03 марта 2008
1429

Упор - на регионы. Валентин МЕЖЕВИЧ

1-4 апреля в Москве пройдет VI Всероссийский энергетический форум "ТЭК в XXI веке". "МЭ" обратилась к первому заместителю председателя Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Валентину Межевичу с просьбой рассказать о значении форума.



Энергетических форумов проходит достаточно много - Неделя нефти и газа, другие конференции, на которых, как правило, собираются профессионалы достаточно высокого уровня. Достоинство нашего форума в том, что он всероссийский, и для диалога приглашаются не только специалисты высокого уровня, не только представители федеральных органов управления, но и различные общественные объединения, а самое главное - регионы. Как правило, в пленарных заседаниях и "круглых столах" принимают участие свыше 60 региональных делегаций.

Главный документ форума - его декларация. Вырабатываются и рекомендации "круглых столов". Они направляются в правительство и используются при оценке и подготовке программных документов как экспертная оценка ситуации специалистами, в том числе региональными. Поэтому, проводя очередной форум, мы проверяем, что из наших прежних рекомендаций попало в стратегические документы. И если видим, что проблема еще не получила адекватного разрешения, продолжаем ее обсуждать и настаивать на разработанных нами предложениях. В основном рекомендации направляются в Минпромэнерго.

Нынешний форум будет проходить в интересное время - период разработки социально-экономической стратегии России до 2020 года. Владимир Путин 8 февраля на расширенном заседании Госсовета озвучил ее основные параметры. В этом же году должна выйти Энергетическая стратегия до 2030 года. В 2008 г. прекращает свое функционирование РАО "ЕЭС России". И площадка форума будет в том числе предоставлена для того, чтобы рассказать о достигнутых результатах в реформировании электроэнергетики и, может быть, о тех проблемах, которые в процессе этого реформирования проявились.

Форум не пройдет и мимо такой важной темы, как всемирная энергетическая безопасность. К 2015 г. прогнозируется удвоение использования первичных энергоресурсов - если мировая экономика продолжит развиваться нынешними темпами. В ней все более и более заметную роль начинают играть "молодые тигры" - Китай и Индия. За пятнадцать лет предполагается удвоение и потребления электроэнергии. И в этих "удвоениях" 45% займут как раз Китай и Индия. Прогнозируется к тому же, что 3/4 удвоения потребления электроэнергии обеспечит уголь - а это уже глобальная экологическая проблема. Поэтому мы будем обсуждать, как запустить процессы, которые позволят не так сильно влиять на изменение климата.

И, конечно же, обсуждать, как при обмене энергоресурсами избежать серьезных международных конфликтов. Такие страны, как США, государства ЕС, которые уже сегодня потребляют большие объемы энергоресурсов, безусловно, тревожатся по поводу их исчерпания и высоких цен на них. Особенно тех, которыми они не обладают. Поэтому эти страны настороженно относятся, например, к возможности создания газового ОПЕК. Безусловно, США и ЕС очень внимательно следят за перераспределением и мировых нефтяных ресурсов с учетом того, что на эту "поляну" вступают Китай и Индия.

Наверное, уже необходимо предметно обсуждать с всемирным сообществом: что же это такое - мировые энергетические системы? Ведь это не только объекты производства, транспортировки и распределения электроэнергии. Они многократно сложнее. К ним относится и нефтепроводный транспорт, "достроенный" танкерными перевозками. И газотранспортная система, которая сегодня наращивается перевозками СПГ. И система транспортировки топлива по железным дорогам. И над всеми ними возвышается система высшего уровня - электроэнергетическая. Сейчас пришла пора обсуждать архитектуру мировых энергетических систем: где сегодня еще можно размещать их объекты, производить электроэнергию, куда ее удобнее доставлять, где можно добывать уголь и где сжигать его, чтобы не создавать недопустимую нагрузку на окружающую среду? По-видимому, здесь потребуется некая многоуровневая система достижения энергетического согласия. Тогда в мире, может быть, будет меньше драк за энергоресурсы.

На форуме предстоит обсудить и современную схему управления российской электроэнергетикой, в которую внес изменения Федеральный закон No 35*. Насколько готова федеральная система управления, в частности, Федеральное агентство по энергетике, заменить РАО "ЕЭС России"? Достаточно ли будет нормативной базы, создаваемой к июлю 2008-го? На форуме мы планируем обсудить Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., поскольку и регионы смогут высказать свое отношение к этому размещению и срокам ввода объектов. Наверняка будут обсуждаться и проблемы кадрового обеспечения развития электроэнергетики. Поскольку при смене собственников в энергетических компаниях уже возникли не только положительные, но и негативные моменты - кое-где менеджеры заменяются целыми командами (например, в ОГК-3 и в ОГК-5). Всегда ли это хорошо? Ведь в электроэнергетике эти команды складывались годами - с профессиональным и менеджерским подходами, с особой интуицией и т.д.

Еще одна проблема - готовность нашего строительного комплекса принять динамично растущие заказы, причем не только со стороны Росэнергоатома, но и других генерирующих, а также сетевых компаний. Мы действительно до сих пор мало строили, и соответствующая компетенция сохранилась лишь в небольшом числе организаций. И их уже не хватает на всю страну.

Такая же серьезная проблема - возможности отечественного энергомашиностроения. На иностранном оборудовании, особенно когда это касается крупного, мы не выедем. Здесь уже затрагивается вопрос технологической безопасности России. Поэтому необходимо использовать как минимум 75-80% нашей техники. Ведь при длительном цикле работы энергетического оборудования - до 50 и более лет - оно постоянно будет нуждаться в запасных частях и модернизации. И при будущих изменениях в международной обстановке большая доля иностранной техники может выйти нам боком.

Поэтому и надо сейчас усиленно развивать производство отечественной техники, пусть и после длительной паузы. Несмотря на то что возникла очень тяжелая ситуация: часть заводов атомного энергомашиностроения осталась в ближнем зарубежье (например, харьковский Турбоатом), а наш волгодонский Атоммаш вынужденно переориентировался на другие заказы. Пока Ижорские заводы способны ежегодно производить корпуса атомных реакторов лишь для полутора блоков, а нужно для четырех. И необходимо серьезное техническое перевооружение энергомашиностроительных заводов. В рамках форума запланирован специальный "круглый стол", на котором все эти проблемы будут предметно обсуждаться. Мы готовы выслушать предложения энергомашиностроителей и довести их до федеральных органов власти. Возможно, проведем "круглый стол" и по атомной энергетике (эксплуатация нынешних станций, реализация масштабной программы строительства).

На форуме пройдет "круглый стол" и по перспективам более активного энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии. Раньше у нас законодательно не было закреплено никаких преимуществ по ВИЭ. Наконец в Федеральный закон No 35 нам удалось внести целый ряд преференций для возобновляемых источников (биогаз, ветровая и солнечная энергия). После предполагаемого скорого выхода постановления правительства администратор торговой системы будет обязан покупать электроэнергию от ВИЭ. При этом будет введена система так называемых зеленых сертификатов, которые позволят за счет всех остальных участников рынка электроэнергии обеспечить безубыточную работу возобновляемых источников.

В речи президента перед Госсобранием 8 февраля прозвучали такие ключевые слова, как энергоэффективность и энергосбережение. И здесь вызывают некоторое недоумение попытки внести изменения в действующий закон "Об энергосбережении", который давно не работает. Все попытки, предпринимавшиеся с 2003 г., изменить закон натыкаются на идеологическую невозможность сделать это. Даже несмотря на обязательство правительства выпустить обновленный закон. Хотя подобный закон, который должен запретить использование неэффективного энергетического оборудования, был бы весьма полезен. Должны появиться и законодательные нормы по проведению энергетических обследований предприятий, разработке мероприятий по сокращению потребления всех видов энергии. Потому что потребность во все больших объемах энергии должна сокращаться за счет применения эффективных энергетических технологий.

Совет Федерации давно занимается, в связке с Минпромэнерго, законодательным обеспечением теплоснабжения. Недавно многострадальный закон уже в четвертый раз отправился в ведомства на согласования. И мы обязательно обсудим ситуацию с ним на форуме. Если же он в очередной раз затормозится, то мы тогда попросим подключиться председателя Совета Федерации Сергея Миронова, чтобы обращаться непосредственно уже к президенту и председателю правительства. Для того чтобы ведомства после трех лет хождения кругами практически готового документа наконец-то выпустили его на уровень правительства.

Записал Михаил Классон
03,03,2008г.
http://www.worldenergy.ru/doc_20_46_2430.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован