации в Калмыцком госуниверситете было проведено исследование `Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования`, позволяющее оптимизировать деятельность региональной системы образования в условиях федеративного государства, проведён анализ управления социальными процессами в Республике Калмыкия и в некоторых регионах Российской Федерации. На этой основе разработаны и углублены концептуальные представления о сущности университета в современном образовательном пространстве и концепция модели университета национального региона, функционирующего в условиях целостной образовательной системы полиэтнической России. Основная проблема, на которой было сосредоточено исследование, - разработка системы управления современным образовательным пространством посредством многопрофильного университета, ориентированного на личность будущего специалиста. Каждый университет - это самоценность, в первую очередь это относится к университетам национальных регионов России, которые благодаря своей специфической миссии призваны не только образовывать и воспитывать Личность, обладающую фундаментальной профессиональной подготовкой по специальности, адаптированную к соответствующей социальной среде, но вместе с тем являющуюся носителем высших гуманных ценностей, органично сочетаемых с духовно-нравственными ценностями национальной культуры, со знанием и уважением языка, традиций и истории своего народа. Именно в национальных университетах задача воспитания молодежи стоит особенно остро, поскольку напрямую сопрягается с проблемой формирования здорового национального самосознания, сохранения этнического языка и культуры. Они должны стать структурами, вокруг которых концентрируется весь политический и социально-культурный потенциал региона, способствующий преодолению нравственного и духовного кризиса, который переживает общество, научить людей наилучшим образом использовать ресурсы территории проживания, чтобы создать достаточный уровень жизни. Национальный университет должен быть центром возрождения, сохранения и развития этнической культуры, языка, истории, центром научных исследований, разработки и реализации наукоемких и информационных технологий через технопарки и т.п. Деятельность университетов по сохранению и развитию этнической культуры является весьма важной для сохранения межнационального мира и согласия. Возникла, качественно новая академическая и социокультурная структура - университетский образовательный округ как система органически интегрированных с университетом образовательных, научных, культурно-воспитательных и производственных учреждений расположенных на территории одного субъекта Федерации. Решается проблема интеграции среднего и высшего профессионального образования, включая согласованность образовательных программ различного уровня. Касаясь механизма обеспечения преемственности процесса образования, следует отметить важное значение итоговых аттестаций и объективности контроля качества подготовки выпускников по завершению каждого уровня образования. В этой связи представляется интересным совмещение выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Образование полностью интегрируется с социумом. Университет формируется как ведущее звено непрерывного профессионального образования в регионе, объединяющее функционально учебные заведения различного уровня. Своеобразным путем идет формирование университетского округа на базе Калмыцкого государственного университета - единственного в республике государственного учреждения высшего профессионального образования. Обеспечение непрерывного образования немыслимо без мониторинга инноваций, их анализа, оценки и включения в процесс передачи и ассимиляции знаний, без взаимодействия с ведущими университетами страны посредством формирования совместных научно-образовательных структур. Университетизация, регионализация, интеграция образовательных структур обеспечат выпускнику непрерывное образование со школьной скамьи до вуза, погружение в среду, включающую культурологическую, общегуманитарную подготовку, способствующую формированию у подрастающих поколений нравственности и духовности на основе этнических и общекультурных традиций.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован